Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Церковь и вера в России – это очень серьезный вопрос, по поводу которого сломано немало копий. Как верующий я не могу себе представить, как можно жить без Православия. Мои друзья из Сербии говорят, что мы, русские, храним Православную веру. Это приятно слышать, и хочется, чтобы так и было. На Ваш взгляд, Россия и Православие неразделимы?
– Когда я готовился к этой встрече, мне пришлось кое-что посмотреть, почитать, вспомнить какие-то курсы из университетской программы. Когда уходишь в историю, читаешь про ту же христианскую Европу, про ряд государств и стран, для которых христианство было в принципе отправной точкой для жизни, их существования как сообщества людей, где заповеди Божии были самыми главными ориентирами в жизни людей, а потом смотришь, что происходит сейчас, то ответ очевиден: Россия без Православия, без христианства немыслима, несмотря на то что на огромных территориях проживают люди различных национальностей, существуют разные религии. И это даже прописано в Основном Законе нашего государства. Но христианство – это душа России. Ведь Россия – наследница Святой Руси.
Это не значит, что в исторической России все были святыми. Русь Святая потому, что люди настолько любили свою веру, что, когда строилась деревня, прежде всего закладывался камень для храма. Большие города украшались городскими площадями, и на этих площадях всегда стоял величественный собор, где хранились народные святыни. Это были иконы, останки святых угодников Божиих, которые прославились в том или ином крае.
Поэтому ответ на вопрос, может ли Россия существовать без Православия, однозначен: нет. Именно христиане являются душой народа. Именно христиане могут дать оценку тому, что происходит вокруг. И в самые сложные времена люди объединялись именно вокруг христианских святынь. Вспомним XVII век (4 ноября – День народного единства), ведь это было особое народное деяние вокруг святынь, когда люди шли в Москву, чтобы освободить ее от захватчиков.
Да, Россия многонациональная, многоконфессиональная, но все же государственность всегда строилась именно на христианстве. И если мы вспомним великих российских мужей (это Дмитрий Донской, Александр Невский, Ломоносов, Менделеев, профессор Павлов, Достоевский), все были глубоко верующие люди. В России огромное количество выдающихся мировых светил, для которых христианство было центром и смыслом жизни. Потому что они не просто воспринимали христианские истины как некую философию, они сами были христианами.
Когда я ехал на передачу со Старой Ладоги, прочитал одну новость: в городах Востока до сих пор существуют рынки, где продают людей. Например, Афганистан. Но что самое страшное? На них продают детей. Насколько нужно быть бесчеловечным? А ведь именно христианство утверждает, что жизнь человеческая бесценна. И почему мы именно так относимся к себе? Конечно, это идеал, и не все в нашем государстве было и есть идеально, как этого хочется, но христианство – это цемент. Православие – та ведущая сила, которая действительно объединяет наш великий народ.
Вопрос от телезрителя Николая из Ейска: «Иисус говорил: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит. А кто на земле может творить такие дела, как Он? И даже больше Его? Нет таких людей. Значит, у нас слабая вера?»
– Вопрос интересный, даже созвучный нашей теме. И именно в сложных жизненных ситуациях христиане показывали себя героями. Вспомним первые христианские времена, мучеников. Мы этими людьми гордимся до сих пор. Мученики, укрепляемые силой Божией, делали такое, что поражаешься их стойкости и мужеству, когда им приходилось на грани жизни и смерти выбирать то, что дороже. Апостолы, понятно, непосредственно видели Христа и Его чудеса. И для них это было естественно. А поколение мучеников что заставляло творить такие великие дела?
Верующий в Меня. Это мужество сказать: «Я – христианин», когда толпа кричит: «Убить его!» Господь дает Своим сынам и дочерям осознание, что такое быть христианином, в разные исторические эпохи. Вспомните тот же советский период, гонения 1920–1930-х годов. Какие были примеры силы духа, мужества, когда в атеистической стране ты должен оставаться верующим. Я всегда поражаюсь тому времени – молодые люди поступали в семинарии, становились священнослужителями в тех ужасающих условиях.
Господь говорит нам в Священном Писании, поучает нас, что если мы будем веровать в Него, то эта вера будет делать нас непобедимыми, даже если против нас весь мир. Это очень важно понимать. Потому что Господь не делает ограничений для нашего совершенства. Он всегда говорит, что мы можем сделать больше, чем видели и слышали, о чем читали. Я бы так понимал эти слова, потому что есть верующие, которые во имя Божие совершают настоящие подвиги.
Мы вспоминаем подвиг первых мучеников и тех, кто претерпел за веру в начале XX века, но ведь и сейчас во многих странах гонение на Православную Церковь и веру столь сильно, что необходимо быть или очень стойкими, или снова уйти в катакомбы. В последнее время, к сожалению, мы часто видим примеры подмены Православия. Получается, что хранить истинную Православную веру возможно только в России? Или я ошибаюсь?
– Я очень люблю Россию, потому что это моя земля, мой дом, здесь жили мои родители. Да, в истории нашей страны, наших святынь, русского Православия были разные жизненные перипетии, события, что-то было правильное, что-то неправильное, ведь люди всегда могут ошибаться. Любой народ может быть хранителем истин Православия, если он живет по заповедям Божиим, сохраняет чистоту веры, не придает ей политической окраски. Смотришь, что происходит сегодня: кто бы мог подумать, что Православие на Украине может исчезнуть или упасть… Церковь, конечно, вне политики. Она не может решать политические проблемы, но мы все граждане своего государства и всегда сопереживаем тому, что происходит вокруг нас.
И еще есть такое понятие, как совесть, она должна обязательно присутствовать у всех верующих в Господа Бога. Мы пытаемся отвечать на какие-то вопросы глобального характера. А вспомните первые христианские времена. Апостол Павел говорит, что всякая власть от Бога. Значит, мы заслужили такую власть, если не доверяем ей, ругаем ее и не любим. Но, с другой стороны, надо смотреть на плоды, потому что иногда людям власти приходится принимать очень сложные решения, и они смотрят не на благо одного человека, одной семьи, а всего общества, всего народа. Это очень ответственно – принимать решения.
Вопрос от телезрителя Александра из Санкт-Петербурга: «Является ли Причастие в том виде, в котором оно сейчас практикуется, гарантией спасения человека? И второй вопрос по Евангелию от Марка, 8-я глава, 35-й стих: что значит потерять жизнь свою ради Христа и Евангелия, если предположить, что понятие души равнозначно понятию жизни?»
– Ответ на первый вопрос: да. То, что происходит в каждом православном храме, когда мы принимаем Тело и Кровь Спасителя, есть залог будущей жизни. Это и есть питательная среда для спасения человека, выше этого ничего нет.
Теперь по поводу второго вопроса. Всегда нужно смотреть, кому Господь говорит эти слова, к кому обращает мысль. Это были прежде всего апостолы. А для апостолов судьба была уготована совершенно не сладкая. Они шли туда, куда многие не хотели идти. Проповедовали слово о Христе, находясь на грани жизни и смерти. Никогда не знаешь, что может вытворить человек или правитель, кому необходимо благовествовать. Апостолы были простыми людьми, у них не было охраны, их никто не мог защитить. Поэтому Он и говорит: в мире будете иметь скорбь.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Здесь нужно посмотреть перевод именно греческого Евангелия. Что значит «душа»? Душа – это жизнь. Господь говорит о том, что тот, кто попытается сохранить свою жизнь, потеряет жизнь вечную. А почему? Есть такие слова, которые мне очень нравятся: «Если Бога нет, а я в Него верю, то я ничего не теряю. А если Бог есть, а я в Него не верю, то теряю все». Здесь то же самое. Я могу бегать за богатством, за комфортной жизнью. Я не говорю, что мы не должны заботиться о себе. Конечно, у нас должны быть хорошие квартиры. Мы должны заботиться о своих детях, зарабатывать, чтобы содержать свою семью. Господь не выступает против этого. Наоборот, апостол Павел говорит: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Кто не работает, тот не ест. Здесь имеется в виду тот, кто захочет оградить свою душу от всего, – от страданий, лишений, притеснений. Вот придут и спросят: «Ты православный христианин? Ходишь в церковь?» Что ты ответишь? Ведь этот человек пришел вершить свой суд, как это было в начале XX века, когда были гонения в нашей стране, когда богоборческие власти притесняли христиан, убивали, сажали в лагеря. Как надо было сказать? Отрицать, чтобы сохранить свою жизнь? Или сказать: «Да, я верю в Господа, я православный христианин»? Эти слова я понимаю именно так. Душа – это твоя жизнь, и, если кто захочет жить без Бога, потеряет все.
У вас в обители Александр Невский изображен с четками и в монашеском клобуке. Меня это поразило. Мы привыкли к тому, что святой изображается с мечом. Святые воины: Суворов, Донской, Ушаков. Они пришли к Православной вере. Почему эти героические примеры святых не для всех являются путеводной звездой, которая приводит людей в Церковь? Может быть, эти святые не воспринимаются нами как молитвенники, как монахи, как христиане, а воспринимаются как военачальники?
– Есть такое предположение, что в разные исторические периоды Господь посылает нужных людей: в образе великого князя, или полководца, или преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского, святителя Филиппа Московского, который не боялся говорить правду в лицо Ивану Грозному. В переломные эпохи появлялись мужественные духом люди, сыгравшие огромную роль именно своей жизненной позицией и своим примером. Нам в жизни не хватает героев, на которых можно равняться. Конечно, мы не можем вспомнить все имена святых, их очень много, и все они играли определенную роль в жизни общества, государства, Церкви Христовой. Это очень важно. Но для кого они пример? Я думаю, для тех, кто мыслит объемно. Не смотрит на сиюминутные проблемы, а смотрит в перспективе. Почему наши правители сегодня вынуждены принимать непростые решения, которые обывателям кажутся ошибочными, ненужными? Почему так ругают святого равноапостольного князя Владимира? Да и Александра Невского ругают за то, что выбрал покорность, повернулся к Востоку, а не к Западу. Но он понимал, что Запад убьет душу. И мы пошли на Восток, потому что те последователи другой религии не покушались на нашу душу. Да, они покушались на золото, на дань, но душу народа не трогали. Я думаю, что Господь ставит каждого человека в определенное время, когда нужен именно этот человек, даже если он – злодей.
Бог заботится не только о человеке, о личности, Он заботится и о народе, и о Церкви, потому что это заложено в Его природе, что ли. «Всякая власть от Бога» – тоже интересный постулат, ведь народ заслуживает властителей и хороших, а иногда по грехам своим и жестких, к сожалению.
Мы, христиане, говорим о том, что нам нужно возлюбить не только себя и своего ближнего, но и врага. Скажите, если мы представим себе, что нам нужно простить людей, принесших нам горе, беду, можем ли мы быть уверенными в том, что Россия как оплот Православия сумеет преодолеть ненависть, которая может возникнуть даже во время победы? То есть сумеем ли мы после победы преодолеть свою собственную неприязнь?
– Я вспоминаю молитву о спасении нашего государства, ее мы читаем на каждой Литургии. Там почему-то цепляются за слово «победа», но никто не читает эту молитву до самого конца: «Даруй, Господи, мир и единомыслие, обнови любовь во всех». Любовь все покрывает. Апостол Павел говорит: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится...
А иначе мы – кимвал звучащий.
– Да. Но как простить? Знаете, я думаю, что это тоже некая тайна. Но Господь предписывает нам прощать обидчиков: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас… Конечно, это наивысшая степень человеческих отношений, и она непререкаема, потому что это учение Христа.
Но есть и еще Евангельские слова Христа: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Эти слова Христос говорит в Своей прощальной беседе с учениками, и вскоре Он отдаст Себя на смерть ради любви к апостолам и ко всем верующим во имя Его.
А как прощать обидчиков? Нужно все покрывать любовью. Конечно, раны останутся надолго, и лечить их нужно только милосердием Божиим и состраданием...
То есть, рассуждая о том, может ли Россия быть без Православия, следует заключить, что она никак не может существовать без Православия, потому что в таком случае ее попросту не будет.
– Мы знаем Евангельские слова Христа: вы – соль земли. Если соль перестанет выполнять предписанную ей функцию, то ее попросту выбросят. То же будет и с народом, который забудет Бога, и это будет страшная трагедия.
Я говорил, что в некоторых странах до сих пор торгуют людьми, даже детьми, но сегодня страдают и христиане, и христиан наказывают и гонят. И ты иногда думаешь: «Что же происходит? Где предел всему этому, Господи?» Но, к сожалению, люди иногда пожинают плоды своего отступления от Создателя, и тогда ценность жизни обнуляется...
В чем же суть христианства, Православной Церкви? На мой взгляд, русское Православие – это сочетание всех прекрасных качеств русского народа, народов разных национальностей, которые принимают Православие, крестятся.
Мы знаем, что есть, например, православная Мордва. Более того, я служил на Сахалине и видел, что Православие принимают корейцы, и до революции в Приморском крае существовала Корейская духовная миссия и были священнослужители этой национальности.
Можно сказать, что Православие – это нечто наднациональное, нечто объединяющее, но сохраняющее особенности души русского народа. Мы хлебосольные, но мы умеем защищать и спасать.
Конечно, есть люди рациональные: «А зачем мне это делать? А что мне за это будет?» А наши герои, наши воины, военачальники об этом не думали. Они защищали Родину ценой своей жизни. Боялись ли они? Я думаю, они просто переживали. Они любили землю, по которой ходили, на которой жили, которую возделывали. Наверное, в этом и есть все Православие.
Не так давно мой друг, поисковик, принес оклад Казанской иконы Божией Матери. Икона с течением времени, что называется, растворилась, а оклад остался. Но интересно другое. Этот оклад был найден на теле солдата, прикрепленный веревочками у него под гимнастеркой. Тогда могли наказать даже за крест, а этот человек во время войны пронес эту икону до самой своей гибели. И это тоже говорит о том, какой была вера у людей во времена страшных гонений.
– Тот исторический период интересен определенными фактами. Тогда в нашем государстве атеизм был официальной идеологией, считалось, что с Церковью покончено, поскольку перед Великой Отечественной войной ее практически удалось уничтожить физически.
Но когда в 1937 году провели Всесоюзную перепись населения, около 70% населения СССР назвали себя верующими. Пожалуй, именно поэтому обращение Сталина к народу «братья и сестры» в первые дни войны было вполне осознанным, ведь советское государство защищало очень много верующих людей.
Отче, благословите наших телезрителей.
– Дорогие братья и сестры! Несмотря на столь сложные времена, хочется пожелать каждому из нас хранить веру православную. Берегите себя и своих близких, и Господь всегда будет рядом с нами!
Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.