Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы будем говорить о том, может ли человек узнать свое предназначение. Тема интересная и во многом неожиданная. Дорогой отец Корнилий! У людей всегда есть желание узнать свое предназначение, свою судьбу и успокоиться по этому поводу. С другой стороны, это желание может быть связано с оккультизмом, когда человек хочет узнать все у астрологов или гадалок. Но как только мы обращаемся к вере, теряется возможность узнать о себе что-либо. Например, мы никогда за богослужением не читаем Откровение Иоанна Богослова. Может быть, там мы могли бы узнать, что нас ожидает, но для нас это закрыто. Вот и вопрос. Может ли человек узнать свое предназначение?
– Давайте разделим, потому что предназначение человека – это одно, и мы, христиане, его знаем. Это вхождение в Царствие Небесное. А вот узнать волю Божию о себе – это другое. Она непознаваема и непостигаема, потому что является именно волей или видением Бога о нас. Мы не можем сказать, как Господь нас видит, как Его Промысл ведет нас. Это сокрытый момент, потому что он находится в произволении Божием. Нужно начинать с малого, со своего предназначения, его-то человек может и должен выявить. Сегодня существует инфантилизм среди молодежи, люди не понимают, чем им заниматься, где бы пристроиться, что приносит им удовольствие, а что нет. Это говорит о том, что люди не задумываются о своем предназначении в жизни. Спрашиваешь кого-нибудь, допустим, почему он стал врачом, и он тебе может четко сказать, что его мама или папа были врачами, он видел, как они работают, и загорелся, понял, что хочет так же. То есть увидел свое предназначение.
Для христианина, конечно, основное предназначение – войти в Царствие Небесное или, как говорил Серафим Саровский, стяжать благодать Духа Святого. Мы все знаем, что умрем. Этот момент у нас не только в будущем, но как бы уже и в настоящем, потому что мы знаем, что рано или поздно он настанет. Следовательно, надо прожить свою жизнь так, чтобы было не стыдно за нее.
Вы были настоятелем храма Казанской Иконы Божией Матери в городе Нарва-Йыэсуу, а сейчас стали клириком храма Воскресения Христова в Нарве. Я думаю о том, что сейчас с Церковью в Эстонии и других европейских странах начинаются реальные проблемы. Начинает меняться жизнь людей, которые были прихожанами православной церкви Московского Патриархата. Например, мы живем в благоденствии, посещаем храм, но внезапно меняются внешние обстоятельства. Я понимаю, что если мы ищем только спасения, то и все неприятности воспринимаем именно в таком свете. Тем не менее, жизнь человеческая меняется и под воздействием внешних факторов. Я имею в виду конкретную ситуацию с Русской Православной Церковью в Европе.
– Может быть, я когда-то говорил здесь, что, когда отец Иоанн Крестьянкин еще был мальчиком, начались гонения на Церковь. Двух епископов в Воронеже, которых он знал, арестовали. Церкви стали закрывать. Отец Иоанн говорил: «Я не понимал, как это может происходить, и тогда мне моя мама сказала, что Бог плохо не сделает, значит так надо». У него эта фраза даже была выписана. «Бог плохо не сделает, значит так надо». Все, что посылается на жизненном пути, мы можем и должны преодолевать. С другой стороны, если говорить о понятии судьбы, хотя в христианском восприятии ее нет, но даже в классическом языческом изводе их боги никогда не могли преодолеть рок, то, что им было предначертано. Все знают миф об Эдипе. Ему было предсказано, что он женится на своей матери и убьет своего отца. Эдип ищет выход из этой ситуации, уходит от своих родителей, которые его воспитали. Однако они не были его настоящими родителями. В итоге он убивает своего настоящего отца и женится на своей матери. То есть даже в греческой, римской мифологии и во многих других мы видим, что люди мыслили судьбу как неотъемлемую и непреложную, как то, что невозможно изменить, от чего невозможно укрыться. Конечно, мы помним советскую песню: «Ну что сказать, ну что сказать, устроены так люди, желают знать, желают знать, желают знать, что будет». Действительно, человек всегда стремится знать, что с ним будет в тот или иной момент. Хочет постелить себе соломку, мол, буду знать, что здесь со мной произойдет то или иное.
С другой стороны, прелесть жизни заключается в том, что мы до конца не знаем, как она будет складываться. В первую очередь нас должна защищать наша сформированная личность. Те принципы, по которым мы живем, наши нравственные, этические установки. Тогда трудности, выпадающие в жизни каждого человека, будут преодолеваться. А вот это знание заранее, оно все равно ничего, как видим, не несет. Даже когда тебе предсказывают, что с тобой что-то произойдет, это обязательно произойдет. Стоит ли ждать? Как сказал профессор Алексей Ильич Осипов: «Хотите, я вам расскажу, что с нами будет? Мы все умрем». Действительно, это единственное непреложное знание, которое помогает правильно сформировать свою жизнь. Если человек будет иметь память смертную, то, как говорят святые отцы, он вовек не согрешит. То есть проведет свою жизнь на высоте, выстроит ее на определенном уровне, потому что будет помнить об основных ценностях жизни.
Кроме того, так человек будет проживать каждый момент жизни как дар. Самое основное – это момент, который мы проживаем сейчас. У нас есть только он и только время, которое нам дано в нем. Прошлого уже нет, будущего еще нет. Только этот момент. Такое отношение помогает прожить глубокую, осмысленную и полноценную жизнь.
Вспомним известного психолога и психотерапевта Виктора Франкла. У него есть всем известная книга: «Сказать жизни да!» Он пережил этот выбор, когда в Австрии начались притеснения евреев, а он был из еврейской семьи. Виктор, будучи известным к тому времени ученым, мог покинуть Австрию, но там оставались его родители и жена. Когда он шел по городу, ему попался осколок от синагоги, камешек, и на нем была написана пятая заповедь. Он подумал, что, видимо, Господь указывает ему остаться. И он остается в этом городе, попадает в лагеря и проходит их. Мы видим, какой урок он выносит из всего этого. Во-первых, благодаря прожитому опыту, Виктор сумел помочь многим людям, да и сейчас его школа логотерапии помогает огромному количеству страждущих. Во-вторых, мы видим, что именно благодаря пережитому событию в его жизни он не отчаивается.
Кстати, он пишет удивительные слова о надежде. В том лагере, где он находился, не было печей. Должен был приезжать поезд, который забирал людей и отвозил в другой лагерь, где печи были. Виктор попал в этот список. Завтра за ним должны были приехать, но почему-то на следующий день поезд не пришел. Многие могли бы покончить жизнь самоубийством, или отчаяться, зная, что они в этом списке. Однако в такой момент, если человек не теряет надежду, то возможно многое. Пусть что-то происходит независимо от тебя, помимо твоей воли, но ты всегда имеешь это упование и островок надежды. Замечательно, что благодаря этому человек становится человеком, потому что он имеет упование и надежду, и может таким образом определить свою жизнь.
Есть замечательный образ: каждый раз перед нами открываются тысячи дверей, но войти в этот момент ты можешь только в одну. Когда ты в нее входишь, все остальные захлопываются, но перед тобой снова открывается тысяча дверей. Ты можешь войти только в одну дверь в тот или иной момент. Мы видим, что так и происходит в нашей жизни. Я могу выбрать между одним садиком и другим. Выбираю один из этих двух, потому что в два садика ходить не могу, и мой ребенок попадает в определенный круг преподавателей, в окружение детей, которые формируют его. Я выбираю ту или иную школу, институт, направление в своей жизни. Всегда вытаскиваю только один момент из своей жизни, хотя для меня изначально предполагается тысяча вариантов. Самое важное, что есть в жизни – ценить и правильно акцентировать внимание на том, что ты похитишь из пасти вечности, что станет реальностью и действительностью. Тогда мы действительно сможем прожить нашу жизнь в полной мере, отдавая отчет за нее перед Богом. Зачастую люди ездят к старцам, пытаясь узнать у них о своем предназначении или о том, что Господь думает о них. Или ищут колдунов, экстрасенсов, гадалок и прочее. Все это показывает, что человек не способен взять ответственность за свою жизнь. Он не хочет сделать выбор, который предлагает ему Господь. Этот выбор существовал изначально, мы видим, что Адаму было предложено вкусить или не вкусить от запретного плода древа познания добра и зла. В этом отношении у Адама был выбор – да или нет. В зависимости от этого выбора совсем по-разному устроилась бы жизнь как его, так и всего человечества.
Опять же, Господь принимает этот выбор. Часто люди задают вопрос: «Почему Бог искушает, можно сказать, Адама, дает ему эту заповедь о невкушении с запретного древа познания добра и зла? Если бы этой заповеди не было, то не было бы никакого нарушения и изгнания из рая». Однако именно добровольный выбор делает человека человеком, позволяет ему встать и сказать, что он подобен Богу. Действительно, подобие Божие заключается в свободном выборе человека. Господь этот выбор изначально предоставляет как нравственный для Адама и Евы, чтобы они возрастали в духовной жизни, а без заповедей этого быть не может. Да и мы всегда выбираем в нашей жизни, вкусить или не вкусить, послушать голос одного или другого. Я думаю, что именно благодаря этому жизнь наша становится полноценной.
У меня есть еще один очень сложный вопрос, касающийся предназначения, и не могу не использовать слово «судьба». Я несколько раз сталкивался в своей жизни с такой проблемой, когда живет человек, и вдруг тяжелейшая болезнь, и он очень скоро угасает. Бывает даже так, что люди просто перестают сопротивляться. И наоборот, когда человек начинает усердно молиться и при этом не расслабляется, то он побеждает тяжелейшую болезнь. Тяжелейшие болезни имеют отношение к предназначению человека? Как это принять как волю Божию? И стоит ли так делать?
– Я думаю, что любой момент в нашей жизни мы можем принять как волю Божию обо мне.
То есть и не сопротивляться?
– Почему? Меня Господь поставил в эти условия. Будем помнить, что болезни не от Бога, а потому что мы живем с вами в поврежденном мире, где есть болезни и смерть. Болезнь как раз показывает поврежденность этого мира грехом. Важно, как я отнесусь к своей болезни, буду ли я стремиться ее преодолеть или нет. Был удивительный случай, когда один спортсмен, который ходил в горы, сломал там себе ноги и попал в больницу. Реабилитация была очень тяжелой, и никто не мог его сподвигнуть на то, чтобы он начал заниматься собой. Он совсем впал в уныние от того, что больше не может пойти в горы. Тогда один из мудрых священников, придя к нему и увидев брошюру о походе в горы, сказал: «Может быть, болезнь, которой вы сейчас занимаетесь, это тоже поход в горы и такой же момент, который вы преодолевали тысячу раз, находясь в горах?» Эта мысль воскресила человека. Он перестал унывать и воспринял свою болезнь как некий вызов, который он принимает, подобный тому, когда он шел в горы. Он стал заниматься своей болезнью. Да, мы можем унывать и опускать руки в те или иные моменты, но надо просто понять, что это такой же вызов, как и многие другие, которые нам предоставляет жизнь тысячи раз на дню.
Вспомните библейскую историю, когда была битва, и пророк опускал руки, а его друзья поднимали ему их для того, чтобы воины могли победить. Я вспомнил ее, потому что мы тоже способны многое изменить в своей жизни, если только продолжаем верить, не опуская рук, и еще вдобавок ко всему преодолеваем эти препятствия. Тогда, наверное, наша жизнь может поменяться. Значит, мы способны влиять на свое предназначение?
– Да, абсолютно верно. Таким образом мы влияем на свое предназначение в будущем, ведь каждый предназначен одновременно и к раю, и к аду. Только делая тот или иной выбор, человек попадает либо туда, либо в другое место. Так он влияет на свое предназначение в будущем.
Получается, что свое предназначение человек способен узнать, если только он не будет опускать руки.
– Есть хорошее выражение, что, когда человек рождается, то все вокруг радуются, а он один плачет. Жизнь он должен прожить так, чтобы, когда он умер, все вокруг плакали, а он один радовался. Это и есть предназначение человека в его жизни, оно изначально дано ему. От нас не зависит, когда мы родимся. Нам не дано понять, когда мы умрем.
Мы не выбираем Родину.
– Мы не выбираем многое. Не выбираем цвет своих волос, не выбираем, быть мужчиной или женщиной. Надо понять, что именно исходя только из тех данностей, которые у нас есть, мы можем прожить полноценную жизнь или нет. Об этом говорят очень многие сейчас. Например, у человека нет ни одной пары конечностей, но он становится первоклассным художником или иконописцем. А другой может в такой же ситуации унывать и говорить: «Ну вот, Господь мне не дал ни рук, ни ног, как другим людям». Он даже не пытается открыть то предназначение, которое вложено в него, а другой это делает, потому что чувствует, что жизнь – это великий дар, он ему уже дан. Исходя только из тех данностей, которые у него есть, он может делать свою жизнь как радостной и прекрасной для себя и окружающих, так и горькой и несчастной.
В начале мы задались вопросом, может ли человек узнать свое предназначение. Получается, что надо сначала понять, что такое предназначение. Если мы хотим узнать волю Божию о нас, то это, наверное, невозможно. Но о своем предназначении мы не просто можем узнать, мы его знаем – это желание спасения. Путь наш лежит через веру в Бога и преодоление своей жизненной ситуации. Тогда мы можем совершенно спокойно не думать, что в жизни есть некий фатум, рок, и вместе с этим будем жить счастливо. Получается, счастье – это жизнь в Боге?
– Да, я думаю, что счастье – это ощущение Бога. Хотя вспомните, что в Священном Писании нет понятия счастья, но есть понятие радости. Счастье – это момент, который не принадлежит мне, не зависит от меня, он мне дан. А радость – это то, что меня наполняет, и то, что будет дано мне Богом. Радость ваша будет совершенной, радости вашей никто не сможет отнять у вас.
Благословите, отче, наших детей.
– Храни всех Господь, помощи Божией вам.
Спасибо большое, дорогой отец Корнилий, за то, что Вы нашли время, приехали из столь далекой теперь для нас страны, чтобы побеседовать с нашими телезрителями. Дорогие наши друзья, спасибо Вам за то, что Вы не забываете о нас, за Вашу помощь. За то, что Вы обладаете той самой жертвенной любовью, которая помогает нам верить и надеяться. Без Вас нам сложно, с Вами мы способны на многое. Оставайтесь на Первом Православном.
Записал:
Федор Поплавский
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.