Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, не так давно Казань привлекла внимание всего мира – здесь проходил саммит БРИКС. Наверное, мало кто знает, как это расшифровывается, но все поняли, что здесь собрались главы государств с разных континентов. Мы видели на фото– и видеокадрах, что некоторые из них посещали Казанский собор, и Вы их встречали.
– Посещали и Казанский собор, и Казанский кремль. Встречали, конечно, не с тем размахом, с которым они приехали на светское мероприятие, но были люди, желавшие прикоснуться к святыням края, ознакомиться и с христианской, и с мусульманской стороной жизни. Кому-то было очень интересно, кому-то просто было любопытно. Но, слава Богу, все прошло спокойно и, я бы сказал, ненапряженно. Мы ожидали гораздо больших сложностей в плане транспорта, передвижения людей. Но, слава Богу, руководство у нас очень мудро распределило все, всех предупредили. Люди оказались сознательными. Кто мог уехать из города, тот уехал. Город был спокойным.
Наверное, впервые за все время я вечером погулял по абсолютно чистому городу, почти без людей. Единственная женщина, которую мы встретили, оказалась из Екатеринбурга. Правда, она спрашивала, как пройти в мечеть. Но у нас все рядом. Она увидела мечеть и спросила, как туда пройти. Мы ей показали и подсказали, что там еще есть интересный храм. Так что, слава Богу, все было хорошо. Бог милостив! Надеюсь, что под покровом Царицы Небесной здесь были достигнуты очень правильные результаты для будущего, для стран, входящих в эту организацию.
Вы сказали о прогулке по городу. Мы сегодня записывали несколько стендапов в городе. Не тех стендапов, когда люди острят и юморят, а в смысле старого журналистского понятия, когда журналист работает в кадре и что-то рассказывает. Мы как раз рассказывали об архитектурной схожести Казани и Санкт-Петербурга. Есть такие сегменты города, о которых ты думаешь, что это канал Грибоедова, Фонтанка или Мойка, галерея мостиков, а оказывается, что это в Казани. Знаете, чем еще схож Санкт-Петербург с Казанью? Там, когда работаешь на улице в связке оператор-журналист, люди не входят в кадр: они либо обходят, либо ждут, либо извиняются, если им уж очень надо пройти. Здесь было так же! Это очень приятное наблюдение, потому что у нас в Екатеринбурге не так.
– Вообще, Казань очень дружелюбный город. У людей, которые раньше здесь никогда не были, есть очень много предубеждений по отношению к Казани. Но, когда они приезжают, они видят совершенно светский город, где есть все. Оказывается, что здесь есть не только мечети, но еще и много храмов, и храмов старинных, интересных. Да еще и буквально через каждые несколько метров стоит какое-нибудь кафе, где можно перекусить. Там совершенно разная еда: и национальная татарская, и любая другая. В принципе, ходить по Казани всегда очень спокойно.
В Казани любят гостей. В целом здесь вы не нарветесь на грубость. Такого практически нет: ни в магазине, ни в аэропорту, ни в общественном транспорте. Правда, я в общественном транспорте не часто езжу, но бывает. Где бы ты ни находился, всегда взаимоуважительное отношение. Казань во многом к этому располагает. Смешение культур, уважение ко всем народам и их привычкам здесь имеют место быть.
Я такое родство Санкт-Петербурга и Казани и такую атмосферу для себя отнесла к тому, что общая святыня, сугубо чтимая – Казанская икона Божией Матери.
– И Санкт-Петербург, и Казань – академические города. Там есть духовная академия и университет, здесь есть духовная академия и университет. Здесь это очень много дало в свое время и повлияло не только на облик города, но и на внутреннее состояние. Конечно, под покровом Божией Матери!
Мы тоже встретили много паломников из Екатеринбурга, приехавших в Казань на Казанскую. Казанская икона Божией Матери была поднята на щит в смутное время Патриархом Гермогеном. Удивительной судьбы человек! Ведь он ее фактически и от земли принял, когда еще был священником Ермолаем в Казани, и потом, когда уже нес крест патриаршества, он благословляет именно Казанским образом. Хотелось бы поговорить о личности святого Гермогена. Он был совершенно потрясающим человеком!
– К сожалению, мы слишком мало знаем и вообще о том времени, и об этом человеке. Его происхождение не очень понятно. Кто-то говорит, что он из казаков, кто-то говорит, что он потомственный священник. Есть совершенно разные указания. Одно можем сказать, что он было очень разносторонне образованным, очень грамотным, книгочей, книголюб. Он составил несколько произведений литературного творчества, которыми мы сегодня пользуемся: сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери, сказание о святителе Гурии и Варсонофии, об обретении их мощей, в котором он лично участвовал во время своего пребывания митрополитом Казанским.
Он был очень талантливым строителем. К сожалению, часть из того, что он построил, разрушено. Например, Спасо-Преображенский монастырь в кремле. Это он его построил и там обрел мощи святителей Гурия и Варсонофия. Первый каменный собор на месте обретения Казанской иконы Божией Матери тоже он построил. Этот собор император Павел распорядился перебрать, сделать более удобным, более просторным, таким мы его сейчас и видим. Это был проект уже третьего собора.
Это человек интересной судьбы и такой, знаете, герой духа. Без таких героев в сложные времена невозможно прожить. Нас все время поражает огромное количество бездумных названий улиц, а есть личности, без которых государство не могло бы существовать. Это не только маршалы, великие князья, какие-то военачальники или политические деятели. Есть духовные творцы этих побед. Патриарх Гермоген – духовный творец победы, выхода из Смутного времени.
Ведь тогда на самом деле стоял вопрос о бытии единственного на тот момент в мире православного государства – Руси. А она уже была на грани распада. Он же согласился с тем, чтобы королевич Владислав принял Православие, но, когда это дело затормозилось, и он понял, что никто и не собирается ничего делать, он объявил народный сбор, что надо освобождать. Но там были предатели. Его же не поляки посадили. Его посадили свои доморощенные предатели, которых, к сожалению, во все времена хватает. Он имел невероятный авторитет у народа, и от него требовали, чтобы он изменил свое мнение. Его морили голодом, но этот старец, ему на тот момент было сильно за 80 лет, не поддался. Он грамотами призывал народ к освобождению православной Москвы, православной Руси, и его грамоты подхватывали.
У него здесь был преемник – митрополит Ефрем (Хвостов). Многие грамоты, которые приписывались Патриарху Гермогену, писал именно он, его преемник по Казанской кафедре. Казань, весь казанский край, который за несколько десятков лет до этого только-только с боями вошел в состав Русского царства, не поддавался ни на каких Лжедмитриев. Только единственный раз, месяца на полтора-два, они признали Лжедмитрия II, когда тот объявил поход на Москву для освобождения от поляков. Только тогда Казань присоединилась к Лжедмитрию II, но потом все там вошли в ополчение. Казанскую икону именно Патриарх Гермоген благословил взять в ополчение как знамя освобождения Руси от иноземных и иноверных захватчиков. И первое ополчение Ляпунова, и Второе ополчение Минина и Пожарского шли с Казанской иконой Божией Матери.
Заметьте, что современники никогда не отдавали честь своим вождям – они считали, что избавительницей Москвы и победителем в этой ситуации были не князь Пожарский и гражданин Минин, а Сама Богородица спасла наш народ. Они сначала поставили Казанский собор на Красной площади. До памятника Минину и Пожарскому дело дошло через 200 лет, а памятник Патриарху Гермогену поставили вообще через 400 лет. Его, правда, собирались поставить на 300-летие дома Романовых, но, так как там сначала началась Первая мировая война, потом революция, все это ушло. И уже трудами нашего Святейшего Патриарха Кирилла, его помощников и неравнодушных людей сегодня у Московского Кремля стоит памятник Патриарху Гермогену.
Он – идеолог, духовный руководитель этого похода. Его дело потом подхватили Иринарх Ростовский Затворник и монахи Троице-Сергиевой лавры. Именно они стали духовным оплотом и настоящей живительной силой, которая помогла собрать уже разрозненное, совершенно разбитое, ожесточенное, обнищавшее население, уже не знавшее, к кому примкнуть. Потому что были постоянные грабежи, убийства.
Слава Богу, мы такое не застали, а наши родители и их родители застали все это в период очередной смуты начала XX века, когда из души человека выходит не божественное, жизнетворное чувство, а то, что там гнездится, – первородный грех. Он вырывается, и у человека вместо любви, внимания и заботы проявляется невероятная жестокость и прочие черты, которые выдают в нем не творение Божие, а зверя. Зверства были и в Смутное время. Это было присуще очень многим местам. Там грабили, убивали, все уничтожали. А народ собрался вокруг Божией Матери. Именно вокруг Нее. С этим образом пошли и освободили Москву, а потом уже через сколько-то лет и жизнь пошла уже совершенно другим образом.
Поэтому мы склоняем свою главу перед такой силой духа святителя Гермогена. Кем бы он ни был изначально, важно то, что Матерь Божия как бы предрекла ему этот подвиг, когда ему была передана эта икона. Она была передана почему-то именно ему, когда ее достали из земли в июле 1579 года. Ее нашли в Казани на пожарище. Он трепетное отношение к ней, видя те чудеса, которые сразу от нее стали происходить, сохранил и как бы донес до всех. Это сразу стало известно по всем русским городам и селам, и люди стали к ней прибегать. А уже после 1612 года эта икона появилась не только в храмах и монастырях, но и практически в каждом доме. Она стала избавительницей Руси от самого страшного на тот момент времени.
Это все сейчас становится актуальным. Вы говорите о том, что из человека все самое худшее, а в каждом из нас это есть, может вылезти при определенных условиях. Думается, что сейчас, когда это худшее активно лезет, что мы видим по боевым сводкам, по расправам с мирными людьми, это прямо культивировалось, это прямо подготавливалось и киноиндустрией, и какими-то тенденциями: бери от жизни все, ты этого достоин, ты – личность, а все остальные вокруг вообще неизвестно кто. Владыка, как с этим быть? Я понимаю, что это очень размытый и глобальный вопрос, но его невозможно не задавать. Потому что иногда просто очень страшно.
– Если можете выключить телевизор, выключите его. Вместо телефона можно взять книгу, почитать Пушкина, Ахматову. У нас столько прекрасных поэтов и писателей! Смотришь: люди в телефонах. Я еще застал то время, когда люди в общественном транспорте читали книги, учебники. Сейчас сидят в телефонах, смотрят короткие видео и набивают себя всем этим. Человек – как сосуд: если накидывать в него всякую грязь, он этим и набьется. А если чем-то другим наполнить, будет другое.
Поэтому надо менять что-то в самом себе, а внешне мы ничего не можем изменить. Мы же не можем поменять телевизионную программу, ни у кого из нас нет такой возможности. Ну и не смотрите на здоровье. Вам что, так нужно смотреть эти новости? Смотрите что-то такое, что вам полезно или интересно.
Я сейчас практически не смотрю телевизор, а раньше на Великий пост всегда его выключал. Когда после поста его включаешь – ощущение, что отравился. И главное, ничего не изменилось: все то же самое, что было два месяца назад. Если что-то случилось – тебе скажут. Главное – больше молиться. Появилось 10 минут свободных – почитайте акафист, или Псалтирь, или главу из Евангелия, если вы христиане. Потому что у нас жизнь как-то давно уже разделена: в храме мы – христиане, а выходим на улицу, все нас окутывает, и мы как-то забываем об этом. Давайте не будем забывать.
С детьми тоже вопрос, потому что дети без этого не могут. Это не те игрушки, с которыми мы играли в детстве. Сейчас дети в 2–4 года иногда соображают в гаджетах больше, чем мы. Поэтому их надо сориентировать на более интересную жизнь, которая есть даже в этих игрушках. Я не знаю, как. Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33:15). Пока есть возможность уклоняться, уклоняйся. В лес же мы сейчас не уйдем. А так, нужно больше бывать на природе, больше общаться.
Вспомните, совсем недавно, когда ограничили все передвижения, сколько было разводов, сколько нервотрепки в семьях, потому что люди оказались закрытыми в коробках домов. Ведь люди даже в семье обычно друг друга не видят и не общаются. Пришли с работы, поели – и каждый в свой телефон. А утром снова все бегом, все одно и то же. Нужно больше общаться, личное общение должно быть.
Мы перестали петь песни за столом. Раньше люди собирались, садились за стол, ели, а потом пели песни, в том числе духовные. А сейчас человек ведет совсем другой образ жизни. Но не надо, «задрав штаны, бежать за комсомолом» всякий раз, можно иногда воздержаться.
Есть сейчас такая тенденция – очарование всем советским. Я не хочу сказать, что в Советском Союзе все было плохо. Я сама там родилась и выросла, и было много хорошего, есть за что быть благодарной. Но сейчас много говорят про товарища Сталина, его методы управления государством и обращение с людьми. Ощущение, что тот, кто так восторгается, не видит себя на месте «лагерной пыли», в которую превращались очень достойные люди одним росчерком пера, а видит себя человеком, вокруг которого восстановлена справедливость (неважно, какими методами) и ему хорошо. Что это за любовь к товарищу Сталину? Откуда она берется у людей, вроде бы любящих свободу? Мы все сейчас очень свободолюбивы. Другой вопрос – свобода ли это?
– Люди – интересные существа. Мы сегодня видим много беспорядка. Создается некий ажиотаж, говорят: мол, тогда было хорошо. Давайте отдадим должное: после гражданской войны и всего того, во что большевики ввергли страну, очень многое было сделано под его руководством, но сделано жесточайшими методами.
Очень многое из того, что сегодня присваивается советской власти, было задумано и начато еще, извините, при «проклятом царизме». Государь-император Николай II Александрович был невероятным технарем, человеком инженерного склада. Сколько всего он сделал! Проекты московского метро, воздушный флот, военный подводный флот, Транссибирская магистраль. Еще много чего было задумано и начало осуществляться при нем. Это шло естественным образом. При всех сложностях того времени население увеличилось на пятьдесят с лишним миллионов. Разные есть данные, но меньше пятидесяти с половиной миллионов историки не называют, некоторые называют цифру до шестидесяти миллионов за 22 года правления. Это включая все войны, передряги, естественную убыль населения. Поднятие уровня университетского образования, общего образования, огромное количество школ построено за тот период времени. В системе образования очень многое было сделано. Потом что-то из этого было присвоено уже другой власти.
То, что было выстроено на крови, не могло удержаться. На крови детей и убийстве всей системы ценностей, что была ранее. Кто разрешил аборты? Советская власть. «Голые» парады и прочее появились при советской власти. Ведь этого не было. Коммуны (общие дети, общие жены, общие мужья) кто придумал? Все это появилось в это время и дало определенные ростки.
Потом было тяжелейшее испытание – Великая Отечественная война, и руководитель государства, страны, партии смог сплотить народ, проявил большое мужество. И вокруг него формировалось огромное количество военачальников. Нужно не хаять, а просто анализировать то, что было.
Но страна, к сожалению, не могла существовать, она была колоссом на глиняных ногах, потому что не было фундамента. Почему, например, нужно восстанавливать Артемовск (в честь большевика Артема), если это город Бахмут? Зачем возвращаться к той истории, которая себя окончательно изжила? Это было очень непростое время. Наши отцы воевали и за Родину, и за Сталина. Это было. Но наша страна родилась не в 1917-м и не в 1991-м, она родилась давным-давно, у нее огромная история, очень сложный путь развития. И она стала огромной и могучей не благодаря чему-то, а вопреки очень многому. Она стала великой страной, и люди стремились в нее попасть, чтобы стать гражданами Российской империи. Почему она была такой? Почему люди стремились сюда? Сюда же никого не загоняли, люди сами приходили, потому что была сила, была любовь, было правильное поступательное движение.
А потом начались изменения. Многое из того, что мы с вами застали, мы застали уже в спокойный период времени, когда лагеря были, но в гораздо меньшей степени. Были какие-то недостатки, но в гораздо меньшей степени. Мы с вами получили советское образование и жили в стране, где все было размеренно, был твердый взгляд в будущее. Сегодня ни у кого нет уверенности в завтрашнем дне. Сегодня люди не могут вспомнить Российскую империю, им никто о ней не рассказывал, они знают только Николая Палкина и Николая Кровавого и то, что им внушили в свое время. А настоящего никто не знает. Просто люди знают из советских фильмов, что тогда было немножко по-другому. И возвращение к тому недалекому прошлому, которое кажется им эфемерным, стабильным и розовым, – это естественный процесс. Как им объяснишь, что люди никогда не пробовали бананы, например? Была картошка – и все. Как мы жили в то время? Мы даже не знали, что есть такие фрукты, которые сейчас можно купить.
За все нужно благодарить Бога. Мы прошли этот этап жизни, и это был очень сложный этап. На самом деле то, что мы с вами родились, – тоже чудо, потому что уже было государством узаконено убийство детей во чреве. И не было никаких ограничений. Поэтому слава Богу за все! Но смотреть нужно вперед, а не назад. Жена Лота, оглянувшись, стала соляным столпом. Когда оглядываешься назад, ничего хорошего не выйдет. Прошли этот этап, осознали – и надо идти вперед. Все, что было хорошего там, собрать и идти дальше.
Но основа наша гораздо глубже, чем если оглянуться на 50 лет назад. На век назад – да, когда наши люди выстояли. Или на четыре века назад, когда наши люди выстояли. Основа нашего духа крепости, внутренней силы связана именно с Божественной поддержкой. Нужно не растерять связь между собой как личностью и Творцом, Который создал каждого из нас для жизни, для вечной жизни, чтобы мы успели сделать что-то доброе здесь, на земле. (Окончание в следующем номере)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Ваше Святейшество, как Вы думаете, чиновник верующий может открыто исповедовать свою веру? Не вызовет ли это какие-то волнения, так как у нас страна с различными религиями? Спасибо.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.