Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (1264) → Священник Константин Кокора: Об осуждении

Священник Константин Кокора: Об осуждении

№31 (1264) / 19 августа ‘24

Беседы с батюшкой

Все мы так или иначе осуждаем. В любом состоянии, даже самом благодушном, мы иногда оправдываем разговор о ближнем такой фразой, что осуждаем грех, а не его самого. Как осудить грех, слабость, какое-то недоразумение или оплошность другого человека, но при этом не осудить его как личность, не загнобить его и так далее?

– Чаще всего этого не получается.

Абсолютно согласен.

– И как бы мы ни рассуждали о том, что отделяем человека от греха, чаще всего мы и обсуждаем, смакуем грех и грешника отправляем заранее в ад.

И что лукавить, еще и радуемся этому...

– Да, и порадуемся, и скажем, какие мы-то на его фоне правильные. Предвосхищая суд Божий, уже начинаем облекать себя в судейские мантии, говорить, кому куда идти, кто виноват и что делать. Здесь надо заглянуть в самое начало Книги Бытия, когда Господь творит человека и наделяет его разумом, свободой воли и другими качествами. В принципе, в каждом из нас есть начало понимать, что хорошо, а что плохо, что ненужное, греховное, а что является Божией волей и тем, к чему нам надо стремиться.

Любая страсть, в том числе и осуждение – это некое извращение того, что было изначально. Поэтому человек, конечно, должен определять, что хорошо, а что плохо. Он должен бегать от греха, отвращаться от зла, но при этом не должен судить того, кто рядом с ним. Он должен, как пишет апостол Павел, увещевать, назидать, останавливать другого в грехе, чтобы спасти его. Но часто мы этим не руководствуемся. Мы именно из рассуждения и обсуждения переходим черту. И важный момент в том, что чаще всего мы этого даже не замечаем. То есть начинаем вроде бы абстрактно обсуждать какую-то ситуацию, вроде бы ничего плохого, но вдруг раз – и перешли эту грань. Совесть подсказывает нам, что это красная зона: ты находишься в опасности, начинаешь злословить, вешать на другого ярлыки, что-то домысливать, потому что к осуждению приплетаются еще и ложь, и какие-то невыясненные факты, и сплетни, и так далее. Мы не раз на собственном опыте убеждались, как что-то додумываем, а потом все оказывается вообще не так, что этого не было, а мы уже вынесли вердикт, поставили печать, осудили.

Есть много способов, как отказаться от осуждения. Святые отцы, например, говорят, что нужно чаще вспоминать о своих грехах. Самый банальный пример: если я понимаю, что в человеке меня что-то задело, он в чем-то согрешил, то, скорее всего, это есть и во мне.

Где же мое бревно?

– Да, кстати, Господь же говорит: как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Как ты сможешь вынуть сучок? Ты не можешь сделать что-то благое по отношению к другому, если не поработал над собой. Мы должны понять, что в словах Спасителя: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы, – в Евангелии от Матфея (в других Евангелиях другие вариации) есть один важный момент: на самом деле мы просто люди. То есть когда-то и нас тоже будет судить Господь, а все остальные – это наши братья и сестры.

Говорится же: не судите.

– Да, каким судом судите, таким будете судимы. То есть как вы относитесь к ближнему, точно так же и Господь будет относиться к вам. Буквально. И здесь еще очень важно: если мой ближний действительно ближний, то я захочу ему помочь, не потопить его, а дать ему спасательный круг. И, конечно, движущей силой здесь должна быть любовь.

Я даже на собственном опыте убеждался, как по-разному можно относиться к одним и тем же явлениям. Банальный пример: гуляю с ребенком во дворе, и кто-то из соседских мальчишек что-то сделал, напроказничал. У меня сразу осуждение. Как так можно? Что такое? И вдруг то же самое делает кто-то из моих детей. И у меня совершенно другая реакция – я думаю: всякое бывает, он же маленький и не знал. Из этого можно сделать вывод, что мы очень лицеприятны и относимся к разным людям по-разному: кто-то вызывает у нас симпатию в силу даже естественных причин, а кто-то антипатию по непонятным причинам; кто-то нам больше нравится, кто-то меньше, и из-за этого мы начинаем с легкостью осуждать.

Еще очень важно понять, как сказать кому-то о том, что он согрешил. Господь в другом месте говорит важные слова: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви. Господь не говорит молчать.

А как этот принцип осуществить на практике?

– Наверное, в буквальном смысле. То есть подойти и сказать, что это тебя смущает, что его слова или действия тебя задели. Скорее всего, в 90 процентах такие случаи разрешатся, потому что мы еще часто имеем дело с испорченным телефоном: нам что-то сказали, мы чего-то не поняли. И опять же в результате грехопадения очень часто факты искажаются. То есть мы вообще неправильно воспринимаем действительность, что-то додумываем за человека, домысливаем какие-то события, интерпретируем их, как нам хочется, в связи с нашим мировосприятием.

И, конечно, если мы это сделаем и вдруг не найдем понимания в глазах другого человека, то обязаны просто за него молиться, чтобы Господь его каким-то образом исправил. Осуждение – это вынесение нравственного приговора, когда я решаю за Бога, что этот человек уже бесперспективен, что ему нет места в раю, что он не может спастись, потому что сделал то или иное дело, что-то не так сказал или ведет себя как-то не так. Но судья только один – Бог. Об этом пишет и апостол Павел к Римлянам, и говорит Сам Христос. Господь все знает, Он в курсе всех дел.

При этом наша обязанность – не оставаться равнодушными. Ведь бывают случаи, когда мы становимся свидетелями какого-то зла, например, в семейной обстановке, при нас кто-то кого-то унижает, или осуждает, или даже применяет насилие, а мы говорим: «Ну кто я такой, чтобы осуждать? Это не мое дело, я тут лишний. Не судите, да не судимы будете». Так мы ударяемся в другую страсть. Какую? Как раз в равнодушие, в нежелание возвысить голос. По сути, это отсутствие любви. Любви к истине, любви к тому, кого обижают и к обидчику. Потому что исправить это тоже наша обязанность. Как? С любовью. И для этого нужно, прежде всего, научиться вытаскивать бревно из своего глаза. То есть понять, что я тоже, как говорит один из современных богословов, больной человек. Как в физическом плане у всех болит что-то свое, так и у меня болит что-то свое, есть своя ахиллесова пята. Все мы пациенты больницы. Как и в Церкви: у нас нет святых, а есть спасающиеся грешники.

К авве Аммону однажды пришла братия и сказала: «Ты знаешь, у брата в келье женщина. Что нам делать?» Авва Аммон пошел к этому брату. Так как женщина спряталась под кадкой, он сел на эту кадку и говорит: «Ищите по всей келье». Они поискали, женщину не нашли. Авва сказал: «Слушайте, братья, как же так? Вы сказали, что она здесь». Когда братья ушли, авва встал с кадки, подошел к брату и сказал: «Брат, подумай о своей душе». Как мудро поступил он: и тем людям не дал впасть в осуждение, хотя они были правы, и этому брату очень деликатно, с любовью, по-отечески указал на его просчет.

Мы, конечно, можем предположить, что бывает по-разному. Вот авва Аммон сядет на кадку, а тот брат решит, что он покрывает его грех, значит, можно грешить дальше. Нет. Это значит, что в следующий раз авва Аммон поступит по-другому. Может, пригласит кого-то из братьев, чтобы решить, как поступить с согрешившим. Но очень важно применить педагогический принцип долготерпения, любви, желания помочь оступившемуся, помолиться за него, искренне попросить за него у Бога, чтобы Господь вразумил его (если не через тебя, так через кого-то другого).

А как разделить осуждение, сплетни, обсуждение? Это разные вещи, но идут очень тесно друг с другом. Одна телезрительница писала, что хочет уволиться с работы, потому что все участвуют в обсуждении всех и всего.

– Честно скажу, это прямо общий знаменатель. Приходят люди и говорят: «Батюшка, такой коллектив (особенно, к сожалению, когда женский) – все друг о друге сплетничают. Как не участвовать в этом?»

Да, и внешний мир очень сильно к этому располагает. Мы смотрим за жизнью известных людей, новости, факты, тот умер, тот родился. Стараешься этого избегать, но все невольно поглощает тебя.

– Да. Один из способов – не увлекаться просмотром новостей, телевидения, жизни всех этих звезд, чтобы не давать себе пищи. Как? Вот пришла мысль, мы ее либо принимаем, либо не принимаем. Если осуждение, то плод слишком сладок, хочется почувствовать себя праведником на фоне этих людей. Здесь, конечно, очень-очень важно ограничивать себя в физическом плане. И в плане работы тоже. Недаром в Писании сказано: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. А апостол Павел пишет: Дурные сообщества развращают добрые нравы. То есть если мы находимся в деструктивном коллективе, то должны каким-то образом себя от этого отгородить, может быть, даже ограничить себя в общении, сказать, что не можете и не имеете желания участвовать в пересудах.

Также очень важно выделять какие-то хорошие черты у человека. То есть, даже впав в осуждение, искать его хорошие черты, может быть, он помог в трудный момент или была какая-то беда, а он не остался равнодушным. У каждого человека, как это ни странно звучит, обязательно окажется какая-нибудь хорошая история. Вот за нее надо зацепиться и понять, что Господь Сам знает, как лучше, что в конце концов суды Божии нам совершенно неизвестны.

Или история из патерика, когда умирает монах, лежит весь просиявший, а братия ничего не понимает: как так? А это потому, что он никого не осуждал. Нам кажется, что это просто: не осуждай, а остальное будет в руках Божиих. Нет, нам надо исполнять все добродетели, но осуждение настолько широко разлито в нашем мире, что просто не осуждать – это действительно подвиг. Недаром Господь говорит, что есть такая заповедь. Он знает человека изнутри, знает, что тот к этому склонен, знает, что эта искривленная, извращенная добродетель будет подвигать его к тому, чтобы почувствовать себя царем природы.

Господь, как говорит апостол Иоанн Богослов в Евангелии, пришел не судить мир, а спасти. Это потрясающе. Бог говорит, что не хочет судить и выносить неприглядный, плохой вердикт. Он хочет именно спасти мир, чтобы люди не умерли, а спаслись. Настолько Его человеколюбие широко и безгранично...

И на Кресте Господь уже мог бы вынести какой-то приговор людям, отправившим Его на распятие, осудить их, но Он говорит: Отче, прости им, не ведят бо, что творят! И здесь мы находимся перед тайной греха. То есть грех – это всегда признак сумасшествия. Человек чаще всего, когда делает грех, руководствуется благими помыслами. То есть ему кажется, что это хорошо, что все так делают, ничего страшного в этом нет. И поэтому, прежде чем осудить, нам нужно взвесить и такие моменты: где и при каких условиях человек был воспитан, кто его этому научил, почему он был вынужден так себя вести. И очень важно знать его, а не додумывать какие-то факты из его жизни.

Авва Дорофей рассказывал историю про корабль, на котором были невольники. Одна из богатых женщин решила купить себе ребенка, сделать его свободным. Она была очень знатная, благочестивая, разумная и решила сделать этого ребенка безгрешным, неподкупным, смелым, одним словом, христианином. На корабле было две девочки: одну из них выкупила эта женщина, а вторую блудница. И авва Дорофей пишет, будет ли Бог спрашивать с этих детей одинаково? Конечно, нет. Эти дети по-разному воспитывались, разными были их обстоятельства жизни, условия взросления. Бог не может применить ко всем один знаменатель. Он каждый раз будет искать, как говорил Достоевский, за что зацепиться.

В глазах Бога каждый из нас очень ценен, поэтому и мы должны научиться видеть в другом хорошее, отмечать что-то благое, что мы можем принять. А то злое, что не принимаем, должны попытаться исправить. Мы должны верить, что человек может исправиться. И это безумно сложно. Потому что ладно один раз простить, два, три, пять, но Господь говорит прощать до седмижды семидесяти раз. Здесь мы стоим перед необходимостью понять, что человеческими силами и волей это сделать невозможно. То есть невозможно не осуждать зло, грех, разврат, вранье, фальшь. Но с Божией помощью мы научимся видеть в человеке именно образ Божий, различать то наносное, что к нему прилипло. Мы тоже небезгрешны. Господь будет судить и нас, поэтому нужно думать каждый раз и о своих грехах.

И мы знаем, как люди могут каяться, из какого состояния Господь выдергивает их, как апостола Павла, делает святыми, принадлежащими уделу Божию, царским родам, священством Нового Завета. Поэтому надо верить в человека, в то, что даже если сейчас так, завтра может быть по-другому. И мы умеем это делать. Мы всегда готовы прощать своих близких, не осуждать их, а оправдывать, может быть, даже чересчур. И, самое главное, мы можем это сделать на примере самих себя. Мы всегда себя простим.

В одной книге описывался случай, когда один осуждал другого, и в какой-то момент ему снится сон, в котором тот подходит к нему и говорит: «Ты меня осуждаешь, а ведь я каюсь». Неизвестно, что происходит в душе человека, какие действия, какая сила воли внутри него; может быть, он действительно грешит, но мы не знаем, как он кается.

– Вы абсолютно правы. Авва Дорофей говорит, что мы видим, как грешат другие, но никогда не видим, как они каются. Может быть, даже не хотим этого видеть. Почему?

Это не наше дело.

– Страсти – это же не просто ошибки, это то, что привлекает. И поэтому мы легко переходим из рассуждения в обсуждение, а из обсуждения в осуждение. И лучше даже не начинать этого делать. Знаешь, что сейчас позвонит человек и ты начнешь с ним пересуды и осуждения?

Нужно избежать этого разговора?

– Избежать или сменить тему разговора, предложить лучше помолиться за того человека. И это безумно сложно, потому что мы имеем привычку ко греху. Когда он превращается в страсть, мы уже не можем этого не делать. Блаженный Августин пишет, что мы должны из состояния «не могу не грешить» перейти в состояние «не могу грешить», когда грех станет отвратительным, а нам даже думать об этом не захочется.

Но при этом важно не остаться равнодушным, не говорить, что все хорошо. Святитель Иоанн Златоуст говорит про заповедь не судить, что это сказано не про все грехи и не каждому человеку. Он говорит, что судить могут те, кто действительно справился с какими-то своими страстями. А бывают какие случаи? У меня лично было: человек приходит на беседу перед Крещением и начинает говорить, что видел, как батюшки делают что-то не то, и свечницы тоже. Все ему не нравится. То есть он может сам находиться в смертном грехе.

А сам он хороший.

– Да, у него все в порядке, все ему должны. Я советую такому человеку посмотреть на эту ситуацию не как на витрину магазина, а со стороны участника. Может быть, он был как раз послан для того, чтобы подойти и сказать, что его что-то смущает. Или Господь через грехи других открывает какой-то его грех. Ведь часто в других мы видим то, что превалирует в нас. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что люди могут брать на себя судебные функции, только если сами справились со всеми своими грехами. Но как этого достичь? Нужна огромная работа над собой. Поэтому суды не упраздняются. Если мы поймем это буквально, то выпустим всех убийц, маньяков и преступников. Нет, судопроизводство должно быть, без него никуда. Иначе будет анархия и хаос.

В том числе мы должны научиться принимать критику, хотя в этом мы тоже совершенно не мастера. Мы не любим, когда нас критикуют, считаем, что нас как будто осуждают, не любят. Поэтому еще надо научиться критиковать другого так, чтобы это было конструктивно, а не деструктивно. Апостол Павел пишет, что нужно уметь высказывать свои мнения, спорить об этом, научиться вынимать бревно из своего глаза, и тогда мы сможем сказать ближнему: «Ты знаешь, я тоже пребываю в грехе, поэтому вижу твой изъян. Давай вместе молиться об этом».

Порой осуждение идет нога в ногу с завистью, то есть осуждают в основном люди, чем-то обиженные. Но я замечаю, что и вполне успешные люди осуждают других. Казалось бы, если у тебя все есть, то тебе нет дела до других. Ты должен быть доволен тем, что есть.

– Дьявол говорил Адаму и Еве, что если они съедят запретный плод, то будут как боги. Боги с маленькой буквы без Бога с большой буквы. Человеку хочется побыть Богом, сказать что-то веское, что решит судьбу другого. С другой стороны, когда некто живет нехристианской жизнью, не пытается работать над собой и пускается, так скажем, во все тяжкие, то Бога в его жизни минимум. И поэтому жажда истины, алкание Бога искривляются. Истина становится ложью, все предстает совершенно в другом свете. И человек не может заполнить пустое пространство в своей душе. Он пытается заполнить его и тем самым себя оправдать. Может быть, старается на фоне этих людей, которых он осуждает, выглядеть хорошим, приличным, добрым или таким, каким он хочет себе казаться.

Тема интересная. Слушал Вас и в голове прокручивал ряд моментов, когда осуждал кого-то в жизни. От этого действительно никуда не деться. И какой вывод мы делаем? Осуждение от недостатка любви к ближним. Значит, нужно приумножать в себе любовь, вести духовную жизнь. Сами мы грех не поборем. С Божией помощью мы сможем избежать такого греха, как осуждение. Оно страшно, потому что за ним идет очень много всего.

– Кстати, потом самому плохо становится. Я по себе знаю. Стоит молиться об этом: «Господи, останови меня». Бывают такие степени греха, когда человеку даже нравится то, что он делает, испытывает радость и удовольствие от греха.

Становится страшно, когда осознаешь, что это грех.

– Осознаешь, но радуешься этому, получаешь удовольствие и ничего с этим сделать не можешь. Нужно молиться, даже буквально так: «Господи, останови меня любым образом». Это наша обязанность. Если мы не остановим какие-то страсти, то они дойдут до такого гиперкритического состояния, когда человек просто не кается.

У меня были такие случаи, когда человек не кается. Просто говорит, что у него все нормально, никаких грехов нет.

Не будем допускать этого, будем стараться вовремя остановиться.

Записала:
Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс