Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1281) → Протоиерей Игорь Бачинин: Без Исповеди жизни нет

Протоиерей Игорь Бачинин: Без Исповеди жизни нет

№48 (1281) / 21 декабря ‘24

Беседы с батюшкой

Два года я не был в прямом эфире в передаче «Беседы с батюшкой». Не думал, что все так неожиданно случится... Тема сегодня интересная: «Исповедь». Начну наш разговор вот с чего. Зачем человеку исповедоваться? Зачем вообще об этом задумываться? Даже самые сложные жизненные ситуации не понуждают обратиться к Богу, поговорить с батюшкой, исповедоваться, причаститься. В общем-то, такую картину я наблюдал в одном из гематологических отделений нашей городской больницы. Туда приходил священник, исповедовал, причащал. Это происходило через день или чаще, потому что отделение такое: утром вы вместе, а вечером человек истекает кровью, его перекладывают на каталку и увозят. Только один человек ко мне присоединился, то есть он тоже исповедовался, причащался у священника, который ко мне приходил. В отделении было 35–40 человек, весь этаж таких же болеющих, страждущих. Это длилось не один месяц. Была еще раба Божия Ольга (Царствие ей Небесное), две недели она исповедовалась перед кончиной... У людей даже мысли не возникало о том, чтобы остановить проходящего мимо священника и задать ему какой-то вопрос. Скажу больше: когда я попросил пускать на наш этаж священника, медсестры (говорю это не в укор, а просто констатирую факт), которые работают там по 25–30 лет, и врачи сказали, что, во-первых, посторонним не положено там находиться; во-вторых, спрашивали, зачем это нужно. Собственно, я не смог ответить на вопрос, зачем мне это было нужно, но я так чувствовал. Брат, который был вместе со мной, тоже не задавался этим вопросом и, пока была возможность, всегда участвовал в этих таинствах.

– Большое спасибо вам за откровение, за вопрос, который задаете. Действительно, очень многие люди не видят в этом необходимости, не понимают, зачем это нужно. Более того, когда начинаешь говорить на эту тему, они с недоумением спрашивают: «А мне-то это зачем? Я же нормальный человек, ничего не украл, никого не убил, стараюсь людям делать добро». Необходимости в церковной жизни, в частности, в Исповеди и Причастии, человек не видит вообще. Но это еще лучшая ситуация. Часто слышишь от людей аргументы, почему это не надо делать. Многие приводят какие-то негативные факты, касающиеся церковной жизни, поведения духовенства. Некоторые говорят: «Как я могу открыть душу этому человеку? И зачем, если не вижу в этом смысла?»

Эта ситуация, к сожалению, имеет место в обществе, в котором мы живем, и она в некоторой степени характеризует состояние нашего церковного сообщества. По данным ВЦИОМ, 66% россиян идентифицируют себя с Православием, так или иначе соотносят себя с этой традицией и ее ценностями, с храмом, с Богом. При этом нужно сказать, что количество таких людей становится меньше. Если в 2016 году таковых было 79%, то сейчас – 66%. Мы видим отрицательную динамику.

Необходимость в этом возникает у человека, когда он находится на грани жизни и смерти. Люди, которые сейчас находятся на СВО, каждый день сталкиваются с ситуацией, когда очередное задание может стать последним. Когда они становятся ближе к смерти и понимают ее неизбежность, отношение к жизни меняется. Вы рассказали о том, когда люди находятся на той самой грани, за которой начинается вечность. И важно осознание того, какая она, в чем смысл вечности, для чего это нужно. Почему мы говорим, что наша культура – Пасхальная? В чем смысл слов тропаря: «смертию смерть поправ»? Какое отношение это имеет лично ко мне? Многие этого не понимают.

Замечательный церковный писатель протоиерей Василий Зеньковский говорит, что внутреннюю духовную жизнь в человеке нужно открыть. И необходимы как минимум два действия, которые помогают эту жизнь открыть. В первую очередь, Божественный Промысл, Его любовь. С другой стороны, чтобы человеку его понять и осмыслить, нужен кто-то, кто имеет этот опыт.

Я в своей жизни встречал четырех человек, которые прожили более 100 лет. Буквально полторы недели назад я встретился с одним из таких. Он в здравом уме, трезвой памяти, относительно здоров. В сентябре этого года он отметил свое столетие, и случилось так, что оказался на больничной койке. Нелепая случайность: упал, перелом. И человек в недоумении: «За что? Зачем такое происходит?» Он не видит в этом смысла. Я думаю, не случайно произошло так, что Господь послал к нему через третьих лиц священника и мы разговаривали с этим человеком. Я попытался дать ему ответ на этот вопрос. Он причастился, исповедовался.

Внутреннее осмысление человеком своего бытия происходит во времени. Это не какое-то разовое действие: захотел – и понял. Один мой хороший знакомый батюшка произнес словосочетание, которое легло мне на сердце: «мелодия смыслов». Так вот, эта мелодия смыслов в сердцах многих людей не звучит. Для того чтобы эта мелодия зазвучала, эти смыслы должны открыться человеку. Любящий Господь всегда этого хочет, ради этого Он пришел в этот мир. Но чтобы это случилось, необходимо еще движение человека навстречу мелодии смыслов. Как это происходит? У всех по-разному.

У меня есть знакомый хороший священник – отец Алексий, который говорит: «Знаете, а я не верю в загробную жизнь». Казалось бы, такая фраза из уст священника... Как минимум это заставляет людей обратить внимание на эту фразу. И дальше он продолжает: «Я знаю об этом, потому что я там побывал». Казалось бы, некая антиномия, когда священник говорит: «Я не верю». Почему? Он говорит: «Потому, что я об этом знаю».

Вот у большинства людей нет ни веры, ни знания. Что нужно, чтобы этот смысл был человеку доступен? Самое главное, о чем хотелось бы сказать, мы живем в такой период времени, когда религиозная образованность большинства людей, мягко говоря, оставляет желать лучшего. То есть многие не понимают смысла происходящих событий, не верят в то, что написано в Священном Писании, не знают, как вести себя в этой жизни. Религиозный опыт, связанный со знанием и внутренним обретением, переживанием, обязательно должен случиться. Все происходящее человеку нужно помочь осмыслить через призму Божественного Промысла.

Апостол говорит: скорбь для меня – радость, а смерть – приобретение. Для кого в настоящее время это является девизом жизни? Кто скорбит с радостью и ждет смерти? Скорее всего, с точностью до наоборот. Для того чтобы вникнуть в эти смыслы, нужна Божественная помощь. Божественную помощь через действие благодати можно получить тогда, когда ее ищешь, когда хочешь этого. Возникает вопрос, как правильно это сделать. Я полагаю, что люди не видят в этом смысла потому, что у них низкий уровень образования, религиозного опыта, нет осмысления этого опыта через призму святоотеческого знания. Поэтому, к сожалению, такое часто случается.

Вы сказали о том, что люди в зоне СВО, наверное, как никто другой, понимают какие-то моменты, переосмысливают собственную жизнь. Сейчас я попрошу наших режиссеров показать фотографию для уважаемых зрителей и зачитаю несколько комментариев. Предыстория очень простая. Воин Михаил: три командировки в зону СВО, командир отделения, доброволец, семьянин, у него не один ребенок. Отправлялся в зону СВО по велению души. Вот эта дырочка в молитве Господней, которую могут наблюдать наши уважаемые зрители, – это пуля, которая там остановилась. Это была очередь из пяти пуль, которые попали в человека, и ни одна из них тяжело его не ранила, хотя у него есть ранения и контузии. В тот момент они выходили на боевое задание после молитвы, Исповеди и Причащения. Знаете, какого рода комментарии мне оставили под этой фотографией в социальной сети? Зачитаю несколько. «Что остановило пулю: плохой порох, потеря кинетической энергии на излете через препятствие, бракованный боеприпас, ненадлежащая система хранения». И так далее. Это не придуманная история, не для красного словца, это живое свидетельство человека. Я имел честь (и рад) с ним общаться и дружить. То есть даже это люди пытаются объяснить какими-то материальными вещами, физическими законами...

– Вы привели очень яркий пример. В Писании об этом говорится: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите (Мф. 13:14). Это окамененное бессердечие, камень в сердце. И чтобы растопить этот камень, должно что-то произойти в жизни человека. Что именно – знает только Господь. Господь Своим Промыслом попускает нам такие обстоятельства, которые могут быть для нас полезными, но будут они нам полезны или нет, зависит уже не от обстоятельств, а от нашего отношения к этому.

Мы знаем, что кто-то видел Христа, прикасался к Нему и получал исцеление. Кто-то ходил по водам, кто-то воскрешал мертвых. А кто-то распинал Христа. Эта трагедия может исцелиться только при содействии Божественной благодати. Но чтобы благодать была действенна, в нее нужно поверить. Вера приобретается человеком в зависимости от того, какой он, какие у него жизненные обстоятельства, какое мировоззрение.

Недавно мы разговаривали с прихожанами, и я вспомнил один случай. Первые века христианства, отряд легионеров идет к месту, где собираются православные христиане, с известной целью – мучить их, истязать, убивать. Этот отряд легионеров обгоняет молодая женщина с младенцем на руках. Они с недоумением спрашивают ее: «Куда ты идешь?» Она говорит: «Я бегу в то место, где собрались мои братья и сестры». Они ее спрашивают: «А ты знаешь, зачем мы туда идем?» Она отвечает: «Конечно, знаю. Потому и спешу, боюсь опоздать». Людям это непонятно, им кажется, что это безумие. Если уж ты сама так туда стремишься, то зачем тащишь с собой младенца? Но если я хочу войти в жизнь вечную, то почему мой ребенок не должен туда войти?

На взгляд современного человека, это точно безумие.

– Это говорит о безумии того мира, где мы с вами живем. И необходимо это безумие изменить. Есть, конечно, очень простой способ – Исповедь и Причащение. Есть люди, которые по своей доброй воле пытаются дать нравственную оценку своим поступкам и пытаются уврачевать эти язвы своей души с помощью Божественной благодати. А есть те, кому это не нужно, кто этого не понимают, но от этого любовь Божия к ним не становится меньше. И если им Бог не нужен, то они Богу нужны. И любовь различными обстоятельствами пытается проникнуть в их сердце, даже посредством смерти.

За то время, пока мы с вами общались, поступило около сорока вопросов. Давайте я приведу некоторые из них, чтобы наши уважаемые зрители поучаствовали в этом живом общении.

«Вопрос по наступающему Рождественскому посту: как же все-таки поститься мирянам? В одних источниках рыбу можно вкушать в субботу, воскресенье и в праздники, в других источниках – во вторник, четверг, субботу и воскресенье, в третьих добавляют и понедельник. Как же все-таки поститься?»

– Вопрос не праздный для того, кто только начинает свою религиозную жизнь, еще не приобрел достаточного опыта. Я такой категории людей говорю: если вы еще не решили, не определились, как вам поститься, то хотя бы в среду и пятницу ограничьте прием пищи. Главное – не в пище. Ограничение в пище – это инструмент для решения самой главной задачи, а эта главная задача, как правило, ускользает из поля зрения людей.

Что такое пост? Это школа воздержания. А что такое воздержание? Воздержание, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, – матерь добродетелей. Зачем нужны добродетели? Если человек этого не понимает, тогда для него вопрос о том, есть рыбу или не есть, становится главным вопросом в этой жизни. Есть люди, которые постом не едят ни рыбы, ни мяса и не постятся. А есть люди, которые едят и рыбу, и мясо и постятся. Мера поста для каждого сугубо индивидуальна.

Я бы предложил человеку прийти в храм, поговорить со священником, рассказать о своих сомнениях и получить благословение. Правда, нужно верить, что в этом благословении Господь сообщит вам Свою волю. Если такой веры не будет, тогда благословение вряд ли принесет пользу. Это та самая ситуация, когда слушают – и не слышат, смотрят – и не видят.

Следующий вопрос: «Мне стыдно исповедоваться, раз за разом называя одни и те же грехи».

– К сожалению, такова особенность настоящего времени. Если в жизни ничего не меняется, значит, где-то что-то пошло не так. Если у человека возникает такой вопрос, я предлагаю встретиться и поговорить. Есть Исповедь, а есть духовная беседа. С таким человеком нужно просто побеседовать. Я в своем плотном графике выделяю на это как минимум 40 минут, чтобы человек мог спокойно рассказать, в чем же причина того, что он ходит на Исповедь, хочет что-то изменить в своей жизни, но этих изменений нет. Должен быть обстоятельный духовный разговор.

Следующий вопрос: «Когда я пришла, собравшись с духом и подготовившись, на первую Исповедь, оказалось, что Исповедь будет общей. Батюшка на беседе не предупредил об этом. Свои грехи я так и не произнесла, каялась про себя. Когда подошла к Евангелию, кресту, слезы катились градом. Простил ли мне Господь грехи, если я их не произнесла? Или стоит еще раз исповедоваться вслух?»

– Наверное, над вами была прочитана разрешительная молитва. Мы живем в такой период времени, когда общая Исповедь для большинства людей – своего рода религиозная инновация. Но если мы посмотрим церковную историю, то увидим, что это было нормой в церковной жизни. И если это были слезы не саможаления, а раскаяния, то, безусловно, Господь простил эти грехи. Думаю, изменения в сердце, происходящие после такой Исповеди, являются ощутимым тому свидетельством. Более того, если возникают сомнения, это еще раз подтверждает, что все было сделано правильно.

Вопрос: «Есть такое понятие, как кризис среднего возраста, в том числе в церковной среде (иногда встречаю). Как Вы к этому относитесь?»

– Если кризис есть, то он всегда должен сподвигнуть к каким-то изменениям. Тем более если человек в Церкви, то, видимо, это происходит по Божественному Промыслу. Если он дожил до такого состояния, дай Бог, чтобы, пройдя через него, перешел на новую ступеньку в своем духовном развитии.

«Скажите, как бросить курить, если куришь очень много и часто и ничто не помогает бросить курить?»

Кстати говоря, большинство людей, оказавшихся в онкологических диспансерах, несмотря на все самые страшные диагнозы, как ходили, так и ходят в курилку.

– Когда я был еще достаточно юн и понял для себя пагубность табакокурения, я оказался в центре микрохирургии, который есть у нас в городе. И там как раз делали операции тем, кто себя довел до крайней степени безумия, – им вырезали губы, гортань, отрезали руки и ноги. Там была курилка. И люди ходили туда и курили.

Как бросить курить? С формальной точки зрения, все очень просто. Первое и самое главное – нужно возненавидеть свой грех. И чтобы у человека была решительность изменить свою жизнь. Не решение, а именно решительность, как в Евангелии об этом говорится: если соблазняет тебя глаз твой, то нужно его вырвать и отбросить от себя. Если будет такая решительность отказаться от отравления себя табаком и человек сумеет ее воплотить в жизнь, то тогда все у него получится. Если не получится, пожалуйста, обращайтесь в наши приходские общества трезвости. Там есть много людей, которые в своей жизни решили эту проблему. У них есть практический опыт, и они обязательно помогут в этом разобраться.

«Если при молитвах дома о своем совершенном грехе так наплачешься, что на Исповеди уже нет такого горячего раскаяния, как дома, будет ли это считаться раскаянным грехом?»

– Я думаю, будет. Лишь бы слезы, которые есть у человека дома, не были слезами саможаления. Если вы набрались мужества и перед Крестом и Евангелием исповедовали свой грех, священник прочитал над вами разрешительную молитву, то не должно быть абсолютно никаких сомнений, что Господь эти грехи простит.

Вопрос от телезрительницы: «Может ли Господь не простить, не отпустить какой-либо грех после покаяния в храме? Есть грехи, которые даже после Исповеди не могут быть прощены?»

– Действительно, апостолам и священникам, как их последователям, Господь дал право вязать и прощать грехи: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:23). Бог не может не простить грех, потому что ради этого Он и пришел в этот мир. И те грехи, которые человек еще не совершил, Господь уже готов простить и омыл их Своей кровью. Для того чтобы грех действительно был прощен, недостаточно воли и желания самого человека, недостаточно и воли Бога. Необходимо еще усердие самого человека, его желание, чтобы эти грехи ему были прощены, и вера в то, что Божественная благодать может это сделать. Если есть вера, желание и исповедание греха, тогда грехи обязательно прощаются.

Еще одно обращение от телезрителя зачитаю: «Дорогие союзники, хочу обратиться ко всем. Нам никак нельзя потерять наш телеканал «Союз». Это единственное окошко для души, для развития нашего духовного мировоззрения. Здесь мы встречаемся с замечательными, глубокими, добрыми, умными людьми. Если мы не будем поддерживать свой православный телеканал, то скоро увидим на экранах инославных, чужих во всех смыслах для нас людей. Давайте посмотрим вокруг. Неужели мы не видим, что творится вокруг? Уважаемые союзники, поддержим наш дорогой телеканал, сделать это несложно».

Про QR-код я и так каждые полчаса рассказываю в эфире, есть обучающий ролик. Спасибо огромное телезрителю или телезрительнице (здесь не указано, кто написал такое сообщение).

– Находясь в преддверии поста, хотелось бы, чтобы люди провели его с пользой. И то духовное Рождество, в преддверии которого мы проводим этот пост, стало для всех нас радостной реальностью.

Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс