Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1265) → Священник Сергий Уваров: Молись и трудись!

Священник Сергий Уваров: Молись и трудись!

№32 (1265) / 26 августа ‘24

Беседы с батюшкой

Вопрос пришел к нам от Алексея: «У меня время от времени наступает страх перед будущим. Хотя жизнь вроде как налажена, взрослые дети, любящая жена, все хорошо, но страхи перед будущим возникают».

Возможно, это связано с современной внешнеполитической ситуацией, и человек говорит о том, что у него начинаются панические атаки. Как помочь ему преодолеть это?

– Я своим прихожанам, которые с такими же проблемами сталкиваются, всегда напоминаю, что на самом деле не существует ни прошлого, ни будущего. Есть только миг, за него и держись, как в одной песне поется. Это Евангельскими словами подтверждается, когда Господь говорит о том, чтобы мы жили сегодняшним днем, достаточно для каждого дня своей заботы. И если обратиться к прямой речи Господа, то чаще всего Он призывает Своих последователей: не бойтесь. То есть Он дает нам надежду, уверенность, через доверие к Нему. Например, в одном месте Он говорит: не бойся, малое стадо. То есть Господь не оставит Своих, это точно.

Даже если все вокруг горит (а мы знаем, к чему мир идет, у нас есть Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, к светлому будущему он явно не идет), Господь поддерживает нас и говорит, что Своих Он не оставит до конца. И даже во времена самые тяжкие, когда настанет скорбь, как Господь говорит, которой не было никогда и не будет, Он будет укрывать Своих верных.

Тут уж все зависит от нашего доверия Богу. Надо развивать именно эту добродетель, доверять Богу. Отец Иоанн (Крестьянкин) напоминал постоянно, что самое главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий. Миром правят не заговорщики, не какие-то закулисные силы, а правит Господь Вседержитель. Вот это самое главное, что должен знать и помнить верующий.

А если уже до панических атак дошло, то надо к врачу обращаться, успокоительные средства принимать.

Может быть, больше времени общаться с его прекрасной семьей, в которой, как он говорит, вроде как все хорошо.

– Да, нужно обязательно переключаться, чтобы не зацикливаться на чем-то одном, нужно найти какие-то занятия, которые будут увлекать. Как преподобный Исаак Сирин говорил, праздный ум – это лоно дьявола. Тогда человек может погрузиться в какие-то свои страхи и опасения, что еще не изжито из его души. А когда он деятельно спасается, добро совершает, пользу приносит ближним и дальним, то ему уже не до страхов. И Господь посылает утешение трудящемуся во славу Божию.

Как-то я скачал на телефон одну игру и очень много на нее времени тратил. И получилось так, что в какой-то момент пришлось много работать, работал две недели без остановки. И только спустя месяц я вспомнил про эту игру, что она, оказывается, у меня была... Действительно, если какие-то проблемы и страсти одолевают, тяготеешь к чему-то, что забирает у тебя время, придумай себе занятие и забудешь о лишнем.

– Да, еще вспоминается наставление преподобного Бенедикта Нурсийского: оra et labora. «Молись и трудись». Вот такой простой рецепт, как изгнать всякую, что называется, дурь из головы. Молиться и трудиться.

Вы говорили о том, что светлого будущего нет. Как же тогда жить, если мы не обе- щаем людям Царства Божия? Мы говорим, что оно есть, мы его должны наследовать, но оно будет где-то там... А где же на земле Царство Божие? Нужно ли его строить тут, среди людей?

– В каждом из нас оно есть. Ведь Господь и говорит прямо: Царство Божие внутрь вас есть. Не ищите его там или здесь.

Значит, начни с себя?

– Да, как и преподобный Серафим Саровский говорил: спасись сам, стяжи дух мирен, и вокруг все начнут умиротворяться, преображаться.

Очень сложно понять, как это – доверять Богу. Как это на практике применяется? Например, у тебя забирают квартиру, ты задолжал деньги банку. Тут только ропот и уныние. Как в трудных ситуациях впустить Бога в свою проблему, в ее решение?

– Есть известная мудрость: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого». Часто бывает, что в той или иной проблеме человек сам виноват. Поэтому преподобные, святые отцы говорят, что самоукорение – это очень важный элемент покаяния. То есть нужно признать, что если какие-то трудности возникли, то надо сразу спросить себя: а может быть, в этом я виноват? Я сам довел ситуацию до тупикового состояния? Если же это, скажем так, форс-мажор, то, конечно, надо просто терпеть и ждать, когда Господь откроет, для чего это.

Но в любом случае апостол Павел говорит, что любящим Бога все содействует ко благу. Даже то, что неверующими воспринимается как абсолютное зло или беда, несчастье, для верующего должно быть уроком. Что он может из этого извлечь? Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что для тех, кто умеет ждать, все бывает вовремя. Нужно просто подождать. Мы часто проявляем нетерпение. «Я хочу, чтобы здесь и сейчас исполнились мои прошения!» А нужно подождать, Господь испытывает наше доверие и верность Ему, упование на Него, чтобы мы познали силу молитвы. Бог не волшебная палочка, чтобы все сразу у тебя получилось.

Многие так и думают. Иногда даже и у нас проскакивает такое: Господи, ну помоги уже сейчас, так надо!

– Получается, что мы ставим себя выше Бога. То есть мы Богу диктуем свою волю.

Крестил ребенка, значит, он болеть не будет, еще что-то...

– Да, то есть мы очень многого ждем от Бога и не задаемся вопросом: а что мы даем Богу, что мы делаем ради Него? Тут у нас перекос есть, кстати говоря.

А как объяснить это светскому человеку? Он говорит: я живу честно, не обманываю, жене не изменяю, детей рожаю. Что я должен Богу?

– Прежде всего преобразить свою душу. Начать честно и беспристрастно заглядывать внутрь себя, сверять свое состояние с состоянием святых. Для чего нам жития святых нужны? Для того, чтобы понять, насколько человек может взойти по этой Небесной лестнице, насколько он может уподобиться Богу. Собственно, почему мы и называем преподобными тех, кто максимально уподобился Христу в добродетелях своих, в чистоте душевной. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Если ты не заботишься о чистоте своего сердца, то и не видишь Бога, не понимаешь, для чего тогда вообще Бог, для чего нужно молиться. Просто между тобой и Богом стена. Стена эта построена из греха. Ее надо разрушать, чтобы через нее пробивались лучи Божественного света.

Порой люди успешные, у кого все хорошо и кому Бог не нужен, как только сталкиваются с проблемами, приходят к Богу.

– Да, меня тоже спрашивали в одной беседе, почему Церковь против комфорта.

Я дополню этот вопрос. Иногда священники, многие проповедники говорят о том, что мы должны постоянно каяться. А люди понимают это так, что они в чем-то постоянно виноваты. И вот это чувство вины поглощает их, они живут в состоянии того, что они грешники, постоянно виноваты.

– Да, это тоже миф, заблуждение.

Многие с таким чувством и живут. И потом начинаются и панические атаки, и проблемы с психикой; что угодно может быть.

– Конечно, любое благое дело можно испортить, превратить покаяние в невроз, как Вы правильно сказали. Но вообще-то, покаяние как раз и приносит облегчение. Когда душа освобождается от греховного груза, то она ближе к Богу становится, она чувствует Божественную благодать. И, конечно, она радуется, и восхищается, и умиляется общением с Богом. Покаяние как раз тот путь, который нас приближает к Богу. А не то что мы, наоборот, застреваем в самобичевании. Это патологическое состояние уже.

А почему Церковь все-таки против комфорта?

– Мы же не зря называем Бога Отцом Небесным, мы Его дети. Эта аналогия на самом деле полезна. Ведь если ребенку все разрешать, то кто из него вырастет? Избалованный, капризный человек, который сначала на шею садится родителям, а потом может даже все закончиться тем, что он их из дома выгонит, обойдется с ними очень жестоко.

Если человек, что называется, утопает в роскоши, если вообще ни в чем не нуждается, ни в чем себя не ограничивает, то душа у него засыпает. Духовная жизнь у него замирает. Он живет на уровне только телесных удовольствий.

У этих людей уже начинаются депрессивные состояния.

– Да, казалось бы, все есть. Вроде все хорошо. А богатые тоже плачут... И чем больше у человека есть, тем он больше не удовлетворен. И самоубийство совершают миллионеры, миллиардеры. И наркомания среди них есть, и много еще извращений. Тут они уже ускоряют свою физическую гибель через какие-то злоупотребления.

Поэтому мы должны, не чувствуя себя в чем-то виноватыми и ущемленными, принимать все как есть.

– Да, но должна быть золотая середина. Между роскошью и аскезой всегда должна быть середина. Об этом пишет преподобный Иоанн Лествичник. Он говорит, что посмотрел на подвижников, которые совсем ничего не ели, совсем не спали, и многие из них плохо заканчивали, потому что брали на себя подвиги, которые не готовы были понести. А он изначально взял себе за правило держаться золотой середины. И, так сказать, не расслабляться полностью, как живут в миру люди, но и не уклоняться в крайности чрезмерных аскетов. И мы видим, что он не только взошел по той лествице, которую описал, но и другим открыл этот путь. Так что многие наши миряне любят читать «Лествицу».

Опять же все индивидуально. Один человек говорит: не могу читать Златоуста, он тяжелый. Я говорю: согласен, тяжеловат. Попробуйте Феофана Затворника. Потом он приходит и благодарит, прямо кланяется в ноги. Он нашел своего святого, нашел то, что ему нужно, понятно. Кому-то Иоанн Кронштадтский нравится, а кто-то говорит, что тот слишком восторженный, а он человек рассудительный...

В этом и красота Церкви, в этом ее разнообразие. А цель у всех одна.

– Так что у нас есть великое богатство в многообразии.

Еще один вопрос, кстати, похожий: «Я крещеный, в Бога верю, но в храм не хожу. У меня с детства поход в храм был связан с умершими родственниками. Как мне себе объяснить, что храм – это благо? У меня все, что в Церкви происходит, ассоциируется с горем».

Как измениться в отношении к Церкви, к храму?

– Если в своей жизни он будет останавливаться на этом моменте, то все так и останется. Поэтому отвечу словами Спасителя, которые Он сказал Нафанаилу: прииди и виждь.

Просто ему нужно прийти на Литургию, например, в воскресенье утром. Там отпевания точно не будет.

– Да. Наверное, у него действительно так совпало, что он пришел уже после службы, а проходило отпевание. Но негативный опыт или неприятные впечатления непременно нужно вытеснять чем-то противоположным. Другого рецепта, как мне кажется, нет.

Еще интересный вопрос. Парень встречается с девушкой из крепкой мусульманской семьи. Они испытывают сильные чувства друг к другу и хотят пожениться. Девушка готова принять христианство, но родня, естественно, против этого, то есть там возник серьезный конфликт. И вот парень спрашивает, можно ли ему обвенчаться с этой девушкой, но чтобы она осталась мусульманкой ради мира в ее семье.

– Все должно идти по порядку. Сначала она должна креститься, принять Православие.

Но в этом случае она разорвет отношения со всей своей семьей.

– Она должна сделать свой выбор. Мы-то понимаем, что она принимает веру истинную, выше этого ничего нет. Этим она не сделает ничего плохого своим родственникам, она же не собирается рвать с ними отношения. Наоборот, как верующий человек, она будет идти по жизни Евангельским путем, став более кроткой, смиренной, мягкой. То есть с точки зрения общения, отношений ничего плохого для ее родственников от нее явно не будет исходить.

Но если у родственников такие установки, что они готовы отречься от своего ребенка, то это уже их грех. А мы знаем из Книги Бытия, как Господь смотрит на создание семьи: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью.

Для родителей момент ухода от них ребенка всегда бывает болезненным. И так бывает не только в случае столкновения разных религий, как здесь, но в нашем русском народе часто бывает так, что родители не хотят отпускать свое любимое чадушко, особенно если брак поздний.

Допустим, сын живет с мамой, во всем ей помогает, и вдруг в 30 или 40 лет он наконец-то хочет создать свою семью. Конечно, мама не хочет его отпускать, и бывает так, что она начинает манипулировать своим сыном, вмешиваться в его семейные отношения, сталкивать его с женой, это классические моменты.

Как-то я разговаривал с одним моим знакомым. У него по-настоящему тяжелая работа, за которую не так уж и хорошо платят. От этой тяжелой работы у него появились панические атаки, определенные симптомы, связанные с депрессивным состоянием. Я ему сказал: «Уйди ты с этой работы, ты же просто мучаешься, хоть и приносишь людям пользу». А он мне ответил: «Я должен смиряться, это мой крест». Скажите, можно ли так губить себя? Для меня очевидно, что он себя просто сжигает на нелюбимой работе, и это какой-то тупик. И что ему выбрать – служение людям или свое здоровье? Золотой середины здесь быть не может.

– Человек должен поставить на первое место семью – жену и детей, которым он служит. Если работа его истощает, приводит к эмоциональному выгоранию, то он не может ничего дать своей семье. Он приходит домой словно выжатый лимон и хочет только отдыхать, чтобы его близкие создали ему комфорт, и все.

Но ведь и жене, по всей видимости, тоже непросто. Наверное, она тоже работает, и ей еще нужно заниматься с детьми. А получается, что все должно вращаться вокруг него: «У меня очень тяжелая работа, поэтому все пляшите вокруг меня». У нас тоже есть такие прихожане. Это трудоголики, и я думаю, что они тоже больны какой-то определенной болезнью. Может быть, эта болезнь не душевная, а духовная, но с ней тоже нужно бороться. Нужно правильно расставлять приоритеты.

Еще вопрос о семейных отношениях. «Мы прожили с женой 15 лет. Я чувствую, что любовь у меня ушла. Мы живем как брат и сестра. Но я понимаю, что это неправильно, что все-таки нужно жить более полноценной жизнью. Что мне делать в этой ситуации?»

В общем, я понимаю, что вопрос такой: как заново полюбить свою жену?

– Здесь возникает уточняющий вопрос: а когда любовь ушла? Годы, месяцы назад или вот сейчас, в последние дни, когда он задал этот вопрос? Это очень важно. Если любовь ушла несколько лет назад, то где же вы раньше были?

Может быть, именно сейчас между ними и есть любовь, когда они живут как брат и сестра? Ведь они не ругаются, не ссорятся.

– Это уже ненормальные отношения в браке, если они живут как брат и сестра. Одно дело, когда святые люди очень высокого духовного уровня ради своего духовного совершенствования по обоюдному согласию отказываются от земных удовольствий, и совсем другое дело, когда складывается такая ситуация в результате кризиса отношений.

Нужно принимать решительные меры, когда только появляется самая маленькая трещинка в отношениях супругов. Это происходит тогда, когда супруги перестают проговаривать то, что у них на душе. Они начинают все это как-то перемалывать, переваривать в себе и отравляются собственным ядом. А нужно было бы все это вынести на суд своей второй половинки, потому что случается, что человек запутывается и ему может помочь только самый близкий.

Поэтому совет тем, кто пока еще не столкнулся с проблемой, о которой написал нам этот человек: как только вы почувствуете, что что-то в ваших отношениях не так, пробежал какой-то холодок, сразу же постарайтесь проговорить то, что вас не устраивает.

Из-за чего возникают подобные ситуации? Из-за того, что мы становимся невнимательными, зацикливаемся только на себе, на своей работе и перестаем видеть потребности своего мужа или своей жены. Мы не видим, чем они живут, что им нужно, чего им хочется.

Может быть, нужно элементарно подарить жене цветы, потому что муж уже больше года этого не делал. Да, бывает, что даже до таких пустяков доходит, хотя для женщины это совсем не пустяк. Нужно сходить вместе в кино, в театр, просто погулять в парке. Нужно уделять друг другу время и внимание. А у нас то работа, то дети, и можно закрутиться как белка в колесе, и все.

Некоторые психологи иногда советуют супругам какое-то время пожить раздельно. Как Вы к этому относитесь?

– Это еще больше их разобщит, ведь за это время каждый приспособится жить отдельно. У меня были такие случаи, когда я предупреждал, что этого делать не надо. Эти прихожане на время пропадали, а потом приходили и говорили: «А у меня уже новая семья».

А женщина из одной распавшейся пары, наоборот, все осознала, приходила ко мне и проливала слезы: «Я думала, что он все-таки вернется, а он вот так поступил». У нас даже есть церковный канон: если супруги больше года находятся в разлуке не по объективным причинам, то это уже повод для развода.

Батюшка, прошу Вас обратиться к нашим телезрителям, чтобы подвести итог нашей программы.

– Дорогие братья и сестры! Я хотел бы напомнить вам, что любовь, вера и надежда самые главные наши добродетели, и нам нужно помнить, что это дары Божии. То есть настоящая любовь не столько от нас, сколько от Бога, а мы должны создавать условия для того, чтобы воспринять этот дар, чтобы наша душа была готова его вместить. Поэтому без молитвы, покаяния, благодарности Богу нам не обойтись. Старайтесь не оставлять молитву, чтобы через молитву ваша любовь возрастала.

Записали:
Полина Митрофанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс