Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1270) → Священник Михаил Проходцев: Демонстрация веры

Священник Михаил Проходцев: Демонстрация веры

№37 (1270) / 1 октября ‘24

Беседы с батюшкой

Недавно в Санкт-Петербурге прошел крестный ход по Невскому проспекту. Вот уж действительно демонстрация веры. Я сам хожу этим крестным ходом и всегда удивляюсь тому, как много разных людей в нем участвуют. А многие из тех, что стоят рядом на улицах, едут в машинах, думают о том, зачем нужна эта демонстрация веры: сидите у себя в церквях и молитесь. Зачем вы выходите на улицы?

Демонстрация веры может быть и такой: на днях сербский спортсмен перед выходом на татами осенил себя крестным знамением. За это его на пять лет отстранили от участия в соревнованиях. А можно дойти до того, чтобы стыдиться своей веры или не показывать ее, боясь гонений.

– Что касается нашего общегородского крестного хода в день перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского, это настоящий духовный праздник для города и всей России. Но какие гадости были написаны в иностранных и либеральных «российских» средствах массовой информации...

При этом мы видели выставленную напоказ демонстрацию сатанизма на открытии Олимпиады в Париже. Помимо парада спортсменов, которые плыли по Сене на корабликах, было театральное действо, когда шла открытая демонстрация сатанизма и всех человеческих мерзостей, которые только можно себе представить. Там показывали совершенно чудовищные, кощунственные вещи – все, что противно православному человеку и духу Евангелия. И все это было возведено в такой кич, что это и есть свобода. Дикторы комментировали, что Франция – территория свободы. Я не знаю, что творилось с великими уже покойными французскими монархами в это время, сколько раз они перевернулись в гробу.

И это серьезное заявление того, что свобода должна быть вот такая, прогремело на весь мир. Миллионы людей, как взрослые, так и дети, посмотрев, могли сделать и, возможно, сделали выводы, что то, что было показано и преподано как свобода, круто, замечательно и правильно. И, может, даже обрадовались, что наконец такие мерзости и пакости возведены в разряд нормы, в разряд чего-то, чем можно хвастаться и кичиться, что открыто демонстрируется.

Это ведь тоже была демонстрация своей веры?

– Да, это демонстрация сатанизма. А в Санкт-Петербурге 12 сентября был крестный ход в честь трехсотлетия со дня перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в стольный град Петров. Это сделал наш великий государь император Петр I для того, чтобы в новой на тот момент столице нашего Отечества появилась весьма значимая, важнейшая святыня конкретно для этой северной земли.

Сердце России – Троице-Сергиева лавра. И там своими мощами пребывает преподобный Сергий Радонежский, всея России чудотворец. А в граде святого Петра, в городе на Неве, присутствует святой благоверный Великий князь Александр Невский.

Крестный ход навстречу мощам святого благоверного князя – это открытая, неподдельная и беспримесная любовь к этому замечательному угоднику Божию и к Господу нашему Иисусу Христу и нашему Отечеству. Три очень важных движения сердца и ума воплотились в этом действии: любовь ко Господу, к Пресвятой Богородице и святым, желание быть добрыми православными христианами, любовь к благоверному князю, хранителю наших земель и нашего Отечества, и любовь к Святой Руси, ко всему русскому миру, любовь к Санкт-Петербургу. Множество людей по абсолютно искреннему, душевному стремлению в этот день нашли возможность попросить своих работодателей отпустить их с работы, отпросить детей со школы. Пришло очень много людей. Было все наше духовенство: Санкт-Петербургская, Гатчинская, Тихвинская, Выборгская епархии. Вся наша митрополия. Очень много людей принимало участие в этом празднике духа и веры.

Нужно ли делать это сегодня? Если мы держим оборону от той нечисти, которая подступает со всех сторон и пытается всяческими путями отравить нашу Святую Русь, то для того, чтобы мы хранили веру православную, нужно ходить в крестные ходы. В Великорецкий крестный ход, в крестные ходы в своих городах, в ежегодный общегородской крестный ход в Санкт-Петербурге, в малые крестные ходы на своих приходах и везде, где только есть возможность, чтобы это было молитвенное действие и воплощение слов Христа о том, что мы, православные христиане, должны быть светом миру и солью земли.

Сегодня нам очень легко бросают слова из Евангелия: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне. Мы так и делаем. Исполняя заповедь Божию, стараемся общаться с Ним везде, где бы мы ни находились. И наше общение на самом деле тайное. Предположим, едет верующий человек в метро. Он старается жить по-Евангельски, быть с Богом. И в тот момент, когда мы смотрим на него, совершенно не видно ничего особенного, а он общается с Богом. Это и есть воплощение Евангельской заповеди.

Мы вспомнили Евангелие от Матфея: И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Я был в одной из стран, где практически все жители, например, когда едут в автобусе и видят храм, обязательно осеняют себя крестным знамением. В этой стране 10 православных радиостанций. Жители так показывают свою веру. А в нашем городе, сколько езжу в общественном транспорте, видел только один раз, что человек в автобусе перекрестился, проезжая мимо храма. Это просто такое невежество или, может быть, малодушие? Почему у нас не происходит той демонстрации веры, которая прописана для православного человека?

– Я подозреваю, что вы говорили о Грузии. Это замечательная традиция, которую я перенял. И заразил всех, кто со мной. На самом деле так должен делать каждый православный христианин. Грузины здесь нас обличают. Может быть, сегодня не все гладко между нами в политическом контексте, но оставим его за рамками. У каждого народа всегда есть чему поучиться. Это традиция замечательная, и не показуха какая-нибудь, а искреннее выражение веры. В этот момент человек молится. Он не крестится автоматически. Призываю всех нас, видя храм, вспоминать о Боге и осенять себя крестным знамением с радостью и молитвой, что у нас есть такая возможность.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Может быть, настоящая демонстрация веры проявляется только тогда, когда человеку угрожает потеря благополучия или жизни. А когда человеку абсолютно ничего не угрожает, это может быть даже не демонстрация веры, а что-то напоказ?»

– Суть в том, что человек в моменты опасности для своей жизни действительно вспоминает о Боге, приходит в церковь. Как воин, оказавшийся в плену, где его ждет мучение и даже смерть, может демонстрировать свою веру? Он может только искренне желать, чтобы Господь помог ему быть с Ним. У нас есть примеры праведников, которые отказались снимать крест, за что были лишены жизни, но остались со Христом. Это демонстрация веры. Но не дай Бог никому оказаться в таких условиях.

Мы молимся о благоденственном мирном житии, здравии и спасении. То есть о том, чтобы Господь дал нам возможность жить мирно и спастись. Мы знаем примеры святых мучеников, которые пережили страшные мучения. Сколько рабов Божиих страдает за Христа и сегодня в разных местах, в разных странах, в том числе и наших соотечественников. И, конечно, это непросто. Но мы не знаем, как они демонстрируют свою веру. Но самое главное то, что в тот момент, когда их ждут страдания, мучения, боль и даже смерть, они стараются быть с Богом.

Каждый христианин должен быть готов к тому, что может предстать перед Богом в этот самый день. День дан нам как шанс, но мы не знаем, как он закончится. Но у нас есть настоящий момент, и мы должны понимать, какая мотивация движет нами. Если, предположим, Евгений едет в маршрутке мимо храма и желает искренне перекреститься, может быть, в этот момент он совершенно не думает, что это действие напоказ. Если мы вложим в это действие такую мотивацию: буду креститься только для того, чтобы все увидели, какой я правильный, духовный, верующий, – то здесь кроется ошибка. Действие-то одно и то же, а смысл может быть прямо противоположный. Поэтому мы должны каждое наше действие сверять со Священным Писанием. Когда мы читаем Ветхий и Новый Завет, то открываем для себя очень много интересного; и на разные ситуации в жизни, даже самые обычные, смотрим по-разному. Зная о том, что не надо быть, как фарисеи, которые делают что-то напоказ, но в то же время имея завет от Господа быть светом миру и солью земли, мы должны, видя храм, остановиться, искренне помолиться посреди улицы и перекреститься. Это наша возможность быть с Богом. И нам нужно непременно ею воспользоваться, чтобы быть спасенными Иисусом Христом.

Получается, мы должны креститься на храм только по причине искреннего желания. Это же внутренний посыл. А если такого посыла нет, то это в чистом виде фарисейство. Тогда в чем разница фарисейского исполнения? Ведь фарисейство не только в том, чтобы молиться напоказ. Оно проявляется и в каких-то других вещах.

– Давайте представим всех нас в храме. И нашу съемочную группу, и всех наших телезрителей. Мы все сейчас собрались в храме. Божественная литургия еще не началась. Мы все радостно ее ожидаем, читаются часы. Вокруг нас иконы. Мы видим и воскресную икону, и икону праздника, и храмовую, и всех святых, в честь которых крещены. Храм большой, икон много. И мы все крестимся. Каждый в какую-то свою сторону. Что происходит в этот момент? Мы все дружно фарисействуем и вытворяем какие-то вещи напоказ или же искренне рады встрече с Богом и святыми? Смотрите, в храме ведь никто не осудит своего брата, который стоит рядом и крестится. Бывает такое, что на человека накатит раздражение, что сосед не так крестится (или крестится слишком правильно или слишком часто). Предположим, человек начитался Типикона, и по уставу положено по-другому. Или, например, кто-то крестится посреди шестопсалмия… Шестопсалмие же образ Страшного суда, а на нем уже бесполезно креститься, нужно стоять как бы в скованном виде, как в смирительной рубашке, и внимательно слушать. Нельзя ни чихнуть, ни кашлянуть, настолько важное действие происходит...

Но суть в чем? Мы все крестимся. Молодцы. Все радуются тому, что с Богом. Я верую в то, что никто не кривляется друг перед другом, какой он верующий и как умеет креститься. Все мы с радостью пребываем в храме, пребываем с Богом и со святыми. Мы видим крест в храме, крестимся и ставим свечу. Но когда выходим из храма с Божественной литургии, причастившись Святых Христовых Таин, то почему идем мимо другого храма так, будто мы вообще не христиане? Просто идем мимо. А если кто-то перекрестился, то у нас даже может возникнуть смущение, что так делать не принято. То есть мы лишь в храме начинаем быть христианами. Крещение – это начало нашего христианства. Если кто-то давно не ходил в церковь, а потом начал – это обновление его общения с Богом; по сути, начало его христианства. И с этого момента нам уже нужно сердцем и душой быть с Богом и крестить крестным знамением и еду, и машину, в которую мы садимся, да и любое транспортное средство, чтобы оно не подвело нас в пути.

Мы крестим детей, когда они выходят из дома, и сами крестимся... Этим мы призываем милость Божию, силу Господню, чтобы Господь был с нами и помогал нам бороться с искушениями. Вот напала какая-то скверная, ужасная мысль – перекрестились, прочитали псалом или что-то еще и пошли дальше.

И эта мотивация – желать помощи Божией и осенять себя крестным знамением – не фарисейство, это наша возможность быть с Богом. А мотивация: «Какой я молодец! Как хорошо поступаю! Сейчас научу этих безбожников, этих язычников, которые ходят по улице!» – и есть фарисейство.

Но как только мы для себя решаем, что мы лучше кого-то что-то знаем (например, лучше других знаем церковный устав), мы уже фарисействуем. Если же мы считаем себя нищими – нищими в богословских знаниях, нищими духом, нищими в радении, в благоразумии, в стремлении к Богу, то, конечно, мы будем постоянно стремиться расти и не будем возвеличивать себя над другими. И это будет наш царский путь, – путь ко Христу, путь со Христом, путь во Христе. Это будет наша возможность каждый раз избегать фарисейства.

На деле это очень сложно, потому что мы не изжили нашу гордыню. Наоборот, мы взращиваем ее в себе. Жизнь христианина – это постоянная борьба с силами зла, но это и постоянная борьба с самим собой, потому что в каждом из нас зла очень много, и с помощью Божией его надо из себя изгонять, искоренять.

Прекрасно. Конечно, какие-то вещи стали мне понятны. Но меня волнует еще то, что мы не готовы признаться себе, что, в общем-то, мы фарисеи.

– Конечно.

Мы считаем себя хорошими христианами, но почему-то редко ходим в церковь. В наших семьях все просто замечательно, но почему-то дома у нас не принято говорить о Боге. Мы разделяем свою жизнь на так называемую бытовую и на ту, которой живем в церкви.

Вопрос телезрительницы: «Недавно я ездила в паломничество в Дивеево. Там в храме Казанской иконы Божией Матери увидела старинную икону, написанную на Украине простым крестьянином. На ней и Божия Матерь, и Богомладенец Христос изображены в неких шляпках. Я прочитала то, что было там написано об этой иконе, помолилась перед ней. Одна женщина, которая ходит вместе со мной в храм, говорит, что подобные иконы не канонические, молиться перед ними нельзя. Так ли это?»

– Я не видел сей образ, но могу сказать, что мы же не иконе молимся (и это очень важный момент), мы молимся Пресвятой Богородице и Господу нашему Иисусу Христу. И я не могу поверить, что в Дивеево в храме находится образ, который противен духу Православия. Скорее всего, с этой иконочкой Пресвятой Владычицы нашей Богородицы все в порядке. Если Вам было радостно обращаться к Пресвятой Богородице перед этой иконой, значит, ничего страшного здесь нет. Наоборот, это некое окошечко для Вас к Пресвятой Богородице. И возможность, молясь перед образом, обратиться к первообразу – к Самой Пресвятой Владычице нашей Богородице – просто замечательная.

Как-то одна женщина принесла икону в храм Святой Равноапостольной Нины, в котором я долгое время служил. Она сказала: «Батюшка, заберите, пожалуйста, эту икону, потому что она у нас перепугала весь дом. Никто перед ней не хочет молиться. Все хотят, чтобы у нас дома ее не было». Она развернула ее, и я увидел старинную Казанскую икону Божией Матери в очень красивом окладе. Я не искусствовед, но предполагаю, что это образ XVII века. На этой иконе Богомладенцу, Господу нашему Иисусу Христу, кто-то то ли выжег, то ли выцарапал глазик.

Образ этот совсем не страшный, но люди его пугались: «Он на нас страшно смотрит». И они избавились от этого, возможно, одного из первых списков иконы, написанных в то время. Но мы не будем бояться молиться перед иконами в храме и не будем сомневаться: если икона в храме есть, значит, с ней все хорошо.

Давайте вернемся к вопросу о некоей шизофрении, когда в бытовой жизни мы одни, а в церкви другие. Не является ли это фарисейством в чистом виде?

– Если я христианин, если все мы христиане, то нам нужно быть христианами всегда – 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, где бы мы ни находились. А если в храме мы одни, на работе другие, а дома третьи, то это неправильно.

Это не значит, что если там, где мы работаем, трудовым уставом определено, что на рабочем месте не должно быть ничего, кроме компьютера, а мы заставили его иконами и требуем к себе уважения, то это правильно. Но мы можем перед работой помолиться и выполнять свою работу с радостью, как перед лицом Божиим.

Когда мы приходим из храма домой, нам нужно свет Христов, который просвещает всех, принести своим ближним, а не прятать его под подушку. И если мы пищу благословляем, крестим ее, потому что это дар Божий, и в этот момент хотя бы читаем про себя «Отче наш», то это совершенно правильное действие...

И заводился и ехал сломанный автомобиль, и велосипед на квадратных колесах доезжал до дома, и самолет долетал куда нужно, если их осеняли крестным знамением. Поэтому нам нужно быть христианами всегда – сегодня, завтра и во веки веков. Только так мы унаследуем жизнь вечную.

Если внимательно посмотреть на эту фотографию, то мы увидим, что крестным ходом идут священники, которые сейчас уже владыки, и люди, которые уже отошли ко Господу. И приходят мысли о том, что эта демонстрация веры не может быть единовременной, что она должна быть всегда. И получается, что демонстрация веры – не однократный поступок, а смысл всей жизни. Так ли это?

– Да. Смысл жизни – быть с Богом. И если мы с Богом, то люди это видят. Но мы с Богом совсем не для того, чтобы люди это видели, а потому, что мы хотим быть с Ним по заповеди преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Да. Отец Михаил, я желаю Вам поскорее построить храм Матроны Московской, чтобы мы могли помолиться в нем перед храмовой иконой.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс