Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №32–33, 2024 г.
Мы говорили об учении о прилоге и о том, как оно отразилось в творчестве Карамзина и Пушкина. Потом поговорили о Гоголе и Достоевском, а сегодня – Александр Островский и Лев Толстой. Напомните нашим телезрителям кратко, что такое прилог, что такое учение о грехе, чтобы мы понимали, о чем идет речь.
– Иоанн Лествичник, основываясь на своей и других святых отцов аскетической практике, разработал учение, которое он назвал учением о прилоге, оно состоит из пяти стадий. Первая стадия – когда появляется какая-то мысль, или прилог, то есть что-то прилагается в сознание, человек об этом думает, но это еще не греховный помысел. Эти мысли посещают нас постоянно, но мы не сосредотачиваем свое внимание на них. У большинства людей это происходит, когда появляются какие-то неожиданные образы, люди или ситуации, и они вдруг как бы цепляют сознание.
Это может потом развиться уже в греховное действие, может человек остановиться и забыть об этом.
– Совершенно верно. А вот когда он начинает собеседовать с этим помыслом, то уже происходит сочетание с ним. То есть мысль сочетается в сознании, она обдумывается, а если еще и кто-то из знакомых укрепит ее, потому что точно так же думает, тогда она усиливается. И приходит уже следующая, пиковая стадия – сложение. То есть мысль сложилась в сознании, уже человек не хочет ее выпускать. В этом помысле должно быть покаяние. Покаялся, то есть перемена ума произошла – вернулся на исходную точку. Не покаялся – попадаешь в плен. То есть мысль тебя пленила, ты о ней думаешь, думаешь о ее реализации, ее воплощении, как Раскольников, когда он уже присмотрел и топор, и маршруты, и так далее. И наконец, совершение самого греха, или подчинение страсти. Происходит падение.
Я хочу напомнить, что это не наша выдумка. Это еще со времен святых отцов идет.
– Да, это Иоанн Лествичник, Филофей Синайский, у нас на Руси Нил Сорский, то есть очень многие святые отцы разрабатывали это учение, что-то свое добавляли, и самое главное – проясняли каждую стадию.
Мы говорили, что это учение использовали практически все русские писатели XIX века. В том числе Александр Николаевич Островский.
– Очень интересная тема именно в «Грозе» Островского. Мы все выросли еще со школы на статье Добролюбова «Луч света в темном царстве». Луч ли это света в темном царстве? Действительно ли это хотел показать Островский, или нет? Давайте разберем эту пьесу.
Катерина и двое мужчин – Тихон и Борис. Она замужем, у Тихона есть сестра Варвара, она тоже влюблена, страсть ее обуяла. Это очень важно. А начинается пьеса с удивительной гармонии в природе. Красота, как Кудряш говорит, удивительная красота! И кто дисбаланс вносит в это удивительное состояние красоты? Человек. Дикой с Кабанихой ссорятся, кричат, и это фон, на котором происходят все события.
Я обычно студентов спрашиваю: скажите, а где Катерина увидела Бориса? Здесь детали, о чем мы с вами говорили много раз, играют значительную смысловую роль, потому что деталь – царица смысла. Бог кроется в деталях, а дьявол – в обстоятельствах. Я хочу, чтобы наши зрители помнили это выражение, потому что сейчас его искажают, порой до противоположного значения.
Так вот, детали. Катерина ходит в храм. Зачем она ходит в храм? Мечтать. Она говорит: я мечтаю, представляю, как дым подымается на каждении, как ангелочки летают, какое удивительное пение! Не почувствую, как и служба закончилась. Значит, Катерина ходит в храм не на службу, не молиться, а она ходит мечтать. Где она увидела Бориса? В храме.
То есть это ее мечта, которая вдруг воплотилась.
– Храм – не самое подходящее место для того, чтобы встретиться и влюбиться замужней женщине. Это первый момент, на который я хотел обратить внимание. Второй момент − она признается Варваре: тяжело мне жить у вас, нечем заняться. А чем отличалась ее жизнь дома? Там она цветочки поливала, странниц полный дом у них был. «Да ведь и у нас то же самое, – отвечает Варвара. − Хоть бы дети чьи-нибудь! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их», говорит Катерина.
И вот Катерина увидела Бориса в храме – появился прилог. Потом состоялась беседа с Варварой: «кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями. –Только не с мужем? – А ты почем знаешь? – Еще бы не знать. У меня свои грехи есть. Завтра братец уедет, подумаем».
Варвара ее еще и подтолкнула, вместо того чтобы остановить жену своего брата. Она говорит: я сама такая, муж уедет, и мы с тобой погуляем. Калиточка заветная есть в конце сада, ключик раздобудем – и все. Вот и произошло сочетание, то есть собственная мысль сочеталась с чужой мыслью, мыслью Варвары.
Третье – сложение. Помним удивительный монолог Катерины, когда она держит ключ в руках и говорит: «Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтобы не нашли никогда. Вот так-то и гибнет наша сестра-то». А, с другой стороны, она думает: а если никогда в жизни больше такого не будет? А если единственный случай представился, так что – от него отказаться? Разве нельзя посмотреть хотя бы одним глазком, или посидеть, да поговорить с человеком... «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь». Почему же не бросила она ключ? А потому, что уже все сложилось. Сначала она ключ бросила, а потом подумала: а почему бы не воспользоваться единственным случаем, который предоставился?
Пик развития уже достигнут. Грех не совершен, но она уже готова к нему.
– Да. Ключик заветный в карман положила. Все, она находится в плену. И чем заканчивается этот монолог? «Ах, кабы ночь поскорее!..». То есть она уже в плену своей страсти. Это что, любовь? Нет, конечно, это страсть. Значит, она в плену этой страсти.
Я обычно студентам задаю вопрос: чем Тихон отличается от Бориса? Найдите десять различий. Не могут. Пять! Не могут. Хотя бы одно! Один ходит в костюме, другой – в косоворотке. Все. То есть Катерина меняет «шило на мыло». Тихон едет, она говорит ему: «Бери меня с собой, бери! – Да нельзя… С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь!.. – Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную… – Да на что ж это?»
Тихон, который по Домострою должен быть главой семейства, а не его мать Кабаниха, он должен руководить семьей, этой малой Церковью, абсолютно устраняется. Не Кабаниха, не его мать виновата, а именно Тихон виноват в том, что происходит. Он отвечает и за себя, и за жену, и за все свое семейство.
И Александр Николаевич Островский как раз и показывает, что нарушение Домостроя, нарушение малой Церкви и приводит к таким эксцессам в обществе. Тихон безвольный. И Борису, которого посылает Дикой, Катерина тоже говорит: возьми меня с собой! Но и он тоже отказался. То есть они абсолютно одинаковые, что один, что другой.
Отчего появляется прилог мечтаний Катерины? Да именно от праздности, от того, что у нее нет никаких занятий. И ее даже предупреждает какая-то странница, говоря: «вон, куда красота-то ведет!», показывая на реку, на Волгу. Она как бы предчувствует. И когда возвращается Тихон, Катерина кается или признается? Как и Раскольников, она признается, но покаяния у нее нет. Она призналась, даже прилюдно призналась, что согрешила перед мужем, но она тут же бежит, чтобы хотя бы одним глазком посмотреть на Бориса. То есть покаяния у нее нет, перемены ума нет.
Преступление перед венчаным супругом приводит еще к большему преступлению перед Богом. Она бросается в реку, кончает жизнь самоубийством. Совершается самый страшный грех перед Богом, и ее даже отпеть невозможно.
Праздность, как вы сказали, это уже прилог, по сути дела. Для любого человека.
– Это питательная среда для появления такого прилога. Тут очень хорошо сравнивать с «Анной Карениной» Льва Толстого. В то время говорят об эмансипации женщины, о том, что она должна в обществе занимать более заметное место, что она имеет право и на свои чувства, и самое главное – на показ этих чувств. Толстой тоже гениально развивает эту тему.
Две семьи, две истории – Левина и Карениной. Кстати, отношениям Кити и Левина посвящено, если не ошибаюсь, 123 главы. А сюжетной линии Вронский–Каренина 103 главы. Получается, что линия Кити и Левина для Толстого была важнее, чем линия супругов Карениных и Вронского.
Анна едет к своему брату Стиву, поскольку там разлад в семье. Он изменил жене, значит, нужно как-то похлопотать, выправить ситуацию. Она едет озабоченная, но оказывается в одном купе с матерью Вронского. И, естественно, мать говорит о своем сыне с восторгом. Молодой офицер с блестящим будущим. Она, выражаясь современным языком, прожужжала все уши Анне Карениной. И когда в Москве Каренина сходит с поезда, она знакомится с Вронским.
Это как у Островского. У Катерины сначала в храме были только мечты, и вдруг появилось телесное воплощение.
– И вот тут интересно. Нужно посмотреть, как Толстой описывает выражение глаз Анны на разных этапах развития прилога. Толстой вообще гений в этом плане. Она взглянула на Вронского, появился секундный блеск – и тут же погас, замечает Толстой.
То есть щелчок раздался, фотоаппарат сработал?
– Да. На секунду она подумала: а он, в общем, ничего. И тут же интерес погас, потому что она с другими делами приехала, она совершенно другим озабочена.
Ее подруга Кити влюблена во Вронского. Естественно, что Кити будет постоянно говорить о Вронском, потому что она в него влюблена. Значит, прилог совершился. Об этом говорит взгляд: а он, вроде бы, ничего!
Второе – сочетание. Кити все время о Вронском говорит, и Анна тоже обращает внимание на Вронского. Вроде бы действительно обходительный, красавец. То есть начинает развиваться вторая стадия – сочетание. И уже мысли Анны постепенно вращаются вокруг личности Вронского. Она стала замечать, что если на каком-нибудь балу или на приеме она не встретится с Вронским, то у нее даже портится настроение. То есть уже потихонечку складывается ее отношение к Вронскому. Она ищет встречи с ним.
Как-то однажды Анна возвращается под утро домой. Каренин, наконец-то, обратил внимание, что с его супругой происходит что-то не то. Он ждет ее. Но здесь нужно заметить, что балы-то в XIX веке начинались довольно поздно, обычно в 21 час. Сами танцы длились часов до трех ночи, то есть шесть часов. Для того, чтобы танцевать шесть часов, перед балом не ели, танцевали на голодный желудок, и потом, после бала, был ранний завтрак, или поздний ужин. И только уже после этого застолья возвращались под утро, часов в 6–7, домой. И Анна возвращается под утро после такого бала домой.
То есть ничего особенного вроде.
– Абсолютно. Но вот здесь игра слов, игра понятий. Каренин говорит: Анна, я хочу с вами поговорить! На что Анна отвечает: уже поздно! Речь о времени? Эта фраза касается времени ее возвращения домой, что уже поздно, и она устала для разговора? Или это слово поздно относится к тому, что она уже в плену своей страсти?
Она вернулась рано утром, так что это трудно назвать словом поздно. Это скорее рано.
– Совершенно верно. У нее в мечтах уже были вожделенные картины, когда она в объятиях Вронского. То есть, уже произошло пленение, она уже в плену своей собственной страсти. Поэтому она говорит: уже поздно!
Что происходит здесь? Развод в XIX веке, в Синодальный период, мог быть только по разрешению Церкви, потому что это венчанный брак. И если супруг не дает развода, то развода и не будет. А Каренин не дает развода. Поэтому, когда Анна уходит к Вронскому, то, в принципе, совершает прелюбодеяние. И естественно, общество будет отрицательно к ней относиться. Что грешили все – понятно, но никто не выставлял напоказ свою страсть. Если мы вспомним скачки, когда лошадь Вронского упала, то Анна вскрикнула. И было много таких эпизодов, когда Анна выдавала свои чувства. И Каренин вынужден был ее даже уводить, чтобы это не столь явно было всем.
Так вот, плененность страстью – а это именно страсть Анны – к чему приводит? Получила ли она счастье? Вронский все время отдаляется от семьи, он стал заниматься общественными делами. Анна его начинает тяготить. А дочь свою они вообще не любят. Вот если Сережа – это плод любви, и отец, и мать тянутся к нему, и он их даже в какой-то степени объединяет, то с дочерью ничего этого нет. И достигает ли Анна того, чего она хотела? Нет. Происходит полное охлаждение.
Как вот, помните, у Гоголя, когда мы с вами говорили про «Тараса Бульбу»: собачий сын, и погиб, как собака. В начале произведения, когда Анна приехала в Москву, и когда она встретила Вронского, под поезд попадает путевой обходчик. И вот теперь замыкается эта сюжетная линия. Анна тоже бросается под поезд. Нераскаянное преступление перед мужем, как и в «Грозе» Островского, тянет за собой еще большее преступление. А преступление ее нераскаянное, потому что она не покаялась, хотя Каренин готов был ее простить. Это очень существенный момент. Когда Анна заболела, и когда ей сказали, что она при смерти, Каренин готов был ее простить, он даже был готов удочерить ее ребенка, ведь Каренин ее любил по-прежнему, как ни странно. Любовь жертвенна, мы с вами это знаем. Но Анна не принимает эту жертву и бросается под поезд. То есть преступление перед мужем тянет за собой еще большее преступление – перед Богом.
Но есть ли выход из этого положения? Оказывается, есть. Это Левин. Ведь Левин приехал в Москву делать предложения Кити. Но когда он увидел, как Кити посмотрела – опять взгляд! – на Вронского, то он понял, что ему тут делать нечего. И с чего все начинается? С медленного возрождения самой Кити и преображения Левина. Вот другая линия.
То есть Толстой предлагает такой вариант решения проблемы?
– Именно. Когда Кити рожала, причем рожала тяжело, Константин мучительно вспоминал хотя бы одну молитву, которую няня ему говорила. И он стал молиться по-своему, чтобы Господь помог. Это был приход к Богу, осознание, что только Господь может помочь в создании той самой семьи, которая малая церковь. И здесь от Константина Левина зависело очень многое. Сначала самому преобразиться, затем преобразить Кити, и потом создать эту семью. Хотя у Толстого были свои, конечно, отношения с Церковью, но он показывает путь.
Вронский тоже, как говорится, не очень хорошо закончил. Один из реальных прототипов Вронского – Николай Николаевич Раевский, потомок генерала, после всех этих событий ушел воевать с турками и погиб чуть ли не в первом же бою.
Спасибо вам огромное за очень интересный рассказ. Я просто сижу, и с наслаждением воспринимаю все, что вы говорите.
Мы с вами поговорили о том, как учение о прилоге, то есть о грехе, использовалось писателями XIX века – Карамзиным, Пушкиным, Гоголем, Достоевским, Островским, Толстым.
Записала:
Полина Митрофанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.