Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (1264) → Священник Алексий Дудин: Преодоление греха и шаги к победе

Священник Алексий Дудин: Преодоление греха и шаги к победе

№31 (1264) / 19 августа ‘24

Беседы с батюшкой

У Вас работает реабилитационный центр, и много такого служения, которое помогает людям преодолеть грех. Более того, у реабилитационного центра юбилей!

– 10 августа, в наш юбилей, была трезвенническая Литургия и торжества, посвященные этому.

Но, возвращаясь к нашей теме, перед тем как раскрыть такую серьезную проблему, хотелось бы сказать, что грех сам по себе присущ всем нам. Нет такого человека, который жил бы и не согрешил. Но не для всех людей, с их точки зрения, грех является проблемой. Для нас борьба с грехом непременно нужна. Это для православных христиан, ведь есть разные христианские течения. Например, протестанты считают, что Христос на кресте искупил все грехи, поэтому грех отныне для них – это не проблема. Это проблема Бога. Он все должен за них сделать.

Для мирских людей грехи и страсти обычно вообще не объект борьбы. Мне доводилось вместе с Православным молодежным клубом проводить встречу в одной из наших коммунаровских школ, и, когда мы объясняли, что есть средства борьбы со страстями, что можно поступать так-то, а можно поступать так-то, один молодой человек спросил: «А почему я должен бороться со своими страстями? Мне со своими страстями хорошо». Понятно, что это было связано с тем, что он молод, и у него много здоровья.

Грех тем и коварен, что сначала дает человеку сладость, а вот сам корень греха горький. Но человек это понимает не всегда. Сначала наступает эйфория, услаждение грехом. Оно может радовать, но потом грех неизбежно берет свое, причем с процентами. В современной культуре грех проще всего уподобить, наверное, микрозайму. Мне нужны средства для удовлетворения своих потребностей, я пошел и получил микрозайм, а то, что вскоре за этот микрозайм придется платить с большими процентами, и то, что я за это дело заплачу великой нуждой, это уже второй вопрос.

Об этом современный человек не думает, потому что так построена его жизненная психология, что он должен получить как можно больше благ в настоящий момент. Современный человек не думает о том, будет ли он жить завтра или не будет, и отодвигает эту мысль подальше. А то, что ему сейчас с грехом хорошо, – это объективная реальность, которая многих дезориентирует в этом мире. Грех тем и коварен, что он наводит на человека какой-то такой туман, дурман. Тот начинает путать, где добро, а где зло, где жизнь, а где смерть, где Господь, а где путь в ад.

Поэтому для того, чтобы бороться с грехом, прежде всего нужно понять, что грех – это зло, как бы необычно это ни звучало в нашем еще христианском обществе. Все-таки мы живем в православной Руси, и слава Богу, что наша духовно-нравственная система координат по-прежнему во многом основана на Евангельских истинах. Большинство людей пока согласится с тем, что грешить плохо. Пока! Что там будет дальше, куда будет идти мир, Бог весть. Но пока грех все-таки воспринимается как что-то плохое.

Правда, не всякий грех. Это тоже надо понять, потому что уже есть определенный набор грехов, который современное общество воспринимает как добродетель. В основном это грехи, связанные с блудом, когда человек гордится тем, как много ему по этой части удалось сделать. При этом за скобками остаются ужасные последствия этого греха: и аборты, и измены, и разваленные семьи, и испорченные судьбы. Это все остается за бортом. Такой человек с грехом живет, начинает с ним дружить. Основная проблема современного общества в том, что постепенно многие становятся уже не такими уверенными в том, что с грехом надо бороться. В связи с этим основная миссия Церкви сейчас – все-таки отстоять понимание того, что добро, а что зло, что грех, а что добродетель. Пока Божией милостью Господь даст Церкви такую силу, такую власть, а пастырям такое слово истинной благодати, наша страна будет стоять.

Грех был всегда и всегда будет. Человек без греха жить не может, но будет ли он с грехом бороться или будет пытаться с ним сосуществовать и выстроит свою максимальную функцию потребительской полезности, это будет либо источником жизни, либо станет источником погибели для всего человечества.

Кроме того, мы можем еще и культивировать грех, то есть думать, что это не грех, а, наоборот, достоинство. Можно вспомнить истории, которые обсуждаются сейчас во всем мире, в том числе кощунственные истории в области спорта. Имеется в виду, что мы можем культивировать грех как достоинство.

– Да, безусловно! Мы знаем о Содоме и Гоморре, где этот грех действительно превратился в норму жизни, в общественную добродетель. Не секрет, чем это все заканчивается. Грех сам по себе ужасен тем, что он отрывает нас от Бога как от источника жизни. Каково следствие греха? Болезни и смерть. Об этом мы все знаем, но лукавый все время пытается предложить нам какой-то особый грех: ты тут согрешишь, но ты не умрешь, поэтому это можно сделать. Современный человек все время переживает это искушение, и бороться с ним бывает очень тяжело.

Ему говорят не пробовать наркотики, а он пробует и убеждается, что они классные, дали ему такую радость, такую эйфорию, которую он в жизни еще не испытывал. Что за этим последует буквально через несколько приемов или даже через несколько лет? Это будет уже полный развал, мрак и отсутствие естественной радости, возможности видеть красоту этого мира, наслаждаться тем, что Господь дал нам здесь в утешение. Но это уже будет потом. Сейчас, в моменте, такому человеку хорошо. Грех его тянет, манит и лишает возможности получать ту законную радость и то счастье, которые Господь дал каждому здесь, на земле.

Когда враг рода человеческого пытается бороться с Церковью, он преподает Церковь как нечто такое, что лишает человека той малой радости, того малого счастья, которое в этой жизни есть. Господь говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. А дьявол говорит: «Нет, не ходите туда. Там вас заставят молиться, поститься, ходить по воскресеньям на богослужение. В единственный день, когда вы можете выспаться или погулять с друзьями, вы лишитесь этой радости и будете жить в вечном мраке». Так устроена наша природа, что, когда человек творит волю Божию, он получает сначала труд, а потом вознаграждение за него. А у дьявола наоборот: он сначала сулит тебе радость, ты берешь эту радость, а потом десятерицей за нее расплачиваешься.

Вопрос телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Господь говорил о том, что без Него мы не можем ничего. То есть без таинства Евхаристии, не причащаясь, мы не имеем в себе жизни. Когда мы приступаем к таинству Евхаристии, нам дается благодать, и мы боремся и побеждаем в себе грехи, те или иные страсти. Но в то же время мы не можем приступить к таинству, имея в себе какой-то грех, страсть. Как быть?»

– Скажу, что на свете есть только два типа людей: грешники и кающиеся грешники. Других нет. Даже святые в той или иной мере запинались, иногда совершали грехи, хотя активно с ними боролись. И святые отличаются от нас тем, что не позволяли себе пребывать в грехе. Сколько раз падешь, столько восстань – и спасен будешь, говорит Господь.

Господь знает, что человек не может не падать. Несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ежедневно мы грешим. Но как относиться к тому, что мы ежедневно грешим, и как делать работу над ошибками – зависит от нас самих. Понятно, что тот, кто себя блюдет, не позволит себе совершать грехи грубые, смертные. Такой, борясь с грехом, со временем делает страсти более слабыми. Потому что страсть всегда питается греховными действиями. Если страсть в нас бушует, но мы с Божией помощью ее в себе борем, то страсть становится слабее.

Страсти у нас есть всегда. Но каждый раз, подходя к Чаше, мы говорим: «… от них же первый есмь аз». Имеется в виду, что первый грешник, который приходит в данный момент к Господу, – это я. И неважно, кто согрешил больше или меньше.

Всегда вспоминаем случай из Евангелия, когда двое вошли в храм помолиться, – фарисей и мытарь. Оба были люди грешные. Но один пришел с покаянным чувством, говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному», – и получил от Бога оправдание. А второй – наоборот. Если бы этот фарисей жил в наши дни, то, наверное, подошел бы к Чаше со следующими мыслями: «Господи, я как положено три дня попостился, прочитал три канона и последование (может, еще пару акафистов, как рекомендуется). Вот, я все сделал, даже прощения попросил у вредной бабы Маши». Если человек подходит с таким настроением к Чаше, то он получит осуждение, сколько бы акафистов ни прочитал, сколько бы ни постился.

Каждый раз, когда приходим к Богу, мы должны четко понимать, что Бога недостойны. Если у нас есть такой правильный настрой, то Господь будет нас очищать и миловать. Кстати, миловать и очищать нас Он будет ровно настолько, насколько мы милуем и прощаем нашего ближнего. Это тоже очень важный момент.

Покаяние и обращение к Богу – у каждого своей степени сосредоточенности и глубины. Эта глубина, как я сказал, напрямую зависит от того, насколько мы готовы прощать (или не готовы прощать) наших ближних.

Поэтому к Чаше идти надо, молиться надо, готовиться надо, просить Бога, чтобы Он очистил, надо. Но, подходя, мы произносим эту молитву, и она не должна быть лицемерной. Если мы говорим: «… от них же первый есмь аз», то это должно быть в нашем сердце. Неважно, как согрешил мой сосед, брат, кум, сват и тот, кто рядом со мной стоит. Важно, что я перед Господом грешник. Если имеешь такой настрой, то другого осуждать никогда не будешь.

«Огнь бо есть...».

– Господь – огнь поядающий, но Он поедает наши грехи, если мы каемся и приходим с повинной головой. Есть такая поговорка: повинную голову и меч не сечет. Когда мы приходим к Богу с повинной головой, меч посекает наши грехи. А если мы приходим с гордо поднятой головой, то должны помнить об Иуде: Иуда на Тайной Вечере причастился, а для него это закончилось тем, что в него, как сказано в Евангелии, вошел сатана.

В 50-м псалме сказано: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит... Поговорим о шагах, ведущих к победе над грехом. Это очень важная тема. Потому что нам кажется, что мы сделали какие-то внутренние усилия, чтобы победить грех, – и все. Но бывает, что одного шага недостаточно. Этих шагов к победе у кого-то 100, а у кого-то 100 000. Я не знаю, как правильно сказать об этих шагах к победе над грехом. Какими они должны быть? Может быть, эти шаги уже где-то прописаны?

Вопрос телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Если человек ведет правильную, праведную жизнь, может он оставаться без греха? Или, хоть небольшие, но грехи всегда есть?»

– Ответ на этот вопрос я прочитал в одном из монашеских патериков. Мы знаем, что монастырская жизнь как раз направлена на борьбу с грехом, борьбу совершенную, всецелую, требующую постоянного сосредоточения. В монастыре для этого есть идеальные условия – возможность и поститься, и молиться, и находиться в более-менее благочестивых условиях, в которых спасаться удобно. Монашеская брань заключается в мыслях. Так вот, в патерике было сказано, что один юноша, испытав огромное количество искушений, обратился к старцу: «Отче, неужели нет таких людей, которые полностью освобождаются от греха?» На что старец ему сказал: «Я знаю одного монаха, он из десяти мыслей, предложенных врагом, девять отвергает, а на десятой все равно спотыкается». Понятно, что он говорил о себе.

Нет никого, кто бы в жизни не спотыкался. Мы читаем дневники Иоанна Кронштадтского и видим, что батюшка тоже все время спотыкался, но вставал. У него описаны моменты, когда он, например, говорит: «Господи, прости меня, зашла в храм женщина, недолжным образом одетая, и я ее осудил». Святые постники о себе говорят, что постились строго, но принесли любимую пищу – и вместо двух кусочков съели три. И просят прощения у Господа за чревоугодие.

Степень чистоты у каждого своя, но каждый человек обязательно спотыкается, падает. Почему так? Потому что тот, кто перестает каяться, перестает смиряться. Поэтому Господь попускает немощь даже святым людям. И эта немощь помогает спасаться, помогает избежать самого главного греха – гордыни. Чем более совершенным становится человек, тем больше грех гордыни на него нападает. Если остальные страсти по мере победы над ними ослабевают, то страсть гордости, как говорят святые отцы, – как бешеный пес: ее отгоняешь, а она нападает с новой силой.

Поэтому каждому здесь, на земле, Господь оставил спасительную немощь. Мы знаем, что сила Божия в немощи совершается. И не нужно отчаиваться. С грехом нужно бороться, с грехом нельзя соглашаться. Нельзя сказать: «Господи, я согрешил потому, что Ты мне эту немощь оставил; я был вынужден согрешить». Ничего подобного. Каждый искушается по собственным страстям, которые есть у него в душе. Искушение, грех – это следствие нашего собственного несовершенства. Это не Бог искушает нас, мы искушаемся собственными страстями и похотями.

Поэтому падает каждый, и это нормально. И каждый человек работает над чистотой своей души, просто уровень этой работы у всех разный. В миру более грубый уровень; в монастыре уровень более высокий, там на уровне помыслов отсекают грех. У каждого свой, так сказать, уровень духовного преуспеяния, но духовная брань не оставляет ни одного человека на этой земле, каждый искушается.

Вернемся к вопросу о шагах. Все знают прекрасный православный образ лествицы, восхождения. Шагов к Небу может быть и тысяча, если успеешь подняться, но всегда все начинается с первого правильного шага. Первый правильный шаг – это осознание собственной немощи и обращение к Богу за помощью. Собственно, этот шаг и прописан в программе «12 шагов», когда человек возвращается к трезвой нормальной жизни. В любом духовном движении этот шаг должен быть.

Первый шаг уже сам по себе спасителен, если даже человек останется на этой ступеньке смирения, на ступеньке того, что ему Бог необходим. То есть можно спастись одним только смирением, не прилагая других добродетелей. Как можно, собственно, и погибнуть одной только гордостью, несмотря на то что внешне будешь совершать великие дела и подвиги.

Этот первый шаг обязателен. Дальше у человека есть определенная свобода: он может развиваться в одной добродетели или в другой. Например, он принял Бога, смирился, попросил у Бога помощи и дальше может пойти по пути, скажем, добродетели гостеприимства. Вот сейчас много беженцев приезжает. Принять их к себе домой – это серьезное дело, потому что неизвестно, кто приедет, с какими правилами и как он будет жить. Тяжело бывает терпеть другого. Но человек принимает странников и через это служит Богу.

Это может быть добродетель милосердия, когда человек идет в больницу. Сейчас много раненых, да и вообще много людей, которые лежат в больницах и нуждаются в уходе, утешении и любви. Это может быть шаг в сторону детского дома, где нашей любви и служения ждут дети, нуждающиеся в уходе. Это может быть шаг в сторону психоневрологического интерната, где находятся бедные и несчастные люди.

В любом случае первый шаг – это осознание, что без Бога – ни до порога, что без Бога я не могу ничего сделать доброго. Господь сказал: без Меня не можете творити ничесоже. Можно идти различными путями к Господу, но вот этот первый шаг необходим, он базовый, он фундамент.

Мы прекрасно знаем, что вера без дела мертва. Мало веровать, мало обратиться, еще и твои дела должны соответствовать твоей вере. Если сделал что-то худое, потом сделай что-то доброе. Сказано: уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33:15). Если только уклоняться от зла, то дальше не пойдешь по лестнице духовного преуспеяния. Двигаясь к Богу, необходимо идти по этим ступеням.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс