Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Молитва Господня, во-первых, дана нам Самим Господом Иисусом Христом. Во-вторых, она актуальна, мы читаем ее каждый день по нескольку раз. Она есть и в утренних, и в вечерних молитвах, плюс три раза перед едой. И в каждом богослужении встречается раз, два и больше, в том числе и на Литургии, и в богослужениях суточного круга. В общем, она буквально пронизывает всю нашу жизнь. Давайте поговорим об этой важной для нас молитве.
– Молитва замечательная. Это молитва всех молитв. Сам Господь дал ее ученикам. Они просили Его научить их молиться, и Он научил их этой молитве. Мы знаем об этом из Евангелия. Еще Господь говорил, чтобы мы не молились на видных местах, на улицах, площадях, а старались зайти в клеть свою и уже там молиться, чтобы не хвалиться этим и не тщеславиться.
Молитва Господня действительно универсальная. Любая служба, и домашняя, и церковная, начинается с этой молитвы. Сам Господь молился этой молитвой и показывал пример ученикам. Суть молитвы – восхваление Творца. Эта молитва – просьба о том, чтобы Господь избавил нас от искушений, от бед, от того, чего мы очень сильно боимся.
«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». В первой фразе уже много о чем говорится. Во-первых, мы хвалим Бога, потому что для нас Господь – все. Он вывел нас из небытия, дал жизнь, радость и все блага.
Мы молимся: «Да приидет Царствие Твое». С другой стороны, разве мы уже не в Царствии Божием? В какой-то степени – да, но после грехопадения наш земной мир имеет свои ограничения для нашей пользы. Мы все чаем будущего Царства и как раз об этом молимся, чтобы пришел Господь и был все во всем, как говорится в Евангелии.
Сейчас времена испытаний, искушений, исправления человека. И мы чаем будущего времени, когда будет радость во всех, когда не будет греха, а будет вечная жизнь, нескончаемая любовь, радость и красота у всех. Как раз об этом прошение: «Да приидет Царствие Твое».
«Да будет воля Твоя». Это очень интересный аспект. Мы все любим проявлять свою волю. Человек – существо непростое, самовольное. Даже наши дети: говоришь им одно, а они делают все по-другому, начинают проявлять свою волю практически с пеленок.
Раньше была хорошая традиция пеленать детей. Сейчас молодые рассказывают, что уже не пеленают. А одна знакомая матушка очень мудро сказала, что пеленание воспитывает в людях смирение с пеленок. Ребенок вынужден смиряться, он находится как бы в коконе, лишний раз не может пошевелить руками. У меня уже дети выросли, а внуков пока нет, поэтому не знаю, есть ли сейчас такая традиция. Многие жалуются, что детей не пеленают. Но ведь если с детства заложить смирение, отсечение собственной воли у ребенка, то ему будет намного проще жить.
Человек вырастает и начинает проявлять самоволие. Например, в армии самоволие вообще невозможно, за ним следует наказание. То же самое в Церкви: у нас все строго по послушанию.
Великие добродетели – смирение, послушание, кротость – дают огромные плоды человеку. Поэтому в этой молитве мы просим: «Да будет воля Твоя». Потому что наша воля греховная, ошибочная. И как бы мы ни хотели ее проявлять, она ведет нас совершенно не в ту сторону. Хотели добра, а получилось, к сожалению, зло. И не знаешь, откуда оно появилось. Вроде бы делал все правильно, хорошо, но забыл помолиться. А если мы каждое дело начинаем с молитвы, если просим, чтобы Господь дал Свою волю, и стараемся немножко отсечь свою, то получается исправное, доброе дело и все, что мы задумывали, исполняется.
Давайте немного остановимся на воле. Вопрос интересный. У каждого человека есть своя воля. Психологи говорят, что постоянно подавлять ее опасно для здоровья. А в молитве, обращаясь к Богу, мы говорим: «Да будет воля Твоя». Важный вопрос связан с тем, кому мы подчиняем свою волю, – Богу или людям. Люди могут рассуждать по-человечески, и неизвестно, что они могут нам насадить. Нужно подчинять свою волю Божественной, чтобы именно Бог, Который лучше всех знает, что нам нужно, направлял нас туда, куда надо.
– Я думаю, психологи ошибаются. Психологию трудно назвать наукой, это очень своеобразное явление, еще требующее изучения. Психиатрия – наука, а психология – отдельный разговор.
Любой человек поврежден от рождения. Существуют определенные исключения, когда мы, например, служим в армии, в храме, на работе. Там мы должны исполнять послушания. А если мы их не исполняем, то нарушаем устав организации, где трудимся. Но и тут бывают исключения, потому что есть такие послушания, которые переходят красную черту нравственности. Например, врач спасает жизни людей, лечит их, проявляет к ним милосердие. А бывают доктора, которые делают аборты. И как исполнять волю начальника, если он просит убить младенца? Естественно, такую волю человек не должен исполнять. Он должен отойти от этого, вплоть до того, чтобы уволиться с работы, потому что на кону стоит уже его собственная душа. Либо он совершает смертный грех убийства, либо уходит – и его душа остается чиста. Поэтому всегда надо подключать рассуждение. Рассуждение – высшая добродетель, которую дает нам Господь. Что бы мы ни делали, без рассуждения, без благословения не получится ничего хорошего.
Если послушание штатное и мы знаем, что оно ничего плохого не принесет, а просто требует от нас убрать свою лень и трудиться, то оно допускается. Если же послушание переступает какие-то нравственные и моральные нормы, то, естественно, мы должны задуматься и отходить от него, вплоть до того, чтобы переходить на другую работу, на другую стезю. Такие вещи никак не могут быть совместимы с добрым путем христианина.
Многие спрашивают, как же узнать волю Божию, как слушаться Бога, как жить по Его воле. Это очень сложный вопрос, потому что Бога не видел никто никогда, и порой трудно определить, где воля человеческая, а где Божия. Но опять-таки надо смотреть, немножко открыть свое сердце и следить за происходящим, какие плоды будут от этой воли. В Евангелии Господь дает нам хороший афоризм: По плодам их узнаете их. Какие плоды приносят эти дела? Если плоды добрые, нравственные, то и дела хорошие. А если мы видим, что от этих дел у людей одни проблемы и несчастья, то вряд ли это воля Божия. Нужно очень аккуратно и серьезно смотреть, вдумчиво анализировать каждое явление. Как говорил старец Нектарий Оптинский: «Ищите во всем великого смысла». Вся жизнь наша состоит из деталей, из частностей, и когда мы проходим мимо чего-то, то можем, к сожалению, ошибаться.
Божественная воля проявляется во всем мире. Господь даже из зла делает добро. Порой мы ошибаемся, куролесим, но потом Бог переворачивает все так, что снова наступает хорошая погода, выходит солнышко. И мы думаем: как же так могло произойти, как могло так получиться, ведь мы вроде хотели как лучше? А делали как хуже, но Господь взял и все управил. Так всегда происходит, когда мы с Богом, когда мы выправляемся, начинаем молиться и просить Его помочь нам исправиться. Господь всегда откликается. Воля Божия всегда бывает видна своим результатом, и надо подключать свой разум и стараться просчитывать все наперед, как шахматист.
Конечно, легко так рассуждать, но для человека это трудно. Но так мы можем спастись от многих неудач и ошибок, порой даже фатальных. А если мы все-таки немножко возьмемся за ум, просчитаем, как наши поступки отразятся на нашем будущем, что получится в результате, немножко потрудимся, чтобы это предугадать, то и плоды пожнем хорошие.
Иногда человек в страсти, в каких-то эмоциональных порывах делает непоправимые вещи и потом горько за них расплачивается. Есть воля Божия, и всегда надо стараться ее читать, чувствовать. Опытный человек чувствует ее. Он знает, что Господь не пожелает плохого, что лучше не делать этого. И Господь всегда показывает нам Свою волю какими-то событиями, через людей, через какие-то случаи, события. Подсказывает не делать чего-то, но мы упрямые, нам все равно хочется делать по-своему. Надо всегда осматриваться. Не будет лишним и посоветоваться в сложных случаях.
Мы читаем утренние и вечерние молитвы, и в конце есть прекрасное прибавление помолиться о духовном отце. Но, к сожалению, многие говорят, что не могут найти духовного отца. Надо искать такого человека, чтобы он помогал распознать волю Божию, помогал понять, как правильно поступить в том или ином случае. Однако нужно иметь в виду, что все советы духовного отца носят рекомендательный характер и не бывают обязательными. Нужно понимать разницу между духовничеством и наставничеством.
Есть такое явление, как духовничество. Оно, как правило, происходит в монастырях. Приходит послушник и вверяет свою душу опытному старцу. В этом случае он обязан исполнять все его послушания. Но когда мы, светские люди, просто выбираем батюшку, важно, чтобы он был с нами на одной волне, может быть, одной профессии. Тогда найдутся общие темы и будет легко общаться. Батюшка будет понимать человека и сможет подсказать ему то или иное. Но любой совет надо пропускать через себя, через свою голову и понимать, что батюшка не будет отвечать за последствия. Да, он желает тебе добра, но, как любой человек, может ошибаться. Есть хорошая пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше». Тем более священническая голова, я думаю, вряд ли подскажет плохое, но тем не менее человек отвечает за свои поступки сам. Не надо ни на кого пенять.
Почему мы называем в этой молитве Бога нашим Отцом?
– Он наш Создатель. Он подарил нам жизнь. Это чудо непостижимо. Я помню свои первые годы, когда был совсем маленький. Я расспрашивал родителей о том, где был раньше. Они отвечали, что меня не было. Мне было это очень чудно. Как не было? Моя душа, личность здесь, я осознаю воздух, материю, родителей, дом. Мне было просто не по себе. Я не мог представить, что меня нет. Я же вот тут, сижу, радуюсь.
Господь подарил нам жизнь. На Литургии мы читаем: «Ты от небытия в бытие нас привел еси». А как это? Это чудо, которое нельзя разгадать. Это великий дар. И вот только уже за этот дар Он наш Отец. И Он еще подарил нам красивую землю. До грехопадения люди жили в раю, там была полная гармония, даже животный мир повиновался человеку. Была полная гармония, никто никого не обижал, никто никого не ел. Правда, для нас это тоже как-то чудно, мы привыкли, что тигр – хищник и должен кого-то есть. Однако все было так, и мы в это верим. Но даже наш падший, греховный мир, с его войнами, кровопролитиями, потрясающе гармоничен. Выйдите на улицу, съездите в лес, посмотрите, какая красота осенью. Кто все это сотворил? Господь. Атеисты думают, что все произошло с помощью какого-то взрыва. Но это же смешно. Что делает взрыв? Хаос, пыль, кошмар. А здесь потрясающая красота.
Мы уже говорили, что успеваем по жизни накуролесить, но Господь как-то все врачует, выводит нас на ровную дорогу, и все наше зло превращается в добро. Разве это не чудо? Конечно, самое настоящее чудо. И, конечно, Он для нас Отец, мы любим Его. И если у нас хватает разума выказывать Ему послушание, то мы счастливые люди, живем правильно, исполняем духовные законы, которые нас держат.
Мы знаем прекрасно, что ни один волос не упадет с головы человека без воли Божией. Верующий, тот, кто действительно живет по законам правильной духовной жизни, знает, что ему на голову не свалится кирпич просто так. В молодости я любил ходить в храм. И в этот период жизни, когда еще не было семьи, ходил туда ежедневно. Утром, вечером, утром, вечером. Мне это действительно нравилось. У меня было чувство, необъяснимое, но четкое и ясное, что со мной ничего не случится. Я был настолько смелым, что не просто верил, а знал это: никто мне ничего не сделает. Все сбылось. Это было давно, 30–40 лет назад. Эти чувства действительно подтвердились. Когда ты ходишь под покровом благодати, с Господом, ничего не страшно. А бывает, человек начинает впадать в неверие, как апостол Петр, когда по волнам шел. Он сказал: «Господи, давай я тоже пойду по волнам». Пошел, но вдруг буквально на какой-то момент усомнился и стал тонуть. То же самое происходит с нами. Начинаем проявлять сомнения от неправильной духовной жизни, незнания законов и потихонечку уходим под воду. Если вовремя никто не спасет – это беда.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь. В этом прошении о чем мы просим Господа? Что это за хлеб?
– В жизни нашей любое явление имеет разные грани. Так и хлеб. Мы без него не можем жить, это символ всего. Прежде всего, хлеб для нас – средство пропитания. В блокадном Ленинграде люди были окружены войсками неприятеля и жили в страшном голоде. Паек с каждым днем становился все меньше и меньше. Но все-таки людям давали хлеб, и он сохранял им жизнь. Маленький кусочек хлеба в воде растворяли – и как-то переживали день, оставались живы.
И сейчас для нас ни одна трапеза, наверное, не обходится без хлеба. Хлеб для нас – средство физического пропитания. Но главное все-таки то, что хлеб – это символ вечной жизни. Мы говорим: «Дай нам, Господи, Хлеб Жизни». Что такое Хлеб Жизни? Это Тело Христово. Тело и Кровь Христовы, которых мы причащаемся на каждой Божественной литургии. И если мы готовы, они дают нам вечную жизнь, потому что мы соединяемся с Самим Богом, Самим Христом.
Конечно, главный смысл этого прошения в том, чтобы Господь сподобил нас причащаться Святых Христовых Таин. Когда 12 учеников собрались со Христом на Тайной Вечере, перед крестным путем Господа и Спасителя нашего, Христос дал им завещание совершать такую вечерю и под видом хлеба вкушать Его Тело, а под видом вина – Его Кровь.
Многие неверующие люди, конечно, не понимают этого. Даже не то что неверующие, некоторые конфессии уже воспринимают это как некое символическое действие. Для нас, православных христиан, это не символическое действие, а великое таинство. Мы знаем, что не просто причащаемся, а причащаемся истинного Тела Христова и истинной Крови Христовой. Под видом хлеба и вина. Это великое таинство, оно соединяет нас с Самим Богом и дает нам вечную жизнь.
Кто не имеет такой возможности, обязательно старайтесь к этому прийти. Здесь нет ничего сложного. Есть определенная церковная дисциплина, когда мы приходим в храм, говеем, то есть постимся, готовимся к таинству, читаем определенные молитвы, натощак приходим в церковь и причащаемся Тела и Крови Христовых после таинства Исповеди. Такая у нас в Русской Церкви традиция. Не во всех Православных Церквах этой традиции придерживаются, некоторые исповедуются реже. Например, в Греческой Церкви, Румынской и Сербской. В Русской Церкви хорошие традиции, у нас таинство Исповеди сопряжено с таинством Евхаристии. Как мне кажется, это прекрасная традиция, потому что в таинстве Исповеди человек очищает свою душу и уже чистым приходит на Литургию, соединяясь со Христом.
Мы прекрасно помним слова, которые произносит священник на Божественной литургии, когда возносит Святые Дары над престолом: «Святая – святым». Порой люди спрашивают: «Кто эти святые?» Я отвечаю: «Это вы. Люди, которые подготовились к таинству Причастия, почитали определенные молитвы, поговели. Исповедовались у священника, оставили свои грехи, которые Господь в таинстве Покаяния очистил». Мы сами порой не всегда видим это. Человек многого в себе не замечает. Ему легче на другом увидеть что-то. Но в этот момент, в конце Литургии, уже после «Отче наш», перед Причастием, стоит полный храм святых. Другой вопрос, что, когда мы уже уходим за церковную ограду, нас начинают раздражать ближние. Не всегда правильно мы умеем нести эту святыню, даже порой в день Причастия опять потихонечку скатываемся.
Любой священник вам скажет: «Старайтесь часто молиться, часто причащаться и часто исповедоваться, чтобы ваша душа была чистая». Как говорили святые отцы, если даже сосуд пустой, но в нем было драгоценное миро, он источает благоухание, что, если миро постоянно наливать, выливать, сосуд благоухает. Так и наше тело является определенным сосудом, храмом Божиим. Если мы постоянно наполняем его Господом, молитвами, Причащением, очищением души от грехов, то результаты будут.
Мы заговорили о покаянии. «Оставь нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим». Это о покаянии речь?
– Да, о покаянии. Господь сразу дает нам четкий рецепт, условие, при котором покаяние происходит. Если мы оставляем грехи ближних людей (а это наша первая задача – научиться прощать), то и нам Господь оставляет грехи. В Евангелии есть достаточное количество притч, очень интересных, которые рассказывает Господь. Буквально недавно мы читали прекрасную притчу о должнике, когда один человек задолжал господину большую сумму и сидел в долговой яме. У него дети, семья, он говорит: «Прости меня, пожалуйста». Господин отвечает: «Ладно, я тебе прощу эту сумму». Отпустил его. Должник не успел дойти до дома, как встретил своего клеврета, знакомого, задолжавшего ему всего лишь какую-то копейку. Говорит: «Ты мне не отдал». Тот стал его так же просить, но наш должник своего знакомого не простил, посадил в долговую яму. Тут же друзья господина, видя эту сцену, рассказали ему, мол, ты его отпустил, простил такую огромную сумму, а он другому не мог и копейки простить. Должника тут же вернули обратно и отправили в тюрьму как неверного раба.
Любая Евангельская притча в какой-то степени искусственная. Трудно, наверное, в жизни такое встретить. Господь нас так учит определенным моментам и духовным законам. В этой притче, например, говорится, что следует научиться прощать других. Даешь взаймы, а в голове должна быть мысль: не получишь обратно. Если не хочешь давать, не давай, но если дашь, то уже не жди обратно. И то же самое не только в денежном эквиваленте, но и во всем другом. Если хочешь что-то дать человеку, сделай доброе дело, дай, но не требуй чего-то взамен. Потому что христианин не требует благодарности. Благодарят и язычники. Зачем ты ждешь благодарности, делаешь добрые дела за благодарность? Никакой пользы нет от этого, говорит Господь. А если ты действительно ради Христа, ради мира даешь кому-то какие-то средства или помогаешь, это настоящее доброе дело.
Поэтому, конечно, важно уметь прощать ближних. А мы спотыкаемся на этом из-за ерунды. Домашний что-то не так сделал, разбил вазу или чашку, которую подарила мама? Будьте проще, будьте, как Карлсон в мультфильме. Скажите: «Дело житейское, люстра полетела хрустальная. Что скажет папа, что скажет мама? Да ничего страшного, я тебе сто люстр таких куплю». Вспомните, это хороший мультик, интересный. Если что-то стряслось, ради мира в семье надо обязательно мириться, прощать. И не только ближних. Прощать, скажу вам честно, выгодно прежде всего для себя: у тебя немножко снизится уровень стресса, уйдет страсть, озлобление. На работе бывает так же, когда мы друг другу досаждаем.
Проблема нашей жизни, проблема всего мироздания – умение сосуществовать друг с другом. Мы никак не можем этому научиться. У нас постоянно склоки в семье, неурядицы в стране. Помните, в 90-е годы и в Думе дрались… А человек, если научится сосуществовать с ближними, исполнит многие заповеди и будет жить, как в раю, уже в этом мире, не дожидаясь смерти и будущей жизни. Господь говорит: Царствие Божие внутрь вас есть. Исполняющий заповеди уже здесь живет спокойно, в мирном состоянии, у него Царство Божие уже на этой земле.
Если мы умеем жить по заповедям Божиим, по законам, то не обижаемся, прощаем своих ближних, детей, жену, мужа, у нас все совершенно по-другому. Есть такие семьи, где из-за какой-то ерунды человек обижается и две недели не разговаривает. Куда это годится? Это же безобразие. Нужно сразу обняться, попросить друг у друга прощения. Порой надо просить его первым, даже если не виноват… Детишек тоже надо прощать. Хотя, конечно, и строгость проявлять, чтобы они не развратились. Строгость проявил, однако знай меру и потом прости ребенка. А если мы не прощаем, чем это кончается потом? Разводами. А ведь развод – это вселенская трагедия для детей, папы и мамы. Пытаемся как-то выйти из ситуации. Папа новую маму нашел, а она оказалась еще хуже первой, как правило. Он ищет третью, четвертую… Приходят потом все в церковь опустошенные, практически в духовной крови, и не знаешь, что сделать и как помочь. Трудно распутывать такие ситуации...
Прощение для нас очень важно. Что бы ни случилось, сели, успокоились, выдохнули, обговорили ситуацию в спокойных тонах и простили друг друга. На работе то же самое бывает, когда начальство несправедливо. Но не надо дуться. Если первая вспышка эмоциональная, ни в коем случае в этот момент не стоит доказывать свою правоту, ругаться и проявлять излишние эмоции. Нужно немножко подумать, остановиться. Подождать сутки, а потом просто поговорить по-доброму. Если тот не прав, сказать: «Вы знаете, Иван Иванович, я всегда рад помогать Вам, во всем доверяю. Разве что в этом случае, может быть, нам попробовать пересмотреть ситуацию, чтобы действительно выйти на новые результаты?» Начальник послушает и скажет: «Верно, ты прав». А если в состоянии стресса ему что-то ответить, он рассердится… Нужно мудро относиться к этому. Если не простите, будет плохо, придется уходить с работы. А вы скажите себе, что он такой же человек, может ошибаться. Простите его в душе. Утром вернитесь на работу и ответьте: «Простите, я погорячился; вот так можно было эту ситуацию разрешить, чтобы всем было хорошо…» Начальник скажет: «Слушай, а ты прав был, надо было действительно так сделать…». Тут очень много моментов, но самый главный – умение прощать.
Мы говорим в этой молитве также: не введи нас во искушение. Получается, мы просим Бога о том, чтобы Он нас не искушал?
– Да, у нас постоянно случаются искушения. Мы молимся, чтобы Господь нас избавил от искушений, потому что они для нас болезненные. Почему происходит искушение? Опять возвращаемся к тому же. От нашей неправильной духовной жизни, незнания законов. Эта молитва буквально содержит просьбу избавить нас от искушения, а косвенно – научить духовным законам, чтобы мы не впадали в искушения. Искушения для нас – это жесткие и горькие таблетки. Иногда маленький ребенок не слушается, папа ему по попке стукнул. Плохо ли, хорошо ли это? Сейчас ювенальная юстиция говорит: плохо, нельзя детей трогать. А раньше так было, и ребенок начинает слушаться, проявлять послушание, смирение и кротость, вырастает хорошим, добрым человеком. Конечно, во всем надо знать меру. Нельзя никого бить и издеваться над людьми. Но иногда болезненные вещи Господь дает нам в качестве горькой таблетки для нашего исцеления. Если мы идем ровным, правильным путем, то искушений у нас меньше. Если же не пытаемся осмыслить жизнь, подчинить ее Евангельским законам, не пытаемся жить в мире с ближними, то Господь дает нам искушения. Они болезненные. Но если даже они случились, их надо терпеть, потому что терпение – наивысшая добродетель. Без терпения ничего не получится.
Сам Господь дал нам первый образец терпения, когда оказался на Кресте. Это страшнейшая казнь... Просто слов нет, когда начинаешь в это вдумываться, все представлять. Можно просто сойти с ума. Каково быть на Кресте? Это высшая степень терпения. Ради нас с вами Господь даже на такую пошел контрмеру и претерпел Крест. Ради нас Он терпел такие страшные муки, испытания. Почему мы не можем немножко потерпеть хотя бы ради себя, ради своих детей, своей духовной жизни, чтобы исправиться?
Но, конечно, лучше искушения избежать. Поэтому мы молимся: и не введи нас во искушение. Ведь на самом деле Господь дал каждому из нас ангела-хранителя, который помогает нам уйти от искушений. Главное, не забывать молиться своему ангелу. Эти молитвы есть в утреннем и вечернем правиле. Если человек молится, ему намного легче живется, потому что ангел-хранитель всегда помогает ему. Но мы забываем, что у каждого есть демон-мучитель, который и дает нам искушения. На самом деле, если задуматься глобально, космически, даже бесы и то служат Богу. Потому что они хотят сделать нам зло, пакостят, но в конечном итоге помогают нам избавиться от грехов.
Потому что Бог обращает их злые поступки к лучшему.
– Да. Вот такая интересная вещь в мироздании. Даже злые духи и то служат на пользу. Конечно, лучше без них обойтись. Поэтому мы и молимся.
Без них и не спастись тогда, получается.
– Ну да. Тяжело спастись...
Металл закаляется только, когда его переводят из одного состояния в другое... Так и мы: если будем в одном состоянии, ничего не изменится.
– Конечно. А нам хочется самим что-то попробовать, язычком дотронуться зимой до металла… Каждый ребенок, наверное, испытывал это, хотя мама говорит, мол, не трогай... В общем, нехорошие ощущения. Так и в жизни постоянно у нас. Желательно обходить искушения по возможности. Поэтому: не введи нас, Господи, во искушение.
Кто или что есть лукавый или лукавое, от чего мы просим нас избавить в этой молитве?
– Действительно, здесь подразумевается царь века сего, как мы знаем из Писания, который думает, что он здесь царь, а на самом деле не царь, только так думает. Однако он здорово досаждает людям. Естественно, нам не хочется никаких дел иметь с ним, и это правильно. Если вернуться в прошлое, лукавый соблазнил Адама и Еву, и благодаря его стараниям человек лишился райской жизни. Мы говорим об этом как о легенде, ведь это было давно... А если все это представить? Вдумайтесь. Вы живете в полной гармонии, у вас все есть, есть Господь, вы с Ним разговариваете. И вдруг вы всего этого лишаетесь. Оказываетесь в страшном месте по сравнению с раем.
Посмотрите, в жизни все познается в сравнении. Господь дал нам духовный закон. Человек, например, ездил на «Жигулях», а потом пересел на Hyundai. Он уже скажет, что не хочет ездить на другой машине… Или кто-то останавливается в хорошей гостинице, а потом его поселят в среднюю, нормальную, добротную, но первая была лучше. Он будет постоянно ворчать...
Мы все время живем в каком-то сравнении. Для человека переход от райской гармонии к полному кошмару стал катастрофой космического масштаба. Господь ведь сказал, что жена будет рожать в муках, а муж будет зарабатывать хлеб в поте лица своего. Человек жил радостно, особо не трудился, все у него было. А тут приходится работать, 8-часовая рабочая неделя, приходишь уставший. Поэтому, конечно, не дай Бог опять попасться на удочку лукавого.
Тем не менее мы вспоминаем, как говорили в начале передачи, Господь даже такие вещи претворяет в добро, даже грехопадение. Господь так сделал, что человек получил новую природу благодаря этому. Чем она отличается от природы Адама и Евы? Адам мог пасть. Господь нам дарует природу, которая уже не сможет упасть. Святые отцы называют это непадательным состоянием. Тот, кто прилепится к Христу, окажется в новой жизни со Христом, уже не сможет грешить. Как две трети ангелов, которые остались верны Христу, получили от Господа непадательное состояние. Они уже не могут грешить. Мне кажется, даже козни лукавого превратились в добро. Тем не менее не хочется опять спотыкаться о разные пеньки лукавого и все-таки жить с Богом, а не с лукавым.
Отец Владимир, благодарим Вас за разговор. Мне кажется, получился хороший и подробный разбор важнейшей христианской молитвы. Будет еще один повод задуматься над тем, что за слова мы произносим в этой молитве.
Записали:
Анна Вострокнутова
и Федор Поплавский
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.