Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1276) → Епископ Каскеленский Геннадий: Святитель Иоанн Тобольский

Епископ Каскеленский Геннадий: Святитель Иоанн Тобольский

№43 (1276) / 11 ноября ‘24

Архипастырь

29 октября – день обретения мощей святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири. Город Тобольск, получивший свое имя от названия реки, был первоначально основан как крепость, острог, в том месте, где река Тобол впадает в Иртыш. Это произошло вскоре после исторической победы дерзкого казака Ермака Тимофеевича над войском хана Кучума, случившейся в 17 километрах выше Тобольска по Иртышу.

Тобольск основали в праздник Святой Троицы, летом 1587 года. Понятно, что первой городской постройкой стала Троицкая церковь. А близлежащий спуск к Иртышу получил название Троицкого мыса, сегодня это исторический центр города. На вершине Троицкого мыса расположен белоснежный Тобольский кремль, главная достопримечательность города. К нему ведет уникальная деревянная лестница из 198 ступеней, длиной 400 метров, ее иногда называют Прямской взвоз. Поднимаясь по ней, можно хорошо обозревать вокруг достопримечательности местности, вновь открытые храмы и монастыри.

Сегодня Тобольск – крупный духовный центр, в нем действует большая духовная семинария. Самостоятельная епархия была основана в городе в 1620 году. Она стала первой на бескрайних сибирских просторах. Причем, первый епархиальный архиерей Тобольска, митрополит Киприан (Старорусенников), был не только видным церковным иерархом, но и историком-краеведом. Именно он начал заниматься описанием истории Сибири, расспрашивая местных жителей о различных событиях, связанных с деятельностью Ермака Тимофеевича.

Во времена императора Петра Великого, с марта 1712 по июль 1715 года, этой обширной епархией управлял святитель Иоанн (Максимович). Владыка Иоанн принадлежал к киевскому дворянскому роду Васильковских и был представителем замечательной плеяды образованного украинского духовенства, которое Петр Первый активно привлекал к повсеместному устроению церковной жизни на бескрайних просторах России.

«От юности моей многое множество книг собрал и содержал их, как дорогое богатство», – напишет святитель Иоанн о своем детстве. Тяга к знаниям позволила ему окончить знаменитую высшую богословскую школу – Киево-Могилянскую коллегию, по окончании которой он был пострижен в монашество.

Особое внимание в этом высшем учебном заведении уделялось изучению языков и искусства проповеди. Иоанн получил первую церковную должность, став штатным проповедником Киево-Печерской лавры. В 1677 году случилось судьбоносное в его жизни событие – он был включен в состав украинской делегации к московскому царскому двору, целью которой было просить государя о защите Киева от турецких войск. Очевидно, уже тогда его в Москве заметили.

Глубокое уважение к Иоанну испытывал другой знаменитый выпускник Киево-Могилянской академии, в 1687 году ставший гетманом Левобережной Украины, – Иван Мазепа. В 1696 году Иоанна, тогда архимандрита одного из монастырей, избрали епископом древней Черниговской кафедры, как мужа благочестивого, с юных лет монашествующего, и известного в искусстве добродетели и проповеди Слова Божия. Именно здесь проявились главные таланты святителя Иоанна – любовь к книжному просвещению, стремление всячески распространять исторические и богословские знания. Под руководством Иоанна в Чернигове трудились создатель многотомного собрания житий святых будущий святитель Димитрий Ростовский и его сподвижники.

В 1700 году Иоанн открыл в Чернигове Славяно-латинскую школу, которая стала подготовительной ступенью Киево-Могилянской академии. Он заботился о том, чтобы доступ в нее был открыт детям всех сословий, а не только детям духовенства. Сюда брали и мещан, и казаков. Это было очень важное начинание для всей Русской Православной Церкви. Именно по образцу Черниговской школы Иоанна (Максимовича) в XVIII веке будут создавать учебные заведения по всей империи.

Иоанн активно издавал труды духовных писателей, много переводил с латыни, установил связи со всеми крупными монастырями православного мира, с Иерусалимом, Афоном, Синаем. Причем и храмы, и другие постройки, и добротные каменные здания для учебных заведений Иоанн возводил на средства гетмана Мазепы. Такая тесная дружба с крупным политическим деятелем едва не оказалась для Владыки Иоанна роковой, как это часто происходит на следующем витке истории.

После измены Мазепы, перешедшего в Северной войне на сторону врагов петровской России, шведов, и избрания нового гетмана Скоропадского, тень подозрения пала и на святителя. Тем более, что Мазепа всеми силами старался представить архиепископа Иоанна своим сторонником. Было проведено расследование, по счастью, объективное и беспристрастное. Иоанна оправдали. Тем не менее, в начале 1711 года святитель был переведен из хорошо знакомого южного, теплого и богатого Чернигова в неосвоенную, суровую Сибирскую землю. Его вызвали в Москву, возвели в сан митрополита и отправили в Тобольск. Многие восприняли новое назначение как ссылку. Существовало мнение, что Иоанн чем-то не угодил царскому фавориту Александру Даниловичу Меншикову и даже предсказал ему, что тот отправится в ссылку еще дальше. Действительно, после смерти императора Петра, Меншиков, как мы помним, был сослан в Березов (ныне это глухое село на территории Ханты-Мансийского автономного округа), и он проплывал по Иртышу мимо могилы святителя Иоанна (Максимовича).

Во время длительного путешествия сначала из Чернигова в Москву, потом в Тобольск, Владыка Иоанн вел стихотворный дневник, «путник», где делился своими размышлениями, в первую очередь для утешения покинутой черниговской паствы. Главная тема дневника – свидетельство о своем полном доверии, преданности воле Божией, которая осуществляется через различные обстоятельства, например, через волю начальников, и, в частности, через царскую волю. Эту идею Владыка Иоанн будет развивать и в других богословских работах, особенно в своем самом известном произведении «Илиотропион» (с греческого «подсолнечник»). Как растение подсолнечник тянется к солнцу, так и автор произведения во всяких нуждах, в радости и скорби, в благополучии и в злоключениях, возводит свои сердечные очи на Небо, к Богу, и оттуда всегда обретает себе помощь.

В суровой Сибири митрополит Иоанн прослужил четыре года. Епархия была огромной, ее границы простирались от Урала до берегов Тихого океана. Помощников в сане викарного епископа у Владыки Иоанна не было, поэтому приходилось совершать самому все посвящения в священный сан. Проблем была масса, коренное население в большинстве своем оставалось язычниками, священников не хватало.

Из Чернигова за Иоанном добровольно последовало несколько самоотверженных клириков, которые много ему помогали. Важнейшим делом Владыки Иоанна в Тобольске стало открытие славяно-русской школы, на содержание которой он тратил все личные деньги. За короткий срок святительства в Сибири, Иоанн построил множество храмов, обратил в христианство немало представителей коренных народов, снарядил и отправил в Китай первую Пекинскую духовную миссию для духовного окормления албазинцев – живших в Пекине потомков пленных казаков. Известно, что миссия была радушно принята императором Канси.

9 июня 1715 года митрополит Иоанн отслужил Божественную литургию, после нее устроил трапезу для духовенства, за который сам прислуживал. На следующее утро его нашли скончавшимся, на коленях перед иконой Пресвятой Богородицы.

Почитание святителя Иоанна началось сразу после его кончины и не прекращалось никогда. Святые мощи подвижника обрели 29 октября 1914 года. После закрытия и разгрома Софийского кафедрального собора большевиками, они находились в музее, и были возвращены Церкви после войны, в 1947 году. В настоящее время мощи святителя почивают в восстановленном Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля.

Записала:
Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Россия должна оставаться как можно дольше островом свободы

Александр Владимирович! Сергей Юрьевич! Уважаемые члены Бюро президиума Всемирного русского народного собора!Я вас сердечно приветствую. Радуюсь возможности встретиться после значительного перерыва, чтобы, во-первых, освежить в памяти все доброе, хорошее и правильное, что мы с вами делали, начиная с того очень непростого для нашего Отечества времени, когда Всемирный русский народный собор набрался мужества, чтобы говорить Божию правду, невзирая на лица. Думаю, это было самое важное, что мы делали в то время, потому что собрались люди, болеющие за судьбы Отечества, которые видели, какие опасные процессы происходят и насколько высоки риски потери подлинного суверенитета нашей страны. А ведь не все, как мы знаем, имели силу духа говорить ту правду, которую говорил наш Собор. Нельзя сказать, чтобы в ответ на это мы получали какую-то особую поддержку, но должен сказать, что не было и сокрушительной критики. Потому что критиковать по большому счету было нечего – мы с вами правду говорили.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Михаил Браверман: Что такое Божественное Откровение?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс