Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема передачи – понятие греха, раскаяния и воздаяния. Мы в течение многих лет говорим о том, что такое грех и раскаяние. Правда, редко говорим о воздаянии. Но тема греха и раскаяния всегда находит отклик в сердцах наших телезрителей. В очередной раз нам поступил звонок с просьбой поговорить на эту тему. Есть такое ощущение, что в наше время появился какой-то новый вид греха. Может, мы должны по-новому оценить и попробовать понять, что такое грех? Если есть грехи, которые мы не очень понимаем, то откуда же будет раскаяние в таких грехах? В этом случае воздание за грех или воздаяние за добродетели, может, вообще выше нашего понимания?
– Прежде всего, возлюбленные братья и сестры, благодарим Бога за то, что Он нам дает возможность беседовать на телеканале «Союз». Мы благодарим всех, кто вносил и вносит пожертвования на существование телеканала. Смиренно как служитель Церкви прошу вас и дальше помогать телеканалу на постоянной основе. Помните, что каждая копеечка, которую вы вносите, дает возможность существовать этому телеканалу, в частности, проводить и вот эти встречи, которые призваны помочь всем нам в духовной жизни.
Что касается сегодняшней темы… Мы постоянно сталкиваемся с той или иной ситуацией, когда в нас говорит голос Божий. Совесть говорит о том, что ты сделал так или не так, с ней невозможно договориться. Она обязательно сообщит, что вот это хорошо, а это – плохо. Когда мы действительно сделали что-то не то, внутри появляется дискомфорт. Нет мира и покоя в душе. Зачастую это во многом происходит от непонимания и незнания того, что есть любовь, есть жизнь с Богом, от незнания заповедей Божиих и нравственных правил.
Грехи, что называется, на слуху у всех, но постоянно появляются и какие-то новые проявления в этом мире. Например, различные гаджеты. Какое-то время назад люди об этом и представления не имели, а сейчас уже появилась у многих зависимость от этого, их душевное равновесие нарушено.
Очень важно в нашей повседневной жизни иметь любовь к Богу. Когда имеешь подлинную любовь к Богу и помнишь, что любовь совершенно бескорыстна, тогда, совершая что-то, не наносишь никакого вреда ни себе, ни окружающим. Ты постоянно попадаешь в цель, потому что любишь. А когда без любви к Богу и ближним своим, то гордыня, гнев, раздражительность, тщеславие проявляются, а за всем этим следуют и тоска, и печаль, и уныние, и все сопутствующие грехи.
Человек, действительно стремящийся достичь богоподобия, прежде всего совершенствуется в любви. Он не зацикливается на тех или иных грехах, на той или иной страсти. Он живет прежде всего в любви. Его жизнь – это радость о Господе. Надо помнить о том, что наша жизнь должна быть в любви. Ведь пчела собирает то, что становится в дальнейшем медом. Мухи летят совершенно в другое место. Мы должны обязательно иметь устремление именно к Богу, а не к тому, что не является духовным, созидательным, что может нарушить и испачкать нашу жизнь. Очень важно, чтобы душа, которая, как говорил Тертуллиан, по природе христианка и которая стремится к Богу, имела постоянную возможность себя реализовать.
А для этого что нужно сделать? Конечно, себя нужно понуждать во всем. Мы знаем, что наш мозг пытается, как современный компьютер, уйти в спящий режим, работать в режиме «эконом», не расходовать энергию. Нам надо заставлять себя эту энергию расходовать. Чем больше мы будем этой энергии расходовать, тем больше будет давать Господь Своей благодати, Божественной силы, Божественной энергии, чтобы мы могли совершенствоваться в любви и творить именно дела Божии. На это мы должны постоянно ориентироваться, именно с этим жить. Проснувшись утром, прежде всего нужно помолиться, обратиться к Богу, к Божией Матери, к бесплотным Силам, своему Небесному покровителю, помолиться о родных и близких. Вот это важно. С этого мы должны начинать свой день.
А дальше у каждого есть возможность проявить себя в течение дня таким образом, чтобы день прошел именно во славу Божию. Но об этом мы молимся с самого утра, просим Господа, чтобы Господь нам помог и не оставил нас. Ведь даже когда мы читаем молитву «Отче наш», мы ее читаем потому, что нам об этом Сам Господь сказал. Он показал нам, как нужно молиться, дал нам эту молитву. Мы должны каждый день с утра прочитывать эту молитву в обязательном порядке.
Но ее надо прочитать так, чтобы прочувствовать, что заложено в этой молитве, как и в других, которые тоже помогают нам в том, чтобы мы настроились на духовную жизнь. В противном случае начинается суета сует, когда человек думает: «Не успею это, не успею то. Надо бежать сюда, еще вот это не забыть». Приходя на работу в состоянии, когда уже не имеешь мира и покоя в душе, можно навредить уже не только себе, но и тому делу, которое совершаешь. Поэтому действительно очень важно, чтобы каждый день мы начинали, думая о том, что у нас должна быть жизнь в Боге, жизнь в любви.
Вопрос телезрителя из Гатчины: «Преподобный Варсонофий говорил: если случится согрешить, верь в милосердие Божие, приноси покаяние и иди дальше, не смущаясь. Есть мнение, что через падение мы и приобретаем то смирение, которое нам необходимо ко спасению. Что Вы об этом думаете?»
– Очень хороший вопрос, но Господь нас создал не для того, чтобы мы грешили. Господь создал нас для того, чтобы мы любили и пребывали в Боге, чтобы достигли богоподобия. В нас изначально есть образ Божий, и дальше мы должны духовно совершенствоваться. А духовное совершенствование должно происходить при непосредственном участии Духа Святого. Где же может быть Дух Святой, если человек, например, становится наркоманом? Разве может быть на это благоволение Божие? Конечно, нет. Господь не может желать человеку того, чтобы тот погрузился в бездну греха, потерял тот образ, который ему дал Господь. Это совершенно недопустимо!
Мы должны совершенствоваться в любви. Должны творить дела Божии. Через эту любовь Господь нам будет открываться, и мы будем именно духовно совершенствоваться. В конце концов, когда мы молимся святым угодникам Божиим, вспоминаем, что именно благодаря добрым делам они стали угодны Господу. Они имеют благоволение в очах Божиих.
Конечно, бывают разные ситуации. Мы можем вспомнить грехопадение тех или иных людей. Например, апостола Петра. Но как он покаяние приносил до конца своих дней! Остались воспоминания о том, что у него глаза были постоянно красные от слез. Он постоянно просил, чтобы Господь простил его. Потому что понимал, что согрешил, проявил малодушие, до своего последнего вздоха. Молил Бога, чтобы Господь его простил. Он перед людьми имел подлинное покаяние. Это не какое-то чувство, которое бывает у некоторых. Например, как у Иуды Искариотского: он ощутил дискомфорт, потому что согрешил. Но он не творит достойного плода покаяния, как апостол Петр. И в этом колоссальнейшая разница. Человек совершил грех и должен творить покаяние, должен просить, чтобы Господь его простил.
В истории очень много случаев, когда праведники согрешали. Например, можно вспомнить историю пророка и царя Давида. Но какое покаяние у него было! Он искренне творил покаяние, всем своим естеством переживал. И не скрывал своего покаяния, перед Лицом Божиим свидетельствовал о грехе, который совершил. Так и остальные угодники Божии.
Когда мы о чем-то просим Бога, чувствуем, что Бог любит нас. И мы тоже должны проявлять к Нему любовь. 22 ноября православный мир воспоминает икону Божией Матери «Скоропослушница». Мы просили Божию Матерь о том, чтобы Царица Небесная не оставила нас всех, ходатайствовала за нас перед Своим Сыном. И Матерь Божия действительно не оставляет никого из нас. Каждый раз, когда мы просим Ее, чтобы Она нам помогла, мы верим, что Она поможет. И Она помогает. Даже в тех случаях, когда человек, что называется, бросает перчатку Господу, пытаясь показать, что он пойдет другим путем, считая, что сила Божия – не самая последняя инстанция, он получает вразумление.
Вспомните историю, связанную с иконой Божией Матери «Всецарица» (или «Пантанасса»). Человек пришел в монастырь и перед иконой попытался показать свое отношение к истинной вере. Получив вразумление, он почувствовал силу Божию и уже не смог вести прежнюю жизнь, и дальше он жил именно по заповедям Божиим.
Вот так и нам нужно задумываться, хотим ли мы, чтобы у нас была жизнь с Богом, чтобы все было по нравственному закону. Или мы можем позволять себе что угодно, надеясь на авось: мол, и так сойдет? Нет, не сойдет. Как мы знаем, мир лежит во зле, и зло не дремлет, оно будет проявлять себя в определенных ситуациях. Эти ситуации разнообразны, но все они говорят о том, что человек, отступивший от Бога, отступивший от любви, предает себя во что-то другое. И те или иные страсти пагубно на него воздействуют и не дают возможности в дальнейшем творить достойный плод покаяния.
Вспомним великого русского писателя Льва Толстого. Он в конце жизни думал, что сможет раскаяться, принести покаяние. Но окружение не дало ему такой возможности. То есть вокруг была создана такая система, такой спрут, из которого человек не смог вырваться. Даже такой великий писатель, как Лев Толстой, не смог вырваться из этой ситуации. Это говорит о том, что нужно блюсти, как мы опасно ходим.
Наша жизнь – это жизнь перед Лицом Божиим, когда нам постоянно приходится принимать то или иное решение: о чем думать, на что смотреть, с кем общаться, что делать или, наоборот, не делать, в какой ситуации проявлять себя как христиане. От этого тоже многое зависит, потому что мы не должны метать бисер перед свиньями. Об этом нельзя забывать. Это может показаться немного странным, но человек в своем желании во что бы то ни стало добиться того, чтобы его услышали, его дела увидели, может совершать то, что не совсем угодно перед очами Божиими.
Вопрос телезрительницы Людмилы из Москвы: «Есть люди, которые всю жизнь творят добро исключительно из любви к людям, но им отвечают злом. Может быть, благими намерениями устлана дорога в ад? Как это расценивать?»
– Приведите конкретный пример.
Например, человек делает добрые дела для людей на работе, в семье. Делает из добрых побуждений, совершенно без какого-либо умысла, по доброте души...
– Вы думаете, что делаете по доброте душевной, а окружающие могут воспринимать это не как доброту души… Здесь есть определенная сложность во взаимоотношениях. В повседневной жизни нередко так бывает. Человек думает, что если будет себя вести именно таким образом, то будет поступать правильно, несмотря на то что люди могут говорить ему: «Остановись, подумай. Ты же действуешь на нервы, раздражаешь. Помолчи, в конце концов».
Людмила задела очень важную струну. Я знаю таких людей, которые делают очень много, творят дела милосердия, причем по отношению к тем, кто действительно нуждается в помощи, а в ответ получают именно такое: «Нам не нужна твоя забота, не нужна твоя помощь. Уйди отсюда, отстань». Есть такие, и их много. Получается, что в ответ на твои добрые намерения и дела летят оскорбления. Может быть, эти дела как раз и не нужны? С другой стороны, ведь хочется получать в ответ какую-то благодарность, хотя бы спасибо.
– Вопрос очень актуальный. Мы постоянно слышим, например, как кто-то в семье пытается сказать: «Тебе обязательно нужно принять Крещение, чтобы потом тебя хотя бы могли отпеть». Вроде бы благое намерение. А тот, к кому обращаются, говорит: «А мне это не нужно. У меня вообще другие взгляды». Здесь очень важно, чтобы была духовная жизнь и был духовник, к которому можно обратиться, посоветоваться, правильно ли поступаешь.
Вопрос телезрителя Владимира из Курска: «Как понимать Евангелие правильно? Толкований много: есть прямые, есть образные. На основании этого должна складываться наша жизнь и понимание греха. Например, Алексий, человек Божий: у него была невеста и родители, но он их оставил и жил рядом. Родители, конечно, волновались за его жизнь. По слову апостола Павла, кто не заботится о своих, особенно о домашних, тот отрекся от веры и хуже неверного».
– Этот вопрос предполагает, что мы должны знать многое из того, что нам неизвестно. Собственно, если нам святой не явится и не расскажет или мы Духом Святым не узнаем об этом, то мы об этом рассуждать не сможем. Это один из тех святых, которые почитаются всей полнотой христианской Церкви.
Таким вопросом, наверное, задавались христиане всех времен и народов. Вспомним Священное Писание, Евангелие. Господь говорит юноше: «Оставь все, что у тебя есть, и следуй за Мною. Если пойдешь за Мною, у тебя будет возможность стать наследником Царства Небесного». Так вот, одни люди принимают такое решение, готовы все оставить и пойти за Христом. Праведный Алексий, человек Божий, – не единственный такой, много было угодников Божиих, но его мы особенно почитаем.
Когда речь заходит о родных, близких, то для них, конечно, это очень сильное переживание. Не будем лукавить и скажем: если бы у нас в семье такое произошло, мы бы тоже очень сильно переживали. И мы бы однозначно об этом говорили. Потому что невозможно об этом не говорить, невозможно не переживать о том, что с человеком происходит. И молитвы о нем совершаются. И вся христианская община переживает о том, как и почему это произошло.
Надо перечитать житие Алексия, человека Божия, чтобы ответить на этот вопрос.
– Очень важно, что семья продолжает вести богоугодный образ жизни. Люди не впадают в уныние, не подвергают себя той или иной страсти. Они продолжают любить Бога и являют эту любовь. И праведный Алексий видит их праведную жизнь, молится за них. Через некоторое время они видят какого-то человека, который живет рядышком, проявляют к нему определенную любовь, милосердие и сострадание. Это очень важно. То есть, несмотря на то что у них произошла сложная жизненная ситуация, они живут по заповеди любви к Богу и ближним.
В то же время и Алексий, человек Божий, являет собой пример того, как следовать за Богом: он отказался от временной жизни здесь, на земле, и полностью предал себя в руки Божии. Очевидно, что могли быть какие-то ситуации, в которых Господь мог проявить Себя в нем тем или иным образом. Но его жизнь проходит так, как проходит. Более того, об этом становится известно. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. И христиане, видя эту любовь, эту жизнь по заповедям, на протяжении столетий молились и молятся ему как человеку, который показал, что это возможно на земле.
Вопрос телезрительницы Нины из Москвы: «Скажите, Паисий Святогорец и Паисий Великий, которому молятся за усопших без покаяния, – один и тот же святой или два разных?»
– Паисий Святогорец – святой, который очень хорошо известен. И его житие хорошо известно. В данном случае очень важно, чтобы вы очень внимательно прочитали его житие. Если у вас возникают какие-то вопросы, связанные с этим, обратитесь к батюшке в храме, чтобы он вам все разъяснил. Очень важно понимание, какому святому и о чем мы молимся. Но для этого нужно знать житие.
У нас есть календарь, в котором указано, когда жил тот или иной святой. Вы можете посмотреть и увидеть время жизни того или иного угодника Божия, в какой местности он проживал. И тогда у вас не возникнет никаких проблем с пониманием того, что это разные святые.
Хотелось бы поговорить о воздаянии за грех. И существует ли воздаяние за добродетель?
– Мы верим, что Господь Благ и Человеколюбец. И мы верим: то, что мы совершаем на земле, не проходит бесследно. Все, что было нами совершено делом, словом, помышлением, будет открыто перед Лицом Божиим на Страшном Суде. И каждый из нас или оправдается, или осудится. Мы должны обязательно помнить об этом и, помня об этом, жить в любви к Богу и ближним своим.
Благословите наших телезрителей.
– Божие благословение на вас, братья и сестры. Храните веру православную, живите с Богом.
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.