Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема разговора: «Любовь к врагам». В Евангелии от Матфея, продолжая излагать заповеди в Нагорной проповеди, Христос провозгласил: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Как правильно понимать слова Спасителя о любви к врагам и про какую любовь говорит Христос?
– Про ту любовь, которой Он был воплощением. Бог есть любовь. И заповедь о любви к врагам уже чисто христианская. Этой заповедью мы отличаемся от остальных религий – и от ветхозаветной иудейской, и от ислама, и от буддизма. Такой заповеди нет нигде. Она настолько запредельная, что кажется невыполнимой. Она заключает в себе много смыслов.
Есть известная формула святителя Филарета о любви к врагам. Какие бывают враги? Он говорил, что бывают враги Отечества, с которыми мы должны воевать, бывают наши личные враги, которых мы должны любить, и бывают враги Божии. Это как раз всякие еретики, раскольники, кощунники. Ими мы должны гнушаться. Вот формула святителя Филарета: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша».
В этой новозаветной заповеди блаженств говорится именно о любви к личным врагам. И даже по своему опыту мы можем понять, что духовную пользу нам приносят как раз не друзья, а враги. Мы совершенствуемся, когда терпим от них скорби. Мы научаемся терпению, незлобивости, не отвечать злом за зло и таким образом действительно становимся христианами. То есть мы как бы тренируемся, преодолевая препятствия, несовершенства.
Как действуют враги? Они нас обижают, оскорбляют. Мы злимся, гневаемся, раздражаемся. Это же открываются все наши страсти, пороки, грехи. И теперь мы знаем, с чем нужно бороться, что должны в себе исправлять. А как действуют наши друзья? Наоборот, хвалят нас, зовут на какие-то увеселения, вечеринки, где мы еще больше грешим. То есть получается, что друзья-то приносят нам душевный вред, а враги – духовную пользу. И когда мы станем это понимать, нам будет легче их любить.
Получается, что личные враги – наши настоящие благодетели. И мы должны к ним относиться не так, как они к нам. Мы никогда не победим зло злом. Откуда берутся личные враги? Как правило, от зависти. Даже у Самого Спасителя сколько было врагов? По идее-то, у кого не должно было быть врагов? У Иисуса Христа. И тем не менее у Него было больше всех врагов, причем таких, которые ненавидели Его и до сих пор ненавидят лютой ненавистью. Фарисеи ненавидели, потому что завидовали. Пришел Учитель, Чудотворец, Который представлял для них карьерную опасность. Они очень этого боялись. И нынешние фарисеи тоже боятся. От зависти и происходят все злодеяния и появляются враги.
Но мы не победим зависть, предпринимая какие-то ответные меры. Нужно просто молиться, чтобы Господь им помог. Молиться за врагов, чтобы зло отошло от них, чтобы они изменились. Зависть – грех, который не доставляет человеку удовольствия. Остальные грехи приносят приятное удовольствие, а зависть разъедает, точит изнутри как червь. И тем не менее мы никак не можем избавиться от этого чувства. Мы в большей или меньшей степени все подвержены этой страсти. Именно зависти. Даже те, кто говорит, что никогда не завидуют. Они завидуют, просто еще не понимают этого. Если не завидуют богатым, то могут завидовать талантливым. Например, какой-нибудь повар или автослесарь, может быть, не завидует писателю, композитору или артисту, но он завидует более талантливому повару или более успешному автослесарю. То есть именно в своей профессиональной среде у него уже бывает зависть. Мы все подвержены зависти, и не надо пугаться, когда обнаруживается эта наша болезнь, язва. Надо ее лечить, исповедоваться. Сначала определить правильный диагноз, а потом духовник, которому мы исповедуемся, пропишет нам лечение. Если нет духовника, то Сам Господь будет нас лечить. Потому что Он Врач душ и телес наших.
А как понять, есть ли у тебя враги?
– Это же видно. Враги – те, кто против тебя плетет интриги, сплетничает, завидует тебе. Не бывает, чтобы у человека не было врагов. Даже плохо, если их нет. Сам Господь говорит, что плохо, если все говорят о вас хорошо. Это обнаруживает другую нашу страсть – тщеславие. Чтобы у нас не было врагов, мы хотим всем нравиться. Но это невозможно. Не получится всем нравиться, сколько бы усилий мы ни прилагали.
Каждый человек должен быть самим собой, а не изображать из себя того, кем он не является. Быть самим собой, но и не распоясываться: если я гневливый или у меня скверный характер, то я просто буду самим собой. Нет. Мы должны подавлять это в себе. Чем отличается наша православная аскетика от психотерапии, от советов психологов? Они говорят, что не надо ничего подавлять в себе, надо все высвобождать, избавляться от этого дискомфорта. У нас наоборот: мы должны подавлять все то греховное, что у нас есть. Мы должны с этим бороться. Психология говорит, что это опасно, потому что потом приобретет какую-то извращенную форму. У Бенжамена Констана была теория подавленных страстей. Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени», вдохновлялся его произведениями. Теория в том: когда подавляешь страсти, они потом все равно выходят наружу, но уже в более извращенной форме. Ее иногда придерживаются и психологи, считая, что страсти не нужно подавлять. Это против Святоотеческого учения. Мы должны бороться, искоренять, выдергивать эти сорняки, сдерживать их, в том числе свой язык.
Винить себя, а не других. Сейчас любой психолог начинает с чувства вины. Человек не должен чувствовать вину, потому что она разрушает его изнутри; мол, надо от этого чувства избавляться. Но когда мы читаем святоотеческие советы, все совершенно по-другому. Мы должны все время быть перед Богом как бы виноватыми и просить прощения перед людьми. То есть это чувство нисколько нас не разрушает. Но оно должно быть правильным, духовным. Оно не должно вгонять в депрессию, уныние и разрушать. Оно должно быть покаянным. Мы прекрасно знаем, что, когда каемся, когда плачем, особенно на Исповеди, у нас наступает легкость внутри, просветление, приходит облегчение, происходит исцеление. То есть, наоборот, это очень хороший процесс. А если это просто самоедство и беспокойство, тогда действительно психологи правы. Но они же не говорят про Исповедь, покаяние. Они не говорят о самом главном, о чем нужно говорить, когда дело касается души человека, хотя называют себя психологами – людьми, занимающимися изучением души.
Почему Господь дает нам такое тяжелое требование – любить врагов?
– Так как Он Сам любил врагов. И любил Отец наш Небесный. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Господь призывает нас к совершенству. И нет ничего страшного в том, что оно для нас в полной мере недосягаемо. Мы же не можем быть такими совершенными, как Бог. Но мы должны быть богами с маленькой буквы. Мы должны обоживаться, то есть все время двигаться в этом направлении.
И заповедь о любви к врагам – одно из генеральных направлений, по которому мы должны двигаться и уподобляться Богу. Да, Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Мы должны уподобляться Богу в этом. Поэтому ничего сверхъестественного здесь нет. Все это исполнимо. Мы же не своими силами будем прощать.
Когда я начал воцерковляться, у меня были люди, которых я прямо ненавидел. И так бывает у многих. Они делали мне очень неприятные вещи. И мне самому было плохо от этого чувства. Оно меня действительно убивало. Но молишься Богу, просишь, даже плачешь, чтобы Он помог избавиться от этого. И вдруг приходит помощь, Божия благодать, тебя отпускает, и дальше ты уже нормально общаешься с этим человеком, и тебе легко. И он начинает к тебе по-другому относиться, потому что от тебя не исходит зла. Человек чувствует, когда к нему плохо относятся. Мы, священники, это видим, когда у нас перестают брать благословение, не могут подойти. И бывает, что виноваты не наши враги, а бесы дают им это искушение, провоцируют вражду, зависть. И когда молишься за кого-то, то помогаешь ему избавиться от этих бесов. Но и его усилия тоже должны быть. Когда мы благотворим врагам нашим, то этим благодеянием отгоняем от них лукавого, именно он подбивает их совершать нехорошие поступки против нас.
Ради чего неверующему надрываться, заставлять себя, находить силы любить другого человека? Многие светские говорят: «Зачем любить того, кто меня не любит, а даже мне вредит? Где находить силы?» Мы говорим про православных людей. А если человек неверующий, как ему объяснить, что нужно любить того, кто тебя обижает?
– Никак не объяснишь. Если человек не верит, он отвергает благодать Божию и не просит у Бога помощи. А без Бога никто ничего не может. Он не может и почувствовать этого. И здесь как бы тупик для неверующих. Такой человек этого не поймет, пока не начнет обращаться к Богу. А как только он начнет просить у Бога помощи, она сразу появится. Господь же особенно улавливает неверующих. Апостолы тоже ловцы душ человеческих… То есть хорошо поставить человека в такие условия, чтобы он начал просить у Бога помощи. И на этом новоначальном этапе помощь приходит стремительно. Я очень часто наблюдал это в Таджикистане, когда к нам в храм приходили мусульмане и просили помощи у наших святых, что им запрещено, кстати. Помощь приходила стремительно. Наши православные даже обижались: «Почему Господь помогает мусульманам, а нам нет?» Я отвечал: «Вы уже в правильной вере, а им Господь показывает, где истинная вера, где будет помощь». Они не крестились, но помощь получали.
Часто так происходит и с неверующими. Зрители, которые нас смотрят, могут вспомнить, сколько было чудес, как стремительно приходила помощь Божия, когда они только начинали идти к Богу. Я даже по себе помню, когда поступил в семинарию, на первом курсе мы были очень ревностными, вставали рано и бегали на братский молебен. И все было замечательно. Причем на первом курсе столько послушаний, что не успеваешь готовиться к урокам. И молишься, чтобы не спросили, потому что ничего не выучил. И все как-то проходило: даже если спросят, как-то ответишь и получишь пятерку или четверку. Троек точно не было. А на третьем курсе это вдруг перестало работать. То есть все то же самое: я молюсь, и вдруг – тройка. И думаешь: раньше же все получалось, что сейчас пошло не так? А потом я понял, что надо расти. Господь испытывает тебя, что не нужно останавливаться на этом. Братский молебен не бросать, но быть уже более упорным в молитве, настойчивым. Я исправился, и этих моментов не стало. Все-таки третий класс не первый. И времени для подготовки больше. Ты должен учиться. Зачем поступил-то? В столовой работать? Я нес послушание в мастерском отделе и иногда увлекался письмами заключенных. Это даже вредило учебе. Нет, ты поступил для того, чтобы получать богословские знания, которые пригодятся в жизни. Где еще так поучишься, как не очно в Московской духовной академии? Такие обстоятельства заставляют нас молиться.
А нужна ли врагам наша любовь?
– Конечно, нужна. Даже если они этого не понимают. Этой любовью мы обращаем их ко Христу. Показываем пример. У нас есть и примеры святых. Например, конфликт Сергия Радонежского с его братом. Преподобному Сергию было действительно обидно. Мы вроде думали, что святые не должны обижаться, но это все равно обидно. Для святого это скорбь. И как он отреагировал? Преподобный Сергий ушел в Киржач после этого, но не ответил злом на зло. Просто взял и ушел. И потом братия (и старший брат тоже) просила его вернуться назад. Поняли, какую совершили ошибку.
Надо понимать: когда человек живет правильно и берет на себя какие-то подвиги, против него будет духовная брань. Враг будет нападать через окружающих, даже самых близких. Именно самые близкие причиняют самые сильные скорби. И чтобы отогнать беса, мы должны вести себя так, как преподобный Сергий, то есть не отвечать злом за зло. И тогда близкие поймут, что ошибались, и будут исправляться.
У нас есть Прощеное воскресенье. Часто его ругают, что это формальность, что все это неискренне. Искренне. И у меня были случаи, когда на Прощеное воскресенье люди, долго враждовавшие, просили прощения и тут же искренне прощали и плакали на коленях, и многолетняя ситуация вражды заканчивалась миром.
За что можно ненавидеть другого? Что значат слова Спасителя: благотворите ненавидящим вас?
– Мы же не должны учить ненависти. Откуда она берется? Чаще всего от зависти: кто-то более успешный, более красивый, богатый или еще что-то. Как правило, источником бывает зависть. Но иногда и ксенофобия. Вот сейчас у нас, например, русофобия: западные средства массовой информации разгоняют волну ненавидеть русских. А у нас внутри разгоняют волну ненавидеть украинцев или мигрантов, выходцев с Кавказа и Средней Азии. Это тоже ненависть, здесь не в зависти дело. Из нас хотят сделать врагов на национальной, религиозной почве. А это всегда самые страшные конфликты. Тут мы уже становимся не личными врагами, а Божиими. Но важный вопрос: они стали врагами для нас или мы их вынудили? Смотрите, как на Украине последние 30 лет систематично, долго, с привлечением больших средств развивалась русофобия, как культивировалась ненависть к русским. Те, кто это делал, действительно добились успеха. Да, во многом виноваты те кукловоды, которые этим занимались, но виноваты и люди, поддавшиеся этому влиянию. Мы стали для них врагами. Не они для нас. Долгое время они не были для нас врагами, да и сейчас мы готовы с ними примириться. Но, поддавшись этому информационному влиянию, этой атаке, информационной и ментальной войне, они стали нашими врагами.
Сейчас уже на нас пытаются действовать информационно и сделать нас врагами с мусульманским миром. Причем и им тоже дают такие задания. Откуда сейчас столько сообщений о преступлениях мигрантов? Потому что в диаспорах руководители опять же подчиняются западным кукловодам, что дают задание вести себя агрессивно по отношению к русским, устраивать провокации, насиловать, убивать, избивать. Все это тут же подхватывается медиа, и создается совершенно невыносимая атмосфера. Мы начинаем их ненавидеть. А они ответно начинают ненавидеть нас. И таким образом силы зла добиваются своих целей.
Главное – нам не поддаваться на это, чтобы они не стали врагами нашего Отечества, как это произошло с Украиной. Украинцы стали врагами нашего Отечества, и мы уже должны с ними воевать. Сейчас пытаются сделать то же самое с мусульманами – Кавказом, Средней Азией. Чтобы мы воевали с ними.
Нам не надо поддаваться на провокации, надо быть мудрее, пока они еще наши личные враги, а не враги нашего Отечества, пока мы еще не перешли эту грань. Пока не началась СВО (или события 2014 года на Донбассе), можно было из них сделать друзей, надо было прилагать все усилия для того, чтобы они не стали врагами нашего Отечества. Здесь действительно идет война по всем фронтам. Видите, сколько у нас фронтов? Личный, общественный, политический, государственный и религиозный. Очень легко разжечь религиозную ненависть. Бытовая ксенофобия может перерасти в вооруженный конфликт, а он нам совершенно не нужен. (Окончание в следующем номере)
Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.