Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (1264) → Священник Вадим Смоляков: Таинство Причащения (Евхаристия)

Священник Вадим Смоляков: Таинство Причащения (Евхаристия)

№31 (1264) / 19 августа ‘24

Беседы с батюшкой

Батюшка, ранее мы начали разговор о церковных таинствах, обсудили таинства Крещения, Миропомазания и Покаяния. Предлагаю сегодня посвятить нашу передачу самому главному таинству в нашей жизни – таинству Евхаристии. «Евхаристия» – слово греческое, переводится как «благодарение». Хотел бы попросить Вас раскрыть суть таинства, в котором, наверное, кроется суть нашей веры.

– Суть нашей веры в том, что мы за все благодарим Создателя нашего Творца Бога. Мы благодарим Бога за то, что получаем от Него бесчисленное количество самых разных благодеяний. Как сказано в чинопоследовании Божественной литургии, во время Евхаристического канона мы благодарим Бога за все Его великие благодеяния, ведомые нам и неведомые. Все, что дает нам Господь, есть благо, и все, что мы принимаем от Него, – принимаем непосредственно из Его рук. Это должно приносить нам спасение, радость жизни, благоденствие и христианское, по-настоящему доброе состояние.

Таинство Евхаристии действительно основополагающее, самое главное в жизни каждого человека. Как мы говорили в прошлых беседах, всякое таинство выходит из Евхаристии и к ней возвращается. Как вовне Евхаристия движется по всему миру, просвещая миллионы людей, так и внутрь ее собираются те люди, до которых дошло благовестие Христово.

Мы благодарим Бога за все. Мы благодарим Его и за скорбь, и за радость. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, Литургию которого мы совершаем почти каждый день: слава Богу за все! Одни благодеяния Его для нас радостные, и мы очень часто просим Бога о важных и необходимых нуждах, которые возникают в нашей жизни. Другие благодеяния бывают для нас неожиданными, как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Благодеяния со знаком плюс – это когда нам дается то, что мы у Бога попросить не могли, о чем не могли даже помыслить или мечтать. Здесь можно вспомнить нас самих, когда мы еще не были крещены и воцерковлены. Разве мы знали и исповедовали, что Бог сошел с Небес на землю, жил ради нас, дал нам Свои Пречистые Таины, которыми мы причащаемся? Мне кажется, человек нецерковный, даже если прочитает целую энциклопедию об этом, не прикоснется даже чуть-чуть к той радости, которую переживаем мы.

Но бывают неведомые Божии благодеяния со знаком минус, на них мы часто обращаем внимание. Священник на Исповеди слышит больше именно о таких благодеяниях Божиих, смысл коих человеку на данный момент не открыт. Он не может с открытым сердцем и всеобъемлющей радостью поблагодарить за это Бога, поскольку на данный момент еще не понимает, для чего это произошло.

Разве мы понимаем, как происходит преложение, претворение, пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы? Разве мы можем этот процесс как-то описать? Так же мы не можем описать и многие события, происходящие в нашей жизни. Мы очень часто стремимся, я бы сказал, вместо Бога найти объяснение той или иной нашей жизненной ситуации, почему произошло то или это, какой положительный смысл можно увидеть в том или другом. То есть мы в первую очередь думаем, а потом, если нас все устраивает, Бога благодарим.

Настоящая евхаристическая жизнь строится наоборот: мы сначала благодарим за все (и за то, что знаем, и за то, что не знаем). Повторюсь, мы не знаем, как хлеб и вино, приносимые к началу Литургии на проскомидии, во время Евхаристического канона становятся Телом и Кровью Христовыми. Так вот, сначала мы должны благодарить. Потом, если Господь откроет нам для чего и почему произошло то или иное событие, – хорошо, а если не откроет – и без этого можно жить дальше.

Евхаристия – это благодарение Бога: за всех людей, окружающих нас; за все события, что в нашей жизни происходили. Не за то, что мы натворили своими руками (в этом мы приносим искреннее раскаяние Богу), а за все то, что Бог даровал нам, за все Его бесчисленные великие благодеяния. Конечно же, больше всего мы благодарим Его, как бы странно это ни прозвучало, за Него Самого. Мы ведь в Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Христовых, проживаем Его жизнь и приобщаемся к этому великому таинству для того, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью, а наша жизнь стала жизнью Его.

Пока Вы рассуждали, я подумал о том, что мы точно умеем просить, но не факт, что умеем благодарить. Как в себе созидать это чувство, если кажется, что его нет? Может быть, в общении с другими начать, а потом уже переходить к высшим сферам?

– Действительно, мы начинаем чаще всего с того, что Бога или людей о чем-то просим. Просить мы умеем везде и всех: дома, в храме, на работе, незнакомых людей, знакомых, ближних, дальних. Мы умеем писать прошения. Обратите внимание, насколько обширное время занимает у нас подготовка к причащению Святых Христовых Таин. Молитвенное прочитывание Последования ко Святому Причащению занимает минимум полчаса. И обратим внимание на другой момент евхаристической церковной жизни: благодарственные молитвы после причащения мы обычно прочитываем за 5–10 минут, даже если читать чрезвычайно медленно.

Действительно, умеем ли мы благодарить Бога? И как мы чаще всего Его благодарим? Благодарить Бога в храме мы вроде бы научились, а вот вне храма мы благодарим Бога гораздо реже. Точно так же и с людьми: мы благодарим людей при определенных жизненных обстоятельствах, как правило, для нас положительных. Конечно, было бы странно и абсурдно благодарить того, кто творит нам напасти. Никто и не поймет такой благодарности. Тем не менее обратим внимание, что наше благодарение узко к чему-то привязано, – к нашему комфорту, нашему настроению, состоянию здоровья, нынешним думам и переживаниям. То есть в одних обстоятельствах мы благодарим кого бы то ни было, а в других обстоятельствах не можем поблагодарить никого, даже Господа Бога.

Нам стоит обратить внимание на то, насколько часто слова благодарности исходят из нашего сердца и когда это происходит. Как я уже говорил, во время Божественной литургии мы благодарим Бога за все Его великие благодеяния. А дальше? У нас есть благодарственный гимн святителя Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим!» Он, как сказал один батюшка, является как будто бы продолжением Евхаристического канона, во время которого происходит преложение Святых Даров. Но разве мы этим гимном молимся? Разве мы его знаем? Найдем ли мы его в молитвослове? Это показывает, что благодарить Бога человек научается в определенных обстоятельствах, когда Господь все вокруг выстроил. Господь все вокруг нас и выстраивает для того, чтобы мы научились быть благодарными всегда, причем не вынужденно, а искренне.

Помимо обстоятельств внешних, когда Бог содействует тому, чтобы мы стали благодарными, есть обстоятельства внутренние. Как я благодарю Бога или людей, посланных Им? Если благодарю только словами, то моя благодарственная проповедь недостаточна. Мы ведь проповедовать Христа призваны в первую очередь жизнью, делами, отношением к людям и только потом словами, когда человек может это услышать. А наша благодарность обычно только словесная. Есть такое выражение: скупая мужская слеза. Вот подобного рода и наша благодарность. Мы говорим кому-то спасибо или говорим Богу: «Слава Тебе, Боже, за все», – и на этом все обычно кончается.

Если человек сделал нам что-то великое, чего мы не ожидали и чему чрезвычайно рады, мы можем благодарить его многими выражениями; к словам добавляется наше расположение к нему в виде теплоты и благодати Божией, которой в этот момент наполняется наше благодарное сердце. А как мы благодарим Господа Бога? «Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул мя… причаститися пречистых Твоих и Небесных Даров сподобил еси…» – монотонно читаем мы дома. Один архиерей мне в свое время рассказывал, как одна монахиня в монастыре учила его читать Псалтирь, когда он был еще молодым монахом. Он вставал на чтецкое место и говорил: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое». Монахиня брала его за плечи и говорила: «Ну как ты благодаришь? Как ты славословишь Бога? Ты должен читать лучше, активнее, усерднее». То, чем мы очень часто занимаемся, это благочестивый бубнеж, как говорит один современный батюшка: форма есть, слова есть, а отношения к этому нет.

И вот этому отношению научает нас Господь, Который обращается к нам вовсе не с такими сухими словами, как мы к Нему очень часто. Он, несмотря на наше расслабленное, будто парализованное к благодарности сердце, начинает благодетельствовать нам. «Благодеяние» и «благодарность» – слова одного корня. Тот, кому оказывается благодеяние, благодарит. От настоящей благодарности, которой в умилении сподобились святые отцы, у человека могут и слезы потечь по щекам, и давление может подняться. И радости этой у него никто и никогда не отнимет. Слова отнять несложно: нас кто-то перебил во время молитвы – и мы забыли, где остановились. А чувства проходят гораздо медленнее.

Нам надо стараться благодарить человека от души, от сердца, оказывая ему благодарность. И благодарить не только его, но и Бога, Который дал нам такого человека. Ведь не случайно все наши формы благодарения в русском языке – сугубо христианские. «Спасибо» – это молитва: «Спаси тебя Бог». «Благодарю» – слово, однокоренное со словами «благодать» и «дар» (Божий). Этому мы в первую очередь научаемся во время Евхаристии.

Возьмем маленького ребенка, которому 5–7 лет, и приведем его в один из наших чудесных храмов. Какая реакция будет у ребенка? Он зайдет в храм и скажет, как обычно говорим мы: «Ну да, красиво»? Нет; ребенок выразит всем своим существом, насколько ему в храме удивительно (особенно если раньше он никогда там не был), насколько для него все великое.

Бог говорит каждому из нас словами апостола Павла: тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа (1 Кор. 6:19). То есть предполагается, что в нас должно быть такое же благолепие. И действительно, мы причащаемся Тела и Крови Христовых, которые священник выносит нам со святого престола, находящегося в храме. То есть престолом становимся мы, храмом становимся мы. Мы впитываем все то, чем Господь щедро снабжает нас, чтобы освятиться, стать настоящими сосудами благодати Божией, как говорит святитель Григорий Нисский, а не какими-то кружечками полупрозрачными, чем являемся в жизни.

Если мы благодарные, счастливые и радостные в храме, но не становимся таковыми в своей повседневной жизни, то получается какой-то очень неприятный водораздел: в храме мы ведем себя благочестиво, практически свято, а после выхода из него как будто все исчезает.

Большинству из нас довелось видеть на фотографиях разрушенные храмы. Какие чувства мы испытываем, глядя на это? Входит в нас Христос, причащает нас Своих Пречистых Тела и Крови – и мы становимся благолепным храмом. Выходим из храма – и все: как будто пришли воры, грабители, разрушители и нас обокрали, как говорили многие святые отцы.

То же самое с Исповедью: если мы только в храме начинаем задумываться о том, как живем, то в храме наша благочестивая жизнь и закончится. Если готовимся к Причастию только для того, чтобы причаститься в храме, то действие от причащения у нас в храме и закончится (а, может, и раньше, когда кто-нибудь толкнет перед Причастием во время многолюдной службы). Те, что были на Царских днях хотя бы один раз, знают, насколько искусительно бывает то время и какую подготовку надо выдержать, чтобы сохранить ровное, а лучше радостное расположение духа.

Для чего же мы причащаемся? Почему Бог дает нам Самого Себя? Почему Господь снова вдыхает в нас дыхание жизни, чтобы мы этим дыханием дышали всегда? Здесь будет уместно снова вспомнить образ апостола Павла, что каждый из нас является причастником Божией жизни, является храмом Божиим. Когда человек заходит в храм, то невольно начинает вести себя лучше, благоговейно. Или когда священник идет по улице, многие люди начинают себя вести точно так же: порой удивленно, порой смущенно, а порой благоговейно, некоторые даже благословения просят. Человек знает, кто такой священник, и знает, что у него можно испросить благословения здесь и сейчас.

В храме ведь все особенное: иконы, атмосфера, запах ладана, свечей. Одеваемся в храм мы тоже особенно. Священнослужители облачаются в особые одежды для совершения Божественной литургии. Если мы оденемся в храмовую одежду, нам захочется пойти именно в храм; не захочется в этой одежде пойти в какое-то другое место, потому что мы так привыкли, и это хорошо. Но почему же Христа, живущего и действующего в нас причащением Святых Его Таин, мы вносим в те места, куда, строго говоря, вносить не должны? И почему мы всеми видами чувств принимаем в себя то, что храму не соответствует? Ведь никому не придет в голову внести в храм какой-то грязный, неприятный предмет, совершенно не соответствующий храмовому благолепию.

Не так давно был у меня случай, когда люди на освящение принесли светильник. Звонит мне охранник и говорит: «Батюшка, просят освятить светильник». У нас нет чина освящения светильника. Если бы это был светильник для Благодатного огня, можно было бы хотя бы как свечу освятить. Но охранник сказал, что принесли настольную лампу. Чина освящения настольной лампы у нас нет, и, если окропить ее святой водой, лучше от этого никому не станет, особенно когда она под напряжением окажется.

Мы в храм не вносим того, что не соответствует храму, и сами после богослужения не стремимся в те места, которые богослужению не соответствуют. Но, к сожалению, быстро проходит благоговение. И апостол Павел, мне кажется, имеет в виду, когда произносит эти слова, чтобы мы никогда и нигде не забывали, что мы – храмы Духа Святого, храмы Бога, живущего в нас. Для нас эти слова в определенный момент могут быть очень утешительными, потому что, как бы ни было вокруг плохо, мы причащались сегодня, вчера, позавчера, в прошлое воскресенье. А благодарим ли мы Бога каждый день за то, что причащались? Сразу после Причастия – да, благодарим. А на следующий день? А потом? Благодарение бывает очень полезным и может воодушевить нас всегда, в любой момент нашей жизни. Возможно, именно поэтому благодарственные молитвы по Святом Причащении достаточно краткие, чтобы их можно было знать наизусть и молиться ими в течение всей последующей недели, от Причастия до Причастия.

С другой стороны, эти слова апостола Павла могут быть для нас чрезвычайно обличительными. Если мы исповедуем себя христианами, кем Христос входит в жизнь других людей (о чем мы говорили в прошлой передаче), почему же на данный момент мы повели себя так? Почему не можем поблагодарить? Почему у нас не получается то, к чему призвал Бог, но очень легко получается то, от чего Бог нас предостерегает, говоря, что это грех?

Когда человек помнит в течение всей своей жизни, на каждом шагу, при каждом деле, при каждой даже мысли, что он – тот, кого Христос призвал, избрал, освятил, очистил и теперь в нем живет, тогда совсем по-другому начинает к себе относиться. Ведь если меня Христос причащает, то и окружающих людей тоже, особенно тех, кто в храме стоит и толкается. Они же тоже причащались Святых Христовых Таин, и Христос тоже живет и действует в них (насколько они допускают Его в свою жизнь). Тогда почему я не отношусь к ним так, как к храму? Почему, заходя в храм, я крещусь, а видя того или иного человека, отворачиваюсь и думаю: «Глаза бы мои на него не смотрели»? Где взаимосвязь того, что мы получаем от Христа на Литургии, и нашей жизни?

Так вот, на это и направлено служение церковное. В крупных городах почти во всех храмах богослужения совершаются ежедневно, Божественная литургия служится постоянно, чтобы мы никогда не забывали о том, какого великого дара сподобил нас Господь. Этим даром, действующим в нас Христом, мы можем все. Апостол Павел прямо пишет: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13). И снаружи укрепляющим, и изнутри. И сердце наше становится благодарным, исполняется совершеннейшего смирения, и мы с благодарностью вопрошаем: «Господи, Ты нам столько дал! Что я могу Тебе принести? Чем могу Тебе воздать?» Вот тогда наша жизнь становится другой. Ничем не отличаясь внешне от других людей, мы отличаемся своим образом жизни. Жизнь у нас та же самая. Во гресех роди мя мати моя, сказано в 50-м псалме. Но живем мы эту жизнь сейчас, и чем наше сердце наполнено, каким сокровищем мы его напитали, то и будет.

Отец Вадим, когда Вы отвечали на первый вопрос, упомянули энциклопедию. И я вспомнил время студенчества в семинарии, когда мы изучали литургику. В «Православной энциклопедии» есть очень хорошая статья «Евхаристия», занимающая не один десяток страниц. Нас даже заставляли ее конспектировать, чтобы хорошо запомнить. Это необъятная, большая тема. Думаю, нужно завершить нашу встречу отсылкой к этой статье, в ней много всего раскрыто, можно почерпнуть очень многое.

– Более того, пожелать нашим дорогим зрителям, как и мы в свое время в семинарии конспектировали от руки в тетрадь эту статью, тоже не полениться и сделать записи, но не на компьютере или в телефоне, а от руки. Не переписывать слово в слово (это будет труд неподъемный), а, обращаясь к каждому абзацу, к каждому предложению, найти то, что отзывается в сердце благодарностью, радостью или вопросом. Составить этот труд, положить на полочку, а через полгода, год или через несколько приобщений Тела и Крови Христовых снова открыть и посмотреть, есть что добавить из той же статьи или нет.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс