Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (1271) → Протоиерей Владимир Мокренко: О страстях

Протоиерей Владимир Мокренко: О страстях

№38 (1271) / 7 октября ‘24

Беседы с батюшкой

Что такое страсть и какова ее природа?

– Я хотел бы начать с определения. Одно из них: страсть – это сильное, доминирующее над другими чувство человека. Но с этим я не очень согласен, потому что чувства, человека даны ему Богом. Пять чувств, которыми он познает себя и окружающий мир. А страсть все-таки имеет иную природу. Поскольку это болезнь души, ее нельзя назвать чувством. Страсть – это перевозбужденное чувство.

Дальше в определении написано, что это чувство характеризуется энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Это могут быть как люди, так и предметы, идеи. С этим можно согласиться.

И есть еще одно определение, которое говорит о греховной зависимости. Страсть проявляется в сильном влечении человека к определенному виду греха. Это уже ближе к сути определения страсти. Перевозбужденное чувство, то есть измененное, приблизительно такое же, как, например, раковая клетка в сравнении со здоровой. В одном случае клетка болезненная, разрушающая человека (в духовном плане это страсть), а вторая здоровая (это те чувства, что даны нам в том числе для нашего спасения). Страсть – это некая зависимость от греха, потому что она и определяется теми грехами, через которые проявляется. Природа страсти имеет начало в чувстве, но эта природа перерожденная, измененная.

Откуда и почему возникают страсти?

– Страсть, как я уже сказал, перевозбужденное чувство. Возьмем чувство голода. Оно естественное, дает возможность как чревоугодие. Это состояние, когда человек живет для того, чтобы есть. В нем происходит изменение, и он начинает вести определенный образ жизни с зависимостью от пресыщения. Так страсть постепенно входит в человеческую природу.

Страсти всегда рядом с нами, как и болезни. Например, человек находится в общественном месте. Там множество заразных микробов, вирусов. Но он может заболеть, а может и не заболеть. Все зависит от его внутреннего иммунитета, от силы его духа, если переводить в духовную жизнь; сможет ли человек обуздать свое чувство голода. У православных есть такое понятие, как пост. Это некая узда для того, чтобы удовлетворение естественного чувства голода не перешло в чревоугодие. Так же и с сексуальным чувством, которое мы называем влечением, той самой похотью, что возникает между людьми. Если мы не обуздываем ее с помощью закона Божия, в том числе брака, а поддаемся ей, пытаемся ее удовлетворить, то страсть входит в нашу жизнь, начинает овладевать нами, мы становимся зависимыми от нее.

Страсть постепенно просачивается в жизнь человека, если он не наблюдает за собой, если его система ценностей не позволяет ему сдерживать натиск ветхого человека, который проявляется в жизни в первую очередь. Духовный человек зарождается с момента Крещения, когда ему дается благодатный залог новой жизни. Но если человек в себе этого не развивает, а продолжает жить своей ветхостью, то страсти постепенно начинают проявляться и пленяют его. Он становится их рабом. Это очень важно иметь в виду.

Мы рабы Божии, то есть те, кто познает истину. Как сказал Господь наш Иисус Христос: познаете истину, и истина сделает вас свободными. И познание истины как раз в том, что мы должны преодолевать своего ветхого человека с помощью собственного внутреннего волевого движения и благодати, которую получаем, в том числе через Крещение, через причащение Христовых Таин и через молитву. Все это дает нам возможность защититься от страсти и путем созидания в себе нового духовного человека обрести истинные чувства. Очистим чувства – и узрим Христа, как сказано в Пасхальном каноне. Чувства должны быть очищенными, тогда они не будут превращаться в страсти.

Страсти разрушают человека, разрушают его внутренний иммунитет и то жизненное пространство, в котором он живет. Они разрушают отношения между людьми. Если отношения выстраиваются по принципу страстей, то, когда страсти заканчиваются, то и отношения тоже.

Задача каждого – оградить себя от перерождения чувств в страсти. Для этого в Церкви существует Исповедь. Господь очищает наши чувства и наше сознание через покаяние, через то, что мы осмысляем свое состояние перед Богом. Господь и без нас знает наши грехи. Но когда мы называем их на Исповеди, осознаем их и раскаиваемся, то останавливаем процесс превращения чувств в страсти.

Какое количество страстей существует?

– Восемь. Классификация страстей идет от святых отцов с давних времен. Иоанн Лествичник писал об этом. И много святых отцов до него. Есть удивительная книга «Добротолюбие». Она как раз о страстях и правильных внутренних состояниях, а также о том, как их достичь.

Страстей довольно мало. Но они указывают нам на множество грехов, которые кроются в них. Допустим, страсть гнева может проявляться в различной степени и у каждого человека по-разному. Например, когда он приходит на Исповедь и говорит, что согрешил гневом, печалью, унынием, раздражительностью, гордостью, это просто перечисление страстей. Всегда хочется задать вопрос, в чем именно проявился гнев, в какой ситуации.

Эти восемь страстей определяют параметры духовной жизни. Это такие координаты, которые показывают, в каком состоянии человек находится. Допустим, чревоугодие – это состояние плотского невоздержания.

Восемь страстей условно делятся на две части: те, что касаются непосредственно плоти, то есть чревоугодие, блуд, сребролюбие, и те, что граничат с добродетелями. Например, гнев. Гнев – это чувство, данное нам от Бога. Мы должны гневаться против греха, но не против своего ближнего, не должны испытывать ненависть к другому. И человек находится между двух полюсов. С одной стороны, как мы уже определили, страсть возникает, когда чувство перевозбуждается, когда возникает зависимость от греха, и человек начинает вести явно греховный образ жизни. И другой полюс – это добродетель, к которой нужно стремиться. Если он духовно не развивается, то постепенно съезжает в страсть. Можно привести в пример образ эскалатора. Если человек не преодолевает скорость эскалатора своим движением вверх, то спускается вниз. То же самое и в жизни. Если ты ничего не делаешь для того, чтобы подняться выше, подняться над собой, стать личностью, выйти за пределы этого очерченного индивидуального пространства, то постепенно начинаешь скатываться вниз, и возникает страстность: гнев, уныние, блуд и так далее. А если преодолеваешь это состояние, ограничиваешь свою похоть или пытаешься усмирить свое чревоугодие, то таким образом тело находится в своем естественном состоянии. А когда мы перекармливаем его, объедаемся, то чувствуем тяжесть. Так тело свидетельствует нам о своей боли.

Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Когда приходит благодать Божия, страсти отступают. Но что нужно делать, чтобы ее приобрести?»

– В Церкви есть полный арсенал возможностей для привлечения благодати Божией. Во-первых, это церковные таинства, главное из которых – таинство Евхаристии, принятие Тела и Крови Христовых. Оно дает нам полноту благодати. Другие таинства помогают стяжать благодать, например, в семье – таинство Брака. Когда двое пытаются идти к Богу, то для того, чтобы преодолеть ветхого человека и возникающие разногласия, им дается благодатный залог в виде таинства Брака.

Кроме таинств есть аскетические упражнения. Например, молитва. Преподобный Серафим говорил, что больше всего благодати дает молитва. Молиться можно практически везде и всегда. Можно призывать Бога в любом состоянии.

Благодать необходима, чтобы преодолеть какой-либо грех или страсть. Кроме того, нужно призвать Бога, отстраниться от греха, как бы отвернуться от него. Должно быть движение со стороны человека. Если его нет, то благодать не сможет ему содействовать. Об этом надо помнить.

Благодать присутствует в Церкви Божией. И если вы церковный человек, то получаете ее сполна. Вопрос только в том, как удержать ее в себе. Господь говорит: Мы придем к нему и обитель у него сотворим. А чтобы Он пришел и сотворил обитель, нужно жить так, чтобы не терять благодать.

Вернемся к разговору о количестве страстей.

– Да, есть и духовные страсти. Например, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Самое сложное – гордость. Потому что человеческую гордыню очень сложно побороть. Противоположно ему состояние смиренномудрия. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Смысл христианской жизни – стяжание благодати Святого Духа, как говорил преподобный Серафим. Но, чтобы ее приобрести, нужно внутренне построить себя таким образом, чтобы благодать была принята нами. А принята она может быть только смиренномудрым. Мудрость заключается в том, что человек открывает свое сердце Богу. Он понимает свою жизнь как Промысл Божий, понимает, что и волос с его головы не упадет без воли Господа, то есть ничего в мире не происходит без попущения Божия, без Его воли. Поэтому смиренномудрие – это тишина, особое внутреннее состояние, необходимое для принятия благодати Духа Святого. Вспомним пророка Илию, которому Господь открылся в тишине, а не в буре, не в огне. Именно в состоянии тишины. Оно возникает, когда утихают страсти, уходит гордость, когда ничто не терзает изнутри. Такое состояние очень важно для того, чтобы благодать Божия пришла к нам. Поэтому с духовными страстями (как гордость, уныние, гнев, печаль, тщеславие), конечно, необходимо бороться, но с помощью Бога, находясь в состоянии смиренномудрия.

А как определить, что в тебе есть страсть?

– Мы знаем такой феномен нашей церковной жизни, когда люди годами приходят на Исповедь и каются в одном и том же. Так можно определить наличие страсти у человека. Если он постоянно говорит, что без конца на всех гневается, со всеми не согласен, считает, что другие не правы, что ему постоянно хочется учить других и так далее, то понятно, что речь идет уже не о симптомах, а именно о болезни души, именно она дает эти симптомы. В частности, мы говорим о том, что у человека есть страсть тщеславия, если он постоянно унижает других. Это может даже не проявляться внешне или же проявляться в каких-то словах и действиях. Этим он возвышает себя. Естественно, по постоянно повторяющимся грехам можно определить болезнь. Когда человек приходит к врачу, то рассказывает свои симптомы. И по ним врач определяет болезнь. Так и в духовной жизни.

Как бороться со страстями и что об этом говорят святые отцы?

– Как раз то, что нужно бороться. Но бороться нужно обязательно в смиренном состоянии. Человек должен осознавать ту страсть, которая в нем действует, и желать своей волей ее побороть. Он должен что-то делать для того, чтобы страсть была побеждена: привести себя в смиренномудрие, отойти от оправданий, знать свои грехи, в них исповедоваться, понимая, что повторяющиеся грехи есть проявление страсти, декйствующей в нем, и, естественно, в молитве призывать Бога, чтобы Господь содействовал его труду.

Иоанн Лествичник говорит, что блудника могут исправить люди, а гордого только Бог. Получается, что гордец настолько обложен этим грехом, что часто и не видит его. В этом трагедия. Если блудник, например, понимает, что грешит, что так быть не должно, если он культивирует эту страсть, постоянно прибегает к этому наслаждению, то его обличает совесть и даже те, кто находится рядом. А гордость – это такое состояние, когда человек не видит самого себя, не видит то падшее состояние, в котором находится. И поэтому только Божественная сила может исправить его.

Борьба со страстями должна быть очень серьезная. Об этом хорошо написано у Иоанна Лествичника. Поэтому мы и вспоминаем его книгу «Лествица» Великим постом. В ней расписано, что есть страсть, как с ней бороться, как страсть воздействует на нас, какая слабее, какая сильнее. То есть это некий учебник для того, чтобы научиться бороться со страстью. Всем советую почаще обращаться к этой книге, она дает нам ясную картину борьбы со страстями.

Как понять, что ты поборол страсть?

– Если некто, например, был в блудной страсти и перестал грешить, понял, что это чувство, которое в нем возникает, делается подвластным ему, он может его обуздать. Или же он переходит к законной брачной жизни. И уже больше не изменяет, а имеет власть над теми чувствами, которые в нем подчас возникают. Он может сдерживать себя от того, чтобы изменить жене. В таком случае мы видим, что страсть начинает сдавать позиции, и духовный человек постепенно одолевает ветхого.

Что такое состояние бесстрастия?

– Это такое состояние, когда не происходит процесса перевозбуждения, о чем мы говорили. Соответственно, не происходит и зависимости, когда усилия направляются на то, чтобы соединиться с Богом.

Богословская идея обожения вполне реализуема. На протяжении двух тысяч лет, даже в ветхозаветное время, были святые. Святые и есть те люди, которые в той или иной степени побороли в себе страсти. Особенно если мы говорим о преподобных, монашествующих, о тех, что живут и до сих пор борются со страстями, уходят от мира именно для того, чтобы побороть их в себе, отрезать себя от тех питательных соков греха, что текут в этом мире. Они уходят из мира для того, чтобы в монастырском общежитии преодолеть те зависимости, о которых мы сегодня говорим, и достигнуть любви.

Почему страсти иногда называют смертными грехами?

– Страсти приводят к смертным грехам, которые есть нарушение той жизни, что дана нам на земле, она заключается в контакте с Богом. Смысл нашей христианской жизни в том, общаемся ли мы с Богом через святое таинство, молитву и исполнение Его заповедей, меняемся ли мы, исполняя их, двигаемся ли мы от страстей к добродетелям, находимся ли в любви, а не в ненависти, гневе и раздражении. Когда человек выходит из состояния зависимости от страстей, он постепенно отдаляется от смертных грехов. Прежде всего смертные грехи и есть состояния, даже не какие-то отдельные поступки. А если кто-то не выходит из этого состояния в течение всей жизни, то может быть осужден по одному лишь греху и отвергнут от Царства Небесного. Апостол Павел перечисляет, что все, кто пребывает в греховном состоянии, и после смерти останутся в нем. Потому что это состояние неприемлемо для Царства Небесного. Невозможно представить себе пьяницу в раю. Там будут люди, которые в той или иной степени стремились освободиться от греха. И Господь, конечно, помогает этим людям. Человек рождается, крестится, умирает, переходит в духовную жизнь, проходит фазы обожения, приближения к Богу и богоподобию. Он должен стремиться к этому, избавляясь от каждого греха.

Я желаю всем, кто этого действительно хочет, избавления, чтобы почувствовать бесстрастное состояние, ощущение свободы. А где свобода, там и радость любви, радость нахождения с Богом.

Записала:
Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс