Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1281) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Господь дает нам вечность

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Господь дает нам вечность

№48 (1281) / 21 декабря ‘24

Архипастырь

Владыка, очень хочется поговорить о всемогуществе Божием. Мы недавно были в командировке в Николо-Сольбинском монастыре и видели, что в совершенно ужасающих обстоятельствах, оказывается, Господь может все. Я про это подумала еще 7 декабря, когда Вы стояли возле часовни Святой Екатерины в этом году, возглавляли молебен и говорили проповедь. Вспомнился август 2011 года, когда мы Вас провожали. Правда, на площади было в несколько раз больше народу, она была вся заполнена людьми, которые пришли попрощаться. Мы тогда не знали, как дальше все сложится. Но получилось так, что Вы, слава Богу, часто посещаете Екатеринбург, и Вас здесь с любовью принимают. Снова Вы и часовня Святой Екатерины, и люди, молящиеся этой святой. Еще тогда было Ваше благословение приходить на это место и молиться здесь. Я веду к тому, что даже в скорбной ситуации такой опыт дает надежду на то, что все будет хорошо.

– Да, действительно, мы находимся под всемогуществом Божиим. Господь все может, и мы тоже все можем, но только с помощью Божией. Когда мы даем возможность Богу, чтобы Он делал то, что считает нужным, то мы совершаем очень много хороших дел. Это опыт из жизни. Вот, казалось бы, нет ни сил, ни возможностей, ничего, но Господь, если это полезно и нужно, все чудесным образом устраивает. Сами удивляемся, как наши мысли, чувства и желания воплощаются в жизни в такие свершения, при взгляде на которые удивляешься: «Как же это возможно?» Возможно, потому что все делает Господь Бог.

Конечно, очень важно, чтобы мы не приписывали себе благодеяния, которые совершаются в нашей жизни, и знали, что это Господь делает по Своей милости через нас. Как и апостолы говорили, что не я же исцелил этого человека, не я воскресил, а Бог через мои грешные руки или мои молитвы. Всегда надо так думать. Тем самым мы даем Богу возможность делать еще больше. Когда же мы начинаем себя восхвалять, превозносимся, то это очень плохо и губительно для дальнейшего делания, которое Господь мог бы совершить. Он видит, что у нас уже есть самость, самолюбие, высокомерие, и ограничивает Свое всемогущество. Но когда мы понимаем, что это все делает Господь, и благодарим Бога, то Он изобильно изливает на нас столько, сколько мы даже не ожидаем. Говорю из своего личного опыта. Главное, чтобы мы не препятствовали Богу делать то, что Он хочет делать через нас.

Одно из препятствий – это наша гордость. Наше самолюбие, честолюбие, желание прославиться. Надо не себя прославлять, а Бога, и Господь все сделает. Можно привести много примеров из жизни. Когда я начинал свое архипастырское служение, не только мне, но и многим архипастырям и пастырям приходилось восстанавливать храмы из руин. Смотришь, там одни стены, все дырявое, невозможно ничего сделать. Но происходит чудо Божие. Из этих стен поднимается прекрасный храм или величественный собор, украшенный, весь горит и золотом, и серебром, и камнями, и куполами, и крестами. А если посмотреть чуть-чуть назад, то ничего не было. Я помню, как еще в 70–80-е годы ходил по руинам. Учился в семинарии, уже был иеромонахом. Мы пошли посмотреть скиты Троице-Сергиевой лавры. Там были одни руины. Мы ходили, окроплялись святой водой. Я думал: «Может быть, когда-нибудь Господь устроит, и из этих руин что-то получится». Получилось чудо. Сейчас смотришь на эти украшенные скиты, везде очень красивые территории, все храмы восстановлены. Когда-то не на что было смотреть, только плач один и рыдание, а сейчас радость и утешение.

Есть другая сторона вопроса и следующий этап нашей деятельности. Слава Богу, мы восстановили многие монастыри, храмы и школы. Сейчас нужно воспользоваться этими храмами и зданиями для своего духовного роста и воспитания. Только что был праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Трехлетняя девочка пришла в храм и воспитывалась в течение нескольких лет для духовного роста и совершенствования, чтобы стать вместилищем невместимого Бога. Мы имеем храмы, причем, доступные. Только не ленись, иди и воспитывай в себе добрые качества души, которые можно получить в храме. Это дом Божий, где Господь, где сила Божия и Его всемогущество. Он все может сделать и всем может помочь нам. Нужно только иметь веру и воспитывать в себе эти качества души, прийти в Церковь, чтобы от Бога получить то, что нам необходимо для нашей жизни.

Есть много проблем и просьб, с которыми люди приходят к нам: то сын пьет, то наркоманит, то загулял. Столько слез и страданий, а кто может помочь? Я как архиерей не могу, но Бог через меня может это сделать. Если мы обращаемся к Нему, если вместе молимся и стараемся исправить свою жизнь по пути Царства Божия, то, конечно, Господь проявляет Свое всемогущество и совершает чудо. Человек становится совсем другим, совершаются такие изменения, которые нам не под силу. Это всемогущество Божие. Казалось бы, невозможно было ничего сделать. Опять-таки это не я, не священник какой-то помолился и все получилось, но Бог по Своей милости делает все, что нам нужно.

Господь желает всем спастись и в разум истины прийти. Когда Он видит наше желание, стремление и старание исправиться и жить по-христиански, то непременно поможет в решении тех или иных вопросов. О всемогуществе Божием можно говорить очень много, мы это видим на каждом шагу. Каждый день нашей жизни Господь хранит и оберегает нас. Он везде и всюду готов нам помочь. Только нужно отдать себя в волю Божию, в Его руки. Господь нам ничего плохого не сделает, только хорошее и доброе.

Самое главное, что это доброе всемогущество, всемогущая любовь, а не что-то противоположное. И вот в рамках этой всемогущей любви есть церковное установление, которое, понятно, исходит от Бога. Это посты. Сейчас идет Рождественский пост. Может быть, хотя бы из-за того, что пост, стоит чаще ходить в храм тем, кто туда еще ни разу не ходил? Все-таки переступить этот порог. Да, можно встретить критические замечания, но это Господь как бы проверяет, пришел ты всерьез или тебе только надо, чтобы стало хорошо и комфортно. Если можно, скажите, что такое для нас Рождественский пост? И как полюбить ходить в храм?

– Мы должны ходить в храм по заповеди Божией. Такова воля Божия. Почему Господь дал такую заповедь? Потому что это для нас полезно. Я всегда говорю, что мы подобны телефону, который разряжается и требует подзарядки. Так и мы в течение недели. Живем, трудимся, встречаемся с разными ситуациями, нравственными, безнравственными, греховными, все что угодно происходит. Наша душа, выражаясь грубо, разряжается духовно и ослабевает. Нужно подпитывать свою душу благодатью Божией, чтобы как-то подкреплять свои силы. Есть место, где можно эту зарядку приобрести. Это храм Божий. Я сейчас не выдумываю, это практика жизни любого человека. Придет в храм человек неверующий, который никогда в церковь не ходил. Дай, говорит, зайду, посмотрю, что там есть. Он приходит, смотрит, стоит в одном, в другом месте. Побудет минут 5–10 и говорит: «Ой, как тут хорошо, как легко стало на душе, как мне приятно здесь, чувствую облегчение какое-то, а что это значит?» Это значит, что ты зашел в храм Божий, к Богу пришел, и Господь тебя посетил. А что Он делает? Он очищает нашу душу от греховной скверны, которая тяготит, приносит скорбь и страдания. Господь по своей милости взял и чуть-чуть почистил нашу душу, омыл наши грехи. Человек, можно сказать, в бане побыл и почувствовал небольшое облегчение. Почему бы не подумать о том, чтобы постоянно испытывать это облегчение и духовную радость? Господь ведь так и судил. Вы шесть дней работаете, трудитесь, ведь надо зарабатывать средства для своей семьи. Но один раз вы можете прийти и помолиться, постоять, понимая, что пребывание в церкви не трата времени.

Что люди говорят? Зачем я пойду, времени нет, у меня дела. Мы должны ставить свои дела на последнее месте, а на первое – излечение своей души. Ведь когда мы заболеваем какой-то болезнью, то не смотрим, что заняты, что назначены какие-то дела. Мы оставляем все, идем в больницу, ведь нужно исследовать, посмотреть, что случилось, чтобы болезнь не усугубилась. Врачи дают наставления, что нужно делать, чтобы вылечиться. Так же и здесь. Нужно прийти в духовную больницу, чтобы подлечить свою душу, которая нуждается в исцелении от тяжких грехов. Как мы оставляем все свои дела и идем в больницу, потому что дальше нельзя тянуть, так и здесь мы должны иметь такое же чувство. Нужно нести ответственность за свою душу, за свое духовное состояние, давать душе подпитаться от той благодати Божией, которая есть в храме. Он наполнен благодатью Божией, и это бесплатно. Никто не требует денег. Приди и молись. В храме Божием совершается тайное действие в нашей душе, и мы чувствуем это.

Бывает, люди чувствуют, что им хорошо, но особенной тяги к храму не возникает. Может быть, как-нибудь еще придут. Надо быть более ответственным за самого себя и себе же приносить пользу. Зачем себя так долго мучить и доводить до того, что уже невмоготу, так тяжело на душе, что не знаешь, куда идти, или в больницу, или в церковь. У человека уже и все болит, и это не получается, и там неудачи. Собирается очень много проблем, потому что он говорил себе, что сейчас некогда, занят. Он ставит условия Богу: «Я, Господи, приду, но потом, когда-нибудь». А Господь ему говорит, что да, ты придешь потом, но там уже будет поздновато. Может, и совсем не получиться. Пойдешь в другой мир, а там уже некогда, нет времени на исправление, очищение, освящение и просвещение. Сейчас, пока есть время, иди и получай все это здесь, в храме Божием.

Если бы только человек понимал, что Церковь – это сокровищница даров благодати Божией, в которой все можно получить. К сожалению, кто-то когда-то сказал, что нет смысла тратить время и туда ходить. Это очень большая ошибка. Нам нужно возвратиться к этой ценности, она очень важна. Ведь таковы и традиции наши, и заповеди Божии, что мы должны прийти в церковь один раз в неделю и получить от Бога помощь, в которой мы нуждаемся. Не приглашается человек в церковь, чтобы он что-то принес. Он себя, свои грехи должен принести. Но, конечно, когда он чувствует, что получает от Бога такие вознаграждения, он должен благодарить. Прийти и сказать: «Благодарю Тебя, Господи, я получаю от Тебя столько, что все сокровища этого мира нельзя принести Тебе, чтобы отблагодарить за то, что Ты для меня делаешь». Человек может принести свою лепту, милостыню. Есть ящики для пожертвований, где он может один на один с Богом сказать: «Господи, я Тебя благодарю за то, что Ты мне даешь здоровье, даешь возможность дышать». Мы знаем цену нашему дыханию после той эпидемии. Что значит для нас воздух? Мы даже за это должны благодарить, потому что в любое время может быть так, что мы задыхаемся и не знаем, что делать. Господь дает и дыхание, и здоровье, и ум, и возможность трудиться, и силы. Все Он дает, все может забрать в любую секунду, а может отдать в еще большей мере. Чем больше мы благодарим, тем больше Господь дает Свою милость. Чем больше мы не нуждаемся в благодарности, тем больше неприятностей и трудностей причиняем себе же.

Сейчас, в дни Рождественского поста, мы должны больше думать о своей душе и совести, об обязанностях перед собой и Богом. Во время этого поста мы готовимся к встрече со Христом, Который рождается от Девы Марии и от Духа Святого в яслях Вифлеемских. Пусть это событие было более 2000 лет тому назад, но Господь пришел в этот мир и хотел бы узнать, как мы восприняли Его пришествие. Чему мы от Него научились? Что мы приобрели от того, что Он пришел на землю? Мы знаем, что Господь пришел на землю в яслях для скота. Что это значит? Он показал свое смирение. Мы гордостью своей пали с неба, были изгнаны на землю из рая, в юдоль плача, чтобы возвыситься к небу через покаяние. Господь дает нам руку помощи, чтобы мы могли восстановить то, что потеряли. Уже, как я уже сказал, 2000 лет, как Он родился от Духа Святого, и Он бы хотел увидеть, что мы, Его дети и ученики, христиане, усвоили из Его учения. Волхвы принесли драгоценности к стопам Спасителя в день Его Рождества, а наша самая большая драгоценность – сердце. Как говорится, дай Мне твое сердце. Какое сердце? Сокрушенное, смиренное, терпеливое, умиротворенное, милосердное, дружелюбное, любвеобильное. Сердце, которое жертвует собой ради своего ближнего и ради Христа. Когда мы с такими чувствами, с таким настроем постараемся в течение всего поста принести Богомладенцу Христу свои дары, то Господь нас и похвалит, и скажет: добре, рабе благий и верный: о мале ми был еси верен, над многими тя поставлю. И еще больше даст тебе Господь за твои труды. Конечно, будет большая радость, ведь через пост и молитвы мы очищаем свою душу. Только чистые сердцем Бога узрят. Простыми молитвами мы готовимся к чистоте своего сердца, чтобы увидеть Богомладенца Христа, Который пришел на землю, чтобы нас возвести на Небо, даровать нам вечную жизнь.

Конечно, Господь хочет увидеть, что мы еще не совсем привязаны к земле, но имеем стремление сердца к Небу, откуда Он пришел и куда нас опять хочет привести. Он хочет, чтобы мы вечно были в радости, в утешениях, в наслаждениях, в удобствах. Мы все сейчас за удобствами гонимся, а там у Него неизреченные удобства и неизреченные радости, утешения и наслаждения. К этому надо стремиться и достигать сего в течение всего Рождественского поста. Чтобы родился в нашем сердце Христос Спаситель, чтобы Он был руководителем на нашем пути земной жизни, ведущей к благам, хорошим достижениям и, в конечном счете, к достижению вечной радости в Царстве Небесном.

Владыка, если мы ходим в храм и привыкаем к этому, но не приступаем к таинствам, то мы похожи на людей, которые находятся возле колодца с чистой питьевой водой, но не пьют ее. Есть такой барьер: как я пойду на Исповедь, как я приступлю к таинству, надо ведь как-то особенно подготовиться. Это еще одна ступенька, на которую человеку бывает непросто взойти.

– Да, есть у нас такая ситуация, существуют некоторые категории людей, которых называем проходящими и заходящими.

Захожанами.

– Захожанами. Я общался с ними. Они говорят, что им достаточно прийти, поставить свечку и уйти. Мол, мне хватает, все нормально, Господь помогает во всем, о чем я прошу. Нужно иметь в виду, что Он помогает по Своей милости, с той целью, чтобы ты приблизился к Богу, больше полюбил Господа, Который столь любвеобильно к тебе относится, и исполнял Его святую волю. Он дал нам таинства церковные: таинство Покаяния, таинство Причастия, таинство Елеосвящения, очень сильное, кстати, для нашей же пользы. Господь говорит, что да, мы получаем какое-то утешение через молитвы, через такое хождение в церковь, когда просто ставим свечи. Но это только начало духовной жизни. Мы должны понимать, что через это Господь по Своей милости призывает нас к большему, чтобы мы приходили и приступали к Его таинствам, которые Он установил в Церкви. Эти таинства имеют большое значение для нашей жизни. Мы пришли, свечку поставили, почувствовали, что хорошо, и пошли. А если продвинуться дальше? Мы получим еще больше утешения и пользы, когда приступим к таинству Покаяния и к таинству Причастия Тела и Крови Христовых. Господь говорит очень серьезные слова, что кто не причастится Тела и Крови Христовых, тот Царство Божие не наследует. Все. Мы пойдем к Богу, а Он скажет, ты там получал от Меня помощь, но не воспользовался ей до конца. Я был готов дать больше, еще и вечную жизнь дать через эти таинства. А ты говорил, что тебе хватит и малого. Этого достаточно только для земли, а для Неба не хватает. Главная цель Господа – дать нам вечность. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Единственное, ради чего жить надо, – это идти навстречу Богу, преодолевая все трудности и препятствия

Всех вас, дорогие Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с двунадесятым праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы.Праздник установлен в честь первого чуда Богоматери. Ребенок, Младенец приведен был в иерусалимский храм, как и полагалось тогда в благочестивых семьях, а дальше произошло нечто такое, что вызвало удивление у людей. Этот маленький человечек, Младенец Мария, стал восходить по ступеням храма самостоятельно. Археологи сделали реконструкцию иерусалимского храма, и видно, что его фундамент был сложен из огромных валунов – наверное, около метра высотой, и можно себе представить, как Младенец карабкается на эти камни и ведь восходит, без чьей-либо помощи!

 
Беседы с батюшкой

Священник Вадим Смоляков: Добродетель терпения

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс