Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1267) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Какими глазами смотрим, такой и мир...

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Какими глазами смотрим, такой и мир...

№34 (1267) / 9 сентября ‘24

Беседы с батюшкой

Итак, первый вопрос: «Можно ли носить красную нить (каббала) из Израиля? Не противоречит ли это Православной вере?»

– Зачем нам что-то носить, кроме креста? Вот Вы, Любовь Сергеевна, носите часы, какой-то браслетик. Это украшение. Красной нити приписывают какие-то свойства. Понятно, что в эти свойства никто не верит (потому что, как говорит апостол, идол в мире ничто), но человек надевает ее с надеждой, что она в чем-то поможет. Это уже какой-то оберег. Христианство и обереги – вещи несовместимые. Ты или в Бога веришь, или в оберег. Не знаю, кто раскрутил красную нить и для чего ее раскрутили, но в конце концов за всем стоит бизнес. Нам, простым христианам, это, конечно, никак не идет. На что ты надеешься: на Бога, на крест свой или на какую-то нитку, к чему-то приложенную?

Не надо носить никаких красных нитей, это просто искушение. И это не наш путь. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1:8). Господь сказал: «Я вам открыл все, что сказал Мне Отец Мой Небесный». Нам достаточно Евангелия и нашего нательного креста. Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота Церкви, крест – царей держава, крест – верных утверждение, крест – ангелов слава и демонов язва.

Можно ли носить образки святых и ангелов вместе с крестиком? Они же продаются в церковных лавках.

– Достаточно одного креста. Если вдруг возникло непреодолимое желание носить медальон с образом святого, это допустимо. Но 95% православных христиан носят только нательный крест.

Следующий вопрос: «Батюшка, подскажите, можно ли водить детей на занятия спортом к тренеру, который увлекается нумерологией и эзотерикой»?

Я недавно по телевидению посмотрела программу с участием известных людей эстрады, которые, оказывается, живут по нумерологии, у них есть специальные астрологи, которые им все высчитывают.

– Недавно я посетил близких людей, они квартиру купили. Представляете, у них в доме нет 13-го этажа, 12-й и сразу 14-й. Я такого нигде и никогда не встречал. Просто бред какой-то. Вот до чего доводит нумерология.

Что касается вопроса. Если мама знает, что тренер – эзотерик, значит, он это транслирует. Обычно ребенок ходит на бокс, гимнастику, шахматы, и нам неизвестно, чем живет тренер, что у него внутри. А здесь мама знает, значит, тренер это популяризирует, объясняет, с кем-то беседует. Если для ребенка эта группа важна, надо для начала с тренером поговорить. Если он убежден в этом направлении и всем это транслирует, тогда душа дороже.

Сейчас много спортивных секций, можно найти другую.

– Конечно. Было замечено, что у детей не столько родители в авторитете, сколько тренер, учитель, педагог. Юное поколение тянется за старшими. Это правильно, потому что кто сам себе советчик, тот сам себе враг. Ребенок волей-неволей будет тянуться за тренером и воспринимать все за чистую монету. Поэтому надо думать о маленькой душе.

Почему я попросила Вас ответить на эти вопросы? Дело в том, что я была в поездке по Байкалу, семь дней плавала на небольшом теплоходе по островам, мысам. «Славное море – священный Байкал». Все знают эту песню. Но, знаете, я вернулась оттуда абсолютно разбитой, и не только физически. Это было достаточно тяжело, потому что это был не круиз, а экспедиция: лазание по горам, тропы, тяжелые подъемы, жара. Конечно, надо прикладывать серьезные физические усилия. И, признаться, я ожидала большего от Байкала. Но дело не в этом, а в том, что все эти семь дней были сплошной шаманизм и буддизм.

Не успели мы войти на теплоход, наш гид, который с нами был все семь дней, сказал, что начнем мы с того, что побурханим. Всем разносят вино, надо три пальца опустить, плюнуть, дунуть, повернуться. Я, естественно, этого делать не стала: во-первых, я непьющая; во-вторых, опускать пальцы я не собиралась. Небольшой теплоходик, переделанный из буксира, 47 человек на борту, из них не бурханили только я и еще один человек.

На следующий день мы пристали к совершенно безлюдному острову, на нем нет растительности, никто не живет. Надо было подняться на достаточно высокую и очень каменистую гору. Мы туда взошли, и я спросила, зачем нас туда привели. На что гид ответила: «Мы вас ведем к ступе просветления». Ступа просветления – это буддизм. На этом необитаемом острове явно для туристов построили ступу просветления. Вокруг нее надо было обойти три раза с хорошими мыслями, воздеть руки. И что Вы думаете? Всего два человека не ходили вокруг этой ступы просветления. Остальные ходили.

Остров Ольхон – наверное, самый разрекламированный из островов. Мы туда приехали, но я тоже не поняла зачем: жуткий поселок, грязный, необустроенный, ничего нет. Оказалось, там шаман живет. Была встреча с шаманом. Рядом стояли палки – это их родовые деревья, и надо было подойти их задобрить: положить к каждой палке рис. И только два человека не клали этот рис и не пошли к шаману. Мы пошли гулять, есть мороженое. Что происходит?

– Печально.

Я не выдержала, сказала: «Товарищи дорогие, зачем вам это надо?» Мне ответили: мол, зачем все так серьезно воспринимать, это же шутка... Дескать, это же так интересно: подойти к дереву, прикоснуться к нему, потом тебе скажут, что за дерево ты себе выбрал – любви, добра, богатства или славы. Я спросила, что им рассказал шаман, что им запомнилось. Что шаманов среди женщин больше, чем среди мужчин. Так это можно и в литературе прочитать.

Батюшка, что с людьми происходит? И вообще, насколько дозволительно православному человеку даже в шутку (понятно, что для них это не было серьезным ритуалом) заниматься такими вещами? Лично я очень расстроилась.

– Тут никакой шутки не может быть, это просто идолопоклонство. Апостол говорит, что идол в мире ничто (см. 1 Кор. 8:4), и далее говорит: если брат соблазняется, не буду этого делать (см. 1 Кор. 8:13). Вы правильно делали, что отказывались от всего этого. Показывайте тропы, красивые места, где можно сделать красивую фотографию. А это бизнес с окраской духовности.

Но это безобидно – ходить вокруг ступы?

– Я думаю, что все это было без какого-то религиозного поклонения.

Безусловно. Но это было.

– Делать этого не надо. У апостола Павла есть такие слова: мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать (Рим. 15:1). Апостол Петр говорит, что мы должны заграждать уста невежественных людей (см. 1 Петр. 2:15). Поэтому надо было гида поправить.

Я поправила, меня назвали агрессивно настроенным человеком по отношению к шаманизму. Хотя я никакой агрессии не проявляла.

– Это честь – постоять и пострадать за святое Православие.

Высказать свою точку зрения я же могу и должна.

– Вот если бы все делали так, как Вы, тогда групп таких было бы все меньше и меньше, и поняли бы, что это не востребовано. Помню, была какая-то передача полгода назад, где приводились цифры, что люди тратят на гадателей суммы, соответствующие сумме на лекарства.

Просто какой-то невероятный бизнес. И люди готовы дуриться. Казалось бы, материалисты. Христа, Евангелие, христианство не принимают, зато готовы дуплу поклоняться. Примитивизм.

Интересно, если бы им православный экскурсовод сказал: мол, вот перед вами икона святителя Николая, давайте прочитаем молитву и приложимся к иконе... Уверяю, два человека приложились бы, а остальным сорока пяти лукавый бы не дал.

Я был на Валааме. Завели группу православных, экскурсовод все рассказал об иконе, все приложились к иконе. Другая группа зашла, то же самое экскурсовод рассказал – реакции нет. На какую-то чушь и бесовщину люди откликаются, а к иконе приложиться бес не пускает.

Собственно, Вы правы: на многих островах или мысах рассказывать не о чем, поэтому что-то надо выдумывать, развлекать туристов. Я думаю, нам надо быть осмотрительнее и не бежать вешать ленточки, если все побежали. Причем экскурсовод говорила, что лучше ленточки не вешать, потому что это вредит природе.

– В общем, кто поедет на Байкал, заранее узнавайте об экскурсии...

Следующий вопрос: «Грех ли иногда участвовать в лотерее типа „Русское лотоˮ? И можно ли просить у Бога и святых помочь выиграть?»

– У святых отцов нет по этому поводу суждений. Это все как азартная игра. Если что-то удалось выиграть, значит, потом человек сотню билетов купит. Все, что даром приходит, улетает непонятно как.

Где-то я прочитала интересное наблюдение. В благополучной Швейцарии провели опрос среди населения, согласны ли они не работать, а просто получать пособие около двух тысяч евро. И, по-моему, около семидесяти процентов людей ответили, что не хотят. Все-таки человек хочет ощущать себя созидателем.

– Достоевский говорил: счастье не в том, чтобы иметь социальную возможность сидеть сложа руки и иногда для разнообразия побогатырствовать, а в постоянной деятельности и развитии своих добрых, светлых способностей... Так и здесь: людям предложили сидеть сложа руки и ничего не делать, но они не согласились...

Следующий вопрос: «Является ли грехом работа в праздники?»

– Надо тут дифференцировать. Если это круглосуточное дежурство на скорой помощи, у мартеновской печи, в полиции, аэропорту и так далее, то это работа. Когда есть два выходных дня – суббота и воскресенье, но начинаешь в воскресенье что-то делать для себя, тогда это совсем другое.

Задает вопрос школьник: «Правда ли, что списывать что-либо в учебе, например, домашнюю работу или контрольную, – это грех?»

– Надо задаться вопросом: тебе нужны оценки или знания? Если не будет знаний в голове, это будет неверно, потому что должен быть фундамент в жизни. Кто-то из мудрых священников сказал, что у человека нельзя отнять умение и знание. Если он знает и умеет, это отнять невозможно, и это то, что будет кормить. Кто-то из мудрых людей сказал: если не хочешь работать мышкой, будешь работать лопатой. «Учение – свет, а неученье – чуть свет на работу». Еще есть римская поговорка, немножко сокращенная (многие римские поговорки сократили): «Век живи, век учись». А в полном варианте звучит так: «Век живи, век учись тому, как следует жить»... Если не было времени, например, был в храме на двунадесятом празднике, один раз списать можно. Периодически этого делать не надо. Лениться не надо.

Следующий вопрос: «Грех ли, когда не отдаешь долг, даже если про него забыли?» То есть тот, кто одолжил, не отдает. Но если вопрос задает, значит, все-таки на душе кошки скребут.

– Я сначала хотел сказать, что это бессовестно. Но если человек задает вопрос, значит, совесть ему что-то подсказывает. Апостол говорит: Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви (Рим. 13:8). Поставьте себя на место другого человека. Сказано в Писании: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7:12). Вы хотели бы оказаться на его месте? Существует закон духовной жизни: как мы поступаем, так и с нами будут поступать.

Недавно прочитал легенду. Подошел человек к городу. Сидит аксакал. Человек его спрашивает: «Какие люди живут в этом городе?» Аксакал в свою очередь спрашивает: «А в том городе, откуда ты идешь, какие люди жили?» Человек отвечает: «Злые, недоброжелательные, завистливые, жадные, никогда ничем не поделятся». Аксакал отвечает: «В этом городе такие же живут». Прохожий отошел. Следом за ним к аксакалу подходит юноша и тоже спрашивает: «Здесь какие люди живут?» Аксакал спрашивает: «А в том городе, откуда ты идешь, какие люди жили?» Юноша отвечает: «Люди добродушные, доброжелательные, старательные, всегда взаймы дадут». Аксакал отвечает: «Знаешь, здесь такие же живут». Первый человек это услышал, вернулся и говорит: «Ты лживый старик: мне только что сказал одно, а ему сказал другое». На что старик ответил: «Запомни раз и навсегда: куда бы ты ни пошел, везде принесешь с собой то, что имеешь в уме и сердце».

То есть все зависит от человека. Как ты ведешь себя с людьми, так и люди поступают с тобой. В луже можно увидеть отражение неба, а можно увидеть грязь. Какими глазами смотрим, такой и мир. Добрый везде найдет доброе; злой везде найдет злое; плохой везде найдет плохое.

Когда ко мне приходят люди семейные, я говорю: «Знаете, что надо сделать, чтобы поправить ваше семейное положение? Здесь поблизости магазин, там продают розовые очки за 680 рублей. Купите, во многом жизнь поменяется». Люди смеются, понимают, о чем речь. Очень часто у нас черные очки на душе, их надо снимать.

Следующий вопрос немножко недоуменный. Я думаю, наш зритель что-то не так понял. Давайте это обсудим, потому что вопрос вызывает разные мнения. «Сегодня меня очень сильно смутили слова одного священника на канале Дзен. Он сказал, что не стоит молиться о ближних, пока не получишь духовного опыта. А как определить, что ты его получил? Иначе грехи ближних переходят на тебя. Например, молишься о пьянице – потянет пить. И так далее».

– Кто может о себе сказать, что достиг какого-то опыта? У нас есть Священное Писание, где сказано: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак. 5:16). Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов (Гал. 6:2). За доброе дело испытаний не бывает. Точнее, испытания могут быть, но зла из этого никакого не может быть. Ты же делаешь это по любви, а из закона любви ничего плохого выйти не может. Если мы не будем молиться, кто же тогда будет молиться?

Многие спрашивают, как молиться за человека, если он крещеный, но в храм не ходит и неверующий (то есть в детстве крестили – и все). В некоторых храмах чрезмерно ревностные спрашивают, когда им подают записки, воцерковлен человек или нет. Да у нас воцерковленных людей, может быть, пять процентов...

Кто будет молиться, кроме нас? Мы молимся за всех, кроме отпавших от Церкви. То есть если человек сознательно отпал от Церкви, мы за таких не молимся. А за падших грешников, которые были крещены, но живут без веры, без Церкви, кто же тогда будет молиться? Плохого ничего не будет... Еще наш наместник говорил, что, бывает, из рода Бог выбирает человека, чтобы он отмаливал родных. То есть один верующий может много сделать для родни.

Батюшка, а у меня есть мечта – чтобы наша программа длилась подольше, чтобы мы могли ответить на вопросы всех зрителей...

– Напоследок вспомнилось четверостишие:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Прекрасные стихи. Батюшка, спасибо Вам огромное! Вы всегда вселяете в нас надежду...

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-03-08-2024;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-10-08-2024

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс