Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1270) → Протоиерей Григорий Григорьев: Без радости нет вечности

Протоиерей Григорий Григорьев: Без радости нет вечности

№37 (1270) / 1 октября ‘24

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №36, 2024 г.

Город Иерусалим, Храмовая гора. На этой Храмовой горе стоят два мусульманских храма. Это место, где когда-то стоял храм Соломона. У евреев нет своего храма две тысячи лет. На месте Святая святых, на скале, где Авраам готов был принести в жертву Исаака, стоит мечеть Омара (Купол Скалы). По всем преданиям (христианским, иудейским, мусульманским), там будет отстроен Третий храм Соломона. Для этого должна быть взорвана эта мечеть с золотым куполом. И туда придет антихрист, по их преданию – Машиах, Мессия. Христос для них – назорейская ересь, лжемессия. То есть христианство вообще будет запрещено как учение.

Храм Соломона – это огромный храмовый комплекс, размером 500 метров на 400. Святая святых – 10 кубических метров, относительно небольшая постройка, где должен быть главный алтарь.

Сбоку этого храма стоит мечеть Аль-Акса (третья святыня мусульман после Мекки и Медины). Под ней как раз находится Стена Плача. Так вот, для строительства Третьего храма надо уничтожить два этих храма. Собственно, что сейчас и происходит на Ближнем Востоке: ослабление мусульман, которые могут этому воспрепятствовать.

Хотите знать, на каком этапе технически мы находимся сейчас? Освятили основание 23 апреля этого года. Такого не было никогда! Подготовлены девять священников. Макет Третьего храма был построен в Бразилии. Можно найти и посмотреть в интернете (Бразилия, Третий храм царя Соломона). Храм один к одному, только в восемь раз больше по объему. Кадры подготовлены, камень освящен. Все готово.

Поэтому, пока стоит «золотой купол», все нормально. Что будет дальше – могу только сказать, как я это представляю. Россия – это ковчег для всего мира, для всех людей, которые преданы Богу. Сюда побегут люди со всего мира, потому что никто больше не выдержит. Если бы не наш ядерный потенциал, нас бы давным-давно уже не было; только это на сегодняшний день останавливает конец света. Пока он у нас есть, мы будем ковчегом. Люди сюда побегут, и мусульмане побегут, и буддисты. Что такое наш ковчег? У нас от Уральского хребта до Владивостока население 11 миллионов. Я думаю, население здесь будет больше миллиарда.

Недавно на Литургии меня зацепили слова молитвы о победе. Мы говорим, что на Святую Русь ополчились враги. А мы точно сейчас Святая Русь? Мы – страна, где детей убивают в абортариях миллионами за счет государства. Государство обеспечивает это по желанию женщины. Как мать четверых детей я знаю, что это такое, когда тебе каждый раз говорят: «Ну что, аборт? Ну что, делаем преждевременные роды? Ну что, пишем социальные показания?» Через это прошли очень многие православные женщины; и не только православные, а те, что хотели родить своих детей, какими бы они ни были по счету. Я знаю, что сейчас ситуация меняется, но достаточно ли быстро она меняется? Пока мы говорили, уже кто-то убит. Это дети, чья кровь вопиет к Богу об отмщении.

– А святой в искаженном мире здоровый или больной?

Он хочет быть здоровым и знает, куда ему идти за этим здоровьем.

– Он является больным.

Все больные.

– Помните Амвросия Оптинского? Он стал прообразом старца Зосимы в романе Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы». Он еле живой был. Многие святые болели очень многими болезнями. Я хочу сказать, что мы, несомненно, Святая Русь, но больная пока. И диагностика, которая сейчас проходит у нас, из области «вам и не снилось», она показывает, насколько мы глубоко больны. Я имею в виду повреждение нашего общества.

Более всего меня удивляет, как нас упустили. Я не могу этого понять. Точно Господь отвел их разум. Им надо было нас в НАТО принять и ничего не менять. Возможно, уже сейчас нас не было бы, мы бы сами распались. У нас все механизмы были закручены. И никакие счета не арестовывать, чтобы туда и дальше все вывозилось. В НАТО принять – и нас практически нет. Они бы порезали все наши подводные лодки, весь наш ракетно-ядерный потенциал...

Но они уже, в общем-то, начинали это делать.

– Но не успели. Зачем они нас выпустили? Мы же рвались к ним, шли навстречу, просили, чтобы нас приняли в «буржуинство».

Господь отвел.

– Когда мы видим это вздыбливание, которое происходит сейчас, мы думаем: как такое может быть? Как мы можем существовать? Они были уверены, что любые действия оборонительного характера мы вести не сможем. Они надеялись на абсолютно тотальное предательство внутри нашей системы. И мы видим это предательство, но мы держимся. Мы видим, как героизм людей восстает. Мы прекрасно понимаем, что всякое святое дело в искаженном мире – на крови мучеников. Это, к сожалению, закон вечности.

Это невероятное время, абсолютно сказочное. Никто из нас не представлял, что мы до такого доживем, что такое может быть. Почему нам так трудно сейчас? Потому, что мы сами с собой воюем. Понятно, что люди могут по-разному мыслить. Понятно, что психика людей меняется. Я все это понимаю, но не сомневаюсь, что мы это преодолеем; у меня даже нет других мыслей. Потому что, кроме нас, никого нет; мы – последние носители этого ковчега.

Что такое Страшный Суд? Я тоже думаю об этом. По преданию церковному, все усопшие воскреснут в одном возрасте – в 33 года. В том числе те самые нерожденные абортированные младенцы. Все придут на Страшный Суд. И мусульмане так же считают, и евреи так же считают. Это будет на Елеонской горе. Как же там все поместятся? У нас три измерения. В квантовой физике их десять... Но я думаю, что измерений бесчисленное количество.

В чем смысл воскресения в физическом теле? Перед любым судом есть момент, когда предлагается помириться в досудебном порядке. Нам будет дана возможность до начала Страшного Суда попросить прощения у всех, кого мы обидели, и простить всех, кто обидел нас. И мы встретимся именно с этими людьми; не со всеми миллиардами людей, но именно с теми, с кем соприкасались в этой жизни. И будем иметь возможность попросить прощения и простить. И тогда включится закон: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

Ведь и апостолы придут на этот Суд, и из рая все явятся на этот Суд, и из ада все придут. У них тоже необходимость прощать кого-то и просить прощения. То есть Страшный Суд – это праздник всепрощения. А конец света – это не конец света, а конец тьмы. Наоборот, свет воссияет после этого, будет конец тьмы, конец зла. Вот в это мы верим.

Поэтому выжить сейчас (а сейчас главный закон – это закон выживания) поможет только радость, только Ветер Радости Господь, наполняющий наши души. А если люди – не христиане, Господь может быть в их душах? Конечно. Апостол Петр говорил, что всякий народ, боящийся Бога и поступающий по правде, угоден Богу (см. Деян. 10:35).

Вспомните эпизод, когда апостол Петр гостил в доме Симона, кожевника. В это время римскому сотнику Корнилию явился ангел и сказал: «Призови Симона, называемого Петром, он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» (см. Деян. 10:5–6). Петр пришел к ним, рассказал им о Христе, и на них сошла благодать Святого Духа, как в день Пятидесятницы. Все изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников (Деян. 10:45). И тогда Петр воскликнул: «Кто мешает крестить тех, на кого уже сошла благодать Святого Духа?» (см. Деян. 10:47). Потом Петра за это очень сильно обвиняли, ругали: мол, как же так, язычники...

И когда я говорю, что нас много, я имею в виду всех тех людей, чьи души с Богом. А мог быть, например, в советское время атеист, который жил по заповедям Божиим и верил в коммунизм? Такие люди были, они были высоконравственные.

Чем определяется вера в Бога для меня? Готовностью отдать жизнь за други своя. Сказано: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Это и есть закон вечности. И мы видим сейчас, насколько все-таки у нас много святых людей. Я имею в виду наших воинов, которые, не задумываясь, жертвуют своей жизнью. Да, война обнажает и все негативные стороны человека, и в ком-то проснутся самые низменные стороны его жизни. У каждого есть светлая часть души и темная часть души. И нельзя темную часть отрезать от светлой части; так не получится. Но если будет увеличиваться светлая часть, уменьшится темная. И наоборот.

Вы заговорили на животрепещущую тему, упомянув клевету. С ложью и клеветой, наверное, каждый в жизни сталкивался. И не с той правдой, которая без любви, а с той, когда есть сознательная ложь, чтобы добиться какой-то цели. Наверняка и о Вас что-то где-то распространяли. Я хочу от Вас рецепт прощения и действий. Надо ли это опровергать? Как относиться к тем, кто это делает? И как воспринимать самого себя?

– Как я уже говорил, первое правило борьбы с искушением – убрать источник. Если можно – отстраниться. Лучше не опровергать что-либо. Если будете опровергать, то невольно будете осуждать. Возможно, придется опровергать что-то на суде или где-то еще. Святой Дух будет от этого уходить, это надо понимать. В любом случае будет проигрышная ситуация для вас.

После того как вы удалитесь от этой истории, нужно молиться и просить Бога о благодати прощения всех, кто вас оклеветал. В конечном счете все должно успокоиться. И тогда Святой Дух опять соберется.

Не дай Бог никому оказаться в такой ситуации. Но в жизни мы все время находимся в состоянии клеветы. Какие-то виды клеветы меня даже радуют. Когда ее долго нет, то, может быть, мы не очень хорошо что-то делаем...

А если все будут говорить о тебе хорошо?

– Когда с любовью говорится, это замечательно. Но похвала с лукавством хуже клеветы, это изощренная форма клеветы.

Например, несколько дней назад наша прихожанка шла в храм и встретила какую-то женщину, которая спросила, как в храм пройти. Прихожанка показала дорогу. Та говорит: «Какой красивый храм! Только беда там у них». Прихожанка спрашивает: «Какая беда?» Та отвечает: «Батюшка, настоятель храма, – пьяница».

Вы?

– Да. Прихожанка говорит: «Я его знаю, он вообще-то не пьет, он лечит». – «Нет, он пьяница, я точно знаю». Меня это очень обрадовало и развеселило. Видимо, кто-то сказал про лечение пьяниц, но на каком-то этапе часть информации потерялась. Может быть, кто-то слышал, как я рассказывал, что я когда-то пил. У меня в четвертой книге будет глава «Крестики-нолики», там о том, как я бросил пить.

Бывает, говорят такое: «Они же лечат, и многих бесплатно. А почему? Они водку сами продают, а потом, когда люди спиваются, берут их лечить». В свое время про меня была статья замечательная «Пейте, я вас вылечу». То есть такое комплексное обслуживание: сначала человек спивается, потом его вылечивают, и всем хорошо от этого.

Прихожане храма все это знают. Захожане тоже все знают. Но есть еще один вид – прохожане. У дороги, которая ведет к нашему храму, ветки пилят, накапливается много веток, мы не всегда успеваем их вывезти. И все говорят: как же они за порядком не следят? То есть люди за этими ветками храма не видят. Это прохожане.

Вот и в духовной жизни мы тоже можем быть прихожанами, захожанами и прохожанами (когда мимо проходим, обязательно плюнем и осудим).

Иногда люди говорят, что не верят священникам, потому что они любят богатых людей, а бедных не любят. Послушайте, священнику надо строить храмы, надо как-то платить зарплату, выживать. Как не любить тех, кто помогает? Это же нормальное состояние. Без этого мы не можем жить. Но это не значит, что мы не любим бедных... Бедных никто не видит, это никого не интересует.

Помню, как мы с приснопамятным отцом Василием Лесняком, моим духовным отцом, начинали исцеление от пьянства. Я проводил медицинское лечение, потом люди приходили в храм (те, кто хотел), исповедовались, причащались. Многих мы воцерковили в тот период. Это было с 1989 по 1991 год. Потом про нас вышла книга, которая называлась «Записки о ритуальном кодировании». В этой книжке были собраны все мировые ереси, я чуть ли не антихристом был объявлен. Книга вышла огромным тиражом: три тиража по три миллиона, то есть девять миллионов экземпляров. Она была переведена на все языки, распространена по всему миру. Слава Богу, сейчас это забыто уже.

Я эту книжку не читала и слухов не слышала. Но я понимала, что не может быть такого, чтобы Вы никогда не испытывали нечто подобное.

– Все время. И дальше сцена такая. Все немножко в шоке находились. Мы пришли к митрополиту Иоанну и спрашиваем, что делать. Он сказал: выкупить все, сколько бы это ни стоило, и предать эти книги сожжению. Потом, помню, один батюшка, отец Кирилл, несет эту книжку желтого цвета, на лице улыбка и говорит: «Григорий Игоревич (я еще не был тогда священником), какое счастье! Нас так обильно унавозили, что мы расцветем пышным цветом». Мы все заулыбались...

Так что в этом тоже есть радость, но только когда мы сможем вымолить всех, кто нас оклеветал. Кстати говоря, автор этой книжки через некоторое количество лет попал ко мне на лечение. Его сейчас уже нет в живых. И я никому его не выдал, никто не знает, кто это. Потом мне его сына пришлось лечить, очень сложная была ситуация. Так получилось, что через руководителей его прислали ко мне на лечение. Он думал, что я не знаю, кто он, а я знал, но ему не сказал, что знаю.

Конечно, дивны дела Божии. Все равно встречаешься со всем этим. Важно, чтобы не оставалось темных следов, нужно полюбить и простить всех, кто это делал. А если бы этого не было, если бы не загнали нас в такое состояние? Ведь это ускоряет наше движение, этот ураган подгоняет нас к Ветру Радости. Потом все это утрясется в душе и не будет сильно огорчать. Огорчает, когда долго нет ничего. У меня в этом смысле нет огорчения, потому что у меня все время что-нибудь есть. Поэтому слава Богу за все!

Нельзя обижать людей, которые клевещут, потому что многие из них искренне в это верят. Главное, от них подальше держаться, не приближаться. И ни в коем случае никого не переубеждать. Отойти и сделать вид, что не понял.

Я рассказал очень кратко о духовной жизни. Могу добавить, что за то время, пока я создавал цикл «Ветер Радости», я трижды был американским шпионом. Описывали, чем я занимаюсь, как это было. Все это, конечно, интересно. Как думаете, настоящие американские шпионы имели к этому отношение? Один раз точно имели. Эти люди реально живут и сейчас, я их знаю. Я нормально к ним ко всем отношусь. Верят они в это или нет? Наверное, верят. Сейчас, может, уже и не верят.

Но трудно представить, чтобы человек потом пришел и сказал, что ошибся. Тут чудо должно произойти. Крайне сложно признать ошибку, гордыня не позволяет это сделать. Что такое гордыня? Люди иногда гордыню путают с чем-то еще. Например, когда человек на «отлично» учится – это гордыня или нет? Гордыня – это причинение боли, унижение. Когда, например, вышестоящий унижает нижестоящих и получает от этого удовольствие – это настоящая гордыня, это Содом и Гоморра.

Когда к Лоту пришли ангелы, собралось полгорода, требовали, чтобы их выдали. У нас это называется содомский грех. У них не было никакого содомского греха; они все имели семьи, с детьми туда пришли. У них была особая форма унижения чужестранцев: их убивали. Дескать, все, кто приезжал, придурки.

Есть такая история, когда девушка отдала бабушке кусочек хлеба. За это девушку обмазали медом, подвели к ульям и ее насмерть заели пчелы. То есть за подаяние милостыни и оказание помощи была смертная казнь.

Я знаю эту историю. В иудейском предании она описана более развернуто и более драматично. У них было такое развлечение. Приходил в город человек, он нуждался в том, чтобы купить себе еду и воду, потому что шел через пустыню. У каждой семьи в городе были особые монетки для этой страшной игры. Человеку никто ничего не продает, у него силы иссякают, ему начинают подавать вот этими монетками. Он думает, что сейчас сможет что-то приобрести, но не получается. И одна служанка, видя страдальца, стала потихоньку приносить ему вечером то, что не доели и не допили господа. Весь город смотрит и думает: мол, что-то он не умирает. Проследили. И ее казнили. И сказано, что это была последняя капля в терпении Господа в отношении этих городов.

– Все непросто у них было. Если мы говорим о Боге Отце, то в Новом Завете о Нем единственная притча. Это притча о блудном сыне, которая содержится в Евангелии от Луки. О Боге Отце рассказывает Бог Сын – Христос. То есть Христос рассказывает притчу о блудном сыне.

Это там, где Он прямо называет Отца.

– Прямо называет. Но Он говорит: Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11:27). Так вот, притча о блудном сыне. У отца было два сына: старший – послушный, младший – свое- вольный. Приходит младший сын к отцу и говорит: «Отдай мне часть наследства, чтобы я не ждал, пока ты умрешь». Вот если бы кто-то из нас пришел к отцу с такими словами, наверняка наследства нам не пришлось бы увидеть. Бог Отец ни слова поперек не говорит, не останавливает, не переубеждает. Он делает по воле сына и ждет, пока сын пройдет все искушения, опустится ниже последней свиньи, вернется, падет на колени и скажет: «Прости, согрешил против Неба и пред тобою». Отец бежит к нему навстречу, поднимает с колен, даже не говорит: «Прощаю» (потому что не может больной сын обидеть любящего отца). И устраивает пир.

Уникальность этой притчи в том, что это единственное ветхозаветное талмудическое предание раввинов. Эта притча есть у них. Так вот, в ветхозаветном варианте, когда сын приходит, отец выгоняет его со словами: «Свиней возлюбил, к ним и уходи». И после этого Христос говорит: ваш отец сатана. Все говорят в ответ: «Мы дети Авраама». Христос говорит: «Были бы вы дети Авраама, вы бы Меня узнали...».

Вот два видения Бога: наказующий, карающий и любящий. Но это факт. Это все-таки Евангелие, высший церковный документ, самая высшая книга. Выше Евангелия нет ничего.

Поэтому дай Бог всем нам найти Источник воды живой, припасть к Божественной любви, наполнить свои души Ветром Радости и приводить других людей к наполнению Ветром Радости. Божие благословение да пребудет со всеми нами. Аминь.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс