Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1281) → Священник Олег Патрикеев: Чем привлекает неоязычество? Тем, что человеку не нужно меняться

Священник Олег Патрикеев: Чем привлекает неоязычество? Тем, что человеку не нужно меняться

№48 (1281) / 21 декабря ‘24

Беседы с батюшкой

Тема передачи: «Неоязычество» (можно сказать, новая вера)… Очень надеюсь, что мы поговорим о том, почему люди сейчас теряют веру и приходят к языческим обрядам. Молодежь обращается сейчас к культам, для них новым, но для людей, знающих церковную историю, ничего нового в этом нет. Возможно, проблемы возникают из-за того, что наша молодежь не обладает теми духовными ценностями, которые есть у старшего поколения.

Вы работаете с молодежью и каждый день отвечаете на самые неожиданные вопросы. Беда, когда молодежь снимает с себя кресты (слава Тебе, Господи, не сотнями, не тысячами) и уходит в неоязыческие культы.

– Эта тема стала мне интересна после разговоров с молодежью. Я приезжаю на различные форумы, встречи со старшеклассниками и учащимися техникумов. Были вопросы именно в этом плане ко мне, даже не вопросы, а некие заявления. Я был поражен, что молодой человек может так просто говорить: «Вы знаете, я снял крестик уже давно и теперь верю в русских богов. Я не раб Божий, а потомок русских богов». У меня сразу возникает вопрос: если он был христианином и носил крестик, что повлияло на его решение? Естественно, мы говорим не тет-а-тет, это не Исповедь, а именно диалог. Поверьте, таких ребят немало, я вижу их в интернете, когда просматриваю специальные группы. Мне приходится это делать, так как я не только наблюдатель молодежного движения в нашей области и епархии, но и помощник благочинного по миссионерскому служению и должен заниматься миссией. В принципе, это практически одно и то же. Молодежь нуждается в миссионерстве, ибо вера от слышания, а слышание от слова Божия. Если никто не будет послан, то как же услышать, как уверовать?

На самом деле ответы молодых людей поставили меня в тупик. Я поинтересовался, что же случилось, какая причина? Спокойно говорили: «Знаете, нас водили в храм, мы даже причащались с младенчества, нас заставляли исповедоваться, заставляли, заставляли...». Слово «заставляли» показывает, что они с улыбкой на лице, но с грустью в сердце ходили в храм. Выполняли повинность.

Ошибку совершили, во-первых, родители, из которых я первый, и ошибаемся мы как священники, когда работаем с молодежью на приходах. Ребенок не находит своего места в приходе, у него нет интересов, богослужение ему кажется далеким и непонятным. Не все взрослые-то понимают Литургию, тем более ребенок… Его нужно направлять... Есть прекрасные возможности, особенно в нашей епархии. Например, Братство православных следопытов.

Вспомнили мы об этом только сейчас, а ведь можно было чуть раньше, пока эти дети еще не ушли из храма, что-то предложить им помимо богослужения. Я знаю, при многих храмах есть и воскресные школы, и походы организуют, но время, когда ребенок слышит тебя, быстро заканчивается. Двенадцать, тринадцать, четырнадцать лет – и все. Дальше психология ребенка начинает работать в другую сторону. Он ищет, сам хочет достигнуть Бога, о Котором мы ему рассказываем.

Ему нужна правда.

– Они меня слушают именно в ожидании правды, смотрят мне в глаза и моментально раскусят, если я скажу хоть каплю лжи. Понимаете, наша молодежь – это лакмусовая бумажка, которая показывает, что же сейчас внутри нашей страны, какая правда существует. Я не знаю, сколько ПТУ у нас, но только в одном техникуме учится более тысячи человек. Представьте, я прихожу к ним и спрашиваю: «Поднимите руку, кто и когда последний раз был в храме».

Вообще никого. В мае кто-то заходил перед экзаменом. Это укор мне. Они когда-то были в храме, но почему они ушли, в том числе в неоязычество? Чем оно привлекательно? Тем, что тебе не нужно меняться. Ты можешь быть самим собой. Христианство – это призыв к исполнению заповедей, которые дал Бог. Человек задается вопросом: «Почему я должен их исполнять? Почему должен быть терпеливым?» Я спрашивал у одной девушки: «Расскажите мне, пожалуйста, о вере, в которую вы ушли. Вы говорите, у вас новое язычество, некая группа, вы свободны». Они, кстати, не называют себя неоязычниками. Конечно, у них там Велес, но это как бы молодежная группа, у них даже есть свои футболки. Они, кстати, очень трудолюбивы, могут ходить на субботники, убирать мусор. Ценят природу, начинают возвращаться к ней. Здесь стоило бы подхватить их порыв. Молодость – это движение, это огромный двигатель. Но мы должны свои колесики там тоже протереть, чтобы они не скрипели, и поставить их на рельсы. Святейший Патриарх отметил на Народном Соборе, что неоязычество распространилось как тать, захватило не только молодежь, но и воинские подразделения.

Да, именно так. Я пытался найти в интернете позицию Православной Церкви по поводу неоязычества, и все статьи были такие: осторожно, неоязычество. Там всегда говорится о том, что это подмена. Нет серьезного разговора, который был бы направлен прежде всего на диалог с теми ребятами, которые ушли в родноверие или обратились к различным мистическим практикам. Мы говорили в свое время, какой бедой являются обращения ко всяческим астрологам, гадалкам. Это сильно распространилось. Более того, люди даже стали брать на работу нумерологов и астрологов, которые возглавляют в фирмах отделы кадров и набирают людей по знакам Зодиака. Если не подходишь, то какой бы ты ни был специалист, тебя не возьмут на работу. Молодые видят, что происходит, и совершенно открыто идут на это, потому что сейчас ко всему прочему добавился еще и культ денег. Происходит очень серьезная подмена христианских идей и мышления. Что нам нужно сделать, чтобы найти общий язык с людьми, которые обращаются к неоязычеству?

– Нужны специалисты, которые могут донести истину до преподавателей и людей, находящихся на руководящих постах, которые покажут, чем заканчивается неоязычество, какие формы оно может обрести в середине или конце пути человека. В этом году мы специально приглашали Александра Дворкина, чтобы поговорить о неоязычестве. У него вышла прекрасная книга, рекомендую прочитать. В ней описана не только история, но и продолжение язычества, которое было на Руси. Того, к чему хотят вернуться дети или взрослые, уже не существует. Это очень давно умерло.

Да, но они говорят: родноверие умерло, но появилось новое язычество.

Поступил вопрос от Галины из Петербурга: «Моя мама была очень верующей. Мы любили своих родителей, и когда мама читала молитвы, я стояла рядом, слушала и в восемь лет уже знала „Отче нашˮ, „Веруюˮ и другие молитвы. Мама никогда не говорила, что надо ходить в храм, да тогда и церквей было очень мало. Но в моем сознании всегда было понимание, что Бог есть. Он присутствовал со мной, но сознательно я пришла к Богу и в Церковь, только когда у меня появились дети. Не знаю почему, но, когда у меня появился ребенок, я решила, что мне надо идти в храм. Уже живя в Санкт-Петербурге, я отправилась в Александро-Невскую лавру, потому что она тогда работала. Пришла к батюшке и сказала: „Я хочу в Церковь, помогите мне. Не знаю, крестили меня или нет, потому что нигде храмов не былоˮ. Он сказал: „Раз не знаете, надо покреститьсяˮ. Я покрестилась и с тех пор люблю Бога и Церковь. Меня никто это не заставлял. Может быть, не надо никого заставлять, а вот когда человек сам придет в Церковь, к Богу, это уже навсегда. Мне сейчас 85 лет, я плохо себя чувствую, но без Церкви не могу. Передвигаюсь с палкой, но мне хочется идти в храм, на Литургию, слушать ее, причащаться и исповедоваться. Такое вот у меня рассуждение. Права я или нет, не знаю».

– Какой пасхальный, радостный голос! Спасибо вам большое, Галина, вы абсолютно правы. Невозможно заставить полюбить Христа, но можно даже обряды в храме превратить в языческие и полюбить их. Прийти в храм, зажечь свечи, расположить их разными знаками и считать, что это и есть истинная молитва и общение с Богом. У нас очень часто происходит такая подмена. Наше прошлое, наши гены не дают нам покоя, и нам все время хочется даже из духовного сделать что-то обрядовое, чтобы было проще… Это же тоже, можно сказать, неоязычество. Оно укоренилось в нас. Мы никак не можем изменить то, что у нас Новый год празднуют больше, чем Рождество. Что такое 1 января, красный день календаря? Я никак не могу понять, что это за праздник. Мы сами себя обманываем.

Нужно проповедовать Христа. Что посеем, то и пожнем… Нам нужен доступ к большим телеканалам, чтобы спокойно говорить о Боге. Помню ситуацию, когда на одном из больших каналов показали прекрасный сюжет о святой Матроне Московской. Через день я приехал в Софрино, и ни одной иконочки Матроны уже не было. Скупили все, что было. Это, кстати, один день и только одна передача на общественном телевидении. Представьте, какая проповедь может быть на нем. Можно направить сознание детей в правильное русло, убрать с телевидения ужасные языческие и неоязыческие фильмы. Запретить, просто на корню. Должна быть все-таки гармония в той музыке, которую слышат наши дети. Это ведь тоже пища. Чего мы от них потом требуем? Чтобы они были патриотами, ценили семью, не разводились, любили, аборты не делали? Как же мы это говорим-то, когда для них уже естественно жить так? Их этому научили телевидение, радио и различные средства массовой информации. Есть, конечно, прекрасные радиостанции, изумительные телевизионные программы, но их мало.

Вопрос от Ильи из Балаково: «Может ли православный христианин освящать дом кадилом? Какие нужно произносить молитвы?»

– Кадило – это богослужебный предмет, который находится в храме для совершения служб. Во время Литургии и вечерней службы им пользуется диакон или священник. Дома можно пользоваться не кадилом, а специальной маленькой кадильницей.

Не на цепях, а именно ручной. Она практически ничем не отличается.

– Смысл каждения – напоминание о молитве... Молитвы различные, но все пять чувств должны быть направлены именно к Богу. Это и запах, и слух, и визуальная составляющая. Мы должны слышать прекрасный хор, видеть облачение священников и опрятную одежду верующих… Это дисциплинирует. Дома лучше пользоваться, конечно же, маленькой кадильницей. Ее можно использовать так же. Положить туда уголек с ладаном и ходить. Это древняя прекрасная традиция. Мы забыли, кстати, слова о том, что черти ладана боятся.

Стоит ли учить определенные молитвы? Что нужно сделать для того, чтобы освятить свой дом?

– Обычно, когда мы освящаем дом, то окропляем его водой и кадим, даже в Служебнике написано, что нужно принести кадило. Однако все стоит делать аккуратно, с пониманием. Я сегодня освящал школу и кадило не принес, потому что там стоят датчики дыма, они могут сработать, и будет не очень приятно. Приедут пожарные и наложат санкции.

Есть простые молитвы. Если вы чувствуете неудобство в вашем доме, какие-то сны бывают и так далее, окропите дом святой водичкой и кадите ладаном с молитвой «Да Воскреснет Бог и расточатся врази Его!» Или: «Спаси, Господи, люди твоя». Можно на четыре стороны так покадить или (есть такая хорошая традиция) поставить «паучок». Он ставится на лампадку, на него кладется ладан, и огонь его подогревает. У вас всегда будет прекрасный запах ладана...

Этот запах располагает к молитве. Вопрос Ильи хорош еще и по другой причине. Я довольно долгое время общался с разными людьми, в том числе с протестантами, неопротестантами, которые говорили: вы еще и покадите... Это было издевательством, шуткой, что священники Русской Православной Церкви – люди в странных одеяниях и пользуются кадилом. И, к сожалению, так продолжается среди тех, кто отходит от Православной Церкви, в том числе к неоязычеству, потому что многие вещи им непонятны… У нас одно время даже в монастырях проводились миссионерские литургии с объяснением богослужения и остановками, чтобы священник в этот момент объяснял, что происходит. Насколько сейчас, в ситуации отхода от Православной веры, необходимы миссионерские литургии?

– Я сам еще ни разу такую Литургию с остановками не проводил, но объяснял на радиостанции во время эфира Литургию, которую совершал Святейший Патриарх Кирилл на острове Коневец. Это нормально, когда пояснение идет, не мешая Литургии. Ее нельзя останавливать, на самом деле это ведь полет. По крайней мере, мне как священнику было бы тяжело остановить Литургию, я бы съехал с рельсов. Здесь нужна учеба, ведь в семинарии же нет миссионерских литургий. Мы учимся, проходим каждый момент, проскомидию и все остальное. Потом, совершая это на Литургии, смотришь по учебнику, если забыл, или что-то объясняет опытный священник. У нас был прекрасный отец Константин, который все подсказывал. Во время Литургии мне было бы тяжело остановиться. Миссионерствовать надо до Литургии, в клубах по изучению Библии, потому что Литургия – это жизнь Христа. Было бы интересно и правильно показать ход Литургии сначала на Библии, изучая Его жизнь.

Представим себе ребят, с которыми мы встречались и которые сказали: «Нам не нужна Церковь, потому что мы были в ней и не нашли в ней правды, мы уходим к Бафомету, к картам Таро…». Но представим себе, что эти люди были знакомы с Церковью. Они в ней не были, только были знакомы с ней. Зная о том, что такие ребята уже есть, мы должны теперь бить в набат, чтобы успеть поговорить с теми детьми, которые еще не убежали?

– Дело в том, что к Литургии надо готовиться. Например, как готовятся к экзамену? Мы можем целый год учить билеты, трястись, писать шпаргалки. Смотрите, мы только к экзамену готовимся, чтобы просто ответить на один вопрос. А здесь ты встречаешься с экзаменатором по имени Иисус. Если человеку только рассказать что-то, он скажет: да, хорошо. Но не встретится с Ним, потому что не будет готов.

В одном из храмов, где мы с Вами были вместе, я видел бабушку, которая через каждые две секунды одергивала своего мальчика и велела ему стоять ровно. Я понял, что этот мальчик через пять лет окажется в той самой языческой истории. Если мы видим подобное, что нам делать? К сожалению, я тогда сказал этой женщине: «Что же Вы делаете?» Виноват, что обратился к ней, но не мог молчать.

– Вы были правы. Дело в том, что надо было что-нибудь сказать из Евангелия. Подойти к этому ребенку или к этой женщине и сказать словами из Евангелия: «Будьте как дети. Мы должны на него быть похожи, а вы хотите, чтобы он был на вас похож». Это некое юродство немножко... Тогда это будет воспринято и запомнится. А когда мы делаем замечания друг другу, они не запоминаются. Замечания подобны листочкам, которые прилипли и тут же отвалились. Поэтому ребятам, с которыми встречаюсь, я советую просто подождать. Повременить с выбором, не окунаться сразу в неоязычество и подобные таинства. Да, они очень привлекательны. Дьявол очень привлекательно преподносит себя: природа, красота, свобода, наколки. Человек хочет свободы от Христа, но он не будет свободен от греха, а это самое страшное. Сладкий грех неоязычества ведет человека в придуманную матрицу свободы.

Я понимаю, как это происходит, но вижу и ребят, с которыми Вы общаетесь. Слава Богу, у них глазки горят. Вы как-то контролируете общение в молодежке или оно происходит само собой?

– Нет, контроля здесь никакого нет. Я удивляюсь тому, как быстро пролетает время, когда мы с ними общаемся. Один раз два часа сидели с группой молодежи, они меня засыпали вопросами. Я говорю: «Если бы ко мне священник пришел в то время, когда я был такой, как вы, я бы тоже его не отпустил. У меня было много вопросов. Задавайте эти вопросы. Теперь я знаю на них ответы».

Отец Олег, спасибо большое! Благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит вас на добрые начинания! Помните, что любовь побеждает зло, а не зло побеждает зло.

Записал:
Федор Поплавский

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс