Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1268) → Протоиерей Александр Ежов: О счастье земном и благе Небесном

Протоиерей Александр Ежов: О счастье земном и благе Небесном

№35 (1268) / 16 сентября ‘24

Беседы с батюшкой

Нашу тему можно обсуждать бесконечно, – она касается всех людей: верующих и неверующих, старых и молодых. Не знаю человека, который не хотел бы обладать земным счастьем. С другой стороны, и неверующие размышляют на тему Небесного блага. Но, наверное, мы противопоставляем эти два понятия и считаем, что если стремишься к земному счастью, то забудь о благодати Небесной. Так ли это?

– Разные философские течения пытались найти ответ на вопрос: «Что такое счастье?» Стремление быть счастливым заложено при создании человека. Господь наделил его Своим образом. А достижение подобия – наше предназначение в этой жизни. По учению Православной Церкви – это значит обожиться.

На протяжении всей истории человек пытается стать счастливым независимо ни от времени, ни от цивилизации, ни от общества, в котором он живет. И загвоздка в данном вопросе именно в том, как он понимает счастье. Многие философы пытались объяснить само понятие «счастье».

У многих священников, даже святых отцов есть размышления, когда земное счастье прямо противопоставляется пониманию блаженства, для которого человек предназначен, – блаженства в Царстве Небесном. Мне хочется все-таки рассмотреть земное счастье не как антоним слова «блаженство», а как его синоним. Если рассматривать счастье как получение радости от земных удовольствий, то это прямо противоположное понятие. То, чему учит Евангелие, о чем говорит Господь, показывая нам предназначение человека, это обретение Царства Небесного. Соответственно, в Царстве Небесном могут быть только блаженные. Отсюда и заповеди блаженств. Блаженство – состояние, в котором человек способен пребывать в вечности в Царстве Небесном. В другом состоянии он не имеет способности на это, потому что для него это будет невыносимо.

Когда мы говорим о земном счастье, то сначала надо понять, что мы подразумеваем под этим. Вот пытаются для себя обозначить многие люди результат: буду счастливым, когда стану максимально богатым и много чего смогу позволить себе; буду иметь власть… И так далее. Такое счастье обманчиво. Человек никогда не будет счастлив, пытаясь стать счастливым посредством получения земных радостей и удовольствий. Ведь когда он голоден, ему кажется: вот поест хоть черный хлеб с водой, насытится и будет счастлив. Но как только получает желаемое, насыщает свою плоть, счастье мгновенно улетучивается. Получается, это мнимое счастье. Человек захочет уже не просто хлеба с водой, а сначала мяса и щей, потом пирожных, потом какого-то экзотического вкуса, и так до бесконечности, пока не зайдет в тупик, потому что насыщения никогда не будет. А радость и удовольствие, что были, когда он был голоден и вкусил черного хлеба с водой, будет вспоминать и говорить, что ничего вкуснее не ел. При этом это все равно не будет тем счастьем, которое дано человеку именно как смысл жизни. И в этом проблема современного человеческого общества, общества потребителей, которые видят счастьем земные блага и земное благополучие.

При этом Господь не учит нас отказываться от всего. Хотя в некоторых местах святоотеческого учения мы встречаем: только отказавшись от земного, мы обретем Небесное блаженство. При этом в самом Евангелии Господь говорит немножко о другом: о выборе человека в принципиальном отношении, что для него главное, является смыслом жизни. И в отношении того же богатства мы вспоминаем Евангельскую притчу о богаче, который получил богатый урожай и построил новые житницы. Он хотел вечно блаженствовать и быть счастливым, но что услышал в ответ? Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

В другом месте в Евангелии Господь говорит о сокровищах. Собирайте сокровища не там, где их могут украсть или они могут пропасть. Собирайте те сокровища, которые будут нетленны. Сокровища в вашем сердце. С чем придете на суд Божий? «В чем застану, в том и сужу».

В то же время Небесное благо возможно не только в будущем. Это состояние каждый может обрести здесь и сейчас, и оно тоже может стать земным счастьем. Счастье – результат взаимной любви. Если мы, христиане, говорим, что Бог есть абсолютная любовь, то любовь к Богу делает человека по-настоящему счастливым. И все святые отцы единомысленно согласны в том, что все земное ничто по сравнению с тем, что получает он от любви к Богу.

Приготовлением к получению этого блаженства может стать земная любовь. Ведь не случайно апостол Иоанн Богослов говорит такие удивительные и мудрые слова: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Не случайно и в заповедях Господь прямым текстом указывает на это, говоря, что есть две главные заповеди: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. То есть здесь и сейчас, на земле, научившись по-настоящему любить ближних, мы можем стать счастливыми. И счастье – это результат взаимной любви. Поэтому здесь нужно сделать акцент в понятиях, что такое земное счастье и что такое благо Небесное.

Приведу два примера, для меня искусительных. Я не раз бывал в интернате для ментально больных людей. Там есть те, кто ходит на богослужения в церковь при интернате и осознают это, а есть такие, кто вообще не понимает, что происходит. Но при этом их причащает священник. Но думают ли они о том, что такое счастье?

И еще я вспоминаю юродивых Христа ради. Иногда мы встречаем людей, не совсем способных осознать себя в Боге и живущих без понимания того, Кто Такой Бог и зачем Он нужен. Они ищут обычного счастья. Можем ли мы как-то рассказать и объяснить этим людям необходимость понимания Небесного блаженства?

– По поводу первого вопроса. Может ли грудной ребенок понимать, что вы говорите ему о Боге или о благах Небесных? Или ребенок до сознательного возраста, пока не начнет мыслить и размышлять. Нет. Но может ли ребенок быть счастлив? Он не думает об этом, но чувствует, что такое быть счастливым. Он чувствует счастье, когда ощущает направленную к нему любовь со стороны родителей, общества, окружения. И, естественно, в своей непосредственности и чистоте, отвечая на эту любовь взаимностью, он счастлив. Ребенок, встретивший негатив, зло, ненависть, нелюбовь, озлобляется, кусается и огрызается, как маленький волчонок, но все равно жаждет этой любви, интуитивно ищет ее.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Церковь учит тому, что человек в земной жизни должен постоянно страдать. Какой смысл был Богу создавать человека в материальном виде? Чтобы он всю жизнь страдал и только потом приобрел блаженство?»

– Я как раз сказал, что человек может быть счастлив здесь и сейчас. Церковь не учит тому, что он должен обязательно страдать. Церковь учит, что через страдания мы лучше узнаем и научаемся любить, сострадать, проявлять милосердие. Сам испытав боль, он может научиться проявлять милосердие и сострадать тому, кто испытывает боль. Но это совсем не значит, что человек должен обязательно страдать. Если вы можете явить любовь и милосердие не страдая, то кто же вам мешает? И при чем здесь Церковь? Церковь так не учит. Церковь учит в любой ситуации оставаться человеком и являть свою любовь, даже в страданиях и когда к вам направлено зло.

Еще хочу задать один вопрос о поисках счастья и потере блага Небесного. Я имею в виду Адама и Еву. То самое грехопадение и семя тли, которое заразило всех нас, и теперь мы смертны. Скажите, пожалуйста, если мы размышляем об Адаме и Еве, а дальше о Каине, Сифе и прочем, то как здесь строится размышление о счастье, его поиске и потере, о потере и приобретении блага Небесного?

– Хочется ответить вопросом на вопрос. А были ли Адам и Ева в раю счастливы? Я думаю, да, ведь они находились именно в той благости Божией, в том Божественном присутствии, когда испытывали постоянное присутствие любящего Бога и сами являли свою любовь. В данном случае потеря рая и вхождение греха в жизнь и природу человека стали следствием его неправильного выбора, его ослушания Богу, нарушения заповеди. Той заповеди, что была дана, с одной стороны, как возможность для нравственного совершенствования через послушание, с другой стороны, как ограждение от тех знаний, которые человек еще не был готов воспринять. И запрет не был постоянным. На тот момент бытия человека в Эдеме ему было разрешено вкушать плоды со всех деревьев, кроме древа познания добра и зла. Более того, Адам был предупрежден, что в тот час, когда вкусит, смертью умрет. И через нарушение заповеди Божией в природу человека вошел первородный грех, тем самым сделав ее, до этого способную к бессмертию, смертной. Тление, болезни и смерть вошли в его жизнь.

Соответственно, изгнание из рая – это следствие грехопадения и невозможность поврежденной природы находиться в тех условиях, что были даны первозданному Адаму. Но Господь по Своей любви не оставляет человека, а совершает дело спасения, дает ему возможность через осознание, покаяние и принятие Его искупительной жертвы вернуть себе возможность блаженства в Царстве Небесном. И вся история человечества от Адама и Евы до нас – тому свидетельство и примером.

Когда моя дочь первый раз исповедовалась, она заплакала от счастья. То есть это пример того, что такая Исповедь реально очищает. Но ведь мы исповедуемся только в тех грехах, которые видим в себе. А что делать с теми грехами, которые мы не видим? Ведь невидимые грехи делают нас счастливыми по незнанию, а поиск этих грехов, наоборот, заставлет нас страдать.

– Что такое грех для человека с точки зрения святоотеческого учения? Болезнь. Приведу аналогию с физической болезнью, потому что и телесная болезнь, и смерть есть следствие греха. Когда человек болен, он ощущает, что что-то не так. Если боль явная, то сразу идет ко врачу. Когда болит зуб, мы бежим к зубному, чтобы тот определил лечение. А когда мы до конца не понимаем, что болит, но чувствуем боль, то тут может быть двоякая ситуация. Или человек привыкает к этому состоянию и начинает считать его нормой и тогда не пойдет к врачу и не будет лечиться. Или до него доходит, что это болезнь и можно от нее избавиться, получить облегчение, тогда он ищет врача, пытается понять причину. И тогда действительно много шансов вылечиться.

Согласен. И к священнику мы иногда приходим со своими грехами, но не можем их объяснить, не понимаем их. Человек в 7 лет страдает одним, а в 57 лет другим. Но ведь бывает так, что и в 57 лет чувствуешь себя семилетним по причине того, что просто не понимаешь, в чем и как исповедоваться. Я имею в виду не формулу произнесения грехов, а именно их осознание, видение. И получается, что этим мы гоним от себя счастье? Как найти счастливое состояние безгрешности?

– Любой имеет опыт познания самого себя. И семилетний ребенок, и взрослый имеют опыт анализа самого себя, своих чувств и ощущений. Как сказал великий русский поэт, опыт – сын ошибок трудных. Опыт позволяет делать определенные выводы. И если человек не хочет вылечиться, ему никто не поможет. А если он приходит к врачу, который не может поставить диагноз, то желающий себе спасения ищет другого врача, который сможет помочь. И очень часто это не зависит от возраста или опыта врачей. Бывает так, что через врача, через священнослужителя Господь помогает. И глубокий и опытный старец может помочь и направить, и чаще всего врач с хорошим образованием и большим опытом быстрее поставит правильный диагноз и поможет. Но бывает и так, что молодой священник или молодой врач, только вышедший из аспирантуры, увидит и поможет, даст правильный совет. А если он еще будет использовать современные технологии, то, может быть, определит даже больше.

Одна моя знакомая сказала, что боится вечности, потому что непонятно, что такое вечное пребывание в Боге.

– Я думаю, ей правильно становится страшно, потому что неизвестность вечности действительно пугает. Но именно в этом и заключается наше христианское понимание принятия Бога как абсолютной любви, и пребывание в этой любви делает для нас теоретически возможным понять и принять вечность в любви.

Когда мы говорим о Царстве Небесном, мы должны размышлять не о месте его во Вселенной с каким-то материальным его окружением, независимо от того, какими фантастическими красками нарисовала его наша фантазия, а в первую очередь об обществе людей в этой вечности и о взаимоотношениях между этими людьми.

Царство Небесное – это именно общество, где Господь наш – и Царь, и Бог. Взаимоотношения между людьми в этом обществе основаны на настоящей любви, подобной той, которую являет нам Господь. Именно поэтому даже теоретически вечность не так страшна, и это то, что дает нам упование и надежду. Более того, осмысление этой вечности.

А что касается земной жизни, то она есть приготовление к жизни вечной. Чем мы наполним свой сундучок – наше сердце, с тем и войдем в Царство Небесное. И часто очень страшно становится именно из-за того, что мы не ощущаем наполненности этого сундучка, не видим в нем ничего доброго. Наверное, это хорошо, потому что это заставляет нас задуматься, поэтому первый шаг к возможности все это понять и осмыслить называется покаянием.

Первым человеком, который вошел за Христом в рай, был благоразумный разбойник, проведший греховную жизнь… Но, осознав свои грехи и исповедав их перед Богом, не потеряв надежды пусть не на прощение, но хотя бы на то, что о нем вспомнят, он получает прощение, потому что Бог в этом случае, как и во всех других, являет Себя любящим Отцом.

Счастье в нашей жизни, в нашем обществе – это любовь друг к другу: любовь в семье между супругами, любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между друзьями, ведь дружба – это тоже любовь. И любовь, которая есть в нашем обществе уже здесь и сейчас, готовит нас к возможности обрести Царство Небесное.

И, если мы говорим о радостях этой жизни, нет ведь ничего плохого в том, что мы испытываем радость, например, от вкусной еды, от того, что в холодную погоду можем надеть удобную и теплую одежду. Земные радости ведь тоже существуют, правда? И как нам превратить земные радости в блаженство Небесное?

– Нам нужно научиться принимать земные радости с благодарностью Богу и пониманием, что они не являются смыслом жизни, что они – лишь средство обретения главной радости – радости от любви.

Нет ничего плохого в том, чтобы вкусно поесть, а еще лучше – поделиться вкусной едой с тем, кто голоден. Нет ничего плохого в том, чтобы получить радость от созерцания красивой природы, и нам нужно научиться не засорять ее, и это тоже будет проявлением любви. И нет ничего предосудительного в браке, в земной любви. Более того, Церковь и Христос в Евангелии благословляют брак и радость супружества, и через это Господь учит нас любить по-настоящему.

Мы помним первое чудо Христа – претворение воды в вино на брачном пире в Кане Галилейской.

– Вспомним слова псалмопевца Давида: и вино веселит сердце человека. Христос в Евангелии не раз говорит о радости, которую может дать хмельной напиток, но в то же время апостол Павел в одном из своих посланий пишет: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство.

Пожалуй, это касается и других земных радостей. Если они в меру, то могут научить нас ценить Бога, Его любовь, милосердие и заботу о нас. Но когда мы упиваемся земными радостями и удовольствиями, забывая о главном – о Боге, о христианском понимании счастья, синонимом которого является слово «блаженство», то мы выбираем не главное – блаженство вечности, а мнимое земное счастье, которое может привести нас к погибели.

У меня есть друг, священник. Он всегда в хорошем настроении, все у него хорошо, просто замечательно. Я думаю, что, вероятно, его благословил Господь, раз он все время пребывает в такой радости. Может быть, он и испытывает какие-то проблемы, но никогда этого не показывает. Но, наверное, есть люди, которые не очень способны увидеть благо Небесное, потому что они все время угрюмые и унылые. Или у них просто такой духовный путь. Скажите, пожалуйста, прав ли я?

– Хотят они или не хотят его увидеть, выбор все равно остается за человеком. Можно смотреть на лужу и видеть в ней только грязную, мутную воду, а можно увидеть отражение неба. Все зависит от нашего восприятия, от нашего отношения ко всему. Апостол Павел не зря говорит нам: всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс