Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1265) → Священник Илия Павлов: О справедливости

Священник Илия Павлов: О справедливости

№32 (1265) / 26 августа ‘24

Беседы с батюшкой

Чаще всего мы говорим о справедливости по отношению к себе и редко просим кого-то быть справедливым по отношению к другому человеку. Мы не просим справедливого отношения к обижаемому, больному или к попавшему в сложную ситуацию по вине кого-либо. Мы редко просим об этом даже не Господа, а власти, потому что прежде всего связываем справедливость с юридической составляющей. Люди часто говорят, что Господь к ним несправедлив, или требуют от Бога справедливого разрешения той или иной ситуации. Что же такое справедливость в нашей жизни?

– Если говорить о религиозных составляющих, то понятие справедливости больше ветхозаветное, чем новозаветное. Мы читаем Нагорную проповедь Христа – никакого понятия справедливости там нет, а есть вещи, которые могут загнать в тупик невоцерковленного человека. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас. О какой справедливости идет речь?

Но тот, кто только приходит в Церковь, действительно приближается к Богу даже через ветхозаветные понятия, потому что чувство справедливости – это желание сохранить баланс в этом мире, чтобы не сойти с ума. Очень важно, чтобы за добро была какая-то награда или воздаяние, чтобы зло наказывалось.

Справедливость – чувство сродни математике и ее законам. В таблице умножения нет никакой любви, никаких эмоций, есть определенный алгоритм и логика. Такова и ветхозаветная справедливость. Например, око за око, зуб за зуб, не делать другим того, чего не желаешь себе. То есть это некая техника безопасности, чтобы выжить в этом мире, чтобы был баланс, чтобы зло не восторжествовало, а если добро до конца не победило, то хотя бы было равновесие. Для Ветхого Завета характерно чувство справедливости.

Но если человек живет в христианской парадигме, то в ней есть законы, которые выше справедливости, – любовь, милосердие. Если человек любит другого за что-то, то это уже любовь. Во многом она несовершенна. Справедливость возможна, и мы имеем право ее требовать, но только как первую ступень к более высокому христианскому совершенству.

Апостол Павел говорил, что нет человека несогрешившего. Получается, что если мы просим справедливости, то по отношению к нам будет справедливым всяческое наказание и боль, потому что мы не заслужили большего, если только не принимаем любовь Христа. Но ведь это можно воспринять только внешне, и тогда я буду жить даже не по ветхозаветному закону, а так, как было до него. Око за око, зуб за зуб – это был некий ограничитель, потому что в то время за выбитый зуб могли убить целый род.

– Да, это тот закон, который кладет предел к кровной мести.

Получается, что должен быть какой-то закон, определяющий справедливые взаимоотношения между людьми. Мы все хотим справедливости.

– Мир изначально поврежден грехом. В Евангелии говорится о том, что мир лежит во зле. Поэтому часто в мире не бывает справедливости.

Мы взываем к Господу о справедливости, но часто понимаем ее именно со своей колокольни. Наша картина мира и кругозор не совпадают с тем кругозором, с той широтой, которая есть у Господа. Простой бытовой пример. Человек шел и наступил ребенку на ногу, но не заметил этого и пошел дальше. Ребенок рассказал папе, и тот прибежал и дал человеку по лицу. С точки зрения этого человека, это несправедливо, он и не помнит, что обидел ребенка. А для отца справедливо, он вроде как отомстил. Получается недосказанность, и каждый остается при своем мнении, что с ним поступили несправедливо.

Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Я один раз пришел на Исповедь, стал говорить о какой-то справедливости, а батюшка сказал мне, что там, где есть справедливость, нет любви».

– Да, на самом деле так, потому что любовь – это способность прощать. Если бы мы жили по справедливости, то не прощали бы нашим детям какие-то проступки. Маленький ребенок делает много вещей, выходящих за рамки, но мы его прощаем авансом, потому что, во-первых, он не понимает, что делает, во-вторых, мы его любим.

Любовь, милосердие, способность понять – выше справедливости. Когда человек проявляет к нам агрессию, то первая реакция – дать симметричный ответ, но любовь – это возможность и способность встать на место другого, подумать, почему он так поступил, может быть, подобрать какой-то ключик, потому что воздаяние не искореняет зла, а умножает его. Ведь если человек сделал нам плохое и получил за это наказание, то зла от этого не стало меньше.

Когда была смертная казнь, то был палач – он осуществлял санкционированное убийство. И вроде бы, по справедливости. Сейчас спорим, нужно ли вводить смертную казнь. Для меня есть один аргумент против: фактически общество назначает убийцу за деньги, чтобы тот выполнял за него черную работу. Для меня как священника это безнравственно.

Любовь – это способность понять, способность простить. А тут такая цепочка: меня обидели – я обидел. И на самом деле это может идти годами, как кровная месть и дедовщина в армии. И только когда находится сильный и мужественный человек, который говорит: «Меня обижали, а я не буду, потому что хочу порвать эту цепочку», тогда происходит то, что мы называем милосердием, то, о чем говорит христианство.

Я беседовал с одним православным журналистом, который пытался объяснить светской журналистке, в чем суть христианства. Он говорит: «Представьте, я убийца, вор, насильник. Приходит судья, меня должны казнить, уже повели на эшафот. И вдруг приходит какой-то человек и говорит: «Я за него! Уйдите! Я за него!» Вот это и есть христианство: когда нашелся Тот, Кто спас лично меня от смертного греха, придя за меня на эшафот. И в данном случае получается, что по любви я освобожден от воздаяния, которое должно было точно наступить для меня. А если это так, то получается, что справедливости не существует.

– Здесь у человека есть выбор. Христос отдал жизнь за всех нас. И (по аналогии) мы можем пойти за кого-то на эшафот, но тот человек может не поменяться, а сказать, что ему просто повезло, и пойдет дальше делать свои дела. Очень важно, чтобы дела милосердия носили воспитательный характер. Но иногда это нужно не тем людям, к кому мы проявляем милосердие, а нам самим, чтобы стать лучше. Мы очень часто говорим: «Зачем я буду прощать? Человек не изменится». Но это нужно нам самим. Ведь с нами тоже не все в порядке, потому что наша главная проблема – эгоизм. Из Евангелия мы знаем иерархию вещей, что Бог на первом плане, но мы все равно невольно делаем себя мерилом этих вещей: либо прощу, либо не прощу. Но в этом уравнении мы не являемся центром. В центре – Господь. И чтобы нам стать лучше и быть достойными прощения от Господа, мы должны по цепочке тоже простить человека.

Продолжим тему воздаяния. Если представить мир, где не существует никакого наказания, то тогда перестанут работать любые законы, в том числе и духовные. Мы же говорим о том, что человек по своим поступкам способен попасть не в Царствие Небесное, а в муку вечную. Соответственно, у нас все равно есть то самое мерило, что определяет воздаяние за ту или иную жизнь. Иногда человек прожил жизнь так, что мы за него спокойны и думаем, что он в раю, но не знаем этого на самом деле. Это знает только Господь. Но внутренне мы думаем о справедливом законе, что тот, о ком я думаю очень хорошо, в раю. То есть я как верующий все равно хочу справедливости.

– Наказание имеет место только в том случае, когда имеет воспитательную цель.

Ад – это воспитательная цель?

– Ад – это итог. А приговор или тюрьма имеют смысл, только если воспитывают человека. Это начинается еще с детства. Например, если ребенок балуется со спичками, бесполезно что-то объяснять. Но когда он обожжется и испытает боль (конечно, под контролем), тогда больше не притронется к спичкам до определенного времени. Или, когда ребята дерутся в школе, их рассаживают за разные парты, а иногда разводят по разным классам. Классы же тоже не просто так формируются, психолог распределяет детей по совместимости. То есть наша жизнь во многом, еще со школы, с институтов, это воспитание. И в данном случае наказание за тяжелый проступок, даже тюремное заключение, имеет смысл только в том, чтобы человек увидел себя со стороны и поменял свою жизнь. Если наказание только озлобляет, то с точки зрения христианства оно никакой цели не несет.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В Евангелии Христос говорит: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и, если покается, прости ему. Слово «если» тут главное. А Церковь призывает прощать всех подряд. Каялся человек, не каялся, даже не извинился, а мы его прощаем. Получается, мы тем самым усиливаем зло. И какая тут справедливость?»

– Не совсем так. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Церковь не призывает всех прощать, потому что прощают людей на Исповеди. А Исповедь предполагает покаяние. Это не о том, когда человек приносит записку, где 200, 300, 500 грехов. Мне иногда приносят такие тетрадки. Я говорю: «Прочитай». «Как, батюшка? Я так долго выписывал». Но ты должен каяться в каждом грехе, который написан. Хотя бы произнести вслух. Бывает очень тяжело произнести грех вслух, а ты это делал. И только через движение совести возможно покаяние. Почему на Исповеди нужно произносить грехи вслух? Именно для того, чтобы просто стало стыдно. Стыд – первое движение совести, а дальше раскаяние и после этого, возможно, покаяние. Если грехи тяжелые, священник может назначить епитимью. Например, за смертоубийство (по Василию Великому) 25 лет без Причастия, более мягкие вещи – год без Причастия. И даже когда люди приходили с фронта, их благословляли причащаться. Но когда они возвращались к мирной жизни, их отстраняли на год от Причастия, чтобы они все-таки пережили это чувство, потому что нельзя просто так вернуться к нормальной жизни без покаяния. Это неправильно.

Да, и во время Литургии им давали агиасму и антидор.

– Церковь не прощает всех и вся. Простить можно только того, кто просит у тебя прощения. Если не просит, ты не можешь его прощать, потому что прощение юридически дело двух людей. Или человек тебя ударил, а ты простил. А ему не нужно твое прощение. Ты не можешь прощать единолично. Прощение – дело двух людей, дело покаяния и нашего снисхождения.

Раньше была такая фраза: «Бог простит, и я прощаю». Конечно, Бог простит.

– Да, это высокомерие. «Бог простит, и я прощаю». Это условие, чтобы мы все примирились. Господь готов нас всех простить, но при условии, что мы прощаем людей. Как в притче про двух должников. Человек был должен один талант, а это 5 кг серебра, то есть целое состояние. Или всю семью в рабство. И ему прощают этот долг, а он находит сослуживца, который был должен ему маленькую сумму, и не прощает его, а кидает в долговую тюрьму. Господин говорит: «Я простил тебе сполна весь тот долг, потому что ты умолял меня. Разве не должен ты был смиловаться над подобным тебе рабом, как я смиловался над тобой?» То есть он не передал дальше то, что ему было дано.

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

– Да.

Хочу вернуться к теме наказания. Мне часто приходится бывать в храмах, которые находятся в местах лишения свободы. Люди пока сидят, ходят в храм, причащаются за каждым богослужением, исповедуются. Получил человек 10 лет и все эти годы ходит в храм. Причем приходит и на утреннее правило, и на вечернее. Но священники рассказывают, что из ста таких людей после отбывания наказания в Церкви остается человек шесть. Остальные уходят и больше никогда не возвращаются. И в данном случае, наверное, шесть человек – это тоже очень много.

– Да, конечно.

Но ведь он десять лет ходил, причащался и прочее. Получается, было наказание для того, чтобы исправиться. И все условия были созданы для этого.

– Дело в том, что в тюрьме Церковь помогает выжить. Когда очень жесткая, тяжелая система, то слово Божие – это глоток свободы, человек его может получить здесь и сейчас. В Причастии все равны, все причащаются из одной Чаши. Даже когда есть какие-то касты в тюрьме, они не действуют при причащении, потому что здесь другая реальность, другое понимание мира. И многим людям это помогает выжить.

Когда человек возвращается к нормальной среде, у него есть выбор. В тюрьме выбора практически нет. Когда выбор появляется, не каждый может сделать правильный. Это первое. А второе, к сожалению, в чем проблема: не всегда наказание ведет к воспитанию. Сейчас возвращается система реабилитации заключенных. Ведь, например, в советское время человек выходил из тюрьмы, ему предоставляли общежитие, работу, а в 1990-е и 2000-е это сломалось. Человек выходил, а родственники, например, переписали квартиру на себя, ему негде жить, и работать без прописки его не берут. И рассказывали, что многие снова совершали преступление, чтобы вернуться в тюрьму, потому что там кормят, есть распорядок дня и все понятно.

Эта проблема в том числе и в нас, потому что когда человек вышел, нам надо его подхватить, помочь ему определиться, дать работу и какие-то вещи. Чем, собственно, занимался Иоанн Кронштадтский у себя на острове. Это не всегда были заключенные, но бомжи, асоциальные люди. Он не давал им деньги, потому что понял, что это бесполезно, а давал рабочие профессии. И опять-таки тоже не все пользовались этим. Кто-то социализировался, кто-то заводил семью, кто-то становился высококлассным рабочим…

Если мы предполагаем справедливые отношения к человеку, то после отбывания наказания – все, он ничего не должен. Но на самом деле это не так. И вспомним про золотого тельца и скрижали Завета. Откуда у людей возникло желание создать золотого тельца и поклоняться ему, если они ждали Моисея со скрижалями?

– Была такая египетская религиозная традиция. Скорее всего, тогда была паника, что пророк ушел, и нужно было создать какой-то элемент религии, потому что не на что и не на кого было опереться.

Но потом тельца разрушили, и это была некая справедливость. Но где справедливость в том, что были разбиты скрижали Завета? Получается, человеческий поступок и поступок ради Бога могут вступать в антагонистические отношения, когда уже даже само размышление о справедливости может быть разным в разных социальных слоях, в разных отношениях и так далее. И вопрос заключается в том, существует ли в принципе справедливость или это миф, о котором мы мечтаем?

– Справедливость у каждого своя. Нет константы. У одного человека она одна, у другого другая. Со Христом висели два разбойника. Скорее всего, убийцы. Один по правую руку, другой по левую. И с каждым из них какое-то количество времени висел Христос. Одному этого хватило, чтобы покаяться, а другому нет. Человек выбирает. Даже если есть благодать, Церковь, чудотворная икона, а рядом святой старец. Господь не насилует нашу природу чудесами. Мы можем посмотреть, как может быть, и потом принять это либо нет. Потому что путь покаяния и веры достаточно сложный, и всегда легче плыть по течению, а не против.

Отче, пожалуйста, благословите наших телезрителей, в том числе и на Успенский пост.

– Дорогие братья и сестры! Господь да благословит вас на Успенский пост! И все-таки я желаю, чтобы совершенная любовь была выше страха и справедливости.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс