Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1265) → Священник Вадим Смоляков: Таинство Елеосвящения (Соборования)

Священник Вадим Смоляков: Таинство Елеосвящения (Соборования)

№32 (1265) / 26 августа ‘24

Беседы с батюшкой

Отец Вадим, мы уже несколько передач посвятили церковным таинствам. Поговорили о таинстве Евхаристии – главном таинстве в нашей жизни, о таинствах Крещения, Миропомазания, Покаяния. Сегодня давайте обсудим таинство Елеосвящения, иначе оно называется Соборованием. Наверное, нужно начать с того, как оно было установлено и в чем его суть.

– Перед тем как ответить на этот важный вопрос, подчеркну момент, в каком порядке в наших беседах мы разбираем церковные таинства. Мы разбираем их в порядке актуальности для нас, то есть насколько часто мы в тех или иных церковных таинствах участвуем. Крещение, безусловно, самое частое, потому что без него участие в других церковных таинствах невозможно. Миропомазание в современной практике соединено с Крещением, поэтому таинство является постоянным. Исповедуются и причащаются люди часто (причащаются чуть реже).

Предполагается, что дальше мы должны говорить о таинстве Венчания. Но, если открыть метрическую книгу любого храма за год и посмотреть, сколько было венчаний, цифра максимум трехзначная. А если посмотреть, сколько человек в течение года соборовалось, цифра будет гораздо больше: трехзначная (гораздо больше ста) может быть за одно Соборование, а их проходит несколько в год.

Так получилось, что Соборование стало одним из самых посещаемых церковных таинств. В период Великого поста – пожалуй, более посещаемым, чем таинство Причащения, поскольку по будням Литургия не служится (кроме Литургии Преждеосвященных Даров), и причастников бывает не так много.

Соборование установлено Самим Господом. В Евангелии от Марка мы читаем о миссии святых апостолов, как они вышли проповедовать в мир слово Божие. Именно у евангелиста Марка есть отметка: …и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6:13). То есть Господь повелевает Своим ученикам помазывать елеем больных людей.

В Послании апостола Иакова, которое как раз читается на первом чтении таинства Соборования (Елеосвящения), есть слова: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне (Иак. 5:14).

Мы видим отголосок происхождения таинства Соборования в притче о милосердном самарянине, когда самарянин на израненного и покалеченного разбойниками человека возливает масло и вино.

В Древней Церкви таинство Соборования было установлено для людей тяжко болящих. Но, поверьте моему скромному опыту, люди тяжко болящие – чрезвычайно разные. Для тяжко болящего, который регулярно исповедуется и причащается, борется со смертельным недугом, но не имеет исцеления, таинство Соборования первоочередное. Поскольку человек исповедуется и причащается, когда его разбила болезнь, он зовет к себе домой (или в больницу) священника. Он привык причащаться и не может без этого. Так вот, он позвал знакомого священника, батюшка приехал. Звонит этому священнику на следующей неделе, а батюшка говорит: «Прости меня, я не могу». Он зовет другого, третьего, четвертого, седьмого, находясь уже совсем в очень тяжелом состоянии, практически перед смертью.

Почему люди нецерковные так боятся таинства Соборования? Оно у них связано с исходом в жизнь вечную. Хотя это страх необоснованный: Соборование не к смерти, Соборование для жизни во Христе.

Так вот, когда тяжело больной человек доходит уже до предсмертного состояния, то звонит одному из батюшек и говорит: «Отец, наверное, я умираю, приезжай». Тот батюшка звонит священникам, которых наверняка знает, они приезжают и все вместе соборуют этого человека. Нередко бывало в церковной истории, не только древней, когда апостолы помазывали маслом недужных и те исцелялись, и в современности бывает, что человек после Соборования встает от своей болезни.

Изначально предполагалось так. Потом в Церкви стали появляться различные лжеучения, ложные мнения, и люди стали отпадать от Церкви. Некоторые после этого сектантского отпадения решались в Церковь вернуться. Человек от Церкви отпал по какому-то греху, а за грехом очень часто следует болезнь. Но не всегда болезнь из-за греха; и мы помним исцеление слепорожденного, когда ученики прямо спрашивали Христа, кто согрешил, он или родители его. И Христос сказал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9:3).

Так вот, когда человек находится в болезненно отпавшем от Церкви состоянии, он может начать болеть не только душой, но и телом. Был такой момент в Церкви, когда в некоторых церковных общинах именно общее Соборование, как мы привыкли его видеть сейчас, было свидетельством церковным о том, что отпавшие христиане возвращаются к Богу. И вся община ходатайствовала за них перед Богом, и они представали перед всей общиной как люди, приносящие покаяние и в таинстве Соборования (Елеосвящения) получающие исцеление.

Ничего, пожалуй, нет похожего на то, как таинство Елеосвящения выглядит сейчас, особенно когда оно совершается соборно в Великий пост. Тогда мы видим на нем и больных, и здоровых, и сидящих, и стоящих, и маленьких детей до семи лет, которые на Исповеди ни разу не были, и пожилых людей, которые об Исповеди ничего не слышали, но тоже пришли, потому что таинство Соборования – что-то редкое в церковной жизни.

Как правило, когда у человека возникает желание, чтобы священник его соборовал, священник говорит: «Ты исповедуйся и причащайся. Мы исповедуемся в избавление от грехов своих, причащаемся во исцеление души и тела. Зачем тебе Соборование?» Чаще всего этот довод справедлив, поскольку обращающийся за Соборованием обычно про Исповедь и Причастие ничего еще не слышал. Поэтому священник говорит: «Исповедуйся, причащайся, а Великим постом, когда я буду всех соборовать, ты тоже приходи».

Что происходит, если что-то в нашей жизни совершается редко? Вспомним наш разговор о святынях. Когда привозят известную святыню, скопление народа бывает огромным. Вот как к святыням приступают люди всех возрастов и всех душевных и телесных состояний, так и к таинству Соборования (Елеосвящения).

Таинство Елеосвящения стало у нас как бы частью великопостного говения, великопостной подготовки к Пасхе Христовой. Многие приступают к этому таинству уже по привычке, просто потому что Соборование проходит Великим постом. Даже если у человека нет медицинского диагноза, он считает: «Но духовно-то я болен, поэтому и иду». Участвуя в таинстве, он слышит слова о тяжких согрешениях и думает, что это про кого-то другого, но не про него. И происходит некое нестроение: с одной стороны, человек пришел к таинству, а с другой стороны, думает, что такими тяжкими грехами, которые там перечисляются, не грешил.

Почему чинопоследование таинства Соборования (Елеосвящения) в большом количестве содержит перечисление самых тяжких грехов? Потому что человек, отпадая от Церкви, грешил, как правило, чрезвычайно тяжко. В прошлой передаче мы говорили о евхаристическом торжестве, что, причащаясь, мы начинаем жить свято. Но наша святость заканчивается порогом храма (в лучшем случае), а, может быть, и в храме, когда мы на кого-то не так посмотрим.

Так вот, таинство Елеосвящения становится для людей либо чем-то привычным, либо чем-то непонятным. Например, человек видит, как многие благочестивые верующие старушки приносят на стол бутылочки масла, и он тоже бежит в соседний магазин, покупает эту бутылочку, приносит. А потом забирать ее назад не хочет, думает, что старушки приносят масло, чтобы его отдать. Потом он видит, как после Соборования собирается толпа вокруг стола, все забирают масло, он тоже забирает масло домой, но не знает, что с ним делать.

Когда приближается Великий пост, помимо самых популярных вопросов о том, когда будет Соборование, как приготовиться к Исповеди и как подготовиться к Причастию, если никогда не причащался, появляется четвертый злободневный вопрос: что делать с прошлогодним соборным маслом? Я обычно спрашиваю, сколько его осталось. Кто-то говорит: «К сожалению, целых 5 литров». Когда спрашиваю, использовали ли это масло хоть как-то, люди отвечают: «Нет, не использовали, не знали ведь куда». Людям все непонятно: почему при совершении таинства одни стоят, а другие сидят? Почему один священник совершает помазание быстро, а другой медленно? Почему одни держат свечку в левой руке, а другие в правой? Много таких «почему»… Для чего на самом деле совершается сие таинство? Безусловно, для исцеления нашей больной грехом души. Но ведь и в этом вопросе проникают в наше сознание предрассудки. Например, о том, что Соборование – таинство предсмертное. Еще один предрассудок заключается в том, что в таинстве Соборования прощаются забытые грехи.

Когда мы исповедуемся, священник говорит: «Господь прощает тебе грехи, и я, недостойный священник, прощаю и разрешаю тебя от грехов». Когда мы причащаемся, слышим от священника: «Причащается раб Божий (имя) Честнаго и Святаго Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». При Крещении мы слышим слова: «Крещается раб Божий…». Когда совершается таинство Венчания, мы слышим слова священника: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их». То есть везде говорится о сути таинства.

Где в чинопоследовании таинства Елеосвящения содержится хоть одно предложение, хоть одно слово про забытые грехи? Я с этим вопросом к людям обращался, и мне говорили: «Батюшка, чему же вас в семинариях-то учат? Написано там: прощаются грехи вольные и невольные». Люди думают, что невольные грехи – это забытые. Но это же разные вещи.

Грех прощается тогда, когда человек его осознает. Можно сказать (это будет правомочно), что в таинстве Соборования благодатью Елеосвящения Господь напоминает нам забытые грехи. Я слышал от людей, что именно во время таинства Елеосвящения они вспоминали о чем-то давно забытом и уже после таинства шли на Исповедь и получали разрешение от этого греха.

Если человек грех не осознает, Богу о прощении и оставлении конкретно этого греха не молится, последствий не исправляет, на Исповедь не идет (не знает, с чем идти), то почему ему это проститься-то должно? Где есть хоть один намек на это в чинопоследовании таинства?

Для чего Господь дает нам это таинство и почему попускает, что приходят на него люди всех возрастов и всякого телесного и душевного состояния? Потому что во время таинства Елеосвящения, особенно когда оно совершается при большом скоплении людей, пришедших на это таинство, есть очень продолжительные богослужебные паузы, когда священники помазывают всех собравшихся и поется одно и то же: «Услыши ны, Боже, услыши ны, Владыко, услыши ны, Святый. Помилуй ны, Боже, помилуй ны, Владыко, помилуй ны, Святый. Исцели ны, Боже, исцели ны, Владыко, исцели ны, Святый». И в этот момент можно возносить Богу прошение о прощении тех грехов, которые никак нас не оставляют, в которых мы еженедельно исповедуемся и тяготимся ими буквально каждый день. Надо вспомнить именно эти грехи и просить Бога о том, чтобы Он оставил их нам благодатью Елеосвящения.

Грех оставляет на нашем сердце шрам. Приходя на Исповедь, мы получаем, что называется, первую медицинскую помощь: Господь перебинтовывает наше сердце, накладывает пластырь – и потом все заживает. Например, кожа человеческая заживает тогда, когда по ней течет кровь. Когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, наши раны на сердце начинают затягиваться.

Когда на коже появляется ранка, после нее может остаться шрам. Пластырь уже не нужен, ранка затянулась, но кожа еще не совсем здоровая. И вот именно для этого люди с древних времен использовали елей, который смягчает. Елей наши шрамы, из-за которых сердце не может биться полноценно, смягчая, уврачевывает.

В этом таинстве действительно можно вспоминать перед Богом те грехи, которые мы постоянно совершаем, в которых многократно исповедовались, но ощутимой перемены в себе пока не заметили, и просить Бога о том, чтобы Он нам их оставил.

Так вот, когда таинство закончилось, осталось у нас соборное масло. Там на дне какая-то странная грязная капля, как говорят некоторые люди. Я объясняю, что священник влил туда освященное вино. И люди задаются вопросом, как же его оттуда достать.

Был я свидетелем диалога двух старушек. Одна радуется и говорит другой: «Воистину дивны дела Божии! Представляешь, как ни помажусь соборным маслом, если что-то у меня случится, Господа Бога попрошу – и сразу проходит». Другая говорит: «Странно, а я мажусь тем же самым маслом (хотя у тебя оливковое, а у меня подсолнечное, может, дело в этом), тоже прошу Бога, но ничего не происходит». Та, у которой все чудесным образом исцеляется, спрашивает: «А ты как помазываешь-то?» Она говорит: «Беру кисточку, окунаю в масло, крестообразно себя помазываю со словами: во имя Отца и Сына и Святого Духа исцели меня, Боже». Та говорит: «Конечно, так ничего не произойдет. Смотри, что делай: помазываешь себя щедро, открываешь акафист, читаешь и трешь помазанное место все время, пока читаешь. Тогда сработает». Та говорит: «Я поняла, в чем была главная ошибка».

С одной стороны, это может показаться суеверием. С другой стороны, мне в этом подходе понравилось упование человека: не только надежда на то, что Бог исцелит, но и труд, который прикладываешь. Хотя бы такой труд, как втирание в себя освященного масла, чтобы исцелиться. Тогда пять литров соборного масла уйдут достаточно быстро. Потому что одно дело, когда помазал себя маленькой каплей, другое дело, когда втираешь много. И к следующему году (а может быть, даже раньше) соборное масло закончится. Если оно закончится раньше, можно спросить у знакомых по храму: «У тебя осталось масло соборное?» Кто-то скажет: «Да, осталось». И попросите, пусть дадут. Заодно человек, может быть, поинтересуется, почему у вас так быстро масло уходит. И вы расскажете этот чудесный образ молитвы одной нашей благочестивой старицы.

Батюшка, это масло можно употреблять для приготовления еды?

– Конечно. Я бы не рекомендовал что-то на нем запекать или тем более жарить, но добавлять в готовые блюда, мне кажется, было бы весьма хорошо.

Очень хорошо все-таки использовать в таинстве для масла посуду не очень глубокую. Когда священник совершает помазание во время таинства Елеосвящения, как правило, в его руках маленький пузырек. Для чего это? Чтобы помазать человека не только елеем, но и вином, которое, как я уже ранее сказал, опадает на дно сосуда. Приходится приобретать (или самим изготавливать) кисточку с длинной ручкой, чтобы достать его со дна бутыли. Поэтому лучше все-таки использовать сосуд небольшой.

Конечно, можно добавлять масло в пищу. Знаю даже такую практику, когда человек на Соборование приносит несколько бутылей с маслом и просит священника залить туда побольше вина. Я как-то спросил, для чего это ему. Он говорит: «Батюшка, когда совершается на всенощном бдении лития, нам дают хлеб, который пропитан вином. А раньше этот хлеб пропитывали еще и маслом, которое освящается на литии. Дома я беру часть просфоры, напитываю ее соборным маслом и вином и, прося Господа Бога об исцелении, благоговейно натощак употребляю вместе с крещенской водой». Ни в одном учебнике такого не написано. Вот живой пример веры, когда человек все то, что дал ему Бог, использует каждый день, благодаря Бога за все и вспоминая, насколько Господь его в течение жизни ущедрил.

Тема забытых грехов – интересная и, наверное, отдельная тема. Я сейчас подумал: а как можно забыть грехи, если ты их глубоко осознал, понял, что согрешил? Ведь есть такие грехи, которые остаются на всю жизнь, как заноза в сердце. Они были совершены до Крещения, потом ты много в этом каялся, но все равно время от времени возвращаешься к этим событиям, потому что это что-то выходящее за рамки приличной жизни и тебя очень сильно беспокоит. Например, совершенные аборты беспокоят женщин всю оставшуюся жизнь. А люди говорят про забытые грехи. Что это за грехи такие, которые можно так легко забыть? Значит, человек просто их не осознал.

– Больше скажу: забытые грехи отпускаются человеку не в таинстве Елеосвящения, а в таинстве Исповеди. Ведь священник в молитве говорит: «Прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих». И человек перед тем, как закончить Исповедь, говорит: «Прости меня, Господи, каюсь во всех грехах, которые помню и не помню, во всех грехах от юности моей, которыми согрешил перед Тобою». И Господь начинает напоминать забытое. То есть не прощение происходит автоматически, а происходит напоминание.

Я думаю, эту злободневную тему можно объяснить тем, что многие люди приходят к вере в достаточно зрелом возрасте, если не сказать в пожилом и даже предсмертном. И, возможно, сложилось это из того представления, что таинство Елеосвящения совершается перед смертью. Родственники, к сожалению, дотягивают до последнего и зовут священника к умирающему, когда человек уже и говорит едва-едва, и находится то в сознании, то без сознания. Как в этот момент священнику его исповедовать, если тот ничего про Исповедь не слышал и не знает? Священник, конечно, скажет: «Что помнишь, расскажи мне сейчас». Но ведь можно не успеть. Тогда священник, видя, что человек уже вот-вот отойдет к Господу в вечность, говорит: «Скажи, что каешься во всех грехах, которые помнишь и которые не помнишь». Чтобы приступать к таинственной части – Исповеди, Соборованию, Причастию.

Может быть, именно поэтому и сложилось представление о прощении забытых грехов. Но тогда в первую очередь священник человека исповедует, потом соборует, потом причащает; именно в таком порядке, а не наоборот. Поскольку допустить к таинству Соборования того, кто ни разу в жизни не исповедовался, мне кажется, просто бессмысленно. Это то же самое, как пустить причащаться человека некрещеного.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс