Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1282) → Священник Вадим Смоляков: Добродетель терпения

Священник Вадим Смоляков: Добродетель терпения

№1 (1282) / 1 января ‘25

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №48, 2024 г.

Помимо душевных и духовных немощей часто приходится бороться и с физическими недугами, болезнями. Как сохранить терпение и в этой борьбе?

– В этой борьбе надо в первую очередь уповать на то, что Господь каждую секунду нас исцеляет. В нашем теле проходит огромнейшее количество биохимических процессов: где-то – одни химические реакции, где-то – другие, где-то – нейронные связи, где-то – электрические. И все это в совокупности, если разложить на них одно мгновение или одну секунду человеческой жизни, займет несколько толстых книг. И это при нынешнем научно-техническом прогрессе. А лет через десять, а то и через сто, это будет не три таких книги, а тридцать.

Иными словами, сколько бы человек ни наблюдал сам за собой, он не перестает удивляться и восхищаться тому, насколько сложно он устроен, и насколько, при всей этой сложности, просто и легко Господь управляет им. Всеми этими процессами руководит Господь, каждое биение нашего сердца, каждое наше дыхание, все процессы, происходящие в нашем естестве, в нашем теле, – все это рука Господня, действия Божии в нас. И при всем нашем несовершенстве мы порой мешаем Господу Богу эти действия совершать.

Можно привести простой пример. Есть у меня рука, которую Господь мне дал и в которой все нормально действует, кровь течет и прочее. А я возьму и сяду на нее, еще и посижу на чем-то твердом, причем достаточно долго. То есть я помешаю Господу Богу. Я даже не буду в рамках нашей достаточно краткой беседы затрагивать взаимоотношения греховности и болезненности. Они не столь очевидны, как многим кажется, и, наверное, потребуют отдельной встречи.

Но даже на физическом уровне я очень часто мешаю Богу совершать мое спасение, исцеление. Происходит это очень просто. Любой врач-реабилитолог, если вы его спросите, и он честно вам ответит, скажет следующее: «Ко мне приходит огромное количество людей, которым я говорю, что надо делать, и это несложные действия. Когда они приходят через неделю, я их спрашиваю: делал? – Не делал. Упражнялась? – Не упражнялась». То есть здесь бездействие тоже означает факт препятствия Богу.

Не всегда это может быть противодействие, это может быть и бездействие. Я уже говорил, что, если человек совершенно не будет чистить зубы, не будет о них заботиться, произойдет беда. И Господь это устраивает, показывая нам, насколько мы все-таки самоуверенны в отношении к самим себе – к своему телу, здоровью.

У апостола Павла есть такие замечательные слова (он приводит их в качестве сравнения, но даже внутри них есть очень уверенная мысль): никто свою плоть не ненавидит, но питает и греет ее. И в другом месте апостол Павел говорит, насколько важно нам заботиться о своем физическом здоровье (не больше, чем о духовном, но и не меньше, чем мы должны это делать).

Когда человек себя запустил, не исполнял указаний врачей, жил не так, как ему повелел Господь, сказавший в Ветхом Завете: «Врачами не пренебрегай», а жил сам, без Него, то для того, чтобы его восставить, направить на истинный путь, показать, что он ошибается, Господь дает ему какую-то болезнь. Или, как сказано у Иоанна Златоуста, Господь порой насылает на человека предвкушение скорби. То есть ему становится страшно. Он приходит к врачу, и врач ему говорит: у тебя, конечно, этой болезни нет, но будь готов, что сегодня, завтра или через месяц она может появиться.

Иоанн Златоуст так и пишет: Господь порой показывает нам возможные скорби только для того, чтобы не ввести нас в них. То есть, чтобы мы образумились, исправились, одумались, спросили врача, что нам делать, чтобы не впасть в эту болезнь, как исправить свое бездействие, свои ошибочные действия по отношению к своему здоровью. Как правило, врач нам дает достаточно очевидный ответ.

И вот тут не могу обойти проблему, которая заключается в следующем: «Батюшка, монастырский устав говорит есть так, а врач говорит кушать так». Тем более сейчас Рождественский пост, а во время поста всегда эта проблема у нас проявляется. Или приходит человек к другому батюшке и говорит: «Подскажите, врач сказал есть вот это, духовник сказал кушать это – принципиально разные вещи. Кого мне слушать? Как быть?»

На самом деле эта ситуация для того же Иоанна Златоуста не имела бы такого большого значения. Он просто обратился бы к Господу Богу, помолился Ему в течение 3–4 часов, Господь бы ему Сам все открыл, или отправил бы его к врачу, или к конкретному человеку, который сказал бы, как поступать. Но мы таким опытом не обладаем, поэтому мы приходим за советом в церковь, и совершенно правильно делаем.

Когда врач предписывает ту или иную пищу, то, по большому счету, он ведь предписывает лекарство. Но врач выписывает рецепты. И очень хорошо, на самом деле, когда в этом рецепте не список из длинных слов, которые даже прочесть не можешь, а просто написано: нужно кушать столько-то вот этого продукта. И пища в данном случае является лекарством, как утверждают абсолютно все святые отцы.

Даже евхаристический пост, то есть полнейшее воздержание от пищи и питья перед Причастием, на лекарства не распространяется. Иными словами, если у человека сахарный диабет и он не может уже по состоянию здоровья выдержать без пищи даже 6 часов перед Причастием, он просто договаривается со священником, перед этим посоветовавшись с врачом, чтобы ему вкушать что-то, что ему необходимо как лекарство.

И когда я начинаю принимать от Господа Бога все, что Он мне дает, как телесное, душевное и духовное лекарство, как дар Божий, которым я постепенно исцеляюсь, когда я наконец-то прихожу к Богу не так, как приходил раньше со сценарием, где в главной роли не Господь, а я, а Он должен для меня сделать то-то и то-то, когда я принимаю все, что Он мне дает, постепенно и вдумчиво, благодарно, видя в этом Его исцеление, посещение, утешение, в моем сердце начинает появляться другая добродетель, связанная с терпением. В моем сердце начинает укрепляться вера, уверенность в том, что Бог меня не оставляет, посещает и прямо в эту секунду совершает мое исцеление. Не в том смысле, что эта секунда пройдет, и я полностью исцелюсь. Но что в моем сердце, в теле, в душе начинает происходить что-то, что влечет меня, тянет к чуть более здоровой жизни. И когда я это принимаю и благодарю Бога за это, болезнь начинает открывать мне многие двери.

Только что я говорил, что болезнь закрывает мне пути туда, куда мне не надо, лишает меня зрелищ, слушания, вкушения, осязания того, чего не надо. Но, закрывая эти двери, она открывает мне внутренние двери моего сердца. Ведь все двери пяти наших телесных чувств – внешние. Не будь внешнего, я бы эти чувства просто не мог бы испытывать. Но при этом в глубине моего сердца есть те двери, которые только болезнью открываются. Точнее, у каждого человека болезнь может быть разной. У кого-то это может быть душевная скорбь (например, от разлуки с близким человеком, временной или продолжительно временной, когда душа его уже отошла в жизнь вечную), у кого-то – духовная скорбь, духовная проблема.

Силуан Афонский плакал о том, что он не может быть с Богом так сильно, как ему хочется. Например, я не могу пробежать стометровку. Для меня это болезнь. То есть что-то в моем теле не так, что я не могу этого сделать. А Силуан плачет о том, что он не может быть с Богом. Суть-то похожая. У кого-то это может быть телесная болезнь, у кого-то – другие посещения Божии, которые нами воспринимаются как скорбные. Но когда человек именно с терпением принимает их, видит в них посещение Божие, через это видение, смирение, через то, что Господь назвал нищетой духовной, он вводит Христа в свое сердце и ходит с Ним. И, как иногда это бывает, видит в доме своего сердца то, что никогда еще в нем не видел.

Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс