Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1267) → Священник Константин Кокора: О сребролюбии

Священник Константин Кокора: О сребролюбии

№34 (1267) / 9 сентября ‘24

Беседы с батюшкой

Отец Константин, хотелось бы поговорить о таком грехе, как сребролюбие. Все мы любим получать зарплату. Деньги – это то, что очень важно для каждого человека. Как мы должны относиться ко греху сребролюбия? И что считается сребролюбием?

− Давайте разбираться, где эта грань. Вы правильно заметили, что абсолютно каждый человек имеет отношения с деньгами. То есть нет никого, кто бы никогда о деньгах не думал. Даже дети часто, начиная с самого малого возраста, просят: дай мне денег на это, купи мне вот это, у других есть, а у меня нет… У ребенка уже просыпается желание чем-то обладать. И, кстати, это желание уходит корнями в самое начало мироздания. Господь, когда поселял Адама и Еву в рай, что говорил им? Обладайте этим раем! То есть обладание входит в реестр наших отношений с этим миром. Но где та грань, где красная линия этих отношений с деньгами, когда не мы уже обладаем деньгами, а они начинают обладать нами?

И никто не застрахован от того, чтобы вдруг обнаружить, что он уже на самом деле подвластен деньгам, материальным ценностям. Сребролюбие, как пишет апостол Павел, корень всех грехов. Почему же сребролюбие? Почему не гордыня? Почему не что-то еще более духовно важное?

Мы с вами знаем, что почти каждый, кто обладает большими материальными ценностями, очень горд. Потому что он чувствует, что у него есть власть, что он чем-то обладает. И, кстати, в общении с богатыми людьми можно почувствовать, что они ощущают себя как бы независимыми от Бога, уверенными и в завтрашнем дне, и в себе, и в том, что могут решить абсолютно любые проблемы. На самом деле здесь, конечно, и корень этой гордости: я-то без Бога могу жить...

Святые отцы пишут, что эта страсть опасна тем, что никогда не закончится. То есть человек никогда не насытится полностью. И если в плотских грехах он может удовлетворить свои желания и хоть какое-то время, так скажем, побыть в этой мнимой эйфории, то богатств ему всегда мало. Как писал Достоевский, человек − существо бесконечное.

Есть такие примеры, когда люди выигрывали в лотерею 10 миллионов долларов, например. Через год у них ничего не оставалось от этих денег, они возвращались в исходное состояние.

− То есть человек не умеет этим распоряжаться. И само богатство, как пишет Максим Исповедник, не есть зло. Это тоже очень важно понимать: само богатство – дар Божий. Только богатство необходимо с умом использовать. После грехопадения происходит еще такая метаморфоза, когда мы начинаем радоваться и наслаждаться тем, что надо, по сути, просто использовать в работе. То есть деньги нужно просто употреблять для того, чтобы что-то купить, чтобы не умереть с голоду, чтобы помочь ближним. Но деньги очень быстро могут стать как раз предметом роскоши, гордости, бахвальства и других грехов, потому что на самом деле богатство очень быстро приводит и к презрению нищих, и к желанию дальше обогащаться. И много-много таких последствий этого страшного греха.

О сребролюбии чаще всего мы с вами слышим из уст монахов. И мы можем даже сказать, что рассуждать о деньгах не монашеское дело, потому что они принесли обет нестяжания. Но поэтому они так жестко к этому греху относятся. Преподобный Никодим Святогорец, другие отцы пишут даже, что сребролюбие самый страшный грех. Казалось бы, есть пострашнее грехи. Однако сребролюбие, как отцы замечают, на самом деле очень сильно пьянит, как никакой другой грех.

Деньги всегда нужны в быту, от них не откажешься. Не уйдешь из этого мира, если ты не монах, не откажешься от своего дома, от семьи, от того, чтобы зарабатывать. Зарабатывать – это нормально. И эта грань, эта красная линия, которую мы можем перейти, тем и опасна, что можно ее просто не заметить.

На самом деле многие процессы, которые сейчас происходят в мире, происходят из-за денег. Из-за них бывают разные кризисы, и порой эти денежные кризисы порождают даже войны.

− Да, деньги начинают быть самоцелью, человек работает уже не для того, чтобы, например, самореализоваться, прокормить себя и семью, а чтобы работать на это богатство. То есть Бог перестает быть ценностью, на место Бога становятся как раз сами деньги, материальные ценности.

Апостол Павел пишет, что сребролюбец – это идолослужитель, он поклоняется золотому тельцу. Человек начинает думать только о деньгах, и у святых отцов очень красочно описаны люди, помешанные на золоте, на серебре, на материальных ценностях, они очень напоминают Кощея Бессмертного, который над златом чахнет. И святитель Иоанн Златоуст говорит, что сребролюбие как бы булимия души, когда человек полностью лишается разума и начинает думать только о том, как обогатиться. Страшно.

Вы в самом начале рассказали про детей, которые тоже начинают постепенно понимать, что такое деньги, в чем их ценность. И они часто просят что-то купить, а у родителей денег нет. Сейчас все очень доступно, в магазин придет ребенок – все в доступности, на нижних полках, можно потрогать, взять. Как правильно детям объяснить, что такое деньги? Бывает такое, что дети делают работу по дому и им за это платят деньги. Правильно ли это?

− Я тоже знаю такие случаи и довольно скептически к этому отношусь, потому что опасность в том, что человек привыкнет помогать только за деньги. Когда это происходит на работе, это естественно, потому что каждый трудящийся достоин оплаты. Но когда дома возникают товарно-денежные отношения, это неправильно.

Наверное, детям стоит объяснять процесс зарабатывания денег. Чтобы родители купили что-то, они должны пойти на работу, должны трудиться там весь день, в конце месяца получить зарплату, которую нужно потратить на еду, необходимые предметы быта, школу и так далее. И вот где здесь твои игрушки и все прочее? Мне кажется, объяснение этого механизма поможет ребенку лучше понять, как деньги достаются и что с ними делать.

Невозможно избежать ошибок, потому что сейчас все доступно. Сейчас можно, даже не выходя из дома, одеться, обуться и поесть. Полностью себя обеспечить. А дети еще и зависают в телефонах, они смотрят, что можно купить, что у других есть, а у них нет. И вот эта доступность играет свою роковую роль. У Дитриха Бонхёффера есть такое определение: дешевая благодать, даровая благодать, когда не понимаешь, что это; тебе просто дают, и ты к этому привыкаешь.

Тема денег сложна тем, что каждый о них думает, каждый от них зависит. И мы не можем сказать, что это плохо, но каждый раз должны себя одергивать: не занимаюсь ли я накопительством? Не хочу ли я просто зарабатывать деньги? Зачем все это мне нужно? Что я с этим буду делать?

Нам, священникам, в этом смысле даже легче, потому что я, например, чувствую полную свою зависимость от людей: что люди принесут, то мне и достанется. А у людей в миру немного другая ситуация. Они не могут сказать: «Что мне люди подадут, с тем я и буду жить». В миру, как мне кажется, сложнее с этим; если вы не будете работать, то не получите зарплату… И дай нам Бог правильно расставить все приоритеты.

Часто люди присылают нам вопросы о том, что кому-то легко даются и богатство, и высокая зарплата, а они всю жизнь работают, и ничего им не достается, они все так же продолжают оставаться на каком-то своем уровне. И в этом люди винят Бога. А как здесь правильно все расставить по своим местам? Вы говорили, что богатство – это дар Божий.

– Да. И что богатство все равно не спасет. Если человека это задело, значит, для него это важно. И мы не будем кривить душой, есть немало людей, живущих за чертой бедности, им реально очень плохо. И дар, который дал нам Господь, должен быть использован на то, чтобы помогать людям вокруг нас.

Можно очень много говорить о том, что Господь наказал нам подавать милостыню, заботиться о нищих. Еще в Ветхом Завете эта тема присутствовала, и уж тем более ярко она расписана у святых отцов. И если человек ощущает, что ему чего-то недостает, чего-то ему Господь не дал, то лучше обратить этот вопрос не к Богу, а к себе, потому что Господь всегда дает нам столько, сколько нам нужно. Может быть, этому человеку нужно просто смириться и понять, что ему столько и нужно, что Бог не дает ему больше не потому, что Он злой, а по каким-то другим, часто нам неведомым причинам.

Я уже говорил, что не все умеют распоряжаться богатством. Я знаю ситуации, когда Господь давал семье много денег, но люди просто не умели ими распоряжаться и становились банкротами. Кому-то это дано, а кому-то нет. И поэтому нам нужно привыкать к скромности, что ли. Я сейчас ни в коем случае не учительствую, не говорю, что маленькая зарплата – это хорошо. Просто людям нужно искать какие-то другие способы получения дохода.

В каком-то из наших эфиров мы обсуждали похожий вопрос, и кто-то из батюшек сказал, что, может быть, если бы человеку были даны деньги, было бы и много греха. А он не получает большое количество денег, поэтому и не грешит. Господь промыслительно кому-то дает деньги, а кому-то нет.

– Я давно заметил, что чем больше у кого-то денег, тем меньше ему хочется делиться ими, тем меньше он понимает людей, пребывающих в нищете, в бедности. То есть с большими деньгами из жизни исчезает какая-то простота, что ли. Говорится же, что сытый голодного не разумеет, и если сам не был, так скажем, в шкуре бедняка, то сложно понять, почему у него все так плохо и как ему можно помочь. Как-то один богатый человек сказал мне: «Я бы и рад помогать, да некому».

Потому что человек вращается в обществе равных себе богатых людей, и он не видит, кому нужно помогать. Деньги остаются в его руках и не имеют выхода к другим людям, которые реально в них нуждаются.

Что интересно, святые отцы утверждают, что до грехопадения люди были равны; именно грехопадение изменило наше отношение к людям, в том числе и к ближним, поэтому одних мы считаем нищими, убогими и недостойными чего-либо, а других – достойными большего, поэтому нам так сложно чем-то делиться.

Святые отцы говорят, что богатство, имеющееся у человека, любые излишки, не очень нужные ему, хранящиеся про запас, ему не принадлежат. У Владыки Антония Сурожского есть прекрасный образ. Он говорит: если я возьму в руки ручку или какой-то другой предмет и не буду его отпускать, то моя рука мне уже не принадлежит; то есть рука уже не моя, потому что она держит этот предмет.

Мы, люди, как бы запускаем щупальца, как у осьминогов, и пытаемся оградиться различными вещами, предметами, чем угодно. Мы держимся за них, думая, что все это наше, и становимся несвободными для Царства Божия. А Бог стучится в клеть нашей души, пытается нас образумить, и, может быть, через обнищание и бедность Он пытается пробудить нас к чему-то большему.

Вы говорите, что люди, получив богатство, не могут им распоряжаться. Но такие люди чаще приходят в церковь. Они приходят потому, что у них случился кризис. Они не понимают, почему это произошло, и начинают думать о другом – о духовных ценностях. То есть для них открывается совсем иной мир.

Наверное, Господь иногда это допускает, чтобы мы проснулись для чего-то большего. Не для того, чтобы мы голодали или бедствовали, а для того, чтобы поняли, что есть совершенно другой мир, что там тоже присутствуют такие же люди и есть много таких, кому еще хуже, чем нам. Хотя так, конечно, никого не утешишь.

Но любовь к деньгам, или сребролюбие, превышает все видимые размеры. Кстати, у сребролюбия есть еще оттенки: любостяжание – страсть к накопительству, мшелоимство – ревность о каких-то вещах, которые мы стараемся сохранить, никому не отдавать, стараемся ни с кем ими не делиться, потому что боимся, что сами обнищаем.

Я как священник, к сожалению, нечасто слышу, чтобы человек каялся в сребролюбии. Это может звучать парадоксально, но люди часто каются в осуждении, гордыне, тщеславии, в грехах, связанных с постом, в неполном вычитывании молитвенного правила, но вот со сребролюбием большая проблема, потому что они не ощущают, что к чему-то привязаны.

То есть человек может зависать в телефоне в поисках обуви, одежды или еды, не чувствуя грани, иногда просто утопая в этом и не понимая, что на самом-то деле все у него есть. И ум человека среднего класса (а таких у нас большинство) прилепляется к тому, чтобы заработать как можно больше денег.

Святые отцы пишут, что сребролюбцем может быть даже нищий. То есть не каждого из тех, кто ничего не имеет, можно назвать жителем Царства Божия. Человек может быть нищим, за душой у него может ничего не быть, но голова его полностью занята тем, что ему дадут, что он на это купит, когда же обед и так далее.

И парадокс здесь в том, что сребролюбие – это в первую очередь болезнь души. Помните богача из притчи Христовой, который говорит: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись? То есть он разговаривает с душой, как с телом. Он не чувствует необходимости в благах духовных, и он уже полностью состоит из тела, которое нужно питать, холить, лелеять.

Батюшка, сейчас всем нам звонят и предлагают кредиты, говорят, что нам одобрено чуть ли не до миллиона рублей. Видимо, в этом есть какая-то задумка мировой финансовой системы. Но люди реально берут кредиты, чтобы закрыть другие кредиты, и получается замкнутый круг. И бывает так, что в семье муж берет кредит, а жена ничего об этом не знает. В общем, возникают разные нехорошие истории. А жить в кредит – это сребролюбие?

– Я советую людям не брать кредиты, если есть такая возможность. Все-таки это долговое рабство очень часто нам не по силам. И если есть хоть малейшая возможность отказаться от кредита, мне кажется, это будет благом.

Может быть, нужно помолиться о том, чтобы Господь открыл какие-то возможности не брать кредит. И опять же жить не по средствам – это сребролюбие?

– Я думаю, да. Понимаете, в любом случае человек берет кредит под какие-то свои усилия, возможности. А если он заранее знает, что не сможет его выплатить, что у него уже кредит на кредите, то это уже ложь, это путь к неправде, и в конце концов его ждет полное обнищание. И здесь как раз и присутствует страсть как страдание от того, что он не может себя остановить. И поэтому нужно перекрывать такие возможности.

Батюшка, давайте подытожим нашу программу. Как бороться с грехом сребролюбия в мире, где деньги занимают если не первое, то точно второе место? И будь ты верующим или неверующим, как бы ты себя ни ощущал, без денег ничего не можешь сделать, даже иногда доехать до храма.

– Нужно помнить о том, что никуда от денег мы не уйдем, но деньги должны занимать подобающее им место – как средство для обеспечения нас необходимыми вещами. Нужно благодарить Бога за то, что у нас есть деньги, как бы странно это ни звучало: «Господи, спасибо Тебе за то, что я могу поесть, что мне есть где поспать, что Ты даешь мне зарплату и все необходимое».

Нужно молиться о том, чтобы не впасть в искушение, и каждый день мы говорим: и не введи нас во искушение. То есть Господь дает нам все, но Он смотрит, как мы будем с этим поступать. И нужно просить Господа: «Помоги мне не стать идолослужителем», – то есть не поставить деньги выше ближнего, выше нужды других людей.

Каждый раз, читая Евангелие, мы должны проверять себя. Даже если у нас мало денег, даже если мы – люди среднего достатка и заработок у нас небольшой, нам нужно проверять себя, не привязываемся ли мы ко всему этому. И Господь будет нам помогать. Он будет посылать нам нищих, и люди будут просить у нас в долг. Господь даст нам возможность понять, что мы можем в чем-то себе отказать, – и нам нужна сила воли, чтобы сказать: «Да, я готов от этого отказаться». Все возможно верующему. И можно стать богатым, но остаться верующим.

А если верующий помогает храму, общине, а неверующий, например, детскому дому, можно ли считать это борьбой со сребролюбием?

– Безусловно. Когда человек начинает чем-то делиться, постепенно приходит этот навык. И если сначала было очень сложно, то со временем будет все легче и легче.

Записали:
Полина Митрофанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс