Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1281) → Священник Вадим Смоляков: Добродетель терпения

Священник Вадим Смоляков: Добродетель терпения

№48 (1281) / 21 декабря ‘24

Беседы с батюшкой

Отец Вадим, в прошлой передаче мы начали разговор о такой добродетели, как терпение. Предлагаю продолжить. Преподобный Никон Оптинский говорит, что терпение есть непрерывающееся благодушие. То есть если ты постоянно благодушен, то достиг этой добродетели, а если иногда срываешься, то в тебе нет терпения?

– Постоянное благодушие, если рассматривать глобально, – это отличительная черта христианина, по ней видно, что человек живет как-то по-особенному. Весь его облик, все его слова, движения, обращение к другим людям наполнены чем-то особенным, чего у большинства других людей, как правило, либо совсем немного и быстро заканчивается (от усталости или еще от чего-то), либо вообще не бывает. И задача всех христиан – научиться очень благодушному, человеколюбивому (как говорится во многих молитвах по отношению к Господу Богу) и одновременно долготерпеливому отношению к каждому. Не случайно во многих молитвах о Владыке Христе говорится, что Он благ и человеколюбив. И часто встречается дополнение этой мысли, что Господь долготерпелив и многомилостив к нам.

Действительно, добродетель терпения делает подвижника во благодати Божией тем, кто постоянно этой благодатью делится. Чтобы чем-то с кем-то поделиться, очень часто другого надо потерпеть. Это неотъемлемая составляющая нашей жизни. Например, мы находим человека и хотим ему что-нибудь дать. Предположим, этот человек абсолютно нам незнаком и не готов принять то, что мы хотим ему вручить. Тогда мы начинаем его немного подготавливать: знакомимся, общаемся, смотрим на него, слушаем его. И очень часто приходится его терпеть: то он не хочет с нами разговаривать, то мы не можем его понять, то не получается принять его таким, какой он есть. И пока мы через все это не перешагнем, держась за руку Христову, мы не сможем дать ему то, что нам хочется.

Терпение, безусловно, связано с тем, что нужно иметь благорасположение к другим людям. И когда я хочу чем-то поделиться, я должен иметь это в самом себе. Пока во мне нет терпения, как я могу терпеть других людей?

Человек старается молиться, поститься, познавать Бога, исполнять Его волю, но все равно остается прежним: грехи те же, страсти те же. И уныние приступает, склоняя к представлению об отсутствии исправления собственной жизни. Как быть?

– Это первейшая проблема, с которой сталкивается каждый христианин, как сказали бы святые отцы, на начальном этапе своей жизни. Как сказали бы мы – на основательном этапе воцерковления. Без основательного воцерковления духовная жизнь, как правило, не начинается. Мы по своей мечтательности, фантазийности, определенной привычке додумывать за Господа Бога, как все должно быть, представляем в своем сознании, своем сердце все очень просто. «Господи, Ты сказал мне прийти – я пришел; Ты сказал мне молиться, поститься, творить Твою волю – я вроде бы (как мне кажется) молюсь, пощусь, стараюсь творить Твою волю. Но, получается, в моей жизни недостает чего-то, о чем Ты мне, Господи, как будто не говоришь». Так думает человек.

Например, читает он житие святого. Святой стоял, предположим, 2–3 часа на коленях в тишине, потом брал свое правило, совершал его и свидетельствовал о том, что благодать Божия наполнила его сердце. Человек делает то же самое: встает на колени, находится в окружающей его житейской тишине (в голове при этом целая автострада, мысли летят навстречу друг другу по двум полосам, а то и больше), читает те же самые книги, но рассеиваясь, не понимая, порой только лишь глазами пробегая эти строчки. Вроде бы внешне сделал то же самое, что и святой, но того, что святой получил от Бога, не получает.

Например, приходит некто в храм и просит исцеления. Священник на следующей проповеди говорит: «Братья и сестры, у нас радость: мы молились о таком-то болящем рабе Божием, на днях ему сделали операцию, и Господь его совершенно исцелил». И человек думает: «А у меня одна операция, другая, третья. Каждый раз я приступаю к вечернему правилу, утреннему правилу, читаю последование ко Святому Причащению и другие тексты. Вроде бы делаю то, что нужно, но получается не так». И ему кажется, что все не правы: и батюшка, который говорит: «Делай то-то и то-то», и святые отцы, которые поступали так-то и так-то. Нет, они правы. Это я не прав: я возмечтал о себе, надумал, преувеличил, что я приду, Господь сделает со мной то-то и то-то, и я стану совершенно другим.

Как правило, все это бывает у людей, ненадолго пока еще пребывающих в храме, делающих первые шаги с просьбами об исцелении. В прошлый раз мы говорили о том, что многие слова, которые мы произносим в молитвах, мы понимаем как результат. Мы говорим: «Господи, Ты меня освяти, просвети, очисти» – и думаем, что сейчас Господь что-то сделает, и мы сию же секунду получим дар чистоты, освящения, просвещения. Но ведь эти слова означают процесс. И слово «исцеление» означает продолжающееся действие. Мне нужно просить Бога об исцелении, мне нужно искать Его, и в этот момент я начинаю исцеляться.

Первая предпосылка неправильного отношения к тому, что мы делаем, как молимся, как просим Бога, заключается в том, что мы представляем себе, как именно Господь поступит после того, как мы Его о чем-то попросим. То есть мы уже все решили за Бога. «Господи, прошу Тебя, укажи мне, в какой храм пойти, где найти духовника. Я собираюсь пойти в такой-то храм, Господи, пусть этот храм будет именно тем храмом; пусть тот батюшка, который там служит, будет именно тем духовником».

Приходим в храм, и первое впечатление у гордого человека (а все мы больны этой страстью), что вроде бы все получилось: вроде бы и храм такой, вроде бы и батюшка такой. Проходит месяц, другой, третий – и храм не тот, и священник не тот. Неужели это Господь Бог обманул? Нет. Человек сам обманулся.

Вторая очень важная предпосылка неправильного понимания, что должно произойти: человек хочет увидеть в себе изменения. Для святых отцов это было страшно. Чтобы немного отвлечься от серьезности темы, вспомню один семинарский день. У нас была пара по нравственному богословию, и была тема противопоставления восьми основных страстей восьми основным добродетелям. Преподаватель, разделив доску на две колонки, в одну колонку написал страсти, в другую – добродетели. Но потом ему пришлось стереть добродетели, чтобы написать что-то другое, а список страстей так и остался. На следующую пару пришел другой батюшка. Доску, естественно, никто из студентов не вымыл. Батюшка был пожилой, очень почтенный, обладающий многими Божиими дарами. Он стал читать этот список: чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, отчаяние, уныние, тщеславие, гордость. И сказал: «Кто составил мой портрет?»

То есть священник, служа у Престола Божия в священническом сане более тридцати лет, видит в себе изменения именно в худшую сторону. А мы ждем того момента, когда каким-то абсолютно противоестественным образом Христос скажет: «Ну вот теперь ты хороший, замечательный, теперь у тебя ничего не болит, теперь у тебя никаких страстей нет».

Ладно бы, если бы мы ждали этого от Христа, но мы сами себя оцениваем, сами даем оценку тем изменениям, которые на самом деле совершает Христос. И здесь можно привести два примера. Когда нам нужно сделать операцию, мы зовем хирурга. И мы не можем оценивать хирурга в момент совершения операции. Я, например, вообще всего этого боюсь и даже под местным наркозом точно не буду смотреть, что делает хирург, а уж тем более говорить: «Вот это не сюда, вот это не туда». Или, например, более обширная область человеческого врачевания – стоматология. Мы же не видим, что стоматолог делает у нас во рту, мы не можем оценить, правильно он делает или нет. Нам важен результат его работы, что он скажет: «У меня получилось тебя исцелить. Теперь у тебя зуб не болит». Но нам ведь больно и после операции, и после посещения стоматолога. Но врач говорит: «Ничего, подожди, пройдет».

Второй момент. У нашего тела есть мышцы, и любой спортсмен знает, что от одного дня тренировок мышцы не развиваются, надо тренироваться ежедневно, тренироваться определенным образом, меняя программу, что-то усиливая, что-то убирая, чтобы был грамотный тренер. В нашем сердце точно так же, оно тоже требует постоянной тренировки. Когда мы находимся на тренировке, кто нас должен оценивать? Разве мы сами? Мол: какой я молодец, я сегодня смог пробежать гораздо больше. Или: как у меня плохо получилось, сегодня я пробежал гораздо меньше. Нет, нам это говорит тот, под чьим руководством мы это совершаем. Тренер говорит: «У тебя не получилось пробежать сегодня хорошо по таким-то причинам». Или, наоборот: «У тебя получилось чуть лучше, потому что ты сделал то-то и то-то».

Почему же в духовной жизни мы об этом забываем? Ведь наша земная жизнь – отражение Царства Небесного (кроме греха, конечно, и зла). И если в нашей земной жизни все нам дается с большим трудом, то почему мы ожидаем, что в духовной жизни сразу раз – и станем святыми? Более того, мы хотим сами свою святость увидеть и другим сказать: «Посмотрите, какой я замечательный человек».

Вспомним преподобного Григория Синаита, или рассуждения святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, что будет, когда увидишь в себе благие изменения. Святые отцы называют это самообманом, прелестью. Это то, что принципиально отличается от правильной духовной жизни.

И третья предпосылка нашего неправильного понимания, почему наши подвиги не приносят духовного плода. Мы забываем об одном чрезвычайно важном законе. Чем ближе человек находится к Богу, тем больше он видит свою недостаточность, свое несовершенство, свою неполноту. Иоанн Богослов пишет в своем Евангелии, в своих посланиях: Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1:5). А во мне есть тьма. И чем ближе я приступаю к Источнику света, тем больше вижу, что вот здесь у меня темно, здесь нечисто, скверно, а здесь у меня не получается. Приближаясь к Богу, я вижу, что 10, 20, 30 лет назад у меня было темно и скверно и тут, и там.

Когда человек старается превозмочь свою гордыню в этих трех проявлениях – решать за Бога, хотеть самому себя оценить и при этом оценить правильно, приближаясь к Богу, думать о том, что должен выглядеть в своих глазах лучше, то он начинает действительно себя терпеть – терпеть свою немощь, свою болезнь.

Про болезнь хотелось бы сказать чуть-чуть больше. Сейчас время Рождественского поста. День сегодня сугубо праздничный, но пост никто не отменял. Что такое пост? Это та мера Христова ограничения, Христова воздержания, которая делает нас духовно более здоровыми. Болезнь с понятием о посте в нашем христианском богословии очень сильно взаимосвязана. Болезнь – это как продолжение, расширение поста, необходимое ограничение, которое Господь накладывает на человека. Если нога болит – чтобы не бегал, где не надо, не ходил куда не надо. Если глаза не так хорошо видят – чтобы не смотрел куда не надо. Если уши не так хорошо слышат – чтобы не слышал сплетен, разговоров, пересудов.

То есть Господь каждым нашим несовершенством ограничивает нас нам во благо. Признать это и понять достаточно сложно. Почему? Потому что у нас всегда появляется чувство зависти к другим людям. «Господи, как так? Он здоровый, я больной; он ничего не делает для своего телесного здоровья, а я делаю очень много; ему легко, мне тяжело». И самое печальное в этом случае, когда человек до уныния доходит: «У него и так все легко было, а мне становится все тяжелее и тяжелее».

Но ведь Господь говорит: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19). Он не говорит, что за один раз терпения будут спасены ваши души; Он говорит именно о процессе: терпением спасайте, терпением стяжите. То есть терпением развивайтесь.

Когда человек понимает это правильно, он видит болезнь иначе. Как, например, преподобный Паисий Святогорец увидел в своей онкологии чрезвычайную радость. Окружающие люди свидетельствовали о том, что, когда преподобный Паисий узнал о своем диагнозе, он так радовался! Таким радующимся его раньше никто не видел.

Мы же, наоборот, скорбим. Потому что у нас есть три те самые горделивые предпосылки. Во-первых, мы вовсе не планировали болеть, не хотели, не собирались; мы эту возможность Господнего посещения просто вычеркнули из своей жизни, посчитали, что это для грешников окаянных, для тех, кто не спасается, чтобы они скорбями вошли в Царство Небесное. Мы ведь слышим такие рассуждения. Во-вторых, мы оценили себя, что мы здоровые. Но, живя в современном мире, мы едва ли можем сказать, что есть хоть один человек, полностью здоровый телесно. И третья предпосылка: приближаясь к Богу, мы уже решили за Господа Бога, что Он обязательно нас исцелит и телесно, и духовно, и душевно.

Но Господь исцеляет не так, как хочется нам. И в этом большая для нас радость, потому что, если бы это было так, как хочется нам, мы не приобрели бы абсолютно никакой духовной пользы. Нам было бы легко.

Подвиг – это когда человек движется практически на пределе своих возможностей во всем (в телесном, душевном, духовном) и, подвижничая таким образом, навыкает наконец доверять Богу, чувствовать Бога, слышать Бога, перестает решать за Господа Бога, судить самого себя и других людей. Человек просто говорит: «Господи, с одной стороны, я такой, каким Ты меня создал. С другой стороны, я сам себя испортил. Но я не хочу оставаться в своей испорченности греховной. Господи, помоги мне...».

Мы не ждем, что Господь исполнит точно по нашему сценарию все то, что мы запланировали. Куда приводили нас эти сценарии в жизни? Хотели сделать как лучше, а получалось, как говорится, как всегда. И тогда мы видим в каждом действии Божием именно благость и потом благодушием своим действуем по отношению к другим людям, к своим ближним так, как Бог благостью Своей, каждым действием, каждым Своим прикосновением посещал нас.

И последнее, о чем хочется здесь сказать. Очень часто люди приходят (Дух Святой их приводит) даже не с вопросом, а с риторическим восклицанием: «Батюшка, как мне быть? Я Господа Бога просил, просил, а Он мне не дал». В последнее время я на это стал спрашивать: «А что, ты завтра умирать собираешься?» Человек говорит: «Что Вы, батюшка?..». Так если нет, ты же можешь дальше просить, твоя жизнь продолжается.

Многие святые акцентируют внимание на том, чтобы мы никогда не говорили Господу Богу, что что-то от Него не получили. Мы не дождались, не дотерпели. Но ведь мы можем просить и просить. И, если будет желание, усердие и терпение, Господь непременно нас посетит, непременно вразумит, если мы просим о том, что нам вредно, и исполнит то, что нам полезно. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс