Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Батюшка, идет Рождественский пост. На богослужении в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы мы уже слышали рождественскую катавасию: «Христос раждается – славите!» Уже и богослужение нас к этому готовит, и погода – выпал снег. Все идет к Рождеству. Как правильно объяснить тайну боговоплощения? Почему Богу нужно было прийти в мир именно таким образом, так, как это случилось 2 000 лет назад?
– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно с помощью Книги Бытия заглянуть в далекое прошлое. Как пришел в этот мир первый человек – Адам? Он был сотворен Богом. При этом у него была определенная цель бытия – не просто жить и наслаждаться раем, но общаться с Богом, совершенствоваться и всю оставшуюся землю вне рая привести к Богу.
Земля должна была преобразиться, она должна была унаследовать все то духовное состояние, которое нес в себе человек через общение с Богом. Но, к сожалению, произошел некоторый сбой, горький момент. Человек, может быть, отчасти очаровался и окружающим миром, и даже самим собой и отвел взгляд от Бога.
И что в итоге произошло? Он погиб – отошел от Бога. Но Господь остался верен Своему творению и продолжал вести человека по спасительному пути. И в тот момент, когда человечество было наиболее готово, Спаситель, можно сказать, совершает за человека то, что тот не совершил.
Иногда мы задаемся вопросом, как постичь тайну Боговоплощения, кажущегося противоестественным. Это очень сложно понять умом и для многих действительно становится интеллектуальной преградой. Но все-таки речь идет о том, что, создавая человека, Сам Господь создает его природу. И получается, что мы опять переживаем момент акта нового бытия.
Господь сказал: «Да будет!» А здесь уже человек в лице Божией Матери впервые говорит: «Да будет», – когда Архангел Гавриил благовествует о том, что Она станет безмужней Матерью Сына Божия, Спасителя мира. Уже сам человек становится участником акта творения.
Можно сказать, что история творения мира вместе со Христом начинается заново. А для каждого человека эта история начинается заново в таинстве Крещения. Конечно, можно было бы вообразить и другие возможности Пришествия Христа. Но я думаю, что Библейская история, как и любая другая, не знает сослагательного наклонения.
И все-таки Господь приходит в этот мир именно ради каждого из нас, и Он проходит тем путем, который потом будет предложен каждому человеку в Нагорной проповеди. Этот путь, с одной стороны, окажется довольно простым, а, с другой стороны, сложным. Сложным потому, что речь будет идти не о внешних делах, а о перемене ума, еще называемой нами покаянием, то есть о возвращении к первозданному состоянию.
И тут уже отчасти становится понятным смысл Боговоплощения: Господь становится настолько близким человеку, что выполняет задачу, не выполненную им. И тот должен был стать близким Богу, но у него это не получилось. При этом Господь не оставляет нас. В этом, наверное, отчасти и есть некое начало того, чтобы понять смысл Боговоплощения.
То есть исправить беззаконие, совершившееся в раю, когда первый человек ослушался Бога?
– Недаром апостол Павел называет Христа Новым Адамом. То есть Спаситель фактически проходит за нас тот путь, который мы пройти не смогли.
А чтобы пройти этот путь, нужно было стать настоящим человеком.
– Да, совершенным человеком.
Это тоже не всегда можно понять. Но можно ли объяснить, каким Человеком был Спаситель? Наверное, Он тоже переживал, волновался о чем-то. Как это было?
– Если говорить о человеческих качествах Христа, то в свое время у нас были целые богословские споры, и благодаря этому появилось такое понятие, как христология, где как раз объясняется, казалось бы, сочетание несочетаемого – человеческой природы и Божественной.
Как человек Христос был подобен нам во всем, кроме греха, и мы это знаем из наших богословских книг и учебников. То есть это была абсолютно живая Личность, проявляющая все человеческие эмоции – и скорбь, и радость. И мы даже видим Его плач об умершем друге Лазаре.
Иногда бывает так, что, когда говорят о человечестве Христа, Его воспринимают как былинный персонаж. На самом деле история Христа как раз очень человечна и даже в некотором смысле трагична, потому что жизнь любого человека тоже отчасти трагична, ведь она заканчивается смертью.
Земная жизнь Христа трагична в том смысле, что мы не видим Его путь от победы к победе, как это иногда бывает в сказках или древних мифах, а видим Его путь от поражения к поражению. Сначала народ слушает Его, идет за Ним, а потом начинаются первые сомнения: «А Тот ли Ты, Кого мы ожидаем?» Даже у ближайших учеников, говоривших: «То, что Ты говоришь, мы не можем понять», – начинается какое-то разочарование, потому что люди ждут хорошего конца, что будет некая эйфория, победа.
Если говорить масштабно, то судьба Христа в некотором смысле спроецирована на все человечество, в человеческом плане она тоже была трагична. Но была также и очень яркая победа, – победа Воскресения, потому что победа над смертью – это не просто победа Бога, но Богочеловека, что очень дорого каждому из нас. А если бы не было этой богочеловеческой победы, то к этой победе мы бы не имели никакого отношения. А поскольку все-таки была победа Богочеловека, то эта победа достается и всем тем, кто идет за Господом.
В Евангелии очень мало упоминаний о том, как проходила жизнь Христа до 30 лет. Есть какие-то предания, какие-то отрывки, что-то мы берем из апокрифов. Но почему так мало информации о том, что Христос делал большую часть своей жизни, до того, как вышел на проповедь?
– Думаю, это связано с тем, что не осталось каких-то серьезных свидетельств. Все-таки апостолы пришли ко Христу, когда Ему уже было около 30 лет. Может быть, чуть больше или чуть меньше.
Есть только одно упоминание о юности Христа, когда Ему было 12 лет и Он вместе с Пресвятой Богородицей и Иосифом Обручником возвращался из Иерусалимского храма и потерялся в толпе. Он тогда оказался в Иерусалиме. К сожалению, это породило много разных фантазий, подчас очень глупых, по поводу детства Христа, и появилось много самых разных апокрифических Евангелий.
Батюшка, нам часто задают еще такой интересный вопрос. Были ли люди, современники Христа, какими-то особыми или человечество не меняется? И если бы Христос пришел сейчас, мы бы Его, наверное, тоже не узнали, в чем-то не послушались и так далее?
– Читая Евангелие, мы очень часто видим самых разных людей, в том числе и среди тех, кого Господь избрал к апостольскому служению. Мы видим их слабости и узнаем в них себя. Сложно сказать, были ли эти люди особенными в момент их избрания. Очевидно, они стали особенными уже после Воскресения Христа, после Пятидесятницы, когда уже проповедовали слово Божие, жили Духом Христовым и стали носителями Царства Небесного.
В момент же их избрания это были обычные люди. Мы видим очень яркий пример апостола Петра – человека горячего, но в самый ответственный момент оказалось, что он – малодушный. Но у него хватило смелости покаяться в отречении от Христа, в предательстве, а это очень страшное признание. Другого просто не хватило бы для этого.
Мы же знаем, что один апостол отрекся, а второй предал. Единственная между ними разница состоит в том, что один покаялся, а другому не хватило мужества покаяться.
Падение Иуды было даже не столько в самом предательстве, потому что, в принципе, ожидать от каждого человека очень многого довольно сложно, особенно когда рушатся человеческие мечты. Иуда все-таки до последнего верил в Христа, он верил, что это тот самый шах, который даст политическую свободу, что, может быть, и ему достанется какой-то министерский портфельчик в этом новом Его царстве...
Но тут рухнули последние мечты, и он понял, что Господь пришел не ради этого, и на этом фоне начинается малодушие. Но даже после того, как Иуда предал Христа, у него все равно была возможность покаяться.
Вот братья Иаков и Иоанн Зеведеевы. Они были очень импульсивными молодыми людьми. Они хотели спустить огонь на Самарию, когда самаряне не приняли Христа. А Господь сказал им: не знаете, какого вы духа. То есть это были самые обычные, живые люди.
Конечно, иногда, когда читаешь Евангелие, может создаться впечатление, что это некий иконный стиль. Но ничего подобного. Когда уже начинаешь вчитываться в тонкости, детали, видишь, что это самые простые люди.
Вспомним римского сотника. Насколько мы видим, это человек, в принципе далекий от понятия о Едином Боге, потому что он был язычником. Но какое смирение мы видим в нем: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой.
Как контраст – начальник иудейской синагоги Иаир. Он просил Христа войти в дом и возложить руки на его дочь, потому что она была при смерти. И Господь не отказывает ни в том, ни в другом случае, говорит: «Веруй хоть сколько можешь».
То есть мы видим самые разные примеры, Христос пришел абсолютно ради всех. И когда мы сегодня сторонимся некоторых верующих, может быть, внешне не очень нас устраивающих, это как раз большой повод задуматься, кем были бы мы, если бы тогда оказались рядом со Христом.
Вот, например, Евангелие про исцеление скорченной женщины… Это произошло в синагоге в субботу, когда нельзя было исцелять, потому что в субботу работать нельзя, а лечение тоже считалось работой.
А что, чудеса случались так часто, что к этому придрались? Или все-таки был жесткий закон?
– Знаете, в иудаизме, наверное, все-таки были какие-то местные экзорцисты, и они тоже каким-то образом врачевали, читали молитвы или делали что-то еще. Есть такая догадка. Но если говорить об иудейском законе, то на шаббат есть 39 запретов, среди которых и запрет на лечение. Лечение человека было возможно только в двух случаях: если ему угрожала смертельная опасность, и если женщина рожала.
Поэтому начальник иудейской синагоги и говорит, что есть шесть дней, когда можно целиться, но только не в субботу, потому что суббота – для Бога. Господь же говорит, что дела нужно делать всегда.
Поэтому начальник иудейской синагоги и говорит, что есть шесть дней, когда можно целиться, но только не в субботу, потому что суббота – для Бога. Господь же говорит, что дела нужно делать всегда.
Кто-то искренне верит, кто-то просто обладает большим знанием и в меру своих сил понимает, что происходит, а кто-то действительно верит в обряд. Например, я встречал такое, что человек поймал штраф на камеру, когда ехал на машине, потому что не прочитал молитву перед тем, как сесть за руль. Или у кого-то что-то не получилось, потому что он не перекрестился, как будто Бог следит за этим... Вот такая вера есть. Или люди думают, что перед Причастием обязательно нужно три дня поститься, чуть ли не голодать, и все вычитать. Именно вычитать. Если не вычитали, значит, не совсем достойны причащаться и на Причастие не идут. Как с этим бороться? Или просто у людей такая вера и не нужно их увещевать, лучше оставить в покое, потому что им так удобней, они так привыкли? Как найти здесь золотую середину?
– Как бы не сломить надломленной трости… Обрядоверие обычно как раз вырастает из полного непонимания Евангелия. По сути, Господь не наказывает людей. Об этом пишет и святитель Иоанн Златоуст. А у нас может сложиться картина, что люди – это существа, постоянно допускающие какие-то косяки, а Господь – мститель, наказывающий за каждый проступок.
Именно так люди и думают.
– Нет, Господь никогда не наказывает. Но если человек отворачивается от Бога и низко склоняется к земле, есть вероятность того, что Господь, не насилуя его свободу, может сделать так, что он будет предоставлен самому себе. А это всегда стопроцентная гибель, что, собственно, и произошло с первозданным Адамом, сказавшим: «Господи, мы побудем сами по себе». Очень понравилась пленительная мысль – быть как боги, но без Бога. И вот тогда начинают происходить страшные вещи.
Господь не требует от нас обрядоверия. Если бы это было так, можно было бы перечеркнуть все Евангелие и написать его заново немножко с иудейским уклоном. Но Господь этого не требует. Если мы прочтем самые первые строки Нагорной проповеди, там в первую очередь речь идет о внутренней перемене ума, чтобы научиться отличать добро от зла, белое от черного.
А как бороться с обрядоверием, я не знаю. Мы все-таки стараемся ни с чем не бороться, а действовать через убеждение, словами любви. В противном случае до нормального человека не сможет дойти нормальная благая мысль. А заставлять что-то, переубеждать кого-то бесполезно.
Все моменты, связанные с какими-то внешними проявлениями, все-таки должны быть следствием нашей веры. Потому что очень часто мы видим людей, которые, может быть, и крестятся на каждом углу, и очень искренне и благочестиво ведут себя в храме, но совсем не потому, что играют, а потому, что это как бы является отражением их внутреннего состояния. А кто-то, наоборот, исполняя какие-то внешние вещи, пытается поменять свое внутреннее состояние. Но ничего не происходит, потому что все зарождается в сердце, а потом уже возникает внешнее.
Я как-то вступил в полемику с одним человеком, когда он сказал: «Я не пойду причащаться, потому что не постился три дня». Я здесь уже не один год, слышал много умных батюшек, поэтому сказал ему: «А почему Вы решили, что Вы не можете пойти к Богу? Идите к батюшке, поговорите с ним, расскажите о своей ситуации и причащайтесь. Зачем Вы отлучаете себя от Причастия? Это не очень правильно». Мне кажется, в этой ситуации я сказал достаточно трезво, но он на меня очень сильно обиделся за то, что я посмел пойти против правил. И теперь я боюсь что-либо говорить, потому что складывается ощущение, что его вера именно такая, и если я буду влезать в нее, то могу что-то очень серьезно пошатнуть.
– Честно говоря, в таких случаях я тоже стараюсь быть очень аккуратным. Есть люди, которые причащаться не будут, если три дня не попостятся, строго не подготовятся. Здесь лучше не переубеждать их, не говорить, что это хорошо или плохо, все-таки у каждого своя мера аскетической подготовки, и, наверное, это хорошо и полезно. Но все же я стараюсь аккуратно объяснить таким людям, что, по словам апостола Павла, мы не делами спасаемся, а спасает нас Христос. А если человек начинает уповать на свои собственные дела и это является для него как бы пропуском к Причастию, то это очень горько и грустно.
Митрополит Антоний Сурожский рассказывал об одной своей истории. Будучи молодым ревностным иеромонахом, он очень любил молиться, вычитывал все правила. Как-то духовник спросил у него: «Ну, как у тебя молитва? Любишь молиться?» Он ответил: «Да, очень люблю. Я часто молюсь и ничего не опускаю». Тогда духовник сказал: «А ты попробуй сегодня вечером лечь спать, не прочитав вечерних молитв. Просто перекрестись и скажи: „Господи, слава Тебе за всеˮ. И посмотри, как себя будешь чувствовать». Сначала он немножко напрягся, а потом сказал: «Знаете, это было тяжело». И духовник открыл ему, что, конечно, правильно, что он молится, но здесь есть небольшой нюанс: он надеется только на себя, на свою молитву и забыл, что рядом есть Господь».
Так вот, мы не можем похвастаться тем, что у нас хватает сил строго поститься, вычитывать все правила, особенно в мегаполисе. У нас не совсем нормальный ритм жизни, он очень сильно отличается от того ритма, в котором жили люди, когда закладывались основы нашей сегодняшней практики, в том числе и церковной.
Конечно, я ни в коем случае не оправдываюсь, тем не менее не нужно отворачиваться от современности, и, может быть, даже лучше сказать: «Господи, уповаю только на Твою милость и очень хочу соединиться с Тобой». Опять же с каким намерением человек идет к Причастию – тоже большой вопрос. Далеко не каждый идет для того, чтобы соединиться со Христом, чтобы Христос действовал в нем. Редко, но все же приходилось ощущать, что люди пытаются испытать в этом какой-то магизм, что вот они что-то сделают, а Господь в ответ должен им что-то сделать. Знаете, этакий бизнес, бартер: я – Тебе, Ты – мне.
Все-таки таинство Евхаристии – это общение в любви. Понятно, что мы, люди, несовершенны и максимально делаем то, что можем. Но все-таки в ответ мы ожидаем именно любви Божией через Причастие, что Господь будет действовать в нас, и этим мы живем. А если нет понимания Евхаристии как уже свершающейся реальности Царства Небесного, то все действительно закончится обрядоверием. И плоды от этого будут довольно горькими и для тебя, и для твоих близких.
Записала:
Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.