Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1270) → Священник Вадим Смоляков: Таинство Венчания

Священник Вадим Смоляков: Таинство Венчания

№37 (1270) / 1 октября ‘24

Беседы с батюшкой

Ранее мы обсудили практически все церковные таинства, остались таинство Венчания и таинство Священства. Сегодня предлагаю поговорить о таинстве Венчания. Прежде нужно рассказать, как оно было установлено, о его значимости, почему так важно начинать брак с Венчания.

– Когда мы обсуждали план наших бесед по таинствам, я хотел придерживаться определенной логики. С таинства Крещения все начинается. К таинствам Исповеди и Причащения должны приступать в идеале все верующие. В таинстве Елеосвящения (Соборования) участвует огромное количество людей. И далее у меня возник вопрос, какое из оставшихся таинств для людей ближе. С одной стороны, со священником, который крестит, исповедует, причащает и соборует, общается каждый человек. И логичнее было бы беседу о священстве провести до беседы о Венчании. Потому что Венчание – не для всех: есть монахи, есть люди, которым это совсем не нужно. Но потом мне пришла мысль, что на самом деле все в точности до наоборот. Ведь все начинается еще в Эдемском саду, в раю, когда Бог, творя Адама, творя ему жену, говорит, что теперь они – одна плоть. Все начинается с семьи.

То есть до священника, который погружает в купель, принимает первую Исповедь, впервые в жизни причащает, есть семья. Семья есть у каждого человека. Святые отцы с самых древних времен говорят о том, что брак установлен Самим Богом в раю, и приводят в пример историю наших прародителей Адама и Евы. Брак – установление Божие, установление принципа человеческой жизни. И таинство Венчания, которое сейчас мы имеем как церковное священнодействие освящения союза людей во Христе, на самом деле нам гораздо ближе.

Может быть, найдется человек, который скажет, что он монах, рос в детском доме, семьи у него никогда не было, родителей своих не знал и ему Венчание не нужно. Но он же все равно так или иначе общается с людьми семейными или бывшими такими прежде.

С семьи начинается все. Человек, как известно, все приносит в семью (то, что он не может рассказать коллеге по работе, обязательно расскажет дома) и все выносит из семьи (в том смысле, что все трудовые способности, все мыслительные движения его связаны с его семьей). Для монаха семья – это, конечно, монастырь, община, но об этом мы говорить не будем. У живущих в миру есть семья как малая Церковь.

Апостол Павел, называя первые христианские семьи домашними Церквями, подчеркивает, насколько велика роль семьи, насколько это важно. Он называет семью малой Церковью (если дословно – домашней Церковью). Что такое малая Церковь? Есть Церковь Вселенская, есть Церковь Поместная – наша Русская Православная Церковь, есть Екатеринбургская митрополия, в ней есть Екатеринбургская епархия, в ней есть храм Вознесенского Архиерейского подворья с общиной в этом храме. Все это части единой Великой Церкви.

Семья – это как приход, как община, это чрезвычайно важная часть для Церкви. Поэтому таинство Венчания, с одной стороны, открывает людям возможность лучше послужить Богу именно вместе (ведь очень хорошо, когда тебе кто-то помогает). С другой стороны, таинство Венчания открывает для общины, для Церкви семью, которую Господь только что сочетал... Эта семья узнается общиной как часть, как та единица, которая приносит Церкви большую пользу. Как, например, огромную пользу Церкви, о чем пишет апостол Павел, приносили Акила и Прискилла. Мы читаем в его посланиях, как хорошо он о них отзывается, как их благодарит.

Как мы говорили до этого, все таинства исходят из Литургии и приходят к Литургии. То есть священник не сразу стал священником, он когда-то был крещен, когда-то первый раз исповедовался и причастился, и все это совершал другой священник, служащий Литургию. Это преемство. Очень близко к евхаристическому общению наше семейное общение, в том смысле, что из малых частей создается, действует единое целое.

Батюшка, таинство Венчания – очень ответственный шаг для супругов. И Церковь обычно устраивает какой-то искус для них. Расскажите, как происходит подготовка к Венчанию.

– Сразу скажу: то, о чем я буду говорить, – моя личная практика, мое личное мнение, и, конечно, так может быть далеко не у всех священников. Я стараюсь венчать только тех, кого очень хорошо знаю как прихожан, хотя бы в течение года церковной жизни. То есть я регулярно видел их на Исповеди, на Причащении, видел их жизнь в церковной общине. За год можно узнать человека, особенно за год церковной жизни. Как говорится, необязательно брать своего товарища в горы (хотя это тоже очень хорошо и очень показательно), приведи его в храм и проживи с ним один год в храме, в той церковной общине, куда вас обоих привел Господь, – и узнаешь своего друга (брата, жену, сестру, маму, бабушку, дедушку) гораздо лучше. Год церковной жизни значит очень много.

Потом, насколько это возможно, мы с ними проводим узкоспециализированные беседы. Эти беседы предполагают, что человек действительно крайне ответственно приступает к этому таинству, я бы даже сказал, к этому служению, поскольку семья в Церкви служит. Семья – это богослужебный институт, та церковная часть, которая воплощает церковное единство в малом зримом образе.

Посмотрим на церковную общину. Сколько в храме может быть человек? Две тысячи, три тысячи. Все они – часть общины. Как их можно увидеть одним взглядом? Даже я, священник, когда стою на амвоне и произношу проповедь, а в храме огромное количество людей, вижу только первые ряды, а дальше уже не могу разглядеть. То есть даже мне, стоящему на определенном возвышении, сложно увидеть всех. Но внутри этого собрания, этой общины можно увидеть семью: мужчину и женщину, их детей. И увидеть, насколько в их жизни воплощается любовь Божия. Посмотреть на всю общину сложно, а на рядом стоящую семью можно.

Так вот, на этих беседах в первую очередь мы говорим о том, знают ли они, что им надо подавать пример, хотят ли они вообще подавать пример семейной жизни в церкви другим людям. Когда я все это рассказываю, люди действительно понимают, что таинство Венчания накладывает большую ответственность, что это не просто красивое церковное благословение их брака. То, на что Господь благословляет, для человека трудно, в том смысле, что нужно очень много трудиться.

По большому счету у меня нет нужды в обсуждении этих вопросов с людьми, поскольку я их знаю и вижу, что они уже подают хороший пример другим, которые на них смотрят, видят их добрую жизнь во Христе и славят Бога. Но погрузиться в это им очень нужно, чтобы понять меру ответственности, которую они несут. Эту ответственность, по примеру литургического и евхаристического единства Церкви, можно сравнить с ответственностью по организации прихода.

Допустим, приходят к архиерею 10 человек (как правило, 10 старушек) и говорят: «Владыка, видишь, какие мы старенькие, немощные, далеко ходить не можем. У нас в деревне нет ни храма, ни батюшки, а нам очень нужен батюшка». Владыка, как правило, начинает рассказывать, что у батюшки есть жена, дети, что батюшке надо где-то жить, где-то служить. И на этих десятерых ложится огромная ответственность – создать церковную общину.

В семье ответственность еще больше. Поясню, почему больше. Кто видит церковную общину? Только те, кто в нее приходит, кто ходит в храм и вместе с этой общиной молится. А кто видит семью? Детские сады, школы, больницы, военные училища, институты. Все видят семью. Поэтому это действительно большая ответственность.

Таинство Венчания открывает возможность людям эту ответственность увидеть, понять, прочувствовать и уразуметь, что без Бога это невозможно, совсем не подъемно. И нужно стараться проводить жизнь во Христе. Господь главный в том браке, который Он создает.

В связи с обсуждаемой темой у меня есть несколько вопросов от зрителей. Обязательное ли условие для Венчания регистрация брака государством?

– Безусловно, поскольку мы имеем постановление Священного Синода, которое прямо это предписывает. Оно появилось не так давно. У свидетельства о регистрации брака есть номер, а у нас в метрических книгах, куда записываются данные брачующихся, есть графа, куда нужно вписать номер свидетельства о регистрации брака. Поэтому, конечно, регистрация нужна.

Мне понравился пример одного из наших семинарских преподавателей. Он говорит: обратите внимание, когда юноша и девушка, которым по 16–17 лет, любят друг друга, они везде сердечки рисуют, во всех своих социальных сетях выкладывают общие фотографии и подписывают, как они друг друга любят, пишут об этом на асфальте, под окнами... То есть люди, любящие друг друга, делают все и даже больше, чем нужно. Иными словами, если люди любят друг друга, они не только поставят печать в паспорте при регистрации брака в загсе, но и еще многое сделают. А если любви недостаточно, чтобы поставить печать в паспорте, то что говорить про таинство Венчания?

Следующий вопрос: один из супругов хочет венчаться, а другой нет. Стоит ли его заставлять?

– Заставлять категорически нельзя. В Требнике есть такой вопрос, который задается перед Венчанием: имеешь ли ты (имя) произволение благое и непринужденное и крепкую мысль?..

Следующий вопрос: «Бывает, что в храм регулярно ходить не получается; и после Венчания ситуация вряд ли изменится. Стоит ли в такой ситуации повенчаться? Или нужно начинать выстраивать церковную жизнь, а потом брак?»

– Гораздо лучше начать выстраивать церковную жизнь, влиться в полноту евхаристического, литургического, церковного единства, и потом Венчание станет подтверждением этой полноты, фактическим пояснением, что единство с Церковью уже есть. Как можно поступить? Надо понимать, что Церковь благословляет брак, который уже заключен в государственной инстанции. Если Бог допустил молодоженов до ЗАГСа, то благословение Божие уже есть. Понятно, что это не во всех случаях, своеволие человеческое никто не отменял. С другой стороны, Господь не попустит быть тому, в чем нет хотя бы маленькой толики чего-то полезного. То есть такой брак Церковью не отвергается, блудом не называется. Имеется синодальное постановление, которое четко прописывает (я упрощенно скажу), что брак, зарегистрированный в ЗАГСе, уже благословлен Церковью, уже благословение Божие есть.

Кроме того, когда люди живут полнотой церковной жизни, можно послужить какой-нибудь молебен. Например, молебен на начало доброго дела, где есть такие слова: «Ангела-хранителя пристави делу сему…». И будет у семьи ангел-хранитель. В таинстве Венчания, кстати, об этом не говорится. То есть можно сначала молебен отслужить, а потом повенчаться. Можно послужить молебен с акафистом покровителям брака, благоверным князьям Петру и Февронии, чудотворцам Муромским, или Царственным Страстотерпцам, или Матери Божией. Иными словами, можно получить более конкретное церковное благословение, надо только прийти к батюшке и сказать, чего вы хотите.

Когда люди приходят и говорят, что хотят венчаться, а батюшка их впервые видит, то, скорее всего, он скажет, что венчать их не будет. А если прийти и попросить помолиться о вашей семье, батюшка все расспросит и, наверное, на что-то согласится, какой-то вариант найдется.

У нас есть молебен об умножении любви и искоренении всякой ненависти, его часто заказывают люди за своих врагов, нехороших начальников (это я передаю то, что слышу от людей), нерадивых мужей, жен, дерущихся детей и так далее. Даже его можно совершить. По опыту его совершения могу сказать, что это молебен, чтобы люди перестали ругаться, а не о том, чтобы все изначально было хорошо.

При каких условиях брак может считаться развенчанным, если можно так сказать? Есть какие-то условия, когда церковный брак прекращает свое действие?

– Во-первых, это смерть супруга. Во-вторых, вина прелюбодеяния, о чем сказал Сам Господь. В-третьих, это причины, указанные в «Основах социальной концепции». Перечислю их (может быть, не все вспомню): психическое заболевание кого-то из супругов; неспособность к деторождению, наступившая по вине человека; засвидетельствованная медициной та или иная зависимость (наркомания, игромания, алкоголизм); длительное отсутствие супруга в семье; переход супруга в другую веру. Таких причин не так уж и много, но это не столько причины, по которым брак можно считать церковно недействительным, сколько констатация факта, что брак уже давно прекратил свое существование.

Повальная проблема современной жизни – люди, когда создают семью, как-то очень халатно, легкомысленно относятся к совместному досугу. У апостола Павла семья сравнивается с церковным телом. Например, у человека две руки, и без одной руки ему уже будет очень тяжело. Когда Господь говорит, что будут два человека в плоть едину, в единый организм, Он предполагает, что они уже всегда будут вместе.

А мы сейчас что видим? В отпуск люди семейные ездят порознь: жена отдельно, муж отдельно. В командировки (в том числе выпрошенные ради наживания благосостояния) улетает один супруг, а жена остается с детьми, причем подолгу, порой на несколько месяцев.

Я не к тому, что надо категорически запретить командировки, это не получится. Я к тому, чтобы в нашей жизни воплощалась та заповедь, которую Господь нам оставил. Он говорит: и будут два одною плотью (Мф. 19:5); что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19:6).

То есть человек не должен разлучаться со своей семьей. Как сказано в «Основах социальной концепции» в разделе о семейной нравственности, основанием к разводу и признанию церковного брака недействительным может считаться длительное отсутствие супруга в семье.

Мне понравилась одна мысль (не помню, у кого ее нашел, но она просто замечательная). Приходит семейная пара к священнику: «Батюшка, у нас беда: не разговариваем, общих интересов нет, живем как чужие люди». И батюшка им говорит: «Послушайте, Бог стал Человеком, соединилось несоединимое (человеческая и Божественная природа во Христе). Если уж Бог стал Человеком, то Тот же Самый Бог вас, людей, может соединить гораздо легче».

Мысль очень тонкая. И когда в браке люди действительно имеют Христа в единомыслии душ и телес всегда на первом месте в своей семье, то те нестроения, командировки, определенные сложности их жизни во Христе перестают быть тяжелыми. Они становятся просто трудными. Надо потрудиться, чтобы это преодолеть, но Христос дает силы для этого.

И такое измерение открывает нам таинство Венчания – церковный брак. Мы к нему сегодня совсем немного прикоснулись. Я знаю семейную пару, они живут вместе уже больше 50 лет. При этом поженились, когда ему было 19 лет, а ей – 18. И они всю свою сознательную жизнь, несмотря на церковно-политические гонения прошлого века, прожили в церкви. У них взаимопонимание на уровне даже не взгляда, а мысли. Вот к такому нас призывает Господь. Мы такие примеры даже в современной церковной жизни видим. Они не всегда бывают заметны, но надо просто присмотреться.

Еще вопрос: «Долго жил в браке без Венчания, уже солидный возраст и время, проведенное в браке. Появилось желание повенчаться. Нам ведь не откажут?»

– Конечно, не откажут. Я был еще пономарем, когда в Храме-на-Крови совершалось Венчание очень пожилой пары. Супругам было под девяносто лет (им принесли специальные стульчики). Вместе они жили около семидесяти лет, поженились в двадцать лет. У каждого из них это единственный брак, все хрестоматийно хорошо, даже необычно хорошо. И в таких случаях есть чинопоследование, которое называется «Чин Венчания супругов, во многих летах сущих» (которые прожили уже много лет в браке). Они уже родили детей, всех воспитали. Там немного другое последование, но оно куда более точно подходит под такие примеры.

Конечно, можно прийти к священнику, у которого супруги исповедуются, причащаются, и вместе с ним об этом поговорить. И, может быть, он повенчает их буквально на следующий день.

Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс