Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1267) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Отвращайтесь зла!

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Отвращайтесь зла!

№34 (1267) / 9 сентября ‘24

Архипастырь

Окончание. Начало в №32–33, 2024 г.

Когда наши войска вошли в Париж (дело было Великим постом), был отдан приказ русским солдатам и офицерам никаких увеселительных заведений не посещать, молиться, поститься. И потом Пасху встречали в центре Парижа. Божественная литургия, вот это громовое «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» во многом очистили столицу Франции от той сатанинской скверны, которая там присутствовала после Великой французской революции. Очень это сейчас перекликается с тем, что происходит с некогда христианской страной.

Владыка, если возвратиться к тому, с чего мы начали, к ценности слова, есть такой совет. Когда не можешь сосредоточиться в молитве, есть катастрофическая рассеянность, обрати внимание на свою привычку празднословия. Если в течение дня много болтаешь, то как же тебе потом сосредоточиться на тех главных словах, которые ты должен сказать Господу Богу? Как бы Вы это прокомментировали? Есть такая связь?

– Да, есть такая связь, и она большая, и святые отцы так нас и учат. Мы должны внимательно молиться, не просто произносить слова молитвы, а обращать их к Богу, чтобы Господь услышал и исполнил нашу просьбу. Рассеянность бывает от многих ситуаций в нашей жизни, в том числе от того, как мы провели день. Если мы провели день в суете, гневе, раздражении, осуждении, празднословии, то сосредоточиться на молитве очень тяжело. Поэтому и святые отцы нам советуют, чтобы мы в течение дня были внимательны к себе, к своим глазам, потому что то, на что мы смотрим, фиксируется, а потом во время молитвы эти образы всплывают – и внимание уходит.

Нужно быть внимательными к тем словам, которые мы говорили, к тому, что мы делали в этот день с точки зрения нравственности, духовности (добро или зло). Если злое делали, то в нас кипит ненависть, гнев, раздражение. Мы не с Богом беседуем, а с какими-то событиями, которые у нас случились. Отвечаем, строим свои планы, мысли, подбираем слова. И поэтому там уже не молитва, а рассуждение, обсуждение.

А что делать в такой ситуации? Встал человек на молитву и понял, что все бурлит внутри. Оставлять молитву или все-таки продолжать?

– Конечно, надо не оставлять молитву, а продолжать. Но прилагать усилия, чтобы все-таки вперить свой ум в слова молитвы. Потому что ум все равно будет куда-то уходить, если день прошел очень бурно. Если человек более внимателен к себе в течение дня, то ему легче настроиться. А тому, кто вел активную жизнь и не совсем нравственную, надо прилагать большие усилия, чтобы заставить себя не думать обо всех этих ситуациях, которые были в течение дня, а думать о том, что надо молитвой их решить. Не своим рассуждением во время молитвы, а обращением к Богу, чтобы Господь Сам урегулировал эти ситуации, волнующие душу, сердце и ум человека. Самому человеку тяжело прийти в такое состояние, чтобы можно было спокойно сосредоточиться и обратиться к Богу. Все равно надо к Богу обращаться. Господь может умиротворить, успокоить, помочь решить жизненные трудности, которые бывают у нас с вами. Поэтому молитва должна быть.

Нужно прорываться сквозь это все к Господу и не бросать молитву.

– Конечно, мы можем просто своими словами что-то сказать, обращаясь к Богу. И все равно надо стараться помолиться и теми словами, которые дали нам святые отцы.

И получается, что когда мы наполняем душу словами молитвы, словами Священного Писания, то мы помогаем и очищению сердца, потому что от избытка сердца глаголют уста. Все взаимосвязано.

– Да. Это очень глубокие слова святых апостолов, что мы должны приобретать разум Христов.

Это вообще непонятно. Как это выглядит практически? Слова прекрасные. Когда на себя их примеряешь – это нереально.

– Нет, это возможно, реально, только надо стараться быть внимательным к себе. Святые отцы говорят, что внимание к себе имеет очень большое значение для нашей духовной жизни. И некоторые отцы говорят, что это самая большая добродетель. Обычно говорят, что самая большая добродетель – это любовь, смирение, кротость. А некоторые говорят, что внимание. Если мы внимательны к себе, тогда мы можем проявить и любовь к ближнему, и терпение, и смирение, и выдержку, и не раздражаться, а быть более степенными.

Мы должны черпать силы и знания, как жить, в Евангелии, должны научиться жить по Евангелию. И тогда ум наш будет постоянно помнить Евангельские истины и будет их применять в жизни через Святое Евангелие, через слово Божие, которое дает нам Господь в Священном Писании. Вот это очень важно. В древних монастырях старались учить наизусть (такое послушание было) Псалтирь, Новый Завет. Они были руководством для жизни. Почему это изучали? Потому, что применяли в жизни.

Мы осуждаем обычно, а осуждать нельзя. Не осуждай и не будешь осужден. Кто-то что-то сделал, и гневаешься в душе своей. Но гнев не соделывает правды Божией. И слова Священного Писания благодатные. Они как раз наш ум и наше сердце благодатью очищают, нам легче бороться с нашими слабостями. Ведь все это совершается именно в уме, в сердце. А если есть понятие о Священном Писании, о Слове Божии, то мы ими как бы руководствуемся, ими говорим. Себе говорим в первую очередь. И ближнему. Таким образом мы упражняемся в том, чтобы жить по Евангелию, чтобы ум был полностью объят Евангельскими истинами. Тогда нам легко будет жить. Но в этом надо упражняться постоянно.

Владыка, наступает Успенский пост. Хотелось бы попросить краткого напутствия, благословения для наших зрителей.

– Да, мы уже в преддверии Успенского поста. И мы должны, конечно, настроиться на то, чтобы провести этот пост. К сожалению, некоторые люди не придают значения и этому посту, и посту Петра и Павла. Но нужно понимать, что это очень важно и нужно. И надо помнить о том, что Господь Бог изгнал нас из рая за то, что мы не постились. И не покаялись, нарушив пост. Святые отцы установили в течение всего года четыре поста. Потому что понимали, что мы изгнанники из рая за непослушание и неисполнение поста.

Четыре многодневных поста в течение года и однодневные посты в среду и пятницу – это покаяние наше за то, что когда-то наши прародители нарушили пост. И этим они потеряли райские обители.

Чтобы опять возвратиться в рай, нужно эти заповеди Божии исполнять. Мы видим, что Христос Спаситель, когда пришел на землю, Сам постился 40 дней и 40 ночей. Ничего не кушал и не пил. Это тяжело. Но Он это сделал почему? Чтобы показать нам пример, что пост очень важен для нас, что нужно это делать. Поэтому мы должны к посту относиться серьезно. И должны знать еще, почему Успенский пост. Потому, что Пресвятая Богородица получила известие от Архангела Гавриила, что через две недели Иисус Христос, Ее возлюбленный Сын, придет, чтобы вознести Ее на Небо. Это было для Нее радостно, Она давно ждала этого. И Она не стала плясать, наслаждаться жизнью, как мы обычно делаем, а, наоборот, усугубила пост.

Она сейчас еще готовится к встрече со Своим Божественным Сыном. И надо встретить Его чистотой своего сердца, с постом и молитвой, чтобы этим принести Ему радость… И мы Ее как бы сопровождаем в этом пути. Мы как дети Божии Матери подражаем Ей, как бы вместе с Ней это делаем. Мы тоже любим Христа Спасителя, как Она любила Своего Сына, Она готовилась к встрече с Ним. Мы тоже любим Ее. А если Она так полюбила Сына Своего через пост и молитвы, то и мы тоже должны любить Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он посетил нас Своей благодатью и мы тоже жили на этой земле для Царства Божия, со Христом, с Божией Матерью. Вот поэтому мы и постимся. Это почтение нашей Божией Матери, это наше уважение к Ней. И, конечно, любовь к Ее Сыну, к Сыну Божию. И мы надеемся, что Господь, Божия Матерь видят нас, сыновей, дочерей, что мы хотим возвратиться в рай, хотим получить райские обители, поэтому у нас довольно строгий пост. Этот пост почти как Великий. Но он короткий. Сейчас очень много фруктов, овощей. И, с точки зрения медицины, это очень полезно. Не питаться молочными и мясными продуктами, сделать перерыв на две недели, питаться овощами и фруктами, чтобы напитать свой организм витаминами... И в пост Петра и Павла такая же ситуация была. И, конечно, пост Успенский – сугубый.

А с точки зрения духовности – это наша любовь к Богу, это послушание Богу, Божией Матери. Ну и возможность через пост и молитву искоренять свои страсти, побеждать свои немощи, свои слабости, греховные привязанности, привычки, с которыми бывает очень тяжело бороться. Это и курево, и пьянство, и тот же самый мат. Тоже с этим надо расстаться. Постом попостишься, помолишься, и Господь даст силы, чтобы быть победителем своих страстей. Вот как раз есть возможность нам это исполнить, если мы желаем серьезно обратить внимание к себе, увидеть свои слабости, немощи, греховные наклонности, привязанности… Сил не хватает, нужно к Богу обратиться за помощью. И Господь, видя наш пост, нашу молитву, наше усердие, даст Свою благодать, очистит нас, и мы будем радоваться, что избавились от этих греховных привязанностей.

В пост особо обращают внимание на дела милосердия. Сейчас столько людей, которым нужна помощь, столько пострадавших...

– Особенно сейчас, когда мы постимся и молимся, мы постимся, чтобы через пост и молитву, как я уже сказал, получить от Бога исцеление нашей души от греховных наших привязанностей или привычек. И Господь посылает эту милость, когда видит, что и мы милуем ближнего. Мы должны понимать, что милость Божия для того, чтобы нам помочь. И чтобы привлечь больше милости Божией, мы должны ближнего своего миловать. Господь говорит: кто милует ближнего, милует Меня. Милость имеет очень большое значение для нас, это помощь ближнему. И материальная (накормить, напоить, помочь материально), и духовная милость, когда мы прощаем ближнего, стараемся не ссориться, жить мирно, дружно, с любовью, уважением, снисхождением друг к другу, не озлобляться, не обижаться, не держать долго в своей душе ненависть, злобу, обиду. Это тоже милость по отношению к ближнему. Это уже очень духовно.

К этому призывает нас Господь и в дни Успенского поста. Можно еще посмотреть на сам праздник Успения Божией Матери. Здесь очень четко, понятно показывается наша жизнь и наше расставание с этой земной жизнью. Пришел Сам Христос, взял душу Божией Матери. Тело апостолы взяли и понесли на погребение. Погребли. Апостол Фома запоздал по Промыслу Божию, пришел попрощаться с Божией Матерью, попросил открыть гроб, а тела там не оказалось… Господь и тело забрал на Небо. Вот показатель смысла нашей жизни. В чем заключается наша жизнь, как мы расстаемся с этой жизнью, как переходим из этой жизни в жизнь вечную, все очень четко показано. И мы должны это знать, понимать. И к этому мы готовимся. Когда Господь Иисус будет иметь благоволение забрать нас из этой жизни, чтобы Он хотя бы ангела Своего послал забрать нас, с честью поднять на Небо. Это должна быть наша заслуга, это заработать надо трудом, мы здесь должны трудиться. Если мы будем говорить добрые слова, будем сами учиться и других учить, то ангел Божий будет рядом с нами и будет сопровождать нас и после жизни земной.

А если нет, то есть другой ангел, дьявольская сила. И скорбно будет для нас, если будет тьма, страдания и мучения. Поэтому надо об этом думать. И в празднике Успения Божией Матери как раз показывается, как заканчивается жизнь земная и начинается жизнь Небесная, вечная. Тут все ярко показано. Даже такой момент, когда несли гроб с телом Божией Матери, а некоторые люди озлобленные хотели его перевернуть. И только дотронулись до одра Божией Матери, как ангел Господень им руки отрубил, и эти кисти остались висеть на одре Божией Матери. И они поняли, что это не простой человек, а Божия Матерь, Которая защищается Самим Христом Спасителем. Виновный покаялся и тут же получил исцеление – кисти снова приросли к руке, и потом стал он исповедовать веру в истинного Бога, во Христа, в Божию Матерь. Вот такое чудо даже свершилось.

И тут мгновенно милость в ответ на покаяние.

– Да, это ответ на покаяние. Сейчас идет специальная военная операция. Тоже Господь дает испытание. И если мы покаемся, как вот этот злобный человек, и обратимся к Богу, Господь эту войну прекратит. У гроба Божией Матери тоже война была. Все силы ада восстали против Нее, чтобы осквернить или унизить. А Господь защитил. Потому что это была чистота, была святость. Так и здесь.

Владыка, спасибо большое! Еще зрителям расскажем, что у нас на столе.

Владыка нам принес в благословение подарок.

– Икону Божией Матери, Покров Ее, Крест Христов для всех тружеников телеканала «Союз» во главе с отцом архимандритом Димитрием, который трудится на ниве Христовой и делает очень большое дело. И желаем, чтобы Божия Матерь вас покрывала Своим омофором. Сила Честного и Животворящего Креста отражала все козни вражии и помогала вам нести дальше свой крест, свое служение во благо нашей Церкви, нашего Отечества, чтобы как можно больше людей приводить ко Христу, как можно больше людей отвратить от зла. И чтобы в нашей стране был мир, согласие, любовь друг к другу, чтобы люди любили и почитали Бога, приходили в церковь в праздничные и воскресные дни и получали от Него помощь, заступление, очищение и всякое благо.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Молитва в храме всегда слышится Богом!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья, сестры!Всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным днем, когда мы в этом благолепном недавно построенном храме имели возможность вместе молиться, обращаться с покаянием ко Господу, как это всегда бывает, и чувствовать поддержку друг друга. Потому что, когда мы вместе молимся, то даже если кто-то ослабевает в молитве или отвлекается умом, то благодаря тому, что рядом стоящий молится, невидимый духовный огненный столп молитвы возносится ко Господу.

 
Беседы с батюшкой

Священник Николай Святченко: Церковь и вера в современном мире

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс