Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (1271) → Протоиерей Григорий Григорьев: Бог ведет человека всегда

Протоиерей Григорий Григорьев: Бог ведет человека всегда

№38 (1271) / 7 октября ‘24

Беседы с батюшкой

Лекция протоиерея Григория Григорьева в Храме-памятнике на Крови (г. Екатеринбург)

Я расскажу вам о литературном цикле «Ветер Радости» – сегодня перед вами предстаю, как писатель. Более четверти века я состою членом Союза писателей России. Вообще, меня родители готовили с детства к тому, чтобы я был писателем. Мой отец – поэт Игорь Григорьев, ему в этом году исполнился бы 101 год. Ежегодный международный конкурс Игоря Григорьева проводится в Пушкинском доме Санкт-Петербурга. Мать – филолог. И так получилось, что готовили меня стать писателем. Сам я хотел стать ихтиологом, заниматься разведением рыб, потому что в детстве любил рыбачить. Но поступил в Военно-медицинскую академию, стал врачом на подводной лодке, после демобилизации – врачом-психотерапевтом в больнице Академии наук в то время в Ленинграде. И там же я начал заниматься наркологией, лечением зависимостей.

Мы создали Всероссийское Александро-Невское братство трезвости в 1989 году. На сегодня пролечено более 150 000 больных только алкоголизмом. Также я – профессор Санкт-Петербургской духовной академии, преподаю два спецкурса: аддиктивное (или зависимое) поведение и пастырскую психиатрию; декан факультета психологии и философии человека Русской христианской гуманитарной академии в Санкт-Петербурге. Но, повторяю, сегодня я представляю свой литературный цикл.

А почему я занялся этим циклом? Работаю я над ним с 2019 года, то есть последние 5 лет своей жизни 5–7 часов каждый день отдаю литературному труду. Это очень трудная работа. Жанр книги можно определить как мистический автофикшн – автобиографические факты переосмыслены художественно, с мистическими выходами в невидимый мир.

Какова задача цикла? Научить людей думать о хорошем, когда плохо. В головном мозге человека вырабатывается более полутора тысяч гормонов радости, когда мы о чем-то думаем, и пять гормонов стресса. На одну клетку стресса – семь клеток радости. Та зона мозга, которая отвечает за радость, в семь раз больше. Чтобы человек был психически здоровым, на одну отрицательную эмоцию надо минимум семь положительных. Больше положительных можно, меньше – нельзя.

Для чего нужен стресс? Человек по природе ленив, а головной мозг – самый ленивый внутренний орган человеческого организма. Оптимальная физиологическая работа мозга – это еда и сон. Мы в принципе ленивы по природе. Чтобы вывести человека из состояния лени, необходима стимуляция. Стимул – это остроконечная палка, обитая железом, которой погонщик сзади подгонял вола, чтобы тот продолжал движение. Мы находились в блаженной дреме, нас простимулировали, – и мы добровольно, с песнями, бежим по дорогам жизни. На дорогах жизни нас нередко настигает злая собака, и мы перепрыгиваем через высокий забор, убегая от нее. Если это случается, то нас накрывает радость. Радость приходит тогда, когда мы перепрыгиваем через высокий забор. Иначе говоря, стресс должен быть стартером, который запускает двигатель радости.

Все поломки психики человека начинаются тогда, когда стресс есть, а радости нет. Святые отцы почему радовались трудностям? Потому что знали, что после их преодоления благодать придет семикратная. И если нас сегодня очень сильно сжимает, значит радости будет минимум в семь раз больше. Вот зима идет, засыпает город снегом, – а они уже видят весенние разливы рек. Но этому надо учиться.

Мое детство было абсолютно счастливое. Я родился в Москве, был прописан в Ленинграде, в 9-метровой комнате в коммуналке. Начиная с пяти лет, каждое лето меня отвозили к дедушке с бабушкой в город Городок в Витебской области. Оттуда я не хотел уезжать в город. Там речка, лес, друзья, улица. И с первого по десятый класс я жил в Витебской области, в городе Городок, у дедушки с бабушкой. Это было самое лучшее время, которое заложило в меня максимальное количество положительных воспоминаний. Вот об этом первая книга цикла «Ветер Радости» – «Городокское приволье».

Из детства мы действительно получаем очень много положительных воспоминаний. Но в науке нейрофизиологии есть такое понятие, как амнезия детства. Все, что было с нами до семи лет, мы забываем на 95%. И задача этой книги – разбудить ваши личные воспоминания, светлые и положительные, о вашем детстве. Для чего это необходимо? Для того, чтобы восстановился сон, исчезло напряжение, появилась радость и восстановилось то мироощущение, которое было в детстве. И как вы думаете, это сейчас необходимо людям? Вышел уже третий тираж этой книги за три года!

А если детство не было счастливым, как тогда?

− А хоть одно было светлое воспоминание в детстве? Кто из русских писателей интересовался этой темой, воспоминаниями детства? Об этом больше всего писал Федор Михайлович Достоевский, и он говорил, что, если в детстве было хоть одно светлое, положительное воспоминание, то оно может спасти человека в трудные минуты жизни. Его важно вспомнить. Когда ученики спрашивали Христа, что самое главное в жизни, то Он им отвечал: ищите прежде Царства Божия и правды Его, все остальное приложится вам. Они – простые галилейские рыбаки, им совершенно непонятно, что такое Царство Божие и где конкретно его искать. Может быть, это какой-то город, или гора, или пещера… И они спрашивают, где им искать Царство Божие? А Господь им отвечает еще более странно: не придет Царство Божие приметным образом, и не скажет, вот, оно здесь, или там, ибо Царство Божие внутри нас есть. Но это вообще непонятно, как это – внутри нас, где его там искать? Вот именно внутри нас и есть вход в Царство Божие.

Царство Божие на земле – это у Христа за пазухой, а Царство Небесное – это в вечности. Если мы хотим жить вечно и настраиваем навигацию своей души на вечную жизнь, то мы здесь, на земле, оказываемся у Христа за пазухой. Если мы не оказываемся у Христа за пазухой, значит, навигация неверно выстроена.

И все-таки, как это понять: Царство Божие внутри нас есть? Я после Военно-медицинской академии служил на подводных лодках на Дальнем Востоке, на Тихоокеанском флоте, начальником медицинской службы, врачом. Когда начинается в море шторм, все корабли уходят в тихие гавани, а подводная лодка опускается на глубину, и после погружения на 100 метров ее уже не качает. И когда мы попадаем в жизненный шторм, надо нырять в глубину своей души. Именно там вход в Царство, в наших воспоминаниях. Но вы можете спросить: а какое отношение имеют воспоминания к работе головного мозга? Стрессы имеют отношения? Имеют. Эмоции имеют? Имеют. А воспоминания? Еще профессор Сеченов доказал, что для физиологии мозга событие и воспоминание о нем – одинаковы. То есть, когда мы вспоминаем о чем-то хорошем, то у нас вырабатываются гормоны радости, а когда вспоминаем о чем-то плохом – вырабатываются гормоны стресса. А как вы думаете, если это событие нам приснилось во сне, что будет с физиологией мозга? То же самое, что было бы и в действительности.

Например, когда человек перестает пить спиртные напитки, то через много лет ему может присниться, что он пьет. И сон может быть такой реальный, как будто он пил на самом деле. Это опасно? Это почти то же самое, что выпивка. Значит, физиологически мозг готов к запою. Это не значит, что человек запьет, но это уже серьезный сигнал. То есть, когда мы вспоминаем все хорошее, то все перестраиваем. И наши воспоминания принадлежат только нам, они не зависят напрямую от происходящих событий. В любых, самых трудных жизненных ситуациях, мы в глубине своей души можем оставаться в состоянии радости.

Сирийские мистики V–VIII веков так и говорили, что молитва – это приближение к Богу в глубине своей души, когда человек в своей молитве растворяется в Боге. И такая молитва уже без слов, потому что молящийся оказывается в таких измерениях, которые невозможно передать словами. Как однажды воскликнул апостол Павел: и глаз того не видел, и ухо того не слышало, и был восхищен до третьего Неба, и слышал неизреченные глаголы. Это другое восприятие, там другие органы чувств.

Как вы считаете, можно ли сказать, что для того, кто идет к Богу и хочет жить вечно, достижение такого состояния является самым главным? Вы бы хотели жить, как у Христа за пазухой? А вы видели таких людей? Раньше, я помню, было много таких людей, которые на вопрос «Как ты живешь?» отвечали: «Как у Христа за пазухой!» А сейчас таких много? Сейчас многие за пазухой у кого-то другого живут. Если мы хотим в Царствие Небесное, в вечность, то мы здесь должны оказаться в Царствии Божием. Если мы здесь в нем не оказываемся, значит навигация наша неправильно настроена. То есть «Ветер Радости» – это инструкция по настройке навигации. Но не инструкция, где прописано: делай это, делай то. Человек начинает читать книгу, и у него возникает состояние этой настройки. Это как музыка, как образное мышление, как поэзия.

Немало людей, прочитав эту книгу, говорили, что у них 10 лет был нарушен сон, они постоянно пили снотворное, а начали читать «Городокское приволье» – и сон восстановился. А почему сон восстановился? Потому, что физиологически мозг вышел в состояние детства, когда он еще не был нарушен. Это абсолютно реально все, и самое удивительное, что, повторяю, это было известно и открыто профессором Сеченовым еще в XIX веке, и забыто напрочь в современной жизни.

Вторая книга цикла «Ветер Радости» – «Что приносят нам сны». Что происходит, когда из рая человек попадает в объективную реальность, в атеистический, материалистический социум, когда ему приходится испытывать огромные перегрузки, связанные с учебой? А как вы думаете, в Военно-медицинской академии трудно было учиться? Взять такой предмет, как анатомия, – одна височная кость имеет около 800 названий на латыни, одна косточка только! Это технически очень сложная задача была, зато потом, после анатомии, любая учеба – это отдых.

А чтобы научиться спать с открытыми глазами, надо, чтобы не было возможности спать с закрытыми. Никто не будет спать с открытыми глазами, когда можно спать с закрытыми. Но когда ты не высыпаешься, то приходишь на лекцию и лекции не слышишь, потому что хочешь спать. А там спать-то нельзя, у нас в лекционной аудитории столы были довольно высокие, и когда люди засыпали, то скатывались с них кубарем вниз. Я всегда садился в первом ряду, чтобы не упасть, смотрел на лектора, засыпал с открытыми глазами, а рука при этом автоматически что-то писала. А лектор проверял, внимательно ли я смотрю на него. Однажды товарищи кусками газеты заклеили мне очки. Ну и когда лектор увидел, что я сижу с заклеенными очками и пишу, то я был с позором изгнан с лекции.

Мы учились спать, стоя ночью на посту у знамени. На том месте, где штаб Военно-медицинской академии находится, был главный храм академии, в честь Божией Матери Одигитрии Смоленской. Я тогда этого не знал, но по сути я стоял на посту в церкви. И там, неподалеку от этого места, был алтарь. То есть можно сказать, я стоял на клиросе алтаря, сам того не зная. А ночью это здание, построенное еще при Петре I, скрипело, были какие-то шорохи, много всяких звуков, особенно когда шумели старые деревья под окном в парке. И никого нет, только я и дежурный по академии. И однажды я стоял и вдруг вижу: какая-то машина подъезжает ночью к академии, а это было накануне Пасхи (на шестом курсе я свой последний наряд стоял накануне Пасхальной службы), и вижу – академик Бехтерев заходит. Вот, думаю, странно… Потом за ним – царские генералы собираются на богослужение, академия наполняется людьми, священники приходят... И вдруг – какой-то «бум»! Это упал мой автомат, и я проснулся… Выскакивает дежурный: что случилось? Я говорю: да ничего не случилось. А что за звук? Да, наверное, ветка дерева упала на крышу...

Все эти книги состоят из пяти частей, в каждой части по тринадцать глав. Главки маленькие, они очень легко читаются. Во второй книге есть раздел, который очень актуален для современных людей, он называется «Живите, как в сумасшедшем доме». Меня очень легко найти на пространствах интернета, вы набираете: «Ветер Радости» в любом поисковике, набираете: «Живите как в сумасшедшем доме», ВКонтакте, в Тelegram это все есть. На Литресе первая книга есть, и электронный вариант, и есть вариант аудио. Скоро будет вторая книга. И есть сайт «Ветер Радости», где можно бесплатно скачать аудиокнигу в моем исполнении. А на Литресе ее читает заслуженный артист Александр Аравушкин, замечательно читает.

Так вот, есть часть во второй книге, которая называется «Живите, как в сумасшедшем доме». Это часть о том, как нас обучали психиатрии. Если вы ее прочитаете, будете понимать, что такое пограничные психические состояния, неврозы, малая психиатрия и что такое большая психиатрия, и вообще, как и что делать. У нас были замечательные профессора, это была первая клиника психиатрии в России. Часть занятий проводил наш профессор прямо в Эрмитаже. Мы приходили в Греческий зал и ставили диагнозы тем бюстам, которые там стоят. Наша задача была рассказать, чем они болеют. Потом шли в зал импрессионистов, и по полотнам художников представляли, какими именно болезнями они болели. Могу вам сказать, что среди гениальных художников, скульпторов больных было очень мало, это единичные случаи. Есть такое понятие: акцентуация личности, оно выходит за пределы нормы, но не доходит до патологии.

Очень сложная психическая болезнь была у Николая Васильевича Гоголя, например. Он был очень тонкий человек. А как вы думаете, гениальность и безу- мие рядом стоят? Если сделать специальную компьютерную томографию, то мозг гения и мозг больного шизофренией будут одинаково полыхать, это выход в другие измерения. Но больной не может выйти из этого состояния, он в нем так и застревает, а человек гениальный – выходит. У больного человека нет задней скорости, в этом его трагедия.

А может больной человек создавать гениальные произведения? В принципе, да. Но ему очень сложно удержать равновесие и выжить в этом мире. У него нет системы торможения.

А гениальные произведение легко создавать? Гениальный композитор Моцарт. К нему приходила его гениальная муза, при этом по 11 часов каждый день он тренировался за музыкальным инструментом, чтобы успеть зафиксировать то, что муза сообщит. Но это же мелочи… 11 часов в день. Мне проще, у меня 5–7 часов каждый день уходит на литературную работу в течение последних 5 лет. Но это ведь небольшая нагрузка, учитывая, что у меня четыре магистратуры, три ученых совета, и еще я настоятель храма, директор института, и прочее, прочее... То есть для того, чтобы что-то создать, надо приложить очень много труда. И технически надо уметь это делать.

Томас Манн, великий немецкий писатель, говорил, что писатель – тот, кому писать труднее всех остальных. А Иван Бунин, получивший Нобелевскую премию за уникальный литературный стиль, говорил: это просто проклятие! Я иногда днями за одним абзацем просиживаю, а слова не становятся на место. Это очень трудная работа! И, конечно, эти люди пахали, мягко говоря, как папы карлы. Есть люди талантливые, но ленивые. Им не реализовать этот талант. Что надо для того, чтобы стать Олимпийским чемпионом? Данные надо иметь. А тренировки? Данные без тренировок тоже не разовьются. Вторая книга очень интересная, она о том, как человек счастливый сталкивается с реальностью. Реальность пытается забрать у него детское видение мира, а он сопротивляется. (Окончание в следующем номере)

Записали:
Полина Митрофанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Lekciya-protoiereya-Grigoriya-Grigoreva-v-Hrame-pamyatnike-na-Krovi-g-Ekaterinburg-Chast-1;
https://tv-soyuz.ru/Lekciya-protoiereya-Grigoriya-Grigoreva-v-Hrame-pamyatnike-na-Krovi-g-Ekaterinburg-Chast-2

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс