Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1257) → Священник Константин Кокора: Бог есть Истина, и если мы врем, то идем против Бога

Священник Константин Кокора: Бог есть Истина, и если мы врем, то идем против Бога

№24 (1257) / 17 июня ‘24

Беседы с батюшкой

Вопрос от телезрительницы: «У меня душа болит. Мой ребенок попал в плохую компанию. Там вредные привычки. Что делать?»

– Делать все от нас, родителей, зависящее. Пытаться вразумить, разговаривать, вызывать на диалог, стремиться донести до него, что это пагубно и приведет к негативным последствиям, может быть, даже самым жутким. И, безусловно, молиться за него. Молитва матери чудотворная. Сколько случаев, когда молитва матери, как говорится, доставала со дна моря. Пробовать привлечь авторитетных для ребенка взрослых к разговору. Это могут быть крестные, дяди, в первую очередь отец. Но в переходном возрасте родители перестают быть для детей авторитетами, поэтому очень важны фигуры других взрослых, которые могут поделиться своим опытом, как-то расположить ребенка, чтобы увести его из этой компании.

Если мы не можем этого сделать, то не унывать, не отчаиваться, а помнить о том, что Господь находится внутри даже этих отношений. То есть Он ни от какого человека не отворачивается. Даже если мы уже сами отпустили ситуацию, Он все равно продолжает трудиться и пытается спасти этого человека. Богу никогда не бывает все равно. Даже в самых тяжелых ситуациях Он находится рядом и может каким-то образом помочь. Поэтому делайте все необходимое, пытайтесь привлечь разных людей к этой ситуации, чтобы они повлияли на ребенка.

Мы должны понять, что такие случаи, когда ребенок находит для себя недостойное, плохое, пагубное занятие, чаще всего не оттого, что он плохой, а потому, что ему нужно свою энергию куда-то применить, куда-то направить силы своего ума и чувств. Хотя бывает по-разному. Иногда их занимаешь, а они смотрят в другую сторону.

Я стал замечать, что мой сын начал обманывать. Это очень видно, но он так старается... Я все время удивлялся, как родители все понимают. Теперь понял. Что делать, если твои дети начинают тебе врать? Будем говорить о взрослых детях. Хотя и маленькие, лет в 5–6, могут придумывать что-то, выкручиваться. Как с этим бороться? Как относиться к этому правильно? Может быть, в этом возрасте зарождается что-то плохое?

– Дети разные. Мы должны понимать, что кому-то надо сказать прямо: «Знаешь, ты меня обманываешь, это видно. Ты никогда этого от меня не скроешь. Я это чувствую, понимаю и слышу в твоих интонациях». Кому-то нужно более ухищренно это преподнести, чтобы человек сам додумался, что мы все понимаем и даже принимаем его ложь, но из-за этого отношения могут быть разрушены.

Но есть же еще детские фантазии. Дети иногда выдумывают что-то, находятся в своей вселенной и начинают фантазировать.

То есть мы не должны сразу ставить его на место и говорить, что Карлсона не существует или что-нибудь такое...

Также нужно задуматься, почему вдруг ребенок начал врать, что его на это сподвигло. Бывает, что дети боятся нас, родителей, потому что наша реакция может быть не такой, какую они ожидали. Они не хотят негативных последствий, поэтому начинают хитрить, обманывать.

Может быть, проблема в нас самих, что мы эти отношения выстроили неправильно. Но мы должны любить, принимать ребенка, продолжать с ним общаться, пытаться каким-то образом исправить эту оплошность. Ведь мы тоже часто становимся участниками взрослой лжи. То есть дети смотрят на взрослых и видят, например, что друзья могут друг друга в чем-то обманывать, что на работе существует какая-то ложь или даже в семье.

Или слова мамы: «Ты только папе не говори». Все надо объяснять.

– Даже если мы допускаем какие-то фразы, то должны сразу объяснить, почему мы этого не хотим. Например, у папы день рождения, мама прячет подарок и говорит, чтобы ребенок ему об этом не рассказывал. Мы же не скажем: «Ты должен быть честным, иди скажи, что мы за диваном спрятали подарок». Иногда бывают случаи, когда ложь, как мы говорим, во благо.

То есть существует ложь во благо? А ложь во спасение?

– Ложь во благо, белая зависть, бьет – значит, любит, праведный гнев… Я бы назвал это по-другому: когда мы из двух грехов выбираем наименьший. То есть лжем, но эта ложь должна спасти ситуацию или человека от чего-то другого. Я приведу пример из собственной жизни: несколько лет назад у меня обнаружили онкологию, рак кожи, и на тот момент, когда мне поставили диагноз, мои родители были не в курсе этого. Нам пришлось их обмануть, сказать, что у меня все в порядке. В итоге опухоль была доброкачественная, мне сделали операцию, вылечили. И потом, когда эта ложь вскрылась, даже нас поблагодарили. Мама сказала, что папа бы просто не выдержал этого в силу своего возраста и здоровья.

Поэтому в каких-то моментах мы допускаем ложь, потому что правда будет страшной и невыносимой. Но когда можно так поступить, а когда нет, решать надо каждый раз.

У митрополита Антония Сурожского мама заболела онкологией. Она не знала об этом, а Владыка был в курсе. И врач сказал ему: «Маме не говорите, не надо ее расстраивать и вводить в депрессивное состояние». А Владыка ответил: «Первое, что скажу, когда встречу маму, это то, что у нее онкология». Потому что она должна подготовиться к смерти. То есть здесь ложь была совершенно неприемлема. И Владыка сразу ей все объявил, но именно с той целью, чтобы она очистилась, привела себя в надлежащее душевное, духовное состояние, подготовилась к переходу в вечную жизнь.

Ситуации разные. В Ветхом Завете есть ситуации, когда люди врали, а эта ложь спасала других. Одна из блудниц, Раав, спрятала соглядатаев и тем самым сделала доброе дело. Есть и другие примеры, когда ложь становится меньшим грехом по отношению к чему-то большему.

Владыка Антоний рассказывал очень интересный случай. Во время фашистской оккупации во Франции один человек, сбежав от немцев, прибежал в деревню и спрятался у одного из мужчин в доме. Потом пришли немцы и спрашивают у хозяина, не спрятал ли он у себя сбежавшего пленника. Тот говорит: «Да, спрятал». Пленника выводят, и он спрашивает: «Зачем ты это сделал?» Тот отвечает: «Я христианин и не могу врать». Мы понимаем, что этот человек отправил другого на смерть.

Поэтому рассуждение, как говорили святые отцы, высшая добродетель. В патериках были истории, что авва такой-то не общается с аввой таким-то. А послушник, который у них учится, мирит их. Как? Передает им не то, что они на самом деле сказали, а какую-то хорошую информацию. «Он сказал о тебе, что ты выдающийся подвижник, аскет, что я могу на тебя ориентироваться». И так он постепенно смягчает их сердца и мирит этих людей.

Есть разные виды лжи. Ложь во спасение. Ложь во благо. А как называется то состояние, когда человек врет сам себе, загоняет себя в иллюзорные мечтания и так далее?

– Наверное, лицемерие.

У Достоевского есть такая фраза: «Главное, самому себе не лгите». Но наш век такой, что мы сами себе врем. Получается, мы не можем правильно рассуждать, чтобы даже наше несогласие с чем-то шло на пользу не только нам самим, но и обществу, близким.

– Начинать лучше с себя. Господь фарисеев и книжников называл лицемерами, то есть лицедеями. Лицемерие – это когда ты примеряешь маску, некую личину на себя. Поэтому игра в святость, в почитание Бога, молитвенность или пост, как у них было, всегда ложь самому себе.

Я не могу согласиться, что есть ложь именно во спасение. Это когда ложь просто является меньшим грехом. Но она всегда останется ложью. Нет белой и черной зависти и так далее. Поэтому не врать себе важно еще и в плане того, что Бог видит нас другими.

Мы говорим о смирении часто в негативных тонах и красках, мол, это самоуничижение, почитание себя прахом и ничтожеством. Может быть, отчасти да, если ты реально это чувствуешь. Но сыграть в это невозможно. И именно смирение может привести тебя к правде, к тому, что ты просто человек, что в тебе есть как хорошее, так и плохое; как позитивное, так и негативное; ты, с одной стороны, образ Божий, а с другой стороны, попран грехом и валяешься, как тот путник по дороге из Иерихона в Иерусалим, которого побили разбойники и оставили нагим умирать.

Когда мы общаемся с Богом, то в первую очередь должны быть самими собой, признаваться в грехах, идти на Исповедь, видеть себя реальными, признавать свои недостатки и с ними бороться. И когда мы достигнем дна, встанем обеими ногами на это дно, то есть на саму реальность, тогда сможем оттолкнуться. Тогда поймем, какие мы есть. И дальше важно не остановиться: «Я такой, принимайте меня как есть, ничего не собираюсь с собой делать». Важно начать над собой какую-то работу, не врать себе и стараться не врать другим.

Мы часто врем, потому что нам это выгодно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) относит ложь к страсти тщеславия. Мы лжем, когда опоздали на работу: автобус сломался, в метро пробки и так далее. На самом деле просто проспали. Почему? Мы боимся, что к нам начнут относиться по-другому.

Вопрос от телезрителя Дмитрия: «Дети каким-то чудесным образом чувствуют неискренность. И получается, что если мы сами по разным причинам не причащаемся, подводя их к Чаше с Телом и Кровью Христовыми, то обманываем их? Они это видят, впитывают в себя».

– Это очень важно для взросления и воспитания наших детей. В религиозном плане вообще не должно быть лжи. Чем старше становится ребенок, тем больше мы должны открывать ему те моменты, с которыми сами, может быть, не справляемся. То есть быть реалистами в отношениях с детьми. Они чувствуют фальшь, улавливают нотки неправды. Поэтому мы должны быть честными и сказать, что, например, не подготовились. Почему не подготовились? Потому что у ребенка нет особой подготовки, а взрослые готовятся более тщательно и скрупулезно, им уже тяжелее подойти к этому. У взрослых появляются какие-то грехи, они все в суете, в работе, в заботах и так далее.

Или мы не причащаемся по какой-то другой причине. Мы должны помнить, что дети реальным образом смотрят и ориентируются на нас. Конечно, это форма лжи. Мы приобщаем другого человека к чему-то, к чему сами оказываемся непричастны. Другими словами, мы говорим, что для нас это не так важно, но он должен в этом участвовать. Это превращается в такое недолжное действо: если мне это не нужно, почему я должен другого заставлять это делать? Знаете, иногда причащают детей сквозь их визги, ор, слезы, держат им ручки, ножки, открывают рот. Это будто какое-то насилие. Я противник такого. Мне кажется, лучше ребенка один или сколько-то раз не причастить, но чтобы он увидел, как причащается взрослый: родитель, бабушка, крестный, – тот, кто его привел. Тогда ребенку легче будет просто поверить. У него возникнут доверительные отношения к тому, что происходит.

Если начинаешь врать и допускать это в своей духовной жизни, например, оправдывать свои грехи, то это отдаляет тебя от Бога. Как перебороть себя? Есть ли какие-то способы, наставления, чтобы действительно искоренить в себе этот грех?

– Надо захотеть этого. Если вы искренне этого захотите, то, по крайней мере, дадите Богу в этом поучаствовать.

То есть мы говорим: «Господи, я готов». И Господь будет посылать какие-то случаи, когда нам захочется врать, но надо сказать правду. Дальше мы должны иметь мужество взять на себя ответственность за последствия того, в чем мы виноваты перед нашими ближними, коллегами, друзьями. Если опоздали на работу, то не придумывать никаких отговорок, а сказать, что проспали, сильно устали или сделали это по своей лености и нерадению и так далее.

Бывает, что у человека изначально подорвано доверие к миру. У него могут быть психологические проблемы, потому что в детстве он был вынужден врать, если была деструктивная атмосфера в семье или в школе. Например, учительница начинала гнобить ребенка, если он опоздал. И приходилось изворачиваться. Психологические конструкты тоже имеют место.

В духовном плане нужно просить Бога иметь мужество, чтобы всегда говорить правду, где она нужна, где она действительно устанавливает какие-то должные отношения. Не лгать там, где не нужно лгать. И говорить правду с любовью. Потому что иногда мы бросаем правду без любви, то есть начинаем обличать другого, делаем это с таким судебным подтекстом, как будто выписываем ему штраф. И человек это чувствует. Он понимает, что здесь нет ни любви, ни желания исправления. И это вызывает обратную реакцию. Нам хочется каким-то образом на это ответить. Поэтому нужно научиться не лгать себе, а говорить: «Господи, открой мне мои грехи, покажи, какой я на самом деле, чтобы я мог с этим каким-то образом справиться». И на Исповеди не лгать Богу, а быть как можно более честным, искренним.

Один современный политический деятель сказал такую фразу: «Ошибаться можно, а врать нельзя». Что-то в этом есть. Он верующий человек.

– Ошибка – это другое. Грех с греческого языка переводится как «промах». То есть мы промахиваемся, целимся в одну сторону, а стреляем в другую. Когда мы врем, то подменяем истину ложью. Мы подменяем Господа и начинаем двигаться в другую сторону. И поэтому любая ложь, как и любая другая страсть, соединяет нас с источником лжи – дьяволом. Мы становимся марионетками в его руках. И тогда у нас уже нет сил, а может быть, и желания выпутаться из паутины лжи. И это подчас приводит к катастрофическим вещам.

Также важно научиться доверять людям, которые рядом с нами. В семейных отношениях мы тоже часто врем, пытаемся каким-то образом оправдать себя. Люди разводятся, спрашиваешь: почему? «Она не такая», «он не такой», «любовь прошла», и начинают друг на друга наговаривать. Адам говорит: жена, которую Ты мне дал. А Ева: змей обольстил меня. Нужно говорить правду, не снимая с себя ответственности. Любовь ушла – а какое мое участие в этом? Почему она вдруг ушла? Как у меня, такого хорошего, милого, любящего и прекрасного, случился этот коллапс?

Если, например, он не такой, как же ты его выбрала себе в мужья? Как же так получилось, что этот плохой человек вдруг стал твоим мужем и отцом твоих детей? Вранье затягивает. И ближний, если мы научимся доверительным отношениям, нам и поможет, укажет на ошибки, скажет, что здесь было фальшиво, а там – неправильно.

Бог, безусловно, нам тоже укажет через ближних, когда мы врем, а когда нет. Поэтому никогда мы не останемся без уроков, без помощи Божией, лишь бы нам захотеть порвать эти отношения с дьяволом. В Крещении мы это, кстати, и делали в троекратном размере: отрицались от сатаны, сочетались с Христом, дули и плевали в сторону сатаны. Поэтому отношения с ним были разорваны. Как бы нам не вернуть их опять, сказав, что мы ошиблись и через вранье хотим их восстановить.

Недавно общался с коллегой по одному очень проблемному вопросу, и она сказала мне: «успокойся, все люди врут, поэтому рассуждай с этой позиции, то есть думай больше о себе, а другим не доверяй, потому что все врут». И вот еще такая фраза есть из Писания: Аз же рех во исступлении моем: всяк человек ложь (Пс. 115). Как это можно истолковать? Связано ли это с тем, что моя коллега сказала?

– Связано, но с другой стороны. То есть ваша коллега говорит о том, что все люди врут. Значит, вы, Сергей, тоже можете врать. Она вам дает на это разрешение. А Писание говорит о том, что всякий человек слаб, подвержен греху, искушаем и очень легко может впасть в какой-то недуг, грех, страсть. Поэтому фразу всяк человек – ложь надо понимать так, что всякий человек является человеком в первую очередь. Какой бы пост он ни занимал, какой бы властью ни был облечен, что бы из себя ни представлял, это все равно человек.

Поэтому не нужно иметь какие-то сверхожидания от другого, предъявлять сверхтребования к нему, чтобы он был святым или никогда никакого зла не делал. Это совершенно бессмысленно, потому что человек остается человеком. Но при этом верить в него, стараться доверять ему, может быть, вопреки каким-то событиям стараться ему помочь, не лгать – это, конечно, наша обязанность.

Поэтому ваша коллега не права, даже если бы все врали, хотя это не так. Вы сами прекрасно понимаете, что не все врут. Те, кто не врет, имеют, может быть, больше проблем по жизни, но мы все ответственны за то, что у нас в жизни происходит. Это значит, что блаженны изгнанные за правду. Господь говорит, что каждый берет на себя ответственность в своей жизни и всегда свободен выбрать тот или иной путь. И если бы даже все врали, это не значит, что мы должны так поступать. Потому что Бог есть Истина. И если мы врем, мы идем против Бога.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс