Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1257) → Архимандрит Александр (Глоба): Нужно закрепить привычку ходить в храм Божий!

Архимандрит Александр (Глоба): Нужно закрепить привычку ходить в храм Божий!

№24 (1257) / 17 июня ‘24

Беседы с батюшкой

Уже прошла половина дней до Пятидесятницы. А перед Пасхой прошел Великий пост. Уместно вспомнить то время, когда мы всячески изучали свою духовную жизнь, пытались внимательнее к ней отнестись, усилить молитвы, усилить пост во всех его формах. Таким образом, пришли к Пасхе, встретили ее с радостью – пост закончился, все ограничения сняты. С одной стороны, это вдохновляет нас размышлять о воскресной радости, с другой стороны, расслабляет. Как сохранить все то, что мы пытались с таким трудом вернуть и дополнительно накопить Великим постом, во время радостных, но в чем-то расслабленных Пасхальных дней?

– Очень трудно удержаться от вредных привычек, от которых мы пытались избавиться в течение Великого поста. Очень трудно держаться в тех рамках, куда мы помещаем себя во время покаяния, изменения своих мыслей, сердца и ума. Но Господь помогает нам, если мы имеем на это огромное желание. В Пасхальные дни мы ни в коем случае не расслабляемся. В эти дни мы радуемся тому, что встретили особое торжество, и пребываем в нем длительное время, делясь со всеми нашими родственниками и друзьями Пасхальной радостью, на каждой службе возвещаем друг другу: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Почему я говорю о службе? Потому что прежде всего мы должны закрепить привычку ходить в храм Божий. В наше время в храм приходят в основном на Пасху, чтобы освятить куличи, взять святой воды, на Рождество, иногда поставить свечку за рождение или за упокой родственников. Ну, еще покрестить. И очень редко повенчать.

Мы должны приучать себя каждый воскресный день посвящать Господу: приходить в храм, молиться, приобщаться Святых Христовых Таин. И таким образом духовно совершенствоваться, возрастать, укреплять свои духовные силы и помогать тем, кто нуждается в нашей духовной поддержке, с ними быть друзьями во Христе. Пасхальный период – лучшие дни для этого. Потом отдание Пасхи и праздник Вознесения Господня, следом мы встречаем Троицу.

Мы всегда должны пребывать в радости Духа Святого. Когда мы поддерживаем друг друга молитвами, теплыми словами, не просто эмоциональными, но наполненными особым духовным смыслом и содержанием, это огромная польза и для нас, и для тех, кто с нами общается. Поэтому закрепление всего того, что мы получили в Великий пост, наоборот, в это время проходит проще и радостнее. Пост – это всегда холода, пасмурная погода, особое напряжение – и духовное, и физическое. А когда приходит Пасха – всегда солнышко, даже природа радуется и возвещает нам спасительную радость, что Христос Воскрес. Мы встречаем ее с сердечным ликованием, приходим в храм Божий и должны пронести ее в течение сорока дней.

Наверно, не все знают, что такое преполовение. Некоторые даже говорят, что это связано с тем, что много дождей, воды. Преполовение – это половина периода, например, от Пасхи до ее отдания. Половина какого-то периода в церковном, богословском языке называется преполовением.

Интересно, что есть большой праздник Пасха и его отдание, и внутри этого периода еще преполовение... Половина до Пятидесятницы. А люди про воду-то угадали. Ведь все смыслы праздника и богослужебные тексты о воде. В первую очередь смысл в словах Христа: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

– Я однажды слышал рассуждение о том, что рай запечатлен в нашем сознании, в наших генах. Человечество издавна рисует сады, любит цветы, красивые цвета. И это говорит о том, что в нашей генетической памяти осталось знание о рае. Мы пытаемся воплотить его в искусстве, живописи и наслаждаться этим творением.

Вода – неотъемлемый атрибут нашего спасения. Мы должны креститься, причащаться, омываться и освящаться водой. Вода имеет огромное значение для спасительного действия. Народ все-таки иногда чувствует правильно.

Вопрос от телезрителя Владимира: «Вы сказали, что надо быть друзьями во Христе. Но есть такое выражение: „Не ищи друзей среди людей. Ищи их на Небе – среди святых. Они никогда не оставят и не предадут”».

– Мы должны стремиться к святости. Это призыв Церкви ко всему человечеству. Когда мы заканчиваем определенное литургическое действие перед закрытием царских врат, на архиерейской службе есть возношение: «Вонмем! Святая – святым». И возникают вопросы: «А кто такие святые? Кому и кто должен внять? Кому это возношение?» Мы должны стремиться к святости. И мы не должны этого стесняться. А то у нас бывает такое народное богословие: если ты христианин, то должен быть забитым рабом в прямом смысле этого слова. А то, что ты раб Христа и свободен для всех и для всего, об этом разумения нет.

Людей не должно это пугать. Иметь друзей во Христе – это очень хорошее делание. Спросят: «Как это?» Допустим, священнослужители друг с другом, со всеми, кто входит в православную семью, – друзья во Христе. Мы братья во Христе. И одно другого не исключает. Здесь не нужно думать о каких-то отрицательных качествах человека: боязнь быть преданным, оставленным, непонятым. В этой фразе «друг во Христе» заложено: Кто над тобой, Кто управляет тобой, к Кому ты обращаешься, чтобы всего того, чего ты боишься, не произошло, а если бы и происходило, то было бы очень спасительно для твоей души. Быть другом во Христе – про это и лобзание мира на Литургии. Это единство, дружба, братство, сестричество во Христе. Целование со словами: «Христос посреди нас». И отвечают: «И есть, и будет!» У священников эта форма осталась, приветствие на Символе веры, а у мирян это редуцировалось.

Хотя слова-то остались. Возглас «Возлюбим друг друга» как раз и есть призыв к тому, чтобы люди в храме теми же словами приветствовали друг друга. Я, кстати, видел эту практику в некоторых храмах. Ее пытаются возродить.

– Да, в некоторых храмах она есть. Хорошо, когда люди понимают этот глубинный духовный смысл. Но если это людей как бы соблазняет, искушает, то надо найти духовника, который бы объяснил простыми словами, что этого не нужно бояться. Мы должны взаимодействовать друг с другом. Мы не должны прятаться, закрываться друг от друга. Мы не должны бояться, что нас предадут или что-то с нами сделают. Христос знал, что с Ним будет, однако не прятался и ничего не делал для того, чтобы предотвратить эту трагедию. С точки зрения человека. Но для того, чтобы исполнить волю Божию, чтобы воцарилась на земле и на Небе правда, Христос делает все, как это велит Бог.

Еще был разговор про друзей среди святых. Как их искать? Кого из них можно выбрать в друзья?

– Николай Чудотворец – лучший друг, почти моментально приходит на помощь. Можно искать в Четьих-Минеях, Псалтири, молитвослове, детской Библии, «Законе Божием». Для продвинутых – это Священное Писание и апостолы, можно почитать их жизнеописание.

Как святые могут быть друзьями? Все-таки они в другом мире.

– Смотря какой смысл в это вкладываешь. Изучая труды и жизнь апостолов, ты можешь научаться от них каким-то поведенческим реакциям. Ты смотришь, как они себя вели, как отстаивали свою веру, как представляли себя в обществе, насколько интересными были людьми. Нет границ для изучения, рассматривания и задавания вопросов. Друзей может быть очень много. Понятно, что они нам не друзья, допустим, по греху и беззаконию. Они нам друзья по праведности. Это не какая-то уличная дружба, когда сегодня друг, а завтра враг. Нет. Это все-таки следование определенным устоям, обязанностям. Когда ты готов пожертвовать чем-то для своего друга, может, и своей жизнью. О чем, между прочим, сказано в Евангелии.

Вопрос от телезрительницы Натальи из Геленджика: «Я недавно прочитала, что Лука Керченский писал своему сыну: „В первую очередь полюби свои страдания”. Мне бы очень хотелось узнать, как это. Я очень часто болею. Когда здорова, хожу в храм, причащаюсь почти каждую неделю. Но потом опять заболеваю. Сейчас из-за болезни пропустила все Пасхальные праздники. Меня это мучает. Я хочу исповедоваться и причаститься. Как мне полюбить страдания, которые не допускают меня в храм?»

– Есть хорошая книга Луки (Войно-Ясенецкого): «Я полюбил страдание». Я встретился с ней, когда обучался в Военно-медицинской академии. С упоением прочитал за один вечер. Настолько интересным языком, настолько логическим ходом мыслей она меня порадовала, что я на многие вопросы стал смотреть по-другому, прежде всего рассматривая их с духовной точки зрения, в преломлении того, что то, что полезно моей душе, может быть, не совсем полезно моему телу. Полюбить страдания – это, прежде всего, научиться принимать волю Божию. Если знаешь, что это идет от Бога, если Ему доверяешь, уверен, что Он не оставит, то и страдания воспринимаешь как благословение.

Человека с рациональным складом ума это пугает. Пугает, что надо перенести какое-то страдание, боль, болезнь. Но вместе с тем очень часто людям, которые идут на сложную операцию, я стараюсь давать уверенность, что это полезно для их души, чтобы потом было хорошо и благополучно. И сам удивляюсь, как люди верят и идут. И благодарю Бога, что это иногда получается.

Очень много людей, которые страдают, болеют, но с ними получается построить диалог таким образом, что у них уже нет страха и недоверия Богу. Приходят различные люди: и перед операциями, и с онкологией. Прочувствовать боль, глубину сердца и души человека, дать ему вразумительный ответ, а может быть, просто с ним помолиться, помазать его святым елеем, окропить святой водой важно, и Господь Сам каким-то образом вразумляет и настраивает его и тебя для того, чтобы ты, принимая волю Божию в свои руки, правильно руководствовался ею и чтобы все это приводило в конечном счете ко спасению.

Я могу пожелать только духовных и телесных сил, чтобы печаль о том, что вы не сходили в храм Божий, ломалась тем, что вы могли бы пригласить священника приобщить вас Святых Христовых Таин, позвать друзей во Христе, чтобы вместе помолиться, почитать акафист, Пасхальный канон, попеть стихиры. Это очень важно. Надо заполнять свою жизнь не мыслями о том, как пережить болезнь, а о том, как радоваться встрече с Богом на данный момент. Можно соприкасаться со священными текстами. От них уходят и болезни, и печаль.

Когда я еще был школьником, однажды у меня было очень плохое состояние: болела носоглотка, закладывало уши, температура, жар. У меня был молитвослов, и я начал просто читать каноны, акафисты, вечерние молитвы. И так заснул, а когда проснулся, удивился тому, что мое мучительное гриппозное состояние прошло.

Я замечаю, что если соблюдаешь определенные правила молитвы, то Господь хранит тебя в особом благодатном русле. Как только перестаешь это делать, как только разувериваешься в воле и славе Божией, как только начинаешь роптать на величие Божие и опускать руки, сразу все рушится как карточный домик. Если хочешь, чтобы Господь укреплял и благословлял тебя, давал силы, мудрость и благодать, научись заряжать свою душу молитвой, общением с Богом. Прямо говорю: заряжать. Если не будешь молиться, если не будешь соприкасаться с благодатью, с таинственной, мистической стороной богообщения с помощью чтения Священного Писания, то просто-напросто начнешь рассыпаться и разлагаться духовно. Существует очень много примеров, когда люди перестают молиться и принимать Святые Таины, и начинают в прямом смысле деградировать духовно, эмоционально, физически.

Нельзя человека заставить молиться и участвовать в таинствах... Я имею в виду, что в духовном плане нет такого, чтобы тебя что-то заставляло вернуться к этому.

– Надо просить у Бога и молиться.

А если больше не чувствуешь потребности? Устал от молитвы.

– Тогда надо молиться о том, чтобы Господь даровал тебе еще силы. Духи злобы поднебесной заставляют нас уставать. Надо помнить, что они действуют все время. Если у тебя уныние, печаль, руки опускаются, хочется поспать и ничего не делать, пропустить службу – сразу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

И идешь вопреки всему тому, что заставляет тебя не делать святое дело молитвы. И все. И никого не слушай. И тогда будет проще. Господь поможет. И призывай имена святых угодников Божиих, они тоже помогут. У них нет функции отказать в милости, в благости, в том, чтобы доставить твою просьбу Богу. Но ты должен верить в это. Если ты в это веришь, если веришь во Христа, в таинства Церкви, то тебя невозможно сломать. Или же ты как струна: если натянешь слишком сильно – лопнет. Это все эмоциональность. Поэтому надо делать все, как учит Церковь: потихонечку, полегонечку, почти незаметно, но прикладывая огромные усилия.

А если видишь, что у человека рядом такое состояние? Он не хочет и не может ни молиться, ни участвовать в таинствах. Не видит в этом смысла и не чувствует потребности. То есть ты видишь со стороны, что он буквально погибает, но ничего не можешь с этим поделать.

– Молись за него.

Можно ли ему что-то сказать?

– Если будет готов услышать – скажи, если нет – помолись за него. Таких людей очень много. Многие даже Христа не знают. И что мы делаем? Мы не бегаем за ними. Мы молимся о том, чтобы Господь привел их к истине, дал им силы, мудрость, благодать и особые обстоятельства, которые привели бы их к тому, чтобы услышать о Христе Воскресшем.

Мы люди духовные и должны решать эти вопросы духовным способом. А люди мирские будут создавать определенные законы, особые правила и условия. Это тоже надо. Но вместе с тем должен быть особый дух, особая сила внутри тебя. Чтобы именно этим духом уметь умолить Бога, упросить Его, чтобы Он помогал людям научиться верить. Как это делал Иоанн Кронштадтский.

Мне очень нравится мысль про обстоятельства, которые должны сложиться, чтобы у человека что-то произошло. Как ни странно, очень часто бывает так, что молишься за кого-то, а у него происходит кризис в жизни: кто-то умирает или что-то с ним случается. И это вроде как может поспособствовать тому, что он придет к вере, но это же плохое событие. Получается, что ты как будто вымолил ему страдание.

– С человеческой точки зрения – да. Мы хотим Законы Божий и Самого Господа подвести под наши нормы. Такого никогда не будет. И Господь так все мудро устроил, что мы обращаемся к Нему, а не Он к нам. Он дал нам Писание, пророков. Он прислал Спасителя. А сейчас говорят, что такого не было, что это выдумки, сказки. Что нужно сделать людям, чтобы они поверили? А сейчас сколько чудес происходит в больницах и вообще в жизни, но человеку хоть что делай – скажет: не верю. Поэтому Господь делает по-другому, по Своим алгоритмам и законам. Все это называется Промыслом Божиим. Этим Промыслом Он старается обратить нас к Себе, сделать так, чтобы мы своей жизнью постигали Его волю, по особым законам смирения и благодати.

Совсем скоро праздник Сошествия Святого Духа. Если вслушаться в Евангелие от Иоанна, которое читается в Пасхальный период, то там не так уж и много чудес. Хотя, казалось бы, Пасха – время чудес и радости.

– Мы так привыкли к Пасхе, что уже не считаем это за чудо...

Евангелие от Иоанна – это глубокие тексты, многие из которых на самом деле очень тревожные, там много полемики Христа с иудеями. Он говорит радикальные вещи: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Ядущий хлеб сей жить будет вовек. Для иудеев и для всех людей, которые стояли рядом с Ним, – это шок. Тексты о Святом Духе, глубокая беседа с самарянкой о том, как Бог подает человеку живую воду. И вот Сошествие Святого Духа – это как раз то самое событие, когда мы, надеюсь, вновь обретаем живую воду.

– Как красиво говорится: «водою, кровью и Духом Святым». Мы спасаемся всем этим. Спасаемся Богом. Вода животворящая, которая является учением Христа, Его благословением, действительно омывает нас, оживотворяет, изменяет и делает новое человеческое естество, которое, верим, будет пригодно для Царства Небесного.

А почему именно вода обладает такой символикой? Эти дни действительно очень серьезно посвящены воде. Христос много говорит о том, что Он дает ту самую воду, от которой пьющий ее не будет жаждать вовек.

– Без воды жить невозможно.

В то же время в Евангелии мы много читаем о Духе. Эти два смысла как-то переплетаются. Например, в беседе с Никодимом Христос много говорит о Крещении Духом и водою. Получается, вода – это символика Святого Духа?

– Это прообраз Троицы. Здесь глубокие богословские корни. Дух как мысль, Дух как Божественная благодать, Дух как Бог, Дух как Лицо Святой Троицы. Это все способно сделать человека особым творением, которое в конце концов будет пригодно для Царства Небесного. Если человек будет избегать благодатных свойств святой воды, Пресвятой Крови Господней, Божественной благодати, которая преподается Духом Святым, то не наследует Царства Божия. Если будет делать это осознанно, специально и еще учить других людей, то это уже хула на Духа Святого. Такой человек не спасется.

То есть все это необходимо для того, чтобы наследовать жизнь вечную. И Христос говорит об этом. Поэтому нам нужно измениться под действием этих факторов – воды, Крови и Духа Святого. И сделаться как бы новыми для Царствия Небесного.

Собственно, к этому нас и призывает Пасхальный период, а не к тому, чтобы духовно расслабляться.

– Пасхальный период – это, наоборот, еще более напряженная молитвенная практика.

Записала:
Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс