Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1257) → Священник Алексий Дудин: Стоит ли бояться конца света?

Священник Алексий Дудин: Стоит ли бояться конца света?

№24 (1257) / 17 июня ‘24

Беседы с батюшкой

Хорошо бы понять, что же такое конец света… Сейчас эта тема очень актуальна. Все обсуждают ядерную катастрофу. Люди ходят к психологам и даже к психиатрам с такой фобией. У врачей есть специальные консультации. Для верующих людей этот вопрос звучит по-особому. А как он стоит для тех, кто не имеет никакой веры?

– Действительно, тема животрепещущая. Ее обязательно нужно разобрать, потому что ее используют все, в том числе различные сектанты. Секты цепляют человека как раз этой идеей. Подходят и говорят: «Вы знаете, что скоро будет конец света?»

Современный человек живет земными интересами и старается гнать эту мысль от себя. Люди всегда отодвигают идею не то чтобы конца света, но даже идею смерти как конца жизни любого индивида, будь то наш собственный конец или кого-то из наших близких. Эта идея неприятна, мы от нее прячемся.

Самый простой психологический момент – это защита отрицанием, когда индивид перестает думать об этом, боится к этому прикоснуться. Недаром в современном обществе сформировалось суеверие, что родственнику нельзя прикоснуться ко гробу своего усопшего, потому что смерть будто бы может перейти на него.

Болезнь – следствие греха, а смерть – ее окончание. Она не присуща человеческой природе. Она появилась в результате грехопадения. И человеческое естество отвергает идею смерти как таковой. Эта идея неприятна и неудобна. Поэтому в обычной жизни человек прячется от этого вопроса, для себя его не решает. И когда сталкивается с людьми, которые этой идеей манипулируют, впадает в страх. Известно, что у испугавшегося человека отключается критическое мышление. И те самые сектанты, вербующие адептов на улице, будут использовать этот страх для того, чтобы отключить его критическое мышление. Чтобы с нами такого не происходило, давайте разберем эту тяжелую, но полезную тему.

Ни для кого не секрет, что конец света наступит не только всеобщий, но и индивидуальный для каждого. И ровно столько, сколько человеку отпущено, он будет жить на этом свете. А потом его существование на этом свете закончится, он предстанет перед Господом. К такому концу света обязательно надо готовиться.

Прежде всего об ответственности и подготовке к такому концу света говорит нам Евангелие. Господь говорит, чтобы мы на каждый час были готовы к тому, что придет Домовладыка и призовет нас. На каждый час христианской жизни ты должен быть готов дать ответ за свою веру, свои дела, действия, чистоту совести и все то, что сделал на земле, используя таланты, которые дал тебе Бог.

Вопрос от телезрителя Владимира из Воронежа: «До конца земного света, я думаю, мы не доживем, но для многих конец света уже наступил или наступает. Священникам это известно больше, чем кому-либо другому, по разным факторам. Так, может быть, нам меньше ломать голову о конце света, а больше стараться наполнять храмы и каждому в силу своей веры, своих сил и возможностей молиться, участвовать в таинствах?»

– Золотые слова. Но вопрос конца света лучше разобрать, потому что зачастую перед ним цепенеет сознание человека, особенно неверующего. Многие пользуются этим и на этом спекулируют. Нужно разобрать это, чтобы эта мысль не стала страхом, которым подавляется человеческая воля, благодаря чему им можно манипулировать.

В Церкви существует целая наука о последних временах – эсхатология. Правда, она учит прежде всего тому, что мы живем в последние времена. С самого момента пришествия Иисуса Христа наша Церковь живет в последние времена. Весь мир так живет, и когда будет Второе Пришествие Христово, то дальше он уже существовать не будет. На этом будет поставлена определенная точка. Но Господь сказал: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Поэтому нам не нужно думать об этом, но нужно быть готовыми к концу света. Такая получается интересная антиномия. С одной стороны, мы не должны жить одной только мыслью о конце света, а с другой стороны, должны быть к нему готовы. Именно к индивидуальному концу своему, именно к своему личному предстоянию перед Господом.

Есть идея, что хорошо умереть во сне. Насколько она христианская?

– Смерть – это всегда болезненно, тяжело и страшно. За редким исключением. Помните, что сказано в Псалтири? Смерть грешника люта. Праведный человек, как правило, умирает довольно светлой смертью. Он готовится к этому. Я как священник, неоднократно совершавший отпевание, могу засвидетельствовать, что это всегда чувствуется: что это смерть не в плане погибели, а в плане успения, преображения. Человеческая светлая земная жизнь закончилась, и он ушел ко Господу. И для него смерть – приобретение.

Как говорил апостол Павел: Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Этот человек прошел свой земной путь, сделал все, что мог, старался творить волю Божию. И вместе с апостолами может повторить: рабы мы неключимые, только сотворили, что должны были сотворить. С таким настроем усопшего провожать очень легко. Конечно, всегда грустно, когда от нас уходит любимый человек. Но смерть смерти рознь.

Каждый из нас должен готовиться к смерти и делать это сознательно. Но современные люди боятся смерти, боятся даже думать о ней. А наши предки спокойно строгали себе гроб и в нем спали. Был готов гроб, была готова одежда для перехода в иной мир. Люди трудились всю жизнь и готовились к этому переходу. И это не вызывало ужаса. Более того, очень часто в деревнях (и не только) были такие случаи, когда человек всю жизнь трудился, а утром просыпался и понимал, что сегодня умрет. Он звал всех своих родных, прощался с ними, ложился в гроб и к вечеру умирал. И это была действительно христианская кончина, успение.

Церковь готовит нас для жизни вечной, готовит к этой главной критической точке, – точке перехода. И в этом отношении для того, кто живет с Богом, смерть, конечно, страшна, но не фактом того, что это внезапно, больно и ужасно, а тем, что он еще не успел к ней подготовиться. Это основной страх святых в отношении к смерти: что они не успели покаяться. Многие преподобные отцы, уже будучи на смертном одре, продолжали молить Бога, чтобы Он дал им еще время на покаяние. Человек готовится к смерти не как к чему-то ужасному, а как к ответственной встрече с Богом.

Вопрос от телезрительницы Ирины из Ярославля: «У меня ассоциация, что конец света – это всеобщая катастрофа. Раз – и все обрушится. Единственная мысль, чтобы это произошло быстро, чтобы не мучиться. А люди, которые знают, что умрут, уже не боятся?»

– По-разному. Мне приходилось общаться с такими людьми. Очень будет полезно, если у вас есть возможность сходить в какое-нибудь паллиативное отделение. В нашей церкви есть замечательная Больница Святителя Алексия. В Москве есть паллиативные отделения, где лежат больные, которых уже нельзя вылечить, но которым еще можно помочь. Они там готовятся к переходу в Царство Небесное. И готовятся по-разному: кто-то боится, кто-то крепится, кто-то в отчаянии, кто-то принимает утешение Христово. Сестры читают Евангелие. Это очень важный момент.

Я не хотел бы, чтобы моя смерть была во сне. Уснул и не проснулся. Конечно, на все воля Божия. Если Господь сочтет, что так мне надо, то так и будет. Но большинство людей, которые находятся в моменте страдания, успевают очистить свою душу, если принимают помощь от Бога и добрых людей. Поэтому нельзя сказать, что для человека является злом кончина от какого-то долго длящегося или онкологического заболевания. Ни в коем случае не так. Вы просто не представляете, сколько всего прекрасного может сделать человек, пока находится в таком состоянии, и сколько любви могут явить ему окружающие его люди. Сила Божия в немощи совершается.

Ксения Петербургская, память которой мы совершаем, вела блаженный образ жизни. Она ночевала на улице в снегу, все время изнуряла свое тело, ей было тяжело. Другая подвижница нашей земли, Мария Гатчинская, все время была прикована к одру болезни и не могла встать, но при этом молилась за всех и утешала других священников и архиереев, которые к ней приходили. Она успела сделать очень много доброго, будучи прикованной к одру в течение многих лет.

Не надо бояться болезней и смерти. Это, конечно, вещи тяжелые, но надо к ним относиться по-христиански. В Писании сказано: любящим Бога вся поспешествуют во благое. И даже такие тяжелые испытания будут полезными. «Чем ночь темней, тем ярче звезды. Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Чем больше человек страдает, тем Господь к нему ближе. Он чувствует Бога, если обращается к Нему. А если не обращается, если надеется только на современную анестезию, на то, что его обезболят и он поживет еще хотя бы чуть-чуть, то тогда Господь не сможет к нему подойти и утешить.

Если человек надеется на Бога, тянется к Нему, молится, то даже последние моменты жизни могут стать важными и спасительными. За те дни, недели или месяцы, когда он болеет, он может сделать больше, чем за десятки лет своей жизни.

Во время конца света мы все умрем в один момент. Мы закончим свою жизнь не потому, что здоровье пришло в негодность. Если представить, например, ядерную катастрофу, то получается, что все мы в один момент закончим жизнь. Умрут и те люди, которые, на наш взгляд, совершенно не готовы к смерти, потому что они, будучи грешниками, не успеют покаяться; и они попадут в ад. А мы-то, мол, хорошие, мы чуть ли не каждый день ходим в церковь, успеем причаститься и точно попадем в обители Божии. Скажите, в этом смысле конец света примирит ли всех нас? И тот ли это Суд, к которому нам всегда нужно быть готовыми?

– Мы, православные христиане, знаем, что загробная участь у каждого своя. В этом отношении мне нравятся слова одного святого отца, смиренного человека: «Если я попаду в рай, я удивлюсь трем вещам: во-первых, тому, что я – в раю, во-вторых, тому, что я увижу там тех, кого не ожидал увидеть, и, в-третьих, тому, что я не увижу там тех, кого ожидал увидеть». Суд Божий – это Суд Божий, а не суд человеческий.

Если кто-то думает, что он по своим заслугам достоин попасть в Царство Небесное, то он находится в прелести, и по-другому это рассматривать нельзя. Господь сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Если мы не считаем себя грешниками, нуждающимися в покаянии, то Господь пришел не ради нас и нас не спасет.

А что касается идеи всеобщего конца света и стоит ли этого бояться, то, наверное, не стоит. Попробую объяснить. Вы знаете, что сейчас у нас идет война. Вот прилетела в дом бомба – погибло сто человек. Прилетело что-то более серьезное – и одновременно погибло около тысячи человек. И какая разница, погибнет десять, или сто, или тысяча, или миллион человек, или Господь одномоментно призовет всех? По сути, принципиально это ничего не меняет. Здесь важно только то, готов ли человек к этому переходу.

Меня как христианина волнует только одно. Из единственной пророческой Книги Нового Завета – Откровения Иоанна Богослова – мы знаем, что перед концом света три с половиной года будет царствовать антихрист и что в этот момент, возможно, он прельстит и избранных, в это время жить и спасаться христианину будет тяжелее всего.

Я как христианин боюсь дожить до этих времен, но я доверяю Богу, я верю: если Он меня допустит до этих времен, то Он даст мне и силы, и разум, и крепость духа, чтобы пройти через эти испытания. Святые нашей Церкви говорили, что перед концом света Господь тем, кто не готов пройти эти испытания, но тянется к Богу, даст легкие болезни и прекратит их существование.

Но опять-таки это не то, на что мы должны опираться и чем должны жить. А должны мы жить днем сегодняшним, потому что завтрашнего дня может не быть. Мы знаем, что у людей есть как бы два календаря. Один календарь: «С завтрашнего дня я начну правильно питаться, молиться Богу, читать правило без сокращений, регулярно ходить в церковь, перестану всех осуждать…». Этот календарь дьявольский, если человек собирается все начать с завтрашнего дня.

Если же он собирается изменить свою жизнь прямо сейчас, то это календарь Божий. Валаамские монахи, да и не только они, каждый день начинали как новый и единственный. И если христианин каждый день будет начинать как новый и единственный, данный ему, то он будет должным образом относиться к тому времени, которое дал ему Господь, и будет приносить плоды для Царства Небесного.

Владыка Варсонофий в одной из проповедей сказал, что на том свете не будет ни телевизора, ни прямых эфиров и так далее; люди там будут только молиться, и большей радости быть не может. Но если мы здесь не привыкнем к молитве, то можно ли сказать, что мучительная смерть может стать неким искуплением наших грехов на Страшном Суде?

– Нет. Никакие страдания не могут автоматически искупить грехи человека. Если же он принимает страдания со смирением, покаянием, если он вместе с благоразумным разбойником восклицает: достойное по делам нашим приняли… помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! – то эти страдания вменяются ему в подвиг, и то, что он делает со смирением и в Господе, очищает его душу.

Поэтому поболеть, пострадать человеку полезно, и зачастую старость связана с болезнями и немощами. И так происходит вовсе не потому, что Господь хочет нас помучить, а потому, что Господь желает, чтобы наша душа очистилась, чтобы нам было наиболее удобно перейти к Нему и быть с Ним в Царстве Небесном.

Всякую болезнь можно и нужно воспринимать как звоночек из Царства Небесного. Этот звоночек очень важно услышать, и, как прилежным ученикам, нам уже нужно готовиться к встрече с Учителем, чтобы сдать Ему экзамен. Ведь, по сути, Страшный Суд – это финальный экзамен за всю нашу жизнь.

Мы привыкли проходить в жизни множество разных испытаний. Мы сдаем экзамены в школе, сдаем все эти бесчисленные ОГЭ, ЕГЭ, экзамены на права и так далее. Батюшки сдают экзамены в семинарии, и сильно волнуются даже бородатые маститые протоиереи, потому что экзамен для них сродни концу света, ведь приходится отвечать за все, что они выучили, и это вполне нормально.

Но мы должны готовиться к последнему нашему экзамену – к встрече с Господом, и это неизбежно. Нам нужно покаяться, вспомнить тех, кого мы обидели, вспомнить какие-то злые дела, которые мы сотворили. И если мы не можем напрямую попросить прощения у человека, то можем помолиться за него, чтобы как-то восполнить тот ущерб, который ему нанесли.

Мы можем помочь тем, кто сейчас нуждается в нашей помощи. Дела милосердия очень важны в память о наших усопших, ведь говорят, что милость проходит сквозь смерть. А еще говорят, что у гроба карманов нет и никакое богатство нельзя утащить с собой в Царство Небесное. Мы можем взять с собой лишь то, что на земле успели отдать бедному, убогому, нищему. Помните золотые слова Иоанна Златоуста: «Твое только то, что ты отдал другим».

Поэтому нужно успеть на земле не только научиться молиться, поститься, смотреть телеканал «Союз», делать другие добрые дела, но и успеть сделать дела милосердия, за которые Господь мог бы его потом помиловать. Как мы помним, милость превозносится над судом. И наоборот: суд без милости не оказавшему милости. Тому, кто не сотворил милости, надеяться будет не на что.

Вы хорошо сказали про звоночек, что пора готовиться к экзаменам, и это все очень вдохновляет. Скажите, можно ли подготовиться к смерти? Я сейчас говорю не о том, что нужно молиться, читать Евангелие, ходить в церковь и так далее. Я понимаю, что смерть не за горами, но как избавиться от этого всепоглощающего жуткого страха, как принять эту наглую смерть?

– Нужно этот страх использовать в конструктивном ключе. Можно и нужно говорить: «Господи, мне тяжело! Господи, я боюсь! Укрепи меня, помоги мне!» Нужно всегда помнить о том, что за все придется отвечать, и этот страх обратить в молитву. Ведь любой страх, который мы обращаем в молитву, становится спасительным, он становится страхом Божиим.

Тот же страх, который в молитву мы не обращаем, превращается в уныние – самый страшный грех. Такой страх заставляет нас отойти от Бога, расслабиться, и у нас уже не останется сил идти дальше и творить дела Божии. Поэтому ни в коем случае никогда не унывайте, не расстраивайтесь, а все эти страхи, боли, несчастья делайте поводом для того, чтобы обратиться ко Господу: «Господи, Ты наш любящий Отец! Мне плохо. Помоги, укрепи, посети меня», – и Господь откликнется, и это будет нам во спасение.

Отче, благословите наших телезрителей.

– Господи, благослови нас подготовиться к встрече с Тобой в доброй, чистой, христианской совести и воскликнуть Тебе уже там: Христос Воскресе!

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс