Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1279) → Иерей Виктор Ленок: Грех уныния

Иерей Виктор Ленок: Грех уныния

№46 (1279) / 2 декабря ‘24

Беседы с батюшкой

Батюшка, что же такое уныние?

− Уныние – это состояние сердца, состояние жизни, когда находишься в глубокой духовной яме, когда тебе все противно, когда унылая пора настигает тебя настолько, что ты не можешь жить так, как нас призывает апостол Павел. Ты не радуешься, не благодаришь Бога, не молишься. И все это приводит только к тому, что погружаешься в это состояние глубже и глубже, все дальше и дальше уходишь от Бога. Это состояние исходит не от человека, а от бесов. И эта страсть настигает именно тех, кто пытается вести духовную жизнь, пытается приблизиться к Богу, как можно больше творить добрых дел, как можно чаще обращаться к молитве, участвовать в церковных таинствах, посещать богослужения. И это, конечно, очень страшно, потому что из этого тяжелого состояния очень сложно выбраться, но в него очень легко впасть.

Почему уныние – грех? Многие святые отцы пишут даже, что это смертный грех.

− Это такое состояние сердца, когда тебе все безразлично, когда впадаешь в апатию, не хочешь никого видеть, ни с кем общаться. Как я уже сказал, не хочется даже молиться, обращаться к Богу... Это все приводит к тому, что ты не стремишься ко спасению. Ты через уныние приводишь состояние своего сердца и своих мыслей к тому, что уже можешь совершить самый страшный грех, после которого нельзя покаяться, − самоубийство. Особенно когда живешь один, очень часто бес уныния входит в сознание и пытается тобой овладеть. Овладеть настолько, что приходишь к мысли: все плохо, все вокруг плохие, все виноваты, а я самый хороший. И выход только один – в окно.

Нужно уметь очень тонко чувствовать зарождение этого греха, когда тебе становится плохо в том месте, где ты находишься, где работаешь, учишься, когда тебе не нравится то, чем занимаешься. Либо, наоборот, настолько переусердствовал в своей многозадачности, что тебя отворачивает ото всех трудов, хочешь только развлекаться, отдыхать и ничего не делать. В общем, это состояние крайности, оно не способствует тому, чтобы ты духовно возрастал.

Сегодня очень многие страдают от уныния, особенно в осеннюю пору, когда приходится из-за непогоды оставаться в четырех стенах, не знаешь, чем заняться, не понимаешь, что делать. Конечно, в первую очередь необходимо проверить состояние своего сердца. Готов ли ты молиться, не лениться, готов ли радоваться тому, что тебя окружает?.. Радуешься ли ты даже тому, что у тебя гора грязной посуды, а ты готов встать, ее помыть, все по полочкам расставить и тем самым обрадовать себя и тех, кто придет к тебе в гости, если даже живешь один. А если ты живешь с кем-то, то готов ли взять пылесос и быстренько пропылесосить ту грязь, которую ты не захотел раньше по своей лености, своему состоянию уныния убрать?

Как понять, что находишься не в депрессии, а именно в унынии? Или депрессия и уныние – это одно и то же? Сейчас особенно часто люди из-за внешних новостей, событий впадают в уныние. Как разобраться, к кому обратиться в первую очередь, – к психиатру, психологу? Либо идти в церковь? Что делать?

− Уныние все-таки имеет духовные корни, которые как раз связаны с тем, что человек не может обращаться к Богу в таком состоянии. Если, к примеру, не можешь молиться, но при этом можешь заниматься физическим трудом, зарядкой, то это точно не уныние. Хотя уныние, депрессия рядом идут, пересекаются, но при этом депрессия – все-таки медицинский термин. Скорее, это связано с расстройством психики. И чтобы это понять, все-таки стоит приложить усилия. Вот, например, у тебя лежит Священное Писание. Постарайся открыть его в тот момент, когда тебя от всего корежит. Тебе плохо от людей, от той обстановки, что вокруг; ты не можешь воспринимать с благодарностью какое-то поражение, какие-либо события; новостная лента постоянно тебя накручивает, приводит к тому, что начинаешь бояться всего, − налетов, курса рубля, повышения цен, понижения заработной платы, лишения места работы... А ты попробуй в этот момент успокоиться, взять Священное Писание, которое пылится давно на книжной полке, помолиться Богу и найти утешение. Или, к примеру, просто обратиться к Богу, сотворить Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного!» Либо открыть акафист Божией Матери, Господу нашему Иисусу Христу, просто Псалтирь почитать… Очень редко мы к этому прибегаем.

Вот показатель того, что ты в унынии, − не хочешь свою жизнь посвящать Богу, не хочешь уделять свое время духовной жизни, вообще ничего не хочешь. Тебе все не нравится, ищешь всегда виновных, начиная со своих близких, дальних, начальников. Потом начинаешь Священноначалие поносить, после этого уже на святых угодников Божиих переходишь, ну и на Самого Творца.

Тут все очень тонко. Кстати говоря, уныние является причиной всех других страстей.

Вопрос от телезрителя: «Уже давно доказано, что все состояния, которые испытывает человек, ─ это результат деятельности головного мозга, то есть разума. И поэтому уныние, радость, любые другие состояния – это деятельность мозга. При чем здесь сердце? Уныние не от сердца, а от мозга. Сердце может быть или больным, или здоровым ─ больше никаким. Это насос».

Давайте вернемся к разговору о том, что уныние является причиной многих грехов, страстей.

− Да, некоторые отцы об этом говорят. Когда бес на тебя нападает, ты не справляешься с этой атакой, начинаешь ставить себя на первое место, заниматься чревоугодием, начинаешь гневаться, искать выход из этого состояния через удовлетворение своих страстей, будь то сребролюбие или другие пороки. Господь сказал, что только молитва и пост побеждают врага рода человеческого. Даже если не можешь вдруг помолиться, попроси, чтобы помолились за тебя другие. Обратись к тем, кого ты знаешь. Кстати говоря, в состояние уныния приводит в том числе и то, что у тебя отсутствует диалог с кем-либо. Ты замыкаешься в себе, никого не хочешь видеть, ни с кем не хочешь общаться. А может быть и наоборот: общаешься со многими людьми, но вдруг наступает такой период, когда с тобой перестают общаться. И ты не знаешь, чем себя занять, потому что твой язык все время занимался пустословием ради того, чтобы общаться, и вдруг кто-то от тебя отворачивается, и впадаешь в уныние. И очень важно здесь, как я уже сказал, просто что-то почитать, святых отцов, Священное Писание, открыть стихи, замечательные произведения наших великих писателей… И это тоже немножко отвлечет от состояния уныния, поможет выйти из него.

И, конечно, близкие будут бить в набат, если вдруг ты пропал, не выходишь на связь, ни с кем не общаешься, они будут переживать, что что-то случилось. И если к тебе вдруг кто-то захочет прийти в гости, надо обязательно открыть дверь...

Какие основные, самые опасные последствия уныния? К чему приведет запущенное состояние уныния?

− Ты абсолютно ничем не хочешь заниматься. Например, занимался спортом, получил травму и, вместо того чтобы восстановиться и продолжать заниматься спортом, начинаешь унывать, употреблять спиртные напитки опускаешь руки. Или это может привести к тому, что, как я уже говорил, перестаешь общаться с кем-либо. Если даже у тебя есть семья, ты можешь довести себя до такого состояния, что просто забьешься в свой уголок, как ежик, выпустишь иголочки и никого не будешь к себе подпускать. Это приводит к тому, что человек перестает ходить в храм вообще. Даже тот, кто регулярно исповедовался, причащался, посещал богослужения, спешил творить молитвенное правило, вдруг перестает этим заниматься, говорит: не буду. А бесу это и нужно, чтобы ты ничего не делал, чтобы была духовная пустыня в твоем сердце.

Вопрос телезрителя: «Иоанн Златоуст говорит, что у христианина могут быть только два повода к унынию – когда он сам или его ближний оскорбит Бога. Что мешает нам в жизни это понять, осознать?»

– Господь дал нам законы жизни – десять заповедей, а мы их постоянно нарушаем, причем в самых обычных житейских ситуациях. Вместо того чтобы стремиться жить по закону Бога, по Евангелию, мы все время пытаемся выделить свое «я», свою картину мира. Вместо того чтобы благодарить нашего любящего Отца, стараться быть не проказниками, а любимыми детьми, учениками Божиими, стремящимися радовать Его, мы все делаем наоборот.

Мы не только совершаем такие поступки – что-то делаем или говорим, но даже мыслями можем огорчать любящего Отца. Бесы не знают наших мыслей, а Господь знает каждую, и, как только появляются мысли ко греху, к тому, чтобы огорчить любящего Бога, нужно начинать молиться.

Если мы видим беззаконие, нужно попытаться его остановить. Как-то недавно я вышел из метро, пошел к дому и увидел, как три школьника бросали петарды в окна людям и пытались забежать в подъезд. Конечно, я остановился и вразумил их, чтобы они задумались о своих поступках. Правда, не знаю, получилось ли это у меня. Они вбежали в подъезд, я, конечно, за ними не погнался, но помолился о них, чтобы они хоть немножко вразумились. Точно такие же петарды разбрасываем и мы. Мы все время пытаемся каким-то образом разочаровать, огорчить Создателя мира, и нам нужно стремиться к тому, чтобы не делать этого. Как только приходит мысль зажечь петарду с плохим словом, с каким-то плохим движением сердца, в этот же момент нужно отсекать ее.

Особенно это важно, когда мы начинаем осуждать другого человека, а ведь осуждение стало сейчас чуть ли не нормой, и нужно помнить: когда осуждаем другого, к нам от него переходит все плохое, а не наоборот. Самый лучший способ избавиться от осуждения – это Иисусова молитва.

Вопрос от Евгения из Республики Башкортостан: «После потери близких наступает скорбь. Является ли это унынием и как выйти из этого состояния?»

– Да, очень сложно принять утрату близкого человека и легко впасть в состояние уныния, если не начинаешь молиться и творить милостыню. Добрые дела – один из инструментов, способных согреть человека, когда он утратил близкого. Конечно, было бы очень хорошо каждый день читать Псалтирь – самую радостную Книгу Ветхого Завета, и, если есть силы, то не одну кафизму, а две или три. Хорошо бы прийти в храм и попросить бабушек, прихожан храма помолиться за новопреставленного и спросить, можно ли им чем-нибудь помочь.

Мы знаем, что все мы умрем, но смертью физической, а вообще смерти нет. Но если мы впадем в состояние уныния, то духовная смерть нам обеспечена. И здесь нужно разделять состояния уныния и горя. Наверное, самое сложное – принять расставание. Но, когда молишься, совершаешь дела милосердия, творишь милостыню, Господь дает силы, чтобы выйти из этого состояния, чтобы тебе стало легче. Если раньше не жил духовной жизнью, то теперь твоя духовная жизнь может способствовать тому, чтобы Господь простил человека после его перехода в вечность.

Какими еще могут быть последствия уныния, кроме того, что ничего не хочется, полная апатия, отторжение всего, нет веры в себя, в Бога, нет желания продолжать ту или иную деятельность?

– Например, человек всю жизнь занимается наукой, и вдруг ему все надоело. Он уходит с преподавательской деятельности, уходит от написания статей и вообще от всего и погружается в грех чревоугодия. Он занимался полезным деланием и перегорел. Кстати, состояние выгорания очень близко именно тем, кто ведет подвижнический образ жизни, – аскетам, монахам-отшельникам, священникам.

Состояние эмоционального выгорания?

– Духовного, эмоционального выгорания. И в этот момент очень важна духовная поддержка братьев и сестер. Без духовной, молитвенной поддержки человек может довести себя до очень глубокого духовного падения. Поэтому будем стремиться к тому, чтобы это предотвратить.

Как побороть уныние, какие средства можно здесь использовать?

– Как я уже сказал, главное средство – это постоянная молитва, три основы жизни, о которых сказал апостол Павел. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите. Если у человека есть определенное духовное правило, если на протяжении всего дня он обращается ко Господу (начинает любое делание – обращается ко Господу, заканчивает любое дело – благодарит Бога, в течение своего делания молится), это замечательное средство. И, конечно, важно посещать богослужения.

Люди говорят: «В храме тяжело, непонятно». Но это самооправдание. Скажу честно: когда начинается Литургия, время останавливается. И даже если у тебя что-то болит, хочется спать и больше ничего не хочется, погружаясь в богослужение, начинаешь осознавать, что время останавливается, что Господь пытается тебя поддержать, чтобы ты не упал, придает новые силы.

Тем более, что за тебя молятся братья и сестры вокруг тебя, а ты просто этого не понимаешь, молится священник у престола, диакон возглашает, хор поет: «Господи, помилуй». А что означает это «помилуй»? Это как раз та теплота, которую дает Господь, благодать Духа Святого, чтобы из твоего сердца искоренилась всякая нервозность, усталость. Но в состоянии уныния тебе нужно совершить этот подвиг – прийти в храм.

Начинает накатывать скорбь, грусть, апатия – открой Священное Писание, Новый Завет, послания святого апостола Павла. Возрадуйся и увидишь совет, что дает тебе Господь. Это действует молниеносно. Помолишься: «Господи, помоги, укрепи меня», – открываешь Священное Писание, читаешь и находишь рецепт, необходимый тебе именно в это время.

И еще нельзя забывать о доброделании. Сейчас, в эти минуты, прихожане нашего храма, добрые волонтеры после тяжелого рабочего понедельника, возможно, в состоянии усталости, уныния, раздают продукты, одежду, перебирают то, что принесли люди. На прошлой неделе мы передали довольно большое количество вещей. Доброе дело – это когда ты что-то делаешь не для себя, а для другого человека. Например, посещаешь больницы, дома престарелых, очень полезно сходить со священником в тюрьму. И тогда увидишь, что твои проблемы на самом деле – ничто.

К нам приходят бездомные люди. Многие из них имеют разные страсти. Но пообщаешься с ними, что-то расскажешь, перебросишься шуточками – и они улыбаются, и станет чуточку легче после тяжелого, напряженного дня. То есть надо быть более открытым людям, и твое сердце откроется Господу. Но это происходит тогда, когда готов отдать свои силы, свое время другому человеку, просто так, во славу Христа.

Вопрос от Владимира из Курска: «Как отличить уныние, возникающее в результате какой-то болезни, от уныния от духовного труда? И еще такой вопрос: если бы Бог уничтожил всех мучителей, гонителей христиан, как Ирод, Нерон, еще во чреве и не дал им развиться, чтобы они не портили жизнь ни себе, ни людям, были бы их души спасены, как, например, души Вифлеемских младенцев?»

– Мы не знаем, что произошло с этими людьми, потому что это решает только Господь. А как отличить уныние, мы уже об этом говорили. Есть специалисты, помогающие отличить психические заболевания от духовных. И, наверное, главный здесь критерий – нежелание вести духовную жизнь, молиться, приходить в храм, открывать Священное Писание.

Вот пытаешься открыть Священное Писание, а тебя от этого трясет. Пытаешься молиться, а тебе говорят: «Не молись, это не поможет, это не нужно. Не причащайся, не исповедуйся. Все это ерунда, заблуждение. Не ходи в храм». Такие мысли точно от беса, и это точно состояние апатии и уныния, страсть, в которую ты погрузился.

А когда у тебя состояние, требующее помощи медиков, здесь уже необходимо обращаться к специалистам. Сегодня многие принимают антидепрессанты. На мой взгляд, это очень пагубная затея, потому что проблемы так не разрешаются, а только накапливаются, человек подсаживается на определенные препараты и перестает вести духовную жизнь. Принимать антидепрессанты нужно очень осторожно.

Самое лучшее здесь – обратиться к священнику, поговорить с ним. Для этого нужно прийти в ближайший храм и договориться о встрече с ним в определенное время. К примеру, в нашем храме каждый день есть дежурные священники, и они с радостью говорят с каждым прихожанином. Если же вы не застанете батюшку в храме, всегда есть контактный телефон дежурного священника либо настоятеля храма. Вы можете позвонить и договориться о встрече, чтобы постараться выйти из духовного тупика.

Батюшка, вновь вспоминая слова апостола Павла, хочу спросить: как научиться радоваться жизни и благодарить за то, что у тебя есть?

– Когда соприкасаешься с людьми, живущими не так хорошо, как ты, ничего не имеющими, болеющими, страдающими, у которых нет крыши над головой, возможности погреться, нет одежды, средств к существованию, которые уехали из родных городов и оказались никому не нужны, начинаешь понимать, как замечательно, что Господь все тебе дает.

Благодаришь Господа даже за то, что начал кашлять и появилась возможность полежать дома и почитать святых отцов, Священное Писание, на что раньше не было времени, потому что все время пребывал в суете. И хорошо, что отключили интернет, потому что у тебя нет средств на его оплату, но зато есть прекрасная библиотека...

Когда начинаешь отрываться от виртуального пространства, смартфона, очень важно увидеть то, что тебя окружает, что у тебя есть, а у другого человека нет. Важно наконец начать общаться со своими близкими, родственниками. Давно ли ты посылал своим родственникам поздравительную открытку с Рождеством Христовым? Не картинку пересылал, не сообщение, а именно подписал открытку и отправил письмо?

Раньше все писали открытки, и приходили целые их стопки, и это было так радостно! Может быть, стоит попробовать в этом году написать открытки родственникам, поздравить их с Рождеством Христовым, с Новым годом и спросить, как их дела? Передать теплый, сердечный привет дорогим бабушке и дедушке, папе и маме, брату и сестре, дяде и тете, крестникам, которых давно не видели. Это было бы замечательно.

А чтобы это сделать, нужно заранее узнать их почтовые адреса. Пообщайтесь с ними в мессенджере, позвоните им и попросите прислать свой адрес. А на вопрос, зачем он вам, скажите: «Просто чтобы он был на всякий случай». А 31 декабря или 5 января ваш близкий родственник откроет почтовый ящик, увидит открытку или письмо и обрадуется!

Батюшка, сердечно благодарим Вас за эфир и просим дать краткое наставление нашим дорогим телезрителям на предстоящую седмицу.

– Дорогие братья и сестры! Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Не унывайте, рук не опускайте.

Записали:
Полина Митрофанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс