Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (1271) → Священник Альвиан Тхелидзе: Поступайте по любви!

Священник Альвиан Тхелидзе: Поступайте по любви!

№38 (1271) / 7 октября ‘24

Беседы с батюшкой

Батюшка, Вы клирик Ставропольской епархии и в Москве бываете только по делам, проездом. В прошлый раз, я помню, приезжали после фестиваля «Братья». Сейчас возвращаетесь из Нижнего Новгорода, где побывали на большом общецерковном форуме «Вера и спорт».

− Да, в Нижнем Новгороде прошел замечательный праздник веры и спорта – II Всероссийские спортивные игры в честь святого благоверного князя Александра Невского. Организованы они Патриаршей комиссией по физической культуре и спорту. Возглавляет эту комиссию митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан, Владыка лично присутствовал на играх. Также был и митрополит Нижегородский Георгий. Это был действительно праздник спорта, праздник нашей веры, наш ответ бездуховным Олимпийским играм в Париже. На нашем празднике спорта были представлены различные виды, начиная от шахмат и заканчивая разными видами фиджитал-спорта, мини-футбол, стритбол, самбо. Состоялось грандиозное открытие, была отслужена Божественная литургия.

Особенность этих игр состоит в том, что все команды сопровождали духовные наставники, − с каждой делегацией, а их было более шестидесяти, был священник. Священник общался с ребятами, рассказывал им о Православной вере. Те регионы, где преимущественно исламское население, например, Татарстан, прислали в том числе и своего мусульманского духовного лидера. Присутствовал и представитель иудейской общины – раввин. То есть это были игры не только для православных, а вообще для всех верующих людей.

Многие ребята впервые побывали на богослужении. Были случаи, когда они, увидев все это торжество Православия, захотели креститься, кто-то впервые причастился. То есть это попытка Церкви, мне кажется, удачная, войти в спортивное сообщество и начать там миссию широким фронтом.

Закрытие игр тоже прошло очень красочно и торжественно. Как я уже сказал, это вторые игры, первые проходили в Кемерово и тоже на хорошем уровне. На этом форуме были представлены уже не только российские команды, но участвовали ребята из Беларуси. А если я правильно понял Владыку Митрофана, то следующие игры, в Санкт-Петербурге, уже будут носить международный характер, туда пригласят команды из дружественных нам государств, которые тоже хотят видеть не умирание Олимпийского движения, как это было в Париже, а спорт, идущий рука об руку с традиционными ценностями.

Вы тоже представляли какую-то команду?

− Команду Ставропольской епархии.

И какой была ваша команда в общем зачете?

− Скажем так, средненькой.

Как говорится, главное – участие. А Вы со своей командой предварительно общались или впервые с ними увиделись на играх?

− Это не ребята из воскресной школы, они из нецерковной среды. Как правило, те, кто решил серьезно посвятить себя спорту.

То есть профессиональные спортсмены?

− Как минимум, со спортивными разрядами, с рейтингом. Некоторые приезжали для того, чтобы повысить свой спортивный рейтинг. Если те или иные спортивные игры входят в календарный план Министерства спорта, тогда участники-спортсмены могут повысить свой рейтинг. Было, например, 100 баллов в рейтинге, а при успешной игре можно рейтинг повысить. Если каких-то спортивных игр нет в календарном плане Министерства спорта, тогда это игры просто для души. А тут кто-то из ребят сдал нормы ГТО, кто-то получил новый разряд.

Мы следим за вашей деятельностью в социальных сетях, где вы уделяете большое внимание политической повестке, общецерковным новостям. Нам сейчас задают вопрос о том, что же происходит с Украинской Православной Церковью, как за них молиться, новый раскол у них или не раскол? В общих чертах можете об этом рассказать?

− Украинская Православная Церковь уже давно находится в крайне тяжелом положении. Можно сказать, что сейчас там время гонений. Нынешние власти Украины принимают все больше законодательных актов, направленных на уничтожение канонической Церкви. Недавно принятые окончательно поставят Украинскую Православную Церковь вне закона.

Как мы знаем, пару лет назад прошел собор в киевском монастыре Феофания, где публично было заявлено о том, что Украинская Православная Церковь независима от Русской Православной Церкви. Церковная лексика, видимо, не использовалась специально, чтобы не идти на грубое нарушение канонов. Не была провозглашена автокефалия (а это церковный термин независимости), сознательно использовали светский термин «независимость». Но опять же украинские власти ничего не имеют против отсутствия слова «автокефалия», потому что это слово не имеет в законодательстве Украины никакого юридического значения. Термин сугубо канонический, внутрицерковный. Поэтому употреблять его или не употреблять – это дело Украинской Православной Церкви.

После того, как этот собор состоялся, Святейший Патриарх Кирилл заявил, что даже в тех храмах, где Патриарха не поминают за богослужением, страха ради иудейского, как бы сказали в древности, таинства благодатны, действительны, но если есть возможность посещать службы, причащаться там, где Патриарха поминают, то лучше это делать там. Это касается Украинской Православной Церкви.

Там есть еще так называемая Православная Церковь Украины. Казалось бы, от перестановки слов обычно суть не меняется, но здесь она меняется радикальнейшим образом. Потому что так называемая Православная Церковь Украины – это не священники, это люди, выдающие себя за священников. Они рукоположены человеком, который на момент совершения хиротоний над другими лицами, был уже лишен сана. Это как если бы простой прохожий, не будучи священником, вдруг начнет посвящать других в священный сан. Вот что-то подобное произошло с духовенством так называемой Православной Церкви Украины. И тут даже главная проблема не в том, что они там русофобы, а в том, что они просто не священники.

Именно поэтому таинства, которые совершаются в так называемой Православной Церкви Украины, недействительны. Если уж ходить православным верующим в храмы, то только в храмы канонической Украинской Православной Церкви. Возглавляет каноническую Украинскую Православную Церковь блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Вот если его имя звучит за богослужением, значит, это каноническая Церковь. Если там звучит еще имя Патриарха Московского и всея Руси, то это вообще прекрасно, так и должно быть. Но если там поминают некого Епифания, Сергея Чокалюка, который выдает себя за Епифания (Думенко), то это уже не Церковь, а ее темный двойник.

Говорят, что раскол – это величайший грех, который не смывается даже кровью мучеников.

– Да, святые отцы говорили, что кровь мучеников не смывает грех раскола. Если даже человека убили как мученика, но на этот момент он был в расколе, грех раскола этим не смоется, он все равно умирает как раскольник.

Да, корень всего – гордыня, один из страшных грехов. И это большая беда. Один мой знакомый священник предположил, что, может быть, хорошо было бы нам всей страной взять за них пост, если такое происходит.

– В истории Церкви такое было, и не раз, когда постились всем народом. Но сейчас, к сожалению, все мы немножко секуляризованы. Есть люди, которые не то что не постятся, – в церковь не ходят, поэтому призыв поститься всей страной просто не найдет ответа. Но каждый из нас может в индивидуальном порядке попоститься и помолиться за наших бойцов, за нашу страну, за наших православных собратьев, которые оказались в лапах киевского режима.

Переходим к следующим вопросам. Наша телезрительница спрашивает, куда ее сыну можно пойти на отчитку. Судя по ее описанию, сын как бы не совсем здоров психически, ничего ему не помогает, и она ищет духовные причины такого его состояния. Давайте разберем этот непростой вопрос.

– Вопрос очень непростой и важный. К сожалению, не всегда удается сразу отличить, действительно ли это беснование или в основе этого состояния лежат психические проблемы. Даже если человек проявляет внешние признаки беснования – хрюкает, гавкает, делает еще что-то подобное, у него вполне может быть проблема с психикой, а не одержимость бесами.

Ведь что такое беснование? Наверное, каждый наш грех в широком смысле – малое проявление нашего беснования, когда мы сознательно идем против Бога. Но беснование в том смысле, как оно описывается в Священном Писании, когда люди ведут себя совершенно неадекватно, выкрикивают что-то хульное и так далее, это зачастую тот случай, когда бес овладевает именно телом человека, но не его душой, и это не самое страшное.

Куда страшнее, когда внешне вполне приличный человек совершает страшные греховные преступления. Вот для таких внешних беснований, когда здесь есть действительно духовная проблема, и существует практика отчитки. Если честно, я даже не могу вспомнить, кто сейчас отчитывает.

А когда беснование проявляется у человека на богослужении (и тому много свидетелей), почему Бог это попускает? Это ведь действительно страшно.

– Я слышал такую историю. Одна бесноватая женщина, в общем-то, благочестивая (пока не совсем понятно, почему ей было попущено впасть в состояние беснования), много молилась и хотела пойти на отчитку. Духовник на отчитку ее не благословил, но она все-таки пошла.

После совершения над ней так называемой отчитки ее беснование действительно прекратилось. Она была молода и красива и в какой-то момент впала уже в другой грех – в страшный грех блуда, когда разврат буквально захватил ее душу. Ей было очень тяжело победить этот грех, и она даже думала: «Уж лучше бегать и хрюкать, чем творить то, что сейчас я творю».

Возможно, Господь попускает такое для того, чтобы уберечь человека от еще большего греха. Потому что внешнее беснование – это власть нечистых духов именно над телом человека, а не над его душой и сердцем.

В такие моменты, когда стоишь на службе, начинаешь особенно горячо молиться.

– Да. Люди, испытывающие такие состояния, и не только в Православии, но и, например, в шаманизме, знают, что их телами владеют злые духи, и им не нужно доказывать, что существует невидимый мир. Они на себе ощущают если не присутствие Божие, то присутствие дьявола и даже через это понимают, что есть не только видимый мир, но и мир невидимый.

Наши ребята-миссионеры ходили по Монголии и потом говорили: «Там атеистов мало. Там не нужно тому же шаману, которого скрутил бес, доказывать, что духи существуют. Ему просто объясняли, что хватит уже служить злым духам, нужно начинать служить добрым духам. А шаман удивлялся и говорил, зачем нужно служить добрым духам, они ведь и так добрые. Он считал, что ему нужно злых духов задобрить, чтобы они от него отстали». Вот такая логика.

Батюшка, Вы, наверное, слышали историю про одну известную певицу и девочку, которая называет себя квадробером?

– Да, конечно.

Я к чему это говорю? Давайте посмотрим современные мультфильмы. Зачастую эти мультфильмы очень страшные. Там много разных чудовищ. И это без проблем доступно детям с четырех-пяти лет.

Или течение квадроберов... Честно скажу, я о нем не знал. Я только видел нечто подобное на некоторых шествиях на Западе и удивлялся, что теперь изображают и собачек. Для тех, кто не знает, что такое квадробинг, скажу: квадробинг – это такое движение, когда люди надевают маски животных, прикрепляют пушистые хвосты и лапки и бегают на четырех конечностях в общественных местах. При этом они мяукают, мычат, хрюкают, ржут и воют. Давайте разберемся в этом.

– Обычно я пытаюсь мониторить все, что происходит в информационном пространстве, поэтому про квадроберов узнал давно. Я живу в Ставрополе, это Северо-Кавказский федеральный округ, и общество у нас более консервативное. Там сильно не похрюкаешь, не погавкаешь, не помяукаешь.

Недавно я был в Нижнем Новгороде, и ребята, мои подписчики, решили показать мне местный парк. В тот момент в этом парке выгуливали людей, этих квадроберов, человек сорок одновременно. Кто-то там облизывал свои лапы, кто-то пил из миски, кто-то мяукал, кто-то прыгал через палочку.

Я стал снимать их, они увидели это, и некоторые перепугались: «А для чего нас снимает православный священник?» Видимо, они поняли, что здесь что-то не так. Но я снял все это безобразие на видео.

Некоторые публичные люди, например, Ксения Собчак, говорят, что это движение нужно поддерживать, ведь все мы в детстве на утренниках были зайчиками, кошечками, мол, что в этом плохого? И на маскарады мы все переодевались. Но даже если это маленький ребенок, есть принципиальная разница между маскарадом и движением квадроберов. Движение квадроберов имеет под собой некую идеологию, некую философию. Сейчас в России запрещена пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений, невозможно распространять литературу, идеологию, поддерживающие все это. А квадробинг вроде бы не запрещен, и это, знаете, очень хитрый ход.

Потому что через это ребенку, подростку навязывается мысль о том, что, может быть, он не в своем теле, по типу этого: «Я ощущаю себя животным, я ощущаю себя женщиной». А тут они ощущают себя кошечками. Человеку навязывают мысль, что в обществе он не совсем такой, как другие. И даже максимально лояльная ко всевозможным извращениям Википедия говорит, что среди представителей движения фурри – сообщества людей, интересующихся человекоподобными существами, чаще всего бывают так называемые гендерные переходы.

Детям говорят: «Ты не в своем теле, на самом деле ты другой. Возможно, в обществе ты вообще имеешь какие-то особенности. Может быть, ты кошечка, а, может быть, ты не мальчик, а девочка». И ребенок потом должен уже сам все додумать, сделать следующий шаг.

А почему квадробинг так нравится детям?

– Я смотрел на этих детей в Нижнем Новгороде и видел, что для большинства это просто обычная детская забава – поиграть в кошечку, помяукать. Это необычно, это прикольно, и хвостик красивый, пушистый, и масочка. Сами дети в большинстве своем даже не подозревают, что их втягивают в истории, которые потом могут отразиться на их психике.

А когда 45-летний мужчина ходит в лоток и ест из миски, мяукает и залезает четырьмя лапами на стол, это уже совсем тяжелый случай. Хотя, как правило, эти люди не имеют психических отклонений, просто у них такой инфантилизм, они заигрались в детство.

И как с этим бороться? Не знаю, слышали ли вы о скандале на концерте певицы под псевдонимом Мия Бойко. Мне кажется, она старалась вести себя более-менее адекватно. Она сказала этой девочке, что она хорошая, красивая девочка, и спросила, зачем ей все это. Мне кажется, родителям всегда нужно интересоваться тем, что происходит в жизни ребенка, не быть для них, особенно в подростковом возрасте, строгими диктаторами, а быть такими, чтобы ребенку захотелось раскрыться. И тогда ребенок сам расскажет обо всем и прислушается к мнению родителей.

Не надо детей унижать, не надо грубить им, но нужно донести до них, что за этим движением кто-то стоит, что оно не могло появиться само собой, что у этого движения есть режиссеры и они для чего-то хотят, чтобы дети стали квадроберами. Я думаю, что подростки воспримут серьезный разговор.

Все, что происходит сейчас, наводит наших телезрителей на мысли, что уже начались последние времена, что сатанизм уже открыто проявляет себя, и многим это нравится. Многие люди с атеистическими настроениями, которые вроде бы ни во что не верят, почему-то очень агрессивно противопоставляют себя Церкви. Почему так происходит?

– Хочу сказать по поводу последних времен. Пессимист говорит, что хуже уже некуда, что это последние времена. А я, как оптимист, говорю, что хуже есть куда. И неизвестно, как долго будет еще длиться милосердие Божие и насколько далеко зайдет человечество. Но конец времен рано или поздно настанет. Это изложено в нашей эсхатологии, в Священном Писании.

А стоит ли его ждать?

– Ну, накручивать себя и думать, что завтра конец света, не нужно. Нужно думать о том, что жизнь каждого из нас скоротечна. Может быть, я вот сейчас буду выходить с территории вашей студии, со мной что-то случится, и я упаду замертво. А ведь сколько было таких случаев! И что мне до этого конца света, если лично для меня он может наступить в ближайшие минуты? Что угодно может случиться.

Святые отцы помнили это знаменитое латинское выражение – memento mori («помни о смерти»). И наше святоотеческое: помни о конце твоем и вовек не согрешишь. Нужно жить так, как будто этот день у тебя последний. Нужно избавиться от грехов, примириться с ближними, никого не обижать, никого не осуждать, чтобы ты был готов идти к Господу, в какой бы момент Он тебя ни призвал.

Записали:
Полина Митрофанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс