Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1282) → Игумен Фома (Василенко): Жития для жизни

Игумен Фома (Василенко): Жития для жизни

№1 (1282) / 1 января ‘25

Беседы с батюшкой

Я почитал историю конца XIX – начала XX века, и оказывается, тогда читать жития было очень популярно. Но самое интересное заключается в том, что это чтение было популярным среди крестьян, образованных рабочих, и при этом жития практически никто не читал в среде, так сказать, продвинутой интеллигенции. Более того, исповедание Православной веры считалось недостатком. Я сегодня зашел в церковную лавку. Да, есть Священное Писание, Новый Завет, молитвословы, а вот житийной литературы практически нет. Как Вы думаете, почему?

– Вы начали говорить о крестьянах, о рабочих, и мне сразу пришло на ум, что в Священном Писании написано: в поте лица твоего будешь есть хлеб. Трудящиеся люди все-таки это исполняют. Они добросовестно трудятся в поте своего лица. Им и остальное близко, что касается Священного Писания. Не в том смысле, что да, я об этом знаю, а это касается их лично. Поэтому читали и читают жития именно те, кто на себя примеряет все, что полезного узнают для вечной жизни. Они не рассуждают отвлеченно, холодно.

По моему мнению, очень многие жития святых написаны будто под копирку, да еще и в угоду каким-то политическим движениям. Жития святых выставляют именно в таком свете среди людей, которых вы назвали продвинутой интеллигенцией. Я бы ее назвал «продвинутой интеллигенцией» в кавычках. Потому что классический интеллигент не будет относиться насмешливо к наследству, которое существует в Русской Православной Церкви. Кто такой интеллигент? Это тот, кто собирает знания и критически подходит к тому, что собирает. Это ученый. А ученый в своих рассуждениях, в своих поисках поднимается до такого уровня, что он видит, что дальше, как говорит Священное Писание, мгла. Бога называют и светом, и мглой. Дальше мгла, то есть дальше невозможно уму человеческому проникнуть, настолько он немощен в отношении того, что касается Божественной природы.

Мы как-то говорили, что у нас в Православной Церкви есть такое, что Бог находится вне материи, вне энергии, вне пространства, вне времени. Он все это сотворил, но определить Его какими-то категориями невозможно. Он – не то, не то и не то. Просто Его невозможно описать. Мы знаем, что Он Творец, но разве можно этим словом Его описать? Он намного больше этого слова, хотя и Творец всего. Можно еще сказать, что Он всемогущий, вездесущий, вечный. Но все-таки эти слова не будут до конца Его описывать.

Готовясь к передаче, я почитал разные мнения о житиях святых. Больше всего мне понравилось то, что пишет в предисловии к житиям святых сербский святой, святитель Иустин Попович. Я читаю, что он пишет, и думаю: «Вот оно! Вот это то, что надо». Вот эту статью я рекомендую всем почитать. Ее можно найти в интернете. Он там говорит: «Ты учитель – стань святым учителем». Образно говоря, применимо к нашему времени, ты водитель – стань святым водителем, ты гастарбайтер – стань святым гастарбайтером, ты полицейский – стань святым полицейским, ты родитель – стань святым родителем, ты дите – стань святым дитем, ты профессор – стань святым профессором, ты доктор – стань святым доктором.

Я считаю, все настолько проникнуто благодатью Святого Духа, что, когда это читаешь, уже переживаешь бытие не от мира сего, какое-то возвышенное. Я сам регулярно читаю жития святых, потому что я к себе отношусь, как в фильме «Аватар», где главный герой попадает в племя, и ему говорят: «Невозможно наполнить сосуд, который полон», а он говорит: «Мой сосуд пустой». Я о себе тоже примерно так считаю, хотя у меня есть ученая степень, я магистр богословия, но я не считаю, что это меня приближает к совершенству. А совершенство для нас с вами цель: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Поэтому, когда я сравниваю различные мнения, мне скорбно за тех людей, которые критикуют жития святых. В каком смысле скорбно? В том смысле, что они претыкаются о что-то свое, что они считают достоинством. Например, ученость. Святитель Феофан Затворник говорит, что ученость бывает иногда препятствием для человека, она бывает его врагом. Вроде бы, ученость – хорошая вещь. Но, возвращаясь к святителю Иустину, есть ученость, а есть святая ученость. Между ними есть разница. Я прочитал у святителя Феофана, что просто ученость – как идол в моей душе. Можно найти много разных идолов, которые кажутся хорошими ориентирами, но на самом деле являются идолами и уводят человека от Бога.

Если бы мы вот это отвергли, относились к себе критически и дали бы возможность в нашу голову прийти каким-то другим мыслям, которые мы считаем смешными, о которых даже говорить не хочется, которые мы считаем ниже нашего достоинства, если бы мы допустили возможность диалога, тогда мы уже относились бы к интеллигенции. Потому что интеллигенция как раз, в моем понимании, допускает вот эту возможность рассмотреть под разным углом. Что такое критика? Это – так посмотреть, так посмотреть, посоветоваться с теми, посоветоваться с этими. Возьмем современных психиатров. Один психиатр иногда не может поставить диагноз человеку. Они созывают коллегию, и все вместе уже его устанавливают. Так и здесь. Нужно дать возможность.

Все-таки сколько уже веков житиям святых, сколько веков наша держава воспитывается на таких примерах! Наши предки читали Священное Писание, Псалтырь и жития святых. Тогда еще не было составлено таких сборников, как у нас сейчас есть. Если зайти в духовно-просветительский центр на Невском, 177, там столько разных вариантов житий святых. Не только святителя Димитрия Ростовского, но и патерики, лавсаики, лимонари, «Луг духовный», можно найти «Четьи-Минеи» святителя Макария. Много всего.

Конечно, некоторые вещи трудно читаются, потому что не адаптированы к современному языку. Современный язык все-таки поддается влиянию цивилизации, а цивилизация приносит удобства. Но в этом удобстве есть свое отрицательное пятно: легкость противоречит тому, что сказано, что надо нести свой крест, что Царство Небесное нудится, в поте лица твоего будешь есть хлеб. Это же никто не отменил. А вот эти цивилизационные вещи стараются это все как-то разрушить, облегчить человеку жизнь, чтобы чтение было легким. А надо ли это? Ладно, крупный шрифт, потому что зрение слабое, но есть другие вещи. Например, там полным-полно чудес, и читается как сказка, а не надо как сказку читать. Надо просто помнить, что Бог всемогущий, а насколько всемогущий, мы не знаем. Но, например, из своей личной жизни я знаю, что невероятные вещи могут быть.

Вопрос телезрителя из Гатчины: «Когда мы читаем жития святых, может сложиться мнение, что они с самого рождения восходят прямым путем к Богу. Но это не так, потому что нам известно о покаянии святых. Я прочитал, что примириться с жизнью в состоянии падения – это самое страшное и гибельное для христианина. Что Вы скажете на это?»

– Я так понял, речь идет о потере надежды. Примириться со своим греховным состоянием, то есть согласиться с этим, сдаться. Это отчаяние, а отчаяние – смертный грех. То есть человек махнул рукой: «А, ладно, пускай все так и будет, не буду ничего делать, погибать так погибать». Конечно, это плохо, с этим мириться никак нельзя.

И дух человека с этим не согласен. Он ведь от Бога исшел, он ищет Бога и не согласен оставаться в этом состоянии и тревожит душу. Человек думает, что обретет покой, махнув рукой: мол, не буду бороться, так спокойнее. Но это самообман, нельзя найти покой в этом состоянии. Покой можно найти только в Боге. Потому что душа вышла от Бога и ищет Его опять, чтобы найти удовлетворение, которое ни в чем другом найти не может.

Сдаваться нельзя. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, говорит Господь. Побеждающему что? Побеждающему свое греховное состояние, которое человек получил в наследство. Это общечеловеческое греховное наследство. Тот, кто побеждает это, обретает Божию благодать и меняется, преображается, обоживается, становится святым.

Мы говорим, что нужно учиться на ошибках других, чтобы не совершать своих. Но, как правило, мы учимся только на своих ошибках. В житиях святых мы не читаем о том, какие ошибки они совершали, какие падения испытывали, а читаем о том, как они достигли святости. То есть, читая жития святых, мы не ищем чужие ошибки, но наши ошибки, наша греховная жизнь обнажается еще больше. Получается, что жития, как и Священное Писание, тоже могут помочь прийти к осознанию своих грехов. Или это не цель чтения житийной литературы?

– Святитель Иустин (Попович) говорит, что жития святых – это продолжение деяний апостолов. В Деяниях апостолов в Евангелии мы видим, что там не скрываются недостатки апостолов. Мы видим, что апостол Петр отрекся, что апостол Фома не поверил. Ничего не скрывается. В апостольских посланиях еще ярче раскрываются детали недостатков, которые были у апостолов. В житиях святых мы тоже видим недостатки, они не ставятся в центр повествования, но и не отбрасываются, не замалчиваются; они показывают, каким человек был и каким стал, на что способна благодать Божия. Нужно только подготовить свое сердце, дать благодати прийти и действовать в нем. Сам человек ничего не может, но он может довести себя до состояния решимости жить так, как святые.

Мы каждый год Великим постом читаем житие Марии Египетской. Это же пример для всех грешников: она так глубоко пала и так высоко поднялась, что во время молитвы парила над землей. И таких примеров очень много.

Кто-то из святых сказал, что, когда читаешь жития святых, пребываешь в раю. Наверное, это как апостол Павел говорил: в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю... Я с этим согласен, это находит отклик в моей душе, что, читая жития святых, находишься в раю. Другое дело, что ты подразумеваешь под раем.

Вопрос телезрительницы Татьяны из Москвы: «Я люблю читать жития всех святых, но мой любимый святой – Иоанн Кронштадтский. Он легко пишет, советы у него легкие. Но начинаешь делать – ничего не получается, все кувырком, одни и те же ошибки. Куда нам до Марии Египетской? Батюшка мой говорит, чтобы я хотя бы старалась. Я стараюсь, но у меня все наоборот. Естественно, и уныние появляется. Успокаиваюсь словами апостола Павла: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Успокоюсь – и довольна. Но разве это правильно? Мне кажется, это неправильно».

– Когда слушал вопрос, вспомнил преподобного Амвросия Оптинского. Есть двухтомник «Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев», там ответы на вопросы, коротенькие поучения. Так вот, в одном из вопросов кто-то ропщет на бедность, а старец отвечает: «Благодари Бога, что ты бедная. А вот были бы у тебя деньги, ты бы себя показала!»

Нужно благодарить Бога, когда у нас нет каких-то духовных дарований. Слава Богу, что мы видим, что мы грешны. Ведь есть такие, кто этого не видит. А когда видишь, что ты грешен, то скорбишь об этом, каешься, может быть, даже плачешь (я говорю именно о внутреннем плаче, от которого бывают и внешние слезы) о том, что ты такой-сякой. И уже за это нужно благодарить Бога, что есть какое-то духовное зрение. Если Богу будет угодно, Он даст какой-то дар.

Конечно, нам нужно уклониться от зла и сотворить благо. Но здесь есть опасность, что, когда мы от зла уклонимся и начнем творить благо, мы можем себя показать. Как в истории о каменотесе. Он зарабатывал деньги своим трудом и делил их на три части: оставлял бедным, на храм и себе. Жил очень скромно. Святой старец заметил его добродетель, молился о нем, просил Бога, что надо бы ему богатства. Кто-то из святых явился старцу и говорит: «Ты за него ручаешься?» Старец ответил: «Да». И что в итоге? Этот каменотес нашел клад, разбогател, стал подниматься по социальной лестнице, чуть ли не к царю стал вхож и забыл о бедных. Старец увидел его в новом состоянии, что он перестал заниматься милосердием, и раскаялся в том, что просил за него, стал молиться о том, чтобы Господь вернул его в прежнее состояние. И ему пришлось потрудиться в своем молитвенном подвиге. Потом ему снова явился тот же святой и сказал, что не надо ни за кого ручаться. Даже себя не знаешь. Дали человеку богатство – и он себя показал. Пока он был бедным, он был сострадательным к другим людям. Как только стал богатым – исчезло сострадание. Трудно объяснить, почему так произошло. Так вот, потом постепенно этот каменотес впал в немилость, обнищал и опять стал заниматься своим трудом. Для него это было спасительно.

Скорбеть нужно о том, что мы грешные, а не о том, что мы не такие праведные, как Иоанн Кронштадтский, и не можем сразу исполнить его советы. Нужно каяться, что грешный (грешная), что холодно каюсь, что мечтаю о себе, фантазирую, думая, что было бы лучше, если бы у меня было вот так. Это же фантазии.

Если говорить об Иоанне Кронштадтском, то «Моя жизнь во Христе» – это одно. Когда мы читаем его дневники, видим, сколько вопросов было у него самого. Он говорит: «Покаешься – и Господь снова дает тебе некое пространство в душе твоей». Ведь он тоже испытывал это...

– Да, он все это пережил. Это же дневник, своего рода Исповедь. Я читал, что это было такое упражнение, ведение дневника было распространено в то время. Я не знаю, кто сегодня ведет дневник. Мне как-то подарили шуточный подарок – дневник. На обложке написано «Дневник моих славных дел». Это была шутка, но я решил использовать этот подарок, решил попробовать вести дневник. У меня не получилось. Видно, каждому нужно свое лекарство для души, ведь мы все разные. И жития святых это показывают. Они все святые, но есть разные титулы: благоверный князь, равноапостольный, апостол, ради Христа юродивый, преподобный, мученик. Но всех объединяет одно: они достигли святости, праведности. Это все пути к святости. Цель одна – достижение святости.

Кстати, праведный Иоанн Кронштадтский очень горячо защищал традицию чтения житий святых. В его время люди, считавшие себя интеллигентами, нападали на это, унижали достоинства этой литературы за то, что она написана неинтересным языком. Но это же не развлекательная литература. Чтение этой литературы успокаивает, дает радость, но не развлекает. Хотя бывает такой грех – чтение (даже духовной литературы) ради развлечения. Бес же не оставит человека в покое. Как говорится, если в двери не пускают, полезет в форточку; в форточку не пускают – через замочную скважину. Человек не грешит здесь делами, словами, мыслями, но начинает грешить чувствами: ему начинает казаться, что он что-то обоняет, слышит голоса, видит ангелов. Надо помнить, с кем мы имеем дело.

У Льюиса есть «Письма Баламута», там об этом очень хорошо сказано... Хочется затронуть тему поста. Сейчас идет Рождественский пост, потом начнется Великий пост. Раньше люди брали на себя подвиг: за пост прочитывать всю Библию, например. Можно ли взять на себя подвиг чтения житийной литературы?

– Это не подвиг. Подвиг – от слова «двигаться». Чтение вообще-то должно быть нормой для того, кто решил заняться своим спасением. Это нужно ввести в привычку. Святитель Феофан Затворник говорит: «С утра – Священное Писание, после обеда – жития святых, на ночь – творения святых отцов». Можно попробовать так. Ведь кто, кроме меня самого, запрещает мне это попробовать? Я же свободный человек. Если, конечно, я не колю дрова, не хожу с ведром на речку, не дою корову. Сейчас, наверное, нет таких людей, так занятых бытом. У нас же есть свободное время.

Помню, однажды протоиерей Димитрий Смирнов советовал человеку, который хотел бросить курить: «Не ставь себе большую задачу, что бросишь курить раз и навсегда; она тебя раздавит. Поставь перед собой задачку пару часов не курить. Например, не курить до обеда».

Так и здесь: утром читать Священное Писание, после обеда – жития святых, вечером – святых отцов. Сейчас все привыкли пользоваться смартфонами. В смартфоне можно открыть сайт «Азбука веры», найти краткое житие святого. Ниже есть кнопочка «развернуть» – и открывается полное жизнеописание. Но хотя бы краткое почитайте. И смотрите, поступаете ли вы по совести: действительно ли у вас нет сил и времени, или вы лукавите? Надо научиться говорить себе правду.

Это вроде бы и подвиг, с другой стороны – движение к нормальному состоянию. К сожалению, мы называем это подвигом. Подвиг – это о чем-то высоком; за подвиг звезду героя дают. А вообще, это движение к себе, чтобы потом принести себя в жертву Богу... Мы не можем остановиться на себе.

Жертва Богу – дух сокрушен... Пост еще долго будет идти, и, может быть, мы сумеем увидеться до Рождества Христова и поговорить о притчах Господних, потому что это тоже очень важная тема.

– Все важно. В жизни духовной мелочей нет. Верный в малом и во многом верен.

Записали:
Нина Кирсанова
и Таисия Зыкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс