Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (1271) → Священник Павел Зуев: Свой крест несите достойно!

Священник Павел Зуев: Свой крест несите достойно!

№38 (1271) / 7 октября ‘24

Беседы с батюшкой

Поговорим о Евангельских словах, которые актуальны для каждого дня человеческой жизни, но особенно когда вспоминаются события, связанные с чествованием Животворящего Креста Господня. В сентябре отмечается Воздвижение – можно вспомнить, поразмышлять над тем, что же есть крест, и почему Евангельская история так сильно связана с ним. Христос, обращаясь к ученикам, говорит: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Что значат эти слова? Что значит отвернуться себя? Что значит взять свой крест? Что нужно сделать с собой, чтобы оказаться достойным шествия за Христом? Отказаться от своего Я, от своей личности, работы и семьи?

– Очень интересный вопрос. У меня сразу в голове возник образ из «Мастера и Маргариты», в самом начале – беседа с заграничным гостем. Думаю, этот сюжет известен всем, не будем вдаваться в подробности. Двое беседуют о том, есть Бог или нет. Воланд удивляется, когда они говорят, что Бога нет, и спрашивает: «ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?» Собеседники отвечают, что управляет сам человек. И Воланд их останавливает. А он дьявол, по замыслу этого романа, и странно то, что как бы сам дьявол говорит, что Бог есть, что они рассуждают не в ту сторону, ведь если чем-то управлять, то нужно иметь план хотя бы на тысячу лет. Как же человек может управлять своей жизнью? И тогда он спросил, что они планируют делать сегодня вечером? Берлиоз говорит, что у него будет заседание, а Воланд отвечает, что это никак невозможно, потому что Аннушка уже разлила масло.

Православный человек всегда помнит о том, что Господь управляет его жизнью, ведь Он и есть сама жизнь. Христос сказал: Я есть путь и истина и жизнь. Поэтому «отвергнуться себя» – значит, поставить Бога во главу угла, то есть выше всего остального. Как сказал блаженный Августин Аврелий: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем». Труды, социальный статус, работа, семья, наше окружение – это все, безусловно, важно и нужно. Это способствует тому, что мы можем реализоваться в любви. То есть мы можем практиковаться в любви на тех, кто нас окружает. Но не нужно забывать, что все то, чего мы добились, то, что у нас есть, это не столько потому, что мы такие молодцы и сделали все для этого, хотя это тоже важно, такая синергия, соработничество человека и Бога, сколько то, что Господь поставил нас в эти условия, чтобы мы принесли плоды достойно тому положению, в котором находимся.

Что значит взять крест и следовать за Христом? В обществе, особенно нецерковном, это зачастую воспринимается, как влачить жалкое существование, в котором нет никаких развлечений и удовольствий, только бренность бытия. Даже рисуется такая картинка, где сгорбленный человек практически на коленях с большим крестом на спине идет в Царство Небесное. Это ложное представление, потому что Сам Христос для нас – пример во всем. Спаситель рассказал людям, как на самом деле выстраиваются отношения между Богом и человеком. И чтобы все эти иллюзии отошли, Он Сам взял крест. Неверующие любят спрашивать: если бы Христос принял смерть на гильотине, носили бы мы на груди ее изображение? Но история не терпит сослагательного наклонения. И Христос выбрал не самое гуманное средство смерти. Распятие на Кресте – самая страшная и мучительная казнь, которую придумало человечество. И Господь избирает смерть именно в таком виде.

Мы носим на груди распятого Христа не как символ того, что Его убили. Хотя до какого-то момента Его ученики так и думали. Когда Лука и Клеопа идут в Эммаус и встречают Иисуса, то говорят: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля. То есть и в духовном смысле будет для них лидером. Его ученики тоже так думали. Но если бы не было смерти, не было бы Воскресения. А Воскресение – это основа христианской веры, потому что Христос Воскрес.

Конечно, у нас есть скорби, испытания, сложности. Мы вынуждены работать в разных условиях, чтобы жить и пропитать себя и своих близких. В этом исполняются слова Бога, которые Он сказал еще в раю: в поте лица твоего будешь есть хлеб. Даже если это не физическая тяжелая работа, а где-то в офисе, все равно, если человек честно трудиться, ему доставляет дискомфорт и сложность работать и добывать себе пропитание.

Господь говорит, что мы должны взять крест как оружие победы над смертью, возвысить его вверх и идти. Как Данко взял сердце и нес. Крест освящает, укрепляет, отгоняет врагов, видимых и невидимых. Это оружие. И в стихирах накануне, и в сам день праздника мы слышим, что крест – это оружие против дьявола. «Крест Твой дал еси нам». Мы обращаемся ко Христу, а дьявол трепещет и трясется силой креста только потому, что на нем был распят Сам Богочеловек Христос.

Нет ли здесь параллели, что если Господь берет Крест и идет с ним на страдания, финал которых смерть, то, призывая нас взять свой крест, Он призывает и нас принять страдания, поношения, унижения, избиения, финалом которых будет страшная смерть?

– Как бы нам ни хотелось этого избежать, но так и есть. Духовная жизнь во вражде с телесной. И проповедь о Христе в наши дни уже ни для кого не секрет. Все видели открытие Олимпийских игр во Франции. Зачем вообще надо было туда вплетать Тайную Вечерю? Или сербский спортсмен, который осенил себя крестным знаменем и был дисквалифицирован за это? Это был финал, он стал вторым. Ему должны были дать серебряную медаль и чествовать как второго человека в этом виде спорта на этих Олимпийских играх. Но его дисквалифицировали только потому, что он осенил себя крестным знаменем. Это говорит как раз о том, что выбравшие Христа и в наши дни гонимы. Слава Богу, мы живем в России, и здесь никто не требует от нас такого исповедничества, но все равно есть косые взгляды людей, которые спрашивают, почему мы так серьезно относимся к Господу. Но мы относимся к Нему так же, как Он отнесся к нам. Он за нас умер. И поэтому все те сложности, испытания, трудности, которые человек преодолевает в жизни, – это наш крест.

Из предания Церкви мы знаем, что Господь не дает креста не по силам. Зачастую мы ощущаем, что не готовы к несению своего креста. Есть такой известный образ в притче, когда человек обращается к Богу и просит дать ему другой крест. Потом он оказывается в некоем пространстве, где находятся разные кресты, – большие, маленькие, с украшениями. Разные. Он берет один, другой. И так фрагментарно изображается, что он оказывается не готов к испытаниям этих крестов. Берет другие, но и они ему не по силам, слишком тяжелые. Потом где-то в углу он видит маленький крестик и говорит, что хочет взять его. А Бог говорит, что это и был его крест, который он снял вначале.

Мы, конечно, имеем возможность влиять на свое предназначение, но у Бога все равно Свои планы на каждого человека. Поэтому мы доверяем Богу полностью. На Божественной литургии молимся о безболезненной, непостыдной и мирной кончине, чтобы отдать свою жизнь в преклонном возрасте, лежа на одре, чтобы жизнь выходила из нас естественным путем, когда у органов как бы закончился срок годности. Уйти в преклонном возрасте, имея рядом жену или, как минимум, детей, внуков, правнуков. Мы об этом молимся, и часто так и отходим, но это случается не всегда. Здесь актуально вспомнить новомучеников в XX века. Это родственники многих из нас. Они служили в тех храмах, куда мы сейчас приходим. Прошло чуть больше 100 лет. Они тоже хотели безмятежную жизнь. Но на их долю выпало явное исповедничество. Оно бывает разным. Бывает открытым, когда к твоей голове приставляют оружие и спрашивают, веришь ты в Бога или нет. И тогда нужно сделать выбор в моменте. Ты либо выбираешь земную жизнь и потом как-то договариваешься со своей совестью, либо выбираешь Христа и отдаешь свою жизнь, а Церковь прославляет тебя как мученика, потому что ты реально отверг все земные блага и пошел за Ним.

Если я не хочу, чтобы моя жизнь была наполнена страданиями и лишениями, то получается, что в христианстве мне не место?

– Христианство – религия радости. Это не противоречит друг другу. Зачастую, когда мы говорим о загробной жизни в христианстве, почему это истинная религия и так далее, что же там после смерти, то нужно задуматься, как минимум, есть она или нет. И тогда строится разговор о вере. Но христианство – религия радости, и далеко не всегда уместно говорить о смерти, грусти и печали. Конечно, если человек находится в хосписе, или у него тяжело заболел ребенок, то, когда ты приходишь к нему общаться, разговор строится иначе, в каждом случае индивидуально, здесь нет шаблона. Но когда ты разговариваешь с молодым человеком и начинаешь свою проповедь с того, что будет, когда он умрет? Ему сейчас не интересно думать об этом, он жив и наполнен силами. Зачем об этом размышлять? И тогда как раз-таки актуально рассказать о том, что христианство – это религия радости, потому что Царство Небесное есть внутри каждого человека, не нужно ждать, когда ты где-то окажешься, и все остальные плюсы христианства: настоящая радость, любовь, добродетели. Тут есть место абсолютно всем – и старикам, и детям, и младенцам, людям разных национальностей, социальных уровней и так далее. Как сказал апостол: нет Иудея, ни Еллина, нет раба, ни свободного, нет мужчины и женщины; ибо все вы – одно во Христе Иисусе.

Христианство – это религия радости, религия победы Христа над смертью. Воскресения бы не было, если бы не было смерти. И поэтому человек должен умереть. Есть такое выражение: «Если ты умрешь прежде того, как умрешь, то ты не умрешь, когда будешь умирать». Если ты физически умрешь для страстей, наслаждений, которые тебя истощают и делают похожим на животное, если ты умрешь для них в этой жизни, то, когда будешь умирать, не умрешь. Только твое физическое тело разделится с душой, которая уже насыщена истинными ценностями и благами. Ты приближаешься ко Христу, и для тебя не будет смерти. На отпеваниях, панихидах и глобальных заупокойных богослужениях, которых в Православной Церкви несколько, особенно Великим постом по субботам, говорится, что для праведника нет смерти, есть только переход из временной жизни в вечную. То есть он даже не ощущает этого момента. Вектор направления ко Христу продолжается дальше, но уже в новом теле и так далее. Это радость, когда ты приближаешься ко Христу и избавляешься от всего ненужного, от разных зависимостей. Они, конечно, плюс-минус у всех одинаковые, но у каждого человека есть особенности. И когда ты от них избавляешься, то становишься свободнее и имеешь возможность увидеть, что твоя душа на самом деле может расширяться. И в ней оказывается очень много всего.

Мне это напомнило другую Евангельскую фразу, когда Христос говорит, что если зерно, упав в землю не умрет, то не принесет плода. То есть, чтобы принести плод, оно должно умереть. Мы можем продолжить обсуждение в этом контексте. Что значит умереть и для чего это нужно? Чтобы принести плод? Речь ведь не о физической смерти, потому что странно умереть физически и при этом ожидать какой-то плод. Тогда о чем мы говорим? Что Господь требует от каждого человека?

– В одно из прошедших воскресений мы вспоминали историю про виноградник. Богатый человек приобрел в собственность виноградник, насадил его, приготовил, ухаживал. Но у него было много разных дел, и он нанимает людей, чтобы те работали в винограднике. Пересказываю в свободной форме. Он давал им за это какой-то оклад, а во время сбора урожая они должны были принести плод. Но эти люди подумали, что виноградник их. И когда хозяин посылает туда своих слуг, чтобы забрать то, что принадлежит ему, эти работники кого-то избили, кого-то убили. Так происходило два раза. Потом пришел сын хозяина. И дошло до того, что они решили, что если убьют наследника, то виноградник будет принадлежать им. Но ведь так не будет, потому что они не имеют никакого отношения к хозяину.

Еще приведу пример про человека, который едет в такси. Вот сейчас осень, начнутся дожди. И когда едешь в такси продолжительное время из пункта А в пункт Б, смотришь в окно, идет дождь, а внутри сухо и тепло, может, даже играет приятная музыка, и ты смотришь на проходящих мимо людей: кто-то с зонтиком, кто-то скукожившись бежит до определенного места, кто-то ждет на остановке автобус, а ты едешь в комфорте. И в какой-то момент у тебя может сложиться впечатление, что это твоя жизнь, что это твой автомобиль, и так будет продолжаться всегда. Но наступает время, зачастую именно тогда, когда ты полностью расслабляешься, и тебе говорят, что все, приехали: плати и выходи.

Так же и в жизни. Когда мы хороши в профессии или в каких-то сферах, то складывается ощущение, что это наша заслуга. В самом начале я привел пример из «Мастера и Маргариты», когда человек думает, что он хозяин жизни, что он решает. Но это не так. Это соработничество. У Бога есть Свой план на каждого человека, но даже время жизни зависит от самого человека. Из Ветхого Завета мы знаем, что когда умирал царь Езекия, он испугался и упросил Творца дать ему еще 15 лет жизни. Человек может влиять даже на время своей жизни. Но нельзя говорить однобоко, что он полностью управляет своей жизнью. Не можем мы этого сказать и по отношению к Творцу, потому что Он даровал нам свободу. Поэтому мы должны приносить плоды в тех областях, в которых сильны, профессиональны. Конечно, есть один нюанс – профессии, напрямую связанные с грехом и так далее. Но я сейчас говорю о благородных и полезных для общества профессиях. Человек должен трудиться максимально честно, открыто и сделать все, чтобы стать в этом деле лучшим. И в этом нет никакой гордыни. Но иногда бывает так, что человек, например, умеет хорошо рисовать, закончил университет или это талант от Бога, и когда приходит время проявить свое умение, допустим, кто-то просит его что-то нарисовать, он начинает отнекиваться, говорить, что не так уж хорошо рисует, хотя всем очевидно, что он лучший. Вот это как раз проявление гордыни, или даже целой совокупности страстей. Это неправильно. С позиции этого человека это может казаться добродетелью, что он такой скромный, но адекватность в том, что когда ты действительно лучший в чем-то, не бравировать этого, но и не скрывать. А когда спрашивают: «Можешь ли?», отвечать: «Да».

Есть один уместный эпизод. Был такой футболист Пеле, один из немногих, кто не запятнал себя какими-то историями из обычной жизни, вне спорта. Он завоевал все, что можно. Был и олимпийским чемпионом, и чемпионом мира. У него очень много званий. И когда у него брали интервью, то он просто называл свои регалии. Мой друг, посмотрев этот репортаж, сказал своей маме, что Пеле говорил с гордыней. Мама же ответила, что нет, он просто перечисляет факты своей жизни. Конечно, тут можно рассудить иначе, почему он сказал именно так, ведь мы лично с ним не знакомы. Но был вот такой диалог между двумя людьми: один отнесся к этому, как к проявлению страсти, а другой сказал, что в этом нет ничего такого. Но, действительно, в тех областях, в которых мы трудимся, нужно быть честным и использовать все данные Богом таланты, чтобы принести как можно больше плода.

В завершение прошу Вас подвести итоги нашей беседы и что-то пожелать нашим телезрителям.

– Желаю в этом новом церковном году, который начинается с Рождества Пресвятой Богородицы, а заканчивается Успением Пресвятой Богородицы, нести свой крест достойно. И то дело, на которое Господь нас призывает, чтобы мы исполняли тоже с честью. Мы все знаем, как это нужно сделать. Это тоже очень интересный момент. Если мы отложим гаджеты и все вещи, отвлекающие нас от духовной жизни, то увидим яснее то, что мы можем или должны сделать, потому что христианство – не такая религия, в которой нужно делать только так и никак иначе.

Из Евангелия мы знаем, что Христос есть все и во всех. Он не меняется, а остается таким же, как и был. С юношей Он разговаривает на языке этого юноши, с человеком, который уже отходит в вечность, Он разговаривает на его языке, с ученым – на научном языке, с обычным человеком – на обычном языке.

Важно, чтобы мы не пренебрегали теми духовными возможностями, которые предоставляет Православная Церковь, и приближались ко Христу в меру своих сил, возможностей, образования и. Не надо думать, что мы какие-то суперособенные или, наоборот, что мы этого не достойны, поэтому отложим это дело или отдадим его тем, кто имеет специальное образование.

Желаю, чтобы Господь давал нам сил нести тот крест, что есть у каждого. Вспоминается история, когда человек умер, и Господь показывает ему его жизнь, как следы на песке, около моря. В какие-то моменты жизни там были следы как будто от двух людей. А когда произошли какие-то несчастья и беды в его жизни, то были следы одного человека. И тогда он начинает роптать на Бога и говорить, что в самый трудный момент Он от него отошел. А Бог говорит: нет, Я нес тебя на руках в эти моменты.

Не будем забывать, что Христос нас любит всегда, Он отдал за нас Свою жизнь. И в самые тяжелые моменты жизни, когда у нас на душе такое ощущение, что Его нет или Он от нас отошел, в Нем не сомневайтесь. В лучшие моменты жизни накапливайте благодать. И когда у нас не будет сил обращаться к Богу, чтобы эта сверхъестественная энергия действовала в нас и как-то способствовала нашему продвижению вперед к Богу.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс