Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Суд Божий мы называем Страшным Судом. В этом случае у людей возникает много вопросов. Почему он Страшный? Ведь это Суд Божий, а мы – православные, для нас это же, наоборот, будет хорошо. Что такое Суд Божий и почему мы называем его Страшным?
– Суд Божий начинается с момента рождения человека и заканчивается Страшным Судом – Вторым Пришествием Христовым. Страшный он потому, что это будет необычайное происшествие, очень торжественное, Господь явится в великой славе. Страшно еще, что после этого приговора уже нельзя будет ничего изменить. Если на частном суде, который бывает в сороковой день после смерти, Господь определяет местонахождение души до Страшного Суда, ее блаженство или мучения, то после Страшного Суда – все. Уже и молиться не будет смысла… Господь исполнит таким состоянием душу спасенного человека, что он не будет мучиться от мысли, что его родственники или близкие, любимые люди пошли в вечную муку...
Суд продолжается в течение всей земной жизни. Человек возрастает, еще ничего не понимает, но Господь уже смотрит, к чему тот склоняется. Его суд до определенного момента не бывает открыт человеку. Случается, когда человек уже начинает что-то понимать, в зависимости от воспитания, умственных способностей и духовного развития, Бог постепенно начинает ему что-то открывать, но не сразу, жалея его и милосердно к нему относясь. Чтобы человек не пришел в отчаяние, не потерял надежду, постепенно, дозированно, по Своей премудрости Господь открывает ему новые горизонты. Показывает поле, заросшее сорняками, которым, образно говоря, является его душа. Очистка от сорняков требует работы над собой.
У меня всегда было ощущение, что на Страшном Суде мы не можем надеяться на помилование. На человеческом суде есть амнистия, а тут возникает ощущение, что точно будет какая-то ужасная история именно со мной. Страх существует, но надежды очень мало.
– Мы во время богослужения говорим: яко Человеколюбец; яко милосерд, яко милостив. По своему рассуждению мы правы, когда видим, что не за что нас спасать. Мне очень нравится утешительная мысль святителя Феофана Затворника. Он говорит, что на Страшном Суде Господь явится не то чтобы в грозном и страшном виде. Он будет искать, за что человека помиловать, а не наказать. О наказании заботится так называемый прокурор от духовных бесплотных сил, который все время на нас что-то наваливает и еще прибавляет от себя. Враг спасения рода человеческого. А Господь, наоборот, будет искать, за что нас помиловать. Это очень обнадеживает и придает сил. Возможно, Господь и во мне что-то найдет. Есть надежда на это. Мне надо Ему помочь, быть в сотрудничестве с Ним. Если сделал что-то небольшое, надо это не уменьшать, а растить. Не говорить себе, что это уже делал, можно и так продолжать. Душа не может остановиться – или растет, развивается, или деградирует.
Вопрос от телезрителя Андрея из города Тольятти: «Господь Бог по Своей воле может сделать с человеком что угодно, как с Иовом Многострадальным? Это будет благом?»
– Все, что делает Господь с человеком, бывает для его пользы. Господь устраивает все по любви. Любовь Божия не слепая, а премудрая. Если мы можем рассуждать о чем-то хорошем в отношении людей, то применимо к Богу все это нужно умножить на неизвестную мне цифру, настолько Бог больше, богаче, щедрее и лучше. И если случается испытание, оно не бывает выше наших сил. Это попущено Богом. Мы в Евангелии читаем: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены. Нужно внимательно читать Евангелие, чтобы оно поменяло сознание, стало новой формой жизни. Важно обязательно обращаться к святым, которые разъясняют нам, младенцам в духовном смысле, непонятные места Евангелия...
Еще раз повторю: все, что с нами происходит, бывает по воле Божией для пользы человека. Даже внезапная смерть случается не без воли Божией. Бывает, что есть воля Божия прямая, а бывает попущение Божие. Господь попускает чему-то случиться, видя стремление человека, его свободный выбор. Он Бога не устраивает, но Господь это попускает, чтобы тот мог воспользоваться своим правом выбора и сам увидел результат. Не все люди мудрые и учатся на чужих ошибках. Есть такие, которые учатся на своих. Неисповедимы пути Господни, и это тоже примется. Если кто-то хочет на своих шишках учиться, пусть. Но лучше всего изучать нашу церковную литературу, Библейскую историю, святоотеческое наследие и жития святых, и этим питать свою душу, иметь для себя образец, маяк для дальнейшего движения в Царствие Небесное.
Мы слышим о том, что за каждое праздное слово дадим ответ. Что в наше время можно подразумевать под праздным словом?
– Пустое слово. Говорят: «Ты зачем это сказал?» – «Просто так». Просто так ничего не бывает. Если некто что-то совершил и говорит, что он это просто так сделал, все равно есть какая-то причина. Например, рассмешить, проявить остроумие. Мотивы поступков могут быть разными. Праздное слово – это пустое слово, которое расслабляет. Если полезное слово человека наполняет, концентрирует, он собирается с силами и начинает работать над собой, то праздное слово все это забирает. Например, читаешь полезную книгу – или включаешь телевизор, смотришь бестолковый боевик. Ты читал книгу духовного содержания и почувствовал в себе настрой к покаянию и терпению; одним словом, обновился. Потом включил телевизор, и все, что ты прочитал в книге, исчезло. Праздное времяпрепровождение растворяет и низводит до нуля все полезное.
То есть праздным может быть даже размышление?
– Да, фантазия ни о чем. Кто-то решил делать что-то полезное. Искуситель это замечает и начинает строить ему козни. Как люди говорят: «Только соберусь в храм, сразу столько дел появляется…». В духовной жизни, как только соберется человек, решится на что-то, тут же начинается проверка его силы воли и решимости пойти до конца. Эту решимость нужно воплощать. Бывает, что Господь принимает одно только намерение наше. Но это Он уже видит и судит. Какие были обстоятельства? Дал ли Он этой решимости претвориться в дело? Один только Господь может это определить безошибочно.
Мы должны знать следующее. Все, что мы делаем, для того, чтобы подготовить себя к какому-то дару Божию, благодати. Она не приходит к нам как награда, мол, я сделал то-то – и должна прийти благодать. Она – дар Божий. Мы, с одной стороны, не должны быть уверены: что-то делаем и за это получим награду. А с другой стороны, мы не должны не делать ничего. Потому что действиями для получения этого дара мы подготавливаем себя к нему. А даст Господь или не даст, Он Сам решает. Как показывает наш церковный опыт, все, кто трудится, обязательно что-то получают. В зависимости от терпения: кто-то получает сразу, потому что Господь видит, что человек немощный. Все разные, кто-то получает лишь под конец жизни... Господь, зная большое терпение и силу человека, которые от Него, дает ему всю жизнь побороться, помучиться, быть в недоумении и опасении, что все напрасно, попускает претерпеть искушения разного рода. Одним словом, нужно себя подготавливать, а дает уже Господь в зависимости от нашей подготовки, от того, как Он Сам видит, какой дар мы можем принять, а какой будет нам вреден. Одним словом, у Бога все так точно, что мы и представить не можем. Лучше об этом не фантазировать, а читать. Или перенимать опыт, которым с нами делится кто-то, кому можно доверять в духовной жизни.
Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Если человек всю жизнь творил добрые дела и перешел в иной мир, то как его будет судить Бог? Спасется ли он, если эти дела творились не ради Бога, а ради близких и родных?»
– У нас есть две заповеди: возлюби Бога и возлюби ближнего. Спасение состоит в наших ближних. Если мы оказываем им любовь, тогда Господь может это принимать. Но, с другой стороны, мы с вами можем судить людей по внешней жизни, а Бог судит по тому, что было внутри, насколько эти добрые дела чисты, не были ли они смешаны с корыстью, тщеславием, с чем-то еще. Это уже один Господь Бог знает, и Он на своих весах все точно взвесит. Нам с вами остается только подражать тем, кто делает добро. И молиться Богу, чтобы Он помиловал тех, кто уже ничего для себя сделать не может.
Недавно я общался с одной женщиной – скончался ее некрещеный супруг. Она мучилась, плакала и думала о том, что теперь делать, как молиться за него и почему Церковь за него не молится. Была в страшном недоумении. Я спросил: «Почему Вы так беспокоитесь? Вы говорите, что он был очень хороший человек». Она сказала: «Боюсь, что он попадет в ад». Эта мысль была настолько ужасна для нее, что она постоянно плакала и пыталась каким-то образом решить этот вопрос, вплоть до того, что узнавала, нельзя ли покрестить умершего. Что бы Вы посоветовали этой женщине?
– В Церкви есть такое мнение на этот счет: некрещеных можно поминать молитвой преподобного Льва Оптинского, которую он советовал своему послушнику Александру, когда у того удавился отец. Эту молитву о самоубийцах Церковь благословляет читать и о некрещеных.
Вернемся к определению слова «воздаяние». Мы говорим, что человек грешил, совершал нехорошие вещи и будет воздаяние за грех. Как мы произносим данное слово именно в этом смысле? Можно ли воспринимать Божий Суд как воздаяние?
– Да, как воздаяние тоже. Господь Милосердный, Человеколюбивый, но еще и Справедливый. Я так думаю, Страшный Суд еще не произошел из-за того, что Бог есть любовь, Он старается, чтобы максимальное число людей попало под Его милость. Он долготерпелив, более того, Он смиренный. Смиренный – это тот, кто перерос долготерпение. Смирение называют одеянием Божества. Нам это не очень понятно, в отличие от терпения или долготерпения. Смирение понятно одному Богу. Святые отцы только говорят, как к смирению подойти.
Воздаяние будет, и хорошо, что мы знаем про мучения. Если мы знаем о них и живем так, как живем, то как бы мы вели себя, не зная о них? Люди слышали, какие мучения вызывают сигареты: рак легких, щитовидки. Видели ужасные картинки и все равно курят. Если бы не было страха перед геенной огненной, вечными мучениями, как бы люди себя тогда вели?
Вы многократно были на Святой Земле, там же есть конкретное место, геенна огненная, для людей это был точный адрес.
– Да, это было место, где сжигали всякие нечистоты, куда бросали трупы разбойников, недостойных людей. Чтобы зараза не распространялась, все поджигали. Можно представить, какой смрад исходил оттуда. Постоянно были огонь, дым и смрад.
В Священном Писании читаем: а других страхом спасайте. Почему до нас часто не доходят слова радости, благодарности, а именно страх помогает очнуться?
– Мы огрубевшие. Как говорит Священное Писание, медная шея у ребенка твоего. Он вырос в таком неповиновении родителям, которые учили его «Закону Божию», что у него шея, как медная, ее невозможно согнуть. Поэтому Господь уже употребляет иные средства, и слава Богу, если до нас что-то доходит. А бывает, что чуть-чуть отлегло, и все. Преподобный Амвросий Оптинский описывал какого-то офицера на войне. Под ним убили лошадь. Он упал и видит, что к нему враг скачет. Стал молиться: «Пресвятая Богородице, спаси». Матерь Божия не оставила его, он был спасен из этой неприятной ситуации. Товарищи потом над ним смеялись: ты молился... И он стал отказываться от этих своих слов. Видите, когда приспичило, он был готов на все, к Матери Божией обратился. А когда друзья стали высмеивать его, оказался предателем. Предал Божию Матерь.
Мы говорим о верности, вере, о том, что верный в малом верен и в большом. Объясните, пожалуйста, если можно быть верным в малом, то, может быть, и вера такая будет, маленькая-маленькая, совсем никакая? Бывают разные истории. Человек ходит в церковь раз в год, но при этом называет себя верующим. А бывает, тот, кто ходит каждый день в храм, не имеет веры вообще. Как понять человеку, что вера в нем существует как верность? Или это никак не понять, только Сам Господь может в этом разобраться?
– Мы уже говорили, что душа не может быть постоянной. Она или растет, развивается, или деградирует. Бывает быстро, как у благоразумного разбойника. Но какие усилия у него там были? Какие страдания он претерпел на кресте, когда произнес свои слова знаменитые: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Есть в жизнеописании одного святого история блудницы, которую преподобный привел к покаянию. Она плакала и сказала: «Что мне делать, могу ли я спастись?» Он говорит: «Да, я тебя отведу в женский монастырь, там будешь спасаться». Что делает блудница, заработавшая целое состояние? Она не дает никаких распоряжений по поводу дома, хотя там была, образно говоря, полная чаша. Сразу идет с этим монахом. Он это заметил, и тем более это заметил Господь. Пока они шли в пустынное место, наступила ночь. Он ей говорит: «Отдохни, а утром продолжим дорогу». Сделал ей из песка возглавие, сказал: «Ты спи тут, а я отойду подальше и тоже буду спать, утром пойдем дальше». Проснулся, а она мертвая. Господь принял ее покаяние. Что она сделала? Господь все взвесил, Он ее знает, видит, в какой семье она была воспитана, какую жизнь прожила. Он принял ее покаяние, даже только намерение пойти в женский монастырь.
Да. Это хорошая история.
– Это жития святых. Ее имени я не помню...
Давайте в следующий раз поговорим о притчах и, может быть, о житиях святых...
Отец Фома, благословите наших телезрителей.
– У нас новый праздник в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Богородица сказала: «Тем, кто будет просить у Меня полезного для души, Я буду очень быстро помогать, буду скоропослушной к вашим молитвам». Поэтому, Пресвятая Богородица, помоги нам, грешным, прожить так, чтобы не быть осужденными в муку вечную. Аминь.
Записал:
Федор Поплавский
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.