Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (1264) → Игумен Фома (Василенко): Одиночество

Игумен Фома (Василенко): Одиночество

№31 (1264) / 19 августа ‘24

Беседы с батюшкой

Тема одиночества волнует многих людей, как молодых, так и пожилых. Молодые часто ощущают себя одинокими по той причине, что в процессе роста, в том числе и духовного, часто теряется контакт с близкими, прежде всего с родителями. Они часто говорят о том, что одиноки. Я читал письмо женщины 25 лет, которая пишет, что у нее большая семья, но она чувствует себя абсолютно одинокой, даже вера в Бога не помогает. Также я видел пожилую женщину, чувствуется, что она одинока, и в качестве спутника у нее старенькая собачка. Ощущение одиночества возникает очень часто. Или, может быть, я не прав и одиночество – это просто некое изобретение или ложное понятие?

– По моему мнению, чистого одиночества не существует. Или человек с Господом, в духовном поиске, в духовной работе, в поте лица добывает свой хлеб и трудится для спасения своей души, или человек не с Богом, а с Его противником. Этот противник – отец лжи. Он наводит на человека ложное состояние. Сам отступник от Бога и такие же плоды своего присутствия привносит в жизнь того, кто не живет с Богом.

Вы привели в пример молодую женщину 25 лет, у которой семья, но она говорит, что вера не помогает. Одной веры мало. Ведь есть еще любовь. А вера присуща и бесам. Они веруют, трепещут, но им это не поможет. Они даже не то что верят, а знают, что Бог есть, но разве им это помогает? А любовь связана с тем, что человеку нужно подчиниться Богу добровольно, стать Его другом. А это значит растоптать свое самолюбие, победить его. А самолюбие связано с саможалением, самолюбованием.

С самооправданием.

– Да, но не самоукорением. Смирение связано с самоукорением. Человеку больно сделать себе какое-то замечание, понять, что он грешный, жить с этим и работать. Внутренняя работа тяжелая, настолько мы подчиняемся трем греховным китам – сластолюбию, сребролюбию и славолюбию. И сластолюбие бывает ведь и в духовной форме или в душевной, когда человек себя хвалит за что-то. Необязательно есть вкусную пищу, можно быть эстетом, например. Это не только проявление желания навести вокруг себя красоту, но и самолюбование со сластолюбием.

А для женщины в пожилом возрасте может быть ударом, если собачка умрет, раз у нее больше никого нет. Конечно, неплохо иметь хотя бы собачку, когда никого нет рядом, но замыкаться на этом нельзя.

В чистом виде одиночества все-таки не существует, потому что Бог Вездесущ. Когда человеку очень плохо, говорят: моя душа как в аду. Он не знает, что такое ад, но его душа невольно говорит правду. А что такое ад? Нельзя сказать, что это отсутствие Бога. Это такое присутствие Бога за какие-то «заслуги» человека перед Ним. А у того, кто находится с Богом, другое присутствие Божие в душе – радость. Мы читаем в житиях святых, как они радовались. По нашему мнению, чему там радоваться? Смотришь на святых: все раздают, их укоряют, обижают, бьют, терзают, мучают, а они терпят это все ради Христа, благодарят и благословляют тех, кто их заставляет страдать.

9 августа – День святого великомученика и целителя Пантелеимона. Было несколько попыток его казнить, не получилось. И солдаты уже не хотели исполнять приказ, но он сказал им, что если они не приведут приказ в исполнение, то не получат награды от Бога. Он заставляет солдат казнить его, настолько явно он находился в присутствии Божием. Хотя вокруг него были одни гонители, рядом не было друзей. Но Бог был с ним.

Я еще вспоминаю святую великомученицу Варвару. Она была одна, даже ее отец был против нее. Но она не была одинока.

– Потому что с ней был Тот, Кто больше всех.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В начале времен Бог сказал: не хорошо быть человеку одному. Я думаю, что одиночество – это внутреннее состояние. Можно находиться в толпе людей, но быть одиноким. А можно жить одному и не считать себя одиноким. Как сказано, «если хочешь идти быстро – иди один, а если хочешь дойти далеко – идите вместе».

– Да, с этим не поспоришь, так и есть. Это внутреннее состояние. Бывает, человек и в гуще людей несчастный, потому что никого нет рядом. А бывает, наоборот, отшельник, но с ним Бог и ангелы, он не одинок.

Одиночество побеждается дружбой. Одинокому человеку, который страдает, нужны друзья. Но иногда он этого не понимает и сторонится людей. Есть разные причины для этого. У кого есть друзья, тот никогда не будет чувствовать себя одиноким. Но чтобы иметь друзей, нужно научиться быть другом. Это значит что-то отдавать, чем-то жертвовать. Даже к чему ты привязан, это надо отдать. И когда человек побеждает эту свою привязанность и жертвует чем-то, Господь его многократно вознаграждает. Именно духовным состоянием, радостью, которую никто не отнимет. Какие-то материальные приобретения закончатся. Нам же нужно искать того, что никогда не отнимется от нас. И это происходит уже на земле: человек отчасти начинает входить в состояние вечной радости, которую никто не отнимет.

Одиночество, наверное, из-за того, что мы не ищем точек соприкосновения с теми, кто нас окружает, кого мы называем близкими. Если мы не ищем точек соприкосновения, то в какой-то степени лишаем себя возможного общения, которое не дает нам стать одинокими.

– Да, поэтому надо быть смелее, но не наглеть. Нужно быть смелее и заявить о себе, позвонить, написать. Бывает, человек, которому стесняешься позвонить или написать, тоже стесняется. Бесы ведь очень шустрые: они и тебя смущают помыслами, что не надо звонить, и того человека тоже. А в результате вы оба страдаете. Надо быть посмелее. Ведь не все, что приходит в голову, умное. Нужно это проверять.

Но при этом не переваливать на другого все свое, быть требовательным, чтобы тебя выслушали, услышали, успокоили. Нужно не только брать, но и давать. И вообще, давать лучше, но тут тоже нужно знать меру: если взять на себя непосильный груз, то и не донесешь его, и сам себя раздавишь. Нужно знать меру. А как определяется мера? Быстрее всего мы получаем ответ, когда обращаемся в молитве к Богу. Но ответ не всегда бывает таким, какой мы хотим. Нам все равно хочется своего. Но если Господу это не надо, то нам зачем?

Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Как жить в одиночестве? Нужно делать больше хорошего? Принимать это как наказание или как испытание веры?»

– Слово «наказание» можно принимать и как наказ, поучение, поэтому просто отбросим эту терминологию и будем рассматривать не как наказание или поучение, а как данность. Такова данность: я живу в такой обстановке, Бог привел меня сюда. И в этой обстановке нужно научиться делать что-то полезное для других людей. Кто любит Меня, соблюдает заповеди Мои. Какие это заповеди? Возлюби Господа. А вторая, подобная ей, возлюби ближнего, как самого себя. И тут уже широкое поле деятельности. Если человек сидит дома на пенсии, которой хватает оплачивать и коммунальные услуги, и на продукты, внуки выросли, он свободный, то это счастливый человек. Он может пойти в храм, как положено, в субботу, в воскресенье, в праздник, может помочь кому-то, стать волонтером. Тем более сейчас у нас такая обстановка на границе с Западом. Необязательно брать на себя что-то непосильное, но что-то посильное можно сделать.

Святитель Феофан Затворник пишет, что скука связана с одиночеством. Он говорит, что знал одного человека (графа Сперанского), который никогда никуда не ходил и никого к себе не приглашал. Его однажды спросили: «Вам не скучно?» А тот ответил: «А мне некогда. У меня много дел и нет свободного времени». От чего бывает скука? Когда сделал свои обязательные дела перед обществом, перед семьей, перед самим собой и остается промежуток времени. Казалось бы, посвяти его ближнему, исполни заповедь. Но тут встречается множество препятствий. А если есть еще свободные деньги и возможности, то в голову начинает лезть всякая ерунда про то, как убить время. Именно убить, то есть как с помощью денежных средств, которые есть, развеселить себя.

Проводить время с пользой – это подвиг. Что-то надо дать другому. Но опять же в рамках. Если без меры исполнять хоть и не свои делания, но чужие, это тоже грех. Что такое грех? Это излишек в желаниях. Нет человека, живущего без желаний. Но желания бывают умеренные, а бывают безмерные, греховные. И вот тут уже нужно рассуждать, что дать тому, кто нуждается, как потратить свое время и что у тебя есть для того, у кого нет такой возможности. Может, он болеет или одинок. Посети его, тем самым убьешь и свою скуку и одиночество. Но руководствоваться нужно прежде всего любовью к Богу и ближнему. Но как себя к этому приучить, если все время любишь себя? Как быть?

Продолжим разговор об уединении. Ведь часто мы хотим именно этого. Как сказано о молитве? Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу. Но бывает, что нет комнаты, где можно затворить дверь. И тогда человек может внутренне закрыть эту дверь и помолиться внутри себя.

– Конечно. Прекрасная способность, когда он разговаривает с кем-то и при этом молится Богу. Не то что способность, а навык. Нужно приучать себя к этому. Конечно, бывают ситуации, когда невозможно молиться, и тогда нужно удалиться от этого человека.

Насчет слов. По мнению некоторых филологов, «одиночество» – не русское слово. Русский язык имеет славянские корни и церковное влияние на него. Созвучно этому слову в русском есть слова: «одинаковый», «одинакий», «единый», «единакий». Но это уже другой смысл. В то время (относительно на заре человечества) не было такого духовного упадка у людей, как сейчас, и под словом «единакий» имелось в виду, что у людей одинаковые занятия. «Един» – это был человек, который, например, один в семье, один в поле. Имелось в виду не одиночество, про которое мы сейчас говорим, а как в поговорке: «Один в поле не воин». То есть ему нужен кто-то, кто его поддержит (оруженосец или наводчики). И если посмотреть в Евангелие, то Господь посылает учеников всегда по два, чтобы они друг друга поддерживали. Если один упадет в сомнениях или, может быть, в небрежении, то другой его поддержит. Правда, я не знаю, могли ли вообще апостолы падать. Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» – человек, уединенный ради общения с Богом, когда ничто не мешает ему видеть себя, работать над собой и исправлять себя.

Вопрос от Афродиты из Крыма: «Как правило, мы больше говорим о следствиях одиночества, а причиной одиночества, на мой взгляд, является интернет, в котором люди как бы наедине со всеми, но себя абсолютно не знают. И поэтому мы иногда говорим, что находимся на 15-й ступени „Лествицы” Иоанна Лествичника. В реальной жизни людям неинтересно с кем-то говорить, чем-то делиться и так далее. В советское время не было одиноких людей, люди больше общались друг с другом. В греческом языке есть два слова, обозначающие одиночество. В первом случае это нормальное состояние, то, о чем Вы говорите, и есть слово, означающее, что человек как бы находится на чужбине. Я считаю, что эти понятия очень важно разделять».

– Есть довольно много причин того, что человек становится одиноким. Может быть, кто-то из близких умер, или кто-то из близких уехал, или умерла собачка и так далее. А причина-то в том, что самолюбие не дает ему увидеть себя. Самолюбие ослепляет человека, делает его кумиром для самого себя. У него нет объекта любви, кроме себя самого. Я думаю, причина одиночества в первую очередь именно в этом.

Конечно, есть науки, которые изучают одиночество, им занимаются психологи, психотерапевты. Сейчас очень быстрыми темпами развивается психиатрия. Мне по роду моего послушания приходится сталкиваться с самоубийствами: как к этому относится Церковь, можно ли молиться за покончившего жизнь самоубийством, и как за него молиться? Если человек был душевно болен и есть свидетельствующий об этом документ от психиатра, если он был крещен, то его можно отпевать и поминать в Церкви.

Одинокие люди находятся в группе риска, ведь некоторые из них думают, что их мучения закончатся, когда они наложат на себя руки… У них вроде бы есть вера, как у этой молодой женщины, но вера без дел мертва. Дела веры перечисляет нам апостол, и среди них милосердие, его нужно проявлять. Вот тебе плохо, а ты найди того, кому еще хуже, чем тебе, и помоги ему и сразу получишь награду от Бога. Это многократно проверенное средство. Но зачастую, когда человеку плохо, у него остаются силы только на то, чтобы жаловаться, роптать, возмущаться...

Или унывать, считая себя бедным, несчастным, одиноким и так далее. Мне часто приходится ездить в общественном транспорте, и я наблюдаю такую картину: огромное количество молодых людей сидят в телефонах.

– И немолодых тоже. Я иногда тоже езжу общественным транспортом и вижу это.

Да, причем они сидят в соцсетях. Именно об этом говорила Афродита. Но в интернете можно читать святых отцов, а можно залезть в это самое пространство одиночества, где нет Бога.

– Ну да. Человек обманывается. Бывает, что люди находят себе какое-то развлечение. Мужчины и женщины говорят: «У меня есть партнер», – и это как бы пародия на семейную жизнь. Человек обманывается через свое тело, через влечение к противоположному полу, но все равно остается опустошенным.

Нам же нужно проверять себя Священным Писанием, которое для нас все-таки достаточно закрытое, хотя там некоторые вещи и написаны очень простым языком. Но поскольку наш ум после грехопадения стал во многом невосприимчивым, то хорошо, что святые раскладывают нам это. И еще хорошо, когда мы сами горячо просим Бога, и не просто словами молимся, а молимся так, как пророк Илия… А как молился пророк Илия, когда пошел дождь после трех с половиной лет засухи! Он опустил голову между колен к земле, то есть подчинил себе свое тело. Душа его рвалась к Богу, он ревновал о том, чтобы угодить Богу, но еще он заставил свое тело принять такое неудобное положение. Он так наклонился к земле, что почти слился с ней, себя за землю почитая. Вот какое состояние было у него.

И нам нужно так же молиться и хотя бы один раз в день делать земной поклон. Иногда видишь, как люди накладывают на себя крестное знамение, и невольно хочется осудить: «Ну зачем же так? Вспомните, как молился пророк Илия – и дождь пошел».

Я еще вспоминаю его ученика Елисея. Сколько же духовных усилий потребовалось ему, чтобы воспринять те дары, которые даны были пророку Илии! И еще вспоминаются слова, которые Христос сказал на кресте: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? И мы часто говорим: «Господи, почему Ты оставил меня?»

– Но мы не слышим, что в этот момент Бог говорит нам: «Это ты оставил Меня, а не Я оставил тебя».

Подводя итоги, можно сказать, что все-таки одиночества не существует.

– И смерти нет. Но человек имеет свободу и имеет ум. Умом нужно обратиться к Богу, чтобы Он научил нас распоряжаться своей свободой, чтобы делать правильный выбор, не стесняться что-то спросить и показать себя незнающим.

А ведь гордыня нам говорит: «Зачем тебе о чем-то спрашивать? Ты и так все знаешь». Нам не нужно доверять себе. Конечно, хочется быть ювелиром, как в бильярде, с первого раза попадать в лузу. Но здесь есть опасность – наша жизнь не бильярд, и наградой нам будет вечность или такая, или такая. Будет смерть, суд, рай или ад. Нам нужно все время проверять себя, ведь смерть обязательно будет, и обязательно будут суд, рай или ад.

И думаешь: «Ну как, Господи, не встать мне на колени и не попросить у Тебя: прости меня, грешного? Помоги мне начать исправляться прямо сейчас, а не потом, помоги не быть как эта попрыгунья-стрекоза, которая лето красное пропела». Поэтому одиночества нет, а есть неразумное потребление свободы.

Кому мы поклоняемся, того и рабы. Если поклоняемся Богу, то какое может быть одиночество, если Он Сам – Троица и у Него столько святых! А если я поклоняюсь не Богу, то сам виноват. «Я виноват, Господи, но прости меня. Научи меня, как вернуться к Тебе». Нам нужно постоянное покаяние. Думайте только об одном – покаяться, покаяться… Но дебри, конечно, нас заманивают – нам хочется разбираться в каких-то высоких богословских предметах.

Отец Фома, благословите наших телезрителей.

– С нами Бог всегда; и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс