Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1267) → Священник Николай Святченко: Церковь и вера в современном мире

Священник Николай Святченко: Церковь и вера в современном мире

№34 (1267) / 9 сентября ‘24

Беседы с батюшкой

Казалось бы, это радостная тема – Церковь торжествующая. Но, с другой стороны, посмотришь на то, что происходит вокруг, и начинаешь задумываться, а так ли бравурно звучит эта тема? Какой из этих взглядов Вам кажется ближе?

– Они одновременно присутствуют. Можно сказать, что это две стороны одной монеты. Мы под Церковью прежде всего понимаем Божий народ, Божие общество, сформированное в результате сошествия Святого Духа на апостолов после Воскресения Христова, когда разрозненные ученики Христовы стали подлинно Церковью, то есть подлинно духоносным собранием, духоносной семьей, которая дальше начинает двигаться в лоне языческого мира I века.

Тогда Церкви казалось, что весь мир против нее. Потому что Римская империя была невероятно мощной, сильной, грандиозной. Ее пантеон Олимпийских божеств поражал, завораживал людей. В это время уже около 500 лет среди интеллектуалов господствовали различные учения философского характера – стоицизм, пифагореизм, цинизм и многие другие. Они проводили свои собрания и имели целые школы. Наверное, тогда Церкви на человеческом уровне казалось, что первым поколением верующих, даже теми, кто видел Христа, видел Его Воскресение, людьми, на которых сошел Святой Дух, все и закончится. Именно поэтому и было такое сильное ожидание скорого Пришествия Христова. Наверное, тогда казалось, что мир идет к своему завершению.

Но, несмотря на человеческие немощи, начиная с I века, мы все-таки действуем благодатью Духа Святого, и Церковь существует 2000 лет. В ее истории есть прекрасные страницы, есть страницы, когда появлялись различные ереси, расколы, нестроения. Церковь эволюционировала в своем внешнем виде, в области оккульта, ритуала, богослужений. Богословие не стояло на месте. Сейчас мы, Церковь, пришли к той фазе, в которой мы находимся.

Под верой мы понимаем взаимоотношения с Богом, имеем в виду особые, часто до конца даже для нас не формулируемые взаимоотношения между нашей душой и Божественной личностью, с Духом Святым, со всей Пресвятой Троицей уже здесь. Каждый человек имеет свой определенный опыт. Каждый может что-то рассказать в этом плане из своей жизни. Современность нам диктует определенные обстоятельства и условия, новые и для Церкви, и для веры, то есть для сферы взаимоотношений души человеческой с Богом.

Мы видим, что в XXI веке на передний план вышли скептицизм, гедонизм, секуляризм и бытовой атеизм. Сейчас убежденных атеистов, которых мы встречали в середине XX века, найти сложно. В западной философии есть определенное направление атеистов, но все-таки эта группа достаточно малочисленная. По большей части в современном мире на бытовом уровне мы видим атеистическое поведение, а на мировоззренческом – максимальный плюрализм, какое-то магическое мышление, где в одном компоте смешивают и эзотерику, и христианство, и какие-то компоненты традиционных религий, и идеи различных сектантов. Все вместе это представляется общей духовностью.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Какие существуют формы работы с интеллигенцией, особенно гуманитарной, среди которой, по моему опыту, большая часть неверующих? Ведь именно интеллигенция формирует мировоззрение студенчества. Поэтому, конечно, с ней надо работать».

– Я думаю, таких форм достаточно много, от медиа и таких явлений, как отдельные православные блогеры, проповедники, и до более локальных форм взаимодействия. Это, например, отделы взаимодействия с учебными заведениями. Я уверен, что почти в каждой епархии Русской Православной Церкви есть соответствующие отделы, которые взаимодействуют со школами, колледжами, вузами, проводят какие-то мероприятия, совместные конференции, так или иначе взаимодействуют с ректорами, с преподавателями этих учебных заведений. Если взять Санкт-Петербургскую епархию, то есть целые факультеты в некоторых университетах, очень активно взаимодействующие с Церковью на уровне личности. Это взаимодействие всегда идет на личностном уровне, потому что, как мы знаем, согласно Конституции Российской Федерации, Церковь и образование отделены друг от друга.

Я согласен с Вами. Но все-таки я задам повторно вопрос телезрительницы, переформулировав его. Я имею опыт общения с преподавателями, считающими, что нужно быть очень наивным человеком, чтобы верить, что мир создал Бог. Обучая студентов, они говорят именно в таком ключе: «Ну, зачем вы говорите о Боге. Вы же понимаете, нет никакого Бога». И таких десятки. Да, конференции проводятся. Замечательно! Хорошие темы поднимаются. Но люди приходят, посидят, пообсуждают, а воз и ныне там. Как нужно разговаривать с этими людьми? Они же формируют у наших детей, студентов, у нашего будущего именно этот взгляд. Получается, что Церковь в современном мире подвержена атакам не только атеистов, а той колонны, которая, как древоточец, подтачивает нашу молодежь.

– Это задача тех многих священников, которые служат в соответствующих учебных заведениях, могут выходить на личный уровень. Именно в этом случае получается самая открытая и душевная беседа, неформальная, в отличие от конференций или иных публичных мероприятий. Чтобы дотронуться до души человека, необходимы именно личные взаимоотношения.

Расскажите о Вашем опыте, о том, как в храме, в котором Вы служите, Вы общаетесь с родителями, детьми, водите их в Александро-Невскую лавру, рассказываете им о вере. Я видел, как родители, которые приводят к Вам детей на занятия, стоят возле Александро-Невской лавры, ждут своих детей и ловят их, чтобы только те не зашли в храм. Я не прав?

– Бывает по-разному. Но вы совершенно правы в том, что приход Апостола Петра при взаимодействии с миссионерским отделом Санкт-Петербургской епархии уже около двух лет проводит такие просветительские встречи со школьниками третьих классов. Мы договорились с одним из районов Санкт-Петербурга, чтобы школьники целого района могли посещать наш епархиальный музей, где мы рассказываем какие-то детали жизни, служения и политики Александра Невского. Затем мы рассказываем о новомучениках, об основных исторических вехах XX века. Потом наш миссионер общается со школьниками 3-го класса. Обычно это от 25 до 35 детей. А затем мы их ведем в Александро-Невскую лавру и там заканчиваем нашу формально экскурсию, но по сути дела это такая просветительская встреча. Но это взаимодействие со школьниками.

Делается это для того, чтобы через год они принимали более интенсивное участие в ОПК. С преподавателями Невского района также проводятся регулярные встречи. Наш миссионерский отдел отдельно проводит (по силам и возможностям) встречи с педагогами, обычно это школьные педагоги. Мне кажется, пример, о котором вы сказали, больше подходит для институтов, вузов. С этими людьми как раз взаимодействие затруднено в том смысле, что каждый институт или университет представляет собой закрытый кампус, очень сложно проникнуть в эту среду. Поэтому большой удачей мы считаем взаимодействие с теми деканами и педагогами вузов Санкт-Петербурга, с кем у нас уже есть взаимоотношения.

Конечно, во многом еще действует советская закваска, когда единственной научной картиной мира считалась атеистическая. Эта мантра как матрица легла в души людей, они ее постоянно воспроизводят, хотя уже поколение поменялось и вроде бы это уже не советские, а российские ученые, но...

Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Как известно, Бог – Создатель Вселенной. Представьте, какие масштабы! Мне кажется, является ошибкой, когда в современном мире низводят Бога до уровня каких-то бытовых разборок с людьми». Интересное мнение.

– То, о чем сейчас было сказано, по сути, образ того, как мы хорошо организовываем оборону. Например, мы говорим, что лучше знаем, у нас все подкреплено святыми отцами, Священным Писанием и так далее, поэтому объяснять мы ничего не будем и не обязаны. Вот такая позиция. Но эта позиция оборонительная, она хороша, когда мы строим крепость, чтобы находиться внутри нее и уберечь людей в безопасности. Но если мы не производим какой-то креативной богословской мысли, не думаем о том, как выходить во внешний мир, то эта крепость похожа на крепость без ворот и внутри все может подвергаться закисанию.

Это должна быть крепость, где есть ворота, через которые должны выходить специальные группы для того, чтобы донести Евангельскую весть. Миссионерство – важное свойство природы Церкви. По крайней мере, так говорит православное богословие, и так говорит Христос. Он отправляет учеников на проповедь. Он мог бы сказать: мол, сидите, братья мои, в хижине, молитесь, ждите, когда к вам все придут. Позиция нам понятная, большинство верующих ее разделяет, потому что это безопасно и комфортно, когда мы находимся среди знакомых, уважаемых и любимых нами людей. Но Христос заставляет действовать дискомфортно в этом смысле: нужно выходить на территории, где нас не ждут, где, возможно, побьют камнями, распнут, не примут, осмеют.

Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях (Мф. 10:27).

– Сказано: не мечите бисер перед свиньями. То есть нужно знать, в какой аудитории, в какое время, под каким соусом преподнести ту или иную вещь. Но ни в коем случае нельзя замыкаться на себе, иначе мы начинаем превращаться в закрытое сообщество, наподобие сектантского. Для Церкви это губительно.

Вернусь к теме о секуляризме. В учебниках по религиоведению, истории Церкви говорится, что примерно в XVII веке секуляризм стал вмешиваться в общественную жизнь так мощно, что Церковь стала восприниматься не как основа духовной жизни, а как мешающая основной идее жизни «наслаждайся». Почему это произошло? Более того, это происходит и сейчас. Если мы посмотрим на происходящее в Европе, да и у нас в стране, то придем к мысли о том, что мы совсем расслабились, перестали нести слово Божие. Принцип наслаждаться, гедонизм уже, как Молох, съел своих детей.

– Всегда перед Церковью оказывается какой-то оппонент, если можно так выразиться. В каком-то случае это языческое общество или язычество в целом, это могут быть расколы или ереси. Где-то формально христиане и крещеные люди, но увлечены только мирскими делами. Этот процент, конечно, варьируется, но он остается на том же самом уровне, о чем мы говорили в начале передачи.

С одной стороны, Церковь обращает свою проповедь ко всем. С другой стороны, Христос говорит апостолам: «Не бойся, малое стадо. Я с вами до скончания века». Еще говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). То есть это обращение к тем праведникам, к тем, кто стяжал Духа Святого. Эти лучшие христиане среди нас и олицетворяют собой Христа, благодаря Которому этот мир продолжает существовать.

Вопрос телезрительницы Юлии из Москвы: «Говорят, что все самое важное происходит в невидимом духовном мире, а все внешнее, что мы видим, – это только отражение симптомов. Правильно ли я понимаю, что в принципе христианин вообще не должен переживать о том, что происходит в мире? Потому что любые проблемы можно решить, если каждый человек начнет жить по совести и займется духовной жизнью. Например, если я не буду переживать, а просто буду молиться, очищать свою душу, можно ли надеяться, что это поспособствует тому, что действительно в мире что-то будет меняться? Но не только я так буду делать, а все мы, православные христиане».

– Здесь, мне кажется, есть некоторое противоречие: или мы переживаем за то, что происходит в мире, или не переживаем, погружаемся в собственную духовную жизнь, отключаемся от интернета, новостей, Telegram-каналов...

Это тоже выбор, и в христианстве он возможен. Самая высокая форма – монашеская жизнь, то есть абсолютно асоциальное христианское доброделание, когда христианин выключается от всех перипетий и суеты, занимается собственной душой, духовным деланием. Если же человек остается в городской церковной общине, не подвизается в подвиге монашеском, он неизбежно вовлечен в социум.

Конечно, сейчас стало очень много информационных рупоров. Когда их уже сотни, практически невозможно понять, какой из них говорит правду, чтобы, основываясь на этой правде, молиться соответствующим образом. Поэтому мы должны, во-первых, доверять определенным церковным авторитетам (священноиерархам), и, во-вторых, понимать, что мы ограничены в средствах. То есть не можем глобально ничего сделать в нашем мире. Но мы можем около нашего подъезда поднять окурок и бросить его в мусорный бак. Можем поднять бомжа, вызвать для него скорую помощь или накормить, если он нуждается в еде. Мы можем помочь конкретному ближнему своему, зная, что он в нужде находится. А повлиять на спутники в космосе или другие процессы мы не можем. Определенным образом некоторые люди в обществе могут влиять на что-то глобальное, но они и так это делают без нашего совета очень хорошо.

Поэтому, с одной стороны, наша вовлеченность в этот мир – факт. Но, с другой стороны, мы не можем контролировать то, что от нас практически не зависит. Можно творить добро в тех рамках, в которых можешь, и жить церковной христианской жизнью. Этот баланс человек может нащупать только сам в каждом отдельном случае, потому что очень многое зависит от возраста, пола, места, где он живет, образования или профессии. Поэтому рекомендую обратиться к своему священнику, духовнику, чтобы он дал наставление.

Следующий вопрос касается бытового атеизма. Меня эта фраза очень задела. Потому что именно в быту больше всего проявляется тот внутренний человек, о котором я как верующий скорблю. Бывают такие откровения, когда понимаешь, что ты просто скотина. И возникает вопрос. С одной стороны, Церковь – Тело Христово, мы все – члены Церкви, члены Самого Христа. У нас есть доверие Богу, вера как исповедование нашей убежденности в спасении. Все прекрасно. И вдруг проявляется внутри тот человек, о котором я сильно скорблю. Каким образом все это вмещается в одном человеке? Нет ли здесь опасности превратить нашу Церковь и веру в некую пародию на вероисповедание и Церковь Божию?

– Может такое быть. Об этом состоянии говорил апостол Павел: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7:19). И у разных святых отцов мы находим ту же самую идею, что в человеке одновременно присутствует и ветхозаветный человек, и новозаветный, и в какой-то степени они сопутствуют друг другу до конца нашей жизни. Такова наша природа. Другое дело, что берет верх, что является ориентиром в жизни. Человек может увлечься и соотносить себя только с ветхим человеком или может направить свой взор в вечность, к Богу.

Церковный человек, христианин наиболее остро чувствует расщепление, которое существует в душе. Светский, не имеющий отношения к Церкви и духовной жизни, чувствует это на уровне какой-то шизофрении. Сейчас я говорю бытовым языком. То есть он одновременно говорит о справедливости, о каких-то высоких материях, у него присутствуют идеалистические представления о мире, обществе, но при этом для него нормой является воровство или что-то в этом роде. То есть он спокойно находится в этих двух состояниях, не видя проблемы в этом. Но когда начинает воцерковляться, тогда начинает в этом каяться.

То есть именно религиозный, верующий человек чувствует этот душевный разлом, который приносит определенную скорбь. Но, к великому сожалению, этот разлом присутствует до конца дней; мы знаем это из жизни святых, они говорят о том, что каялись, каялись, и, умирая, на смертном одре, видели только грехи перед собой. Антоний Великий, например.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс