Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1256) → Священник Олег Патрикеев: Где нет Бога?

Священник Олег Патрикеев: Где нет Бога?

№23 (1256) / 10 июня ‘24

Беседы с батюшкой

Христос Воскресе! Мы, верующие люди, даже гипотетически не можем себе представить, что есть некое место, где нет Бога. Когда я готовился к передаче, почитал разных отцов и различных писателей. Никто не говорит о том, что есть некое место, кроме ада, где нет Бога, и все говорят, что в аду Бога нет. Но каждый раз, когда мы вспоминаем Воскресение Христово и Великую Субботу, мы знаем, что Христос спустился в ад и разрушил его. Помните слова: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Так где же нет Бога?

– Когда вы меня пригласили на передачу и задали этот вопрос, я не удивился, ведь этот, можно сказать, атеистический помысел естественным образом витает. Мы все делимся на две части: верящие в Бога и те, кто в Бога не верит. Перед нами сегодня стоит серьезная задача: через Библию, через Писание, через святых отцов расследовать, есть ли место в этом мировом пространстве, во вселенной, где нет Бога. Можно вспомнить: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе?» Мы сегодня должны затронуть даже этот вопрос. Потому что, если жизни нет, значит, и Бога нет. Бог есть жизнь.

Начнем с самого начала Библейского повествования. Может быть, Бог, создавая этот мир, вдруг оставил место, где Его нет? Мы не будем проводить урок по библеистике, но вспомним о сотворении мира. В начале сотворил Бог Небо и землю. Прекрасно, здесь Бог есть. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. Бог здесь есть. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды. Прекрасно! И сказал Бог: да соберется вода. Да произрастит земля зелень. Везде есть Бог. И сказал Бог: да будут светила. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся. И создал Бог зверей земных по роду их. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Все шесть дней мы видим в Библии ни одной ошибки, ни одного пространства, ни одной материальной и духовной точки этого мира, который мы с вами можем познать, где нет Бога. Везде есть Бог. Бог вездесущ. Конечно, мы не можем сказать, как утверждает одно из индийских философских течений, что Бог не то что везде, Он может быть во всем и даже в самом творении. Мы это отвергаем. Но, по крайней мере, мы видим, что все пространство, которое создано Словом Божиим, наполнено Самим Богом, Его светом.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «У меня вопрос по Нагорной проповеди. Там есть такой фрагмент: кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Что это значит? Как это понять?»

– Эту фразу не надо выдирать из контекста. Я на память эти стихи целиком не помню, но здесь говорится о смирении, которое Господь проявляет Сам в первую очередь и показывает его даже на примере Своего пути. Ведь когда Его ведут на Голгофу, Он не сопротивляется. Он знает, куда Его ведут. Ведь Он мог потребовать Себе адвоката, потребовать защиту и т.д. Но Он этого не делает. А ведь это путь ведет к смерти. Конечно, Он нам не предлагает идти на грех. Самое главное, что нужно здесь понять, – пути разные. Но если твой друг принуждает тебя пойти и прямо сегодня сделать что-то доброе, например, помочь ему огород вскопать, и он прямо слезно тебя просит, звонит, засыпает смс-ками, а тебе некогда, то тебе надо пересилить свое эго и пойти навстречу человеку, который тебя просит. Это один из вариантов, но вариантов может быть очень много. Самый простой: просит тебя пойти с ним в путь, иди. С другом в пути веселее.

Вы затронули тему пути Иисуса. Когда Иисус шел по Виа Долороза, люди кричали: «Распни Его! Распни!» Ведь Пилат им предлагал: «Давайте отпустим Его, Царя Иудейского». Но они отказывались и даже говорили: «кровь Его на нас и на детях наших». В этот момент мы же понимаем, что вот где нет Бога! С этими людьми нет Бога. Очень хочется сказать, что люди отвергли Бога, и там-то Бога нет.

– Он как раз находился среди них и делал это ради них. Удивительная любовь Бога даже к тем, кто Его распинает, многим непонятна. Мы с нашим эгоистическим умом не можем понять эту жертвенность. Мы в нее можем только поверить, а иногда и сами сделать что-то наподобие. Мы видим это на примере воинов, отдающих души свои за други своя. Это уже высокий потенциал человека. Хотя они, может, сами не подозревают, что исполняют Евангелие. А вот среди этой толпы как раз и находился Бог, распинаемый ими.

Почему мы начали с Библии? Потому что мы должны пройти через все пророчества о том, что Бог явится во плоти, Мессия вернется на землю и будет рожден Тот, кто сотрет главу змию. Это пророчество первого Евангелия, сказанное в Библии Самим Богом. Это обнадеживающий для всего человечества потенциал, который совершится. Для Христа, для Сына Божия, он уже совершился при сотворении мира. Бог ведь знал, чем Его деяния закончатся. Он знал и то, что произойдет по свободному выбору человека и ангелов, что будет падение сначала ангелов, потом и человека и что искупление человека из этой матрицы греха произойдет именно таким способом. Поэтому на протяжении всей истории человечества мы видим присутствие Бога через пророков. То, что Господь установил все правила дорожного движения среди планет и природы, – это неотъемлемая часть Его. Даже радуга, которую Он дал в завет, что больше не будет потопа, – это все Его деяния, Его знаки на дороге нашей жизни.

На всем протяжении Библии мы видим, что Бог не оставляет даже согрешающего. Мне кажется, что Виа Долороза – еще одно доказательство любви Бога к человеку. Причем самое главное доказательство! Так смог пройти по этой дороге только Сын Божий, среди этой толпы, а ведь ради нее Он пришел, чтобы они, потом увидев и уверовав в Воскресение Христа, смогли измениться. Даже Лонгин, который только что проткнул Христа копием, прибил Его со своими соратниками ко Кресту, делил с воинами Его ризы, будучи слепым от своей римской веры, находясь в ужасном языческом состоянии, вдруг прозревает.

Каким образом это происходит? Он сам этого захотел? Нет, это Господь начинает двигать благодать, возрастающую от Креста до последнего дня нашей эпохи Нового Завета.

Мы видим пересечение Ветхого Завета и Нового Завета. Мы можем говорить о Ветхом Завете, будто бы Бог отсутствовал в языческих народах. Разве мог Он там присутствовать? Но мы смотрим на Ветхий Завет только как на прообраз всех деяний, сотворенных уже в Новом Завете Самим Христом. Ветхий Завет говорит о Христе, о Его пришествии. Человек после грехопадения стал делать дома, появились всякие увеселительные искусственные моменты отдыха. И Христос входит в эту матрицу, в эту тьму, не боясь нашего греха.

Вопрос телезрителя из Гатчины: «Я думаю, если человек живет в страстях и грехах и не пытается бороться, не хочет жить в благодати Божией, то с ним Бога нет. Что скажете на это?»

– Мы не можем этого сказать. Нет такого прибора, чтобы можно было подойти к человеку, отсканировать его и сказать, есть с ним Бог или нет. Бог общается с человечеством Своими энергиями. Фраза «У меня Бог в душе» – это сказки философов или людей, не желающих понять Ипостаси Божественной природы. Бог Троица – как это понять? Здесь отсутствие всей математической логики: Один + Один + Один = Один. Единый Бог в Трех Лицах.

Присутствие Бога в человеке возможно только посредством Его энергии, которая называется благодатью. Мы состоим из духа, души и тела. Свеча – очень хороший прообраз человека: тоненькая душа, обвитая прекрасным телом, и огонек. Но если нет огня, свеча может пролежать очень много лет в свечном ящичке, забытая, потертая, погрызанная мышами, и не стать свечой. Потому что она так и не дошла до своей иконы, не стала гореть, молиться, плакать. То есть свеча осталась черствой палочкой, никому не нужной.

Так и люди без Духа Святого – пока такие палочки. Но задача Христа – эти палочки зажечь. Он и пришел на землю, стал Человеком, потом восшел на Небеса, чтобы испросить у Бога Отца Духа Святого на этот мир, чтобы каждый человек, соприкасаясь с энергией Святого Духа, воспламенился. Как Данко – прообраз горящего сердца. «Светить всегда, светить везде…» – красивые слова поэта.

Мы можем об этом красиво говорить, но пока не попробуешь сам – это будет лишь теорией. Это так же, как рассказывать теорию о том, как надо ездить на автомобиле, при этом ни разу не сев за руль. Или рассказывать о том, какой вкусный и сладкий мед, тому, кто мед никогда не вкушал. Должно быть действие, мы должны пробовать себя. В чем? Стать святыми, например.

Когда я прихожу в школу, спрашиваю у детей, кто кем хочет стать. Кто-то хочет быть президентом, кто-то банкиром, кто-то на войну собрался. И так далее. Я спрашиваю: «А кто-то хочет стать святым?» Ни одной руки. Дети не хотят стать святыми.

Они не знают, что это такое.

– Да, потому что не знают, что такое святость. Когда они маленькие, они еще не знают, что такое грех. Но попробуйте спросить в храме у верующих, кто хочет стать святым. Очень мало таких. Конечно, мы говорим о направлении человеческой души, о векторе. В Библии, в Евангелии сказано: «Будьте святы, как Я свят». То есть это пароль, смысл, движение к свету, чтобы ты сам возгорелся, чтобы твое сердце, твоя душа воспламенились Святым Духом, и ты мог идти дальше по направлению, которое Бог тебе указал. Кто-то идет в больницу, кто-то в храм, кто-то на военные действия и так далее. Все это Промысл Божий.

Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Бывает так, что человек преклонных лет живет долго. А молодого человека сегодня видишь, а завтра его уже нет. Это зависит от того, как человек жил? Или в этом Промысл Божий?»

– Конечно же, Промысл Божий есть абсолютно во всем. У нас все волосы сочтены, и ни один из них не падает без ведома Бога. Это надо знать и доверять Богу во всем. А то мы во время церковных служб или молитв доверяем, а потом приходим домой – и опять двойка: экзамен на доверие не сдаем и получаем плохие оценки, потом приходится пересдавать.

Мы должны довериться Богу. Мы должны понимать и верить, что смерть побеждена Христом. И мы доходим до главного вопроса нашей темы: есть ли Бог в смерти? Ведь Бог смерть не создавал; она была как нравоучительный процесс для человечества. Не вкушай – смертью умрешь. Это было предупреждение для нравоучения человека, чтобы он хотя бы из-за страха смерти не совершал греха.

Смерть стала главным спонсором греха. Грех равно смерть. Проходя через смерть, человек лишался не только жизни, но и света. Вспомните слова Христа на Кресте: «Боже, почему Ты Меня оставил?» В это мгновение Христос входит в смерть там, где еще никого не было. Потому что смерть – это изделие не Его рук, это не Его Промысл. Мы прочитали в начале передачи, что Бог сотворил за шесть дней, и там не было смерти, там была прекрасная жизнь. Смерть – это последствие выбора человека и ангелов, которые пали. Смерть стала той ловушкой, куда уловлял дьявол души людей.

Недаром в молитве мы говорим: наглая смерть.

– И в эту наглую смерть входит Живой Бог. Дьявол не знал, что это Бог, он до последнего стоял у Креста и через людские крики кричал: «Сойди с Креста». Он искал в этом Человеке смертный корень греха, который передавался по наследству от Адама и Евы всем человекам. Первородный грех должен был сработать – мина замедленного действия должна была взорваться. Прокляни убийц, спроси, за что Тебя убивают, – любое слово против сработало бы. Но в Нем не было греха, в Нем не было ничего от дьявола. Сатана предлагал Ему все искушения мира. И он решил Его испытать на Кресте: мол, здесь-то Он должен сказать что-то человеческое...

А Он сказал: «Прости им, Господи, не ведают, что творят».

– Он помолился за них, обезоружил дьявола смирением. Он вошел в смерть как Человек, но душа Живого Бога и смерть раскрыла, Он вскрыл ее светом.

Что такое смерть? Это тьма. Тьма – это отсутствие света. Включите свет – тьмы не будет. То же самое сделал Христос. Это надо повторить за Христом. То есть нам не надо бороться с дьяволом в перетягивании каната – не выйдет. Если бы человек мог победить дьявола, Христу не нужно было бы приходить в этот мир. Но Он пришел и разрушил дело дьявола.

С детьми у нас проходит интересное занятие. Сейчас дети очень хорошо понимают в компьютерах, и я им говорю следующее. Представьте, что вы создаете программу, в которой сотворяете человека. Сейчас много таких игр, где можно создавать разные условия, чтобы человек развивался, строил города; можно дать ему пищу, одежду и так далее. При этом вы даете ему полную свободу. Еще вы создаете ангельский мир, который будет помогать человеку, и этому миру даете полную свободу. В этой игре одно условие: ангельский мир делится на две трети и одну треть. Лукавый мир хочет сделать свою матрицу, свою игру и предлагает это человеку. Так как у того есть свободная воля, он уходит и пропадает. И я спрашиваю у детей: «Что вы будете делать как создатель программы? Как вы можете войти в эту программу? Как выручить того, кому вы дали свою силу, бессмертие; все дали. Этот человек – вы. Что вы сделаете, чтобы выручить его?»

Дети отвечают: «Мы перепишем программу». Хорошо, перепишете программу, он умрет, и все пойдет заново. Это было в Библии, когда смыло потопом весь мир. Не получилось, все равно грех остался. Что дальше? И я предлагаю детям: «А вы сами в эту программу могли бы войти? Могли бы себя туда отправить, родиться в этой программе?» Читайте Библию, читайте Евангелие. Там написано, что Он стал Человеком, пришел и рассказал людям о правде, о том, что мир лежит во тьме.

Получается, что человек думает, что у него нет Бога. Но мы точно знаем, что у Бога есть человек.

– Да. Звонивший телезритель сказал, что есть люди, живущие в страстях и так далее. Но если бы они не появились на свет, мы могли бы говорить: зачем Богу нужны на земле такие грешники? Но ведь Церковь наша – это как раз Церковь кающихся грешников. Церковь земная, воинствующая, она воюет с грехом. Мы – солдаты этой Церкви. Мы уже перенесли ранения, многие имеют награды за перенесенные страдания в своей жизни. Но при этом Бог ждет каждого из нас, не осуждая его в выборе. Бог дал человеку свободу, и эта свобода дорога Ему. Он как Сын Божий, став Человеком, показывает эту свободу людям: Он отдает Себя распинателям; отдает Себя Иуде, обнимая его; отдает Себя смерти. Он говорит: «Вот Я, берите Меня, Я ваш». Вот великое смирение Христово.

Если вернуться к вопросу о том, где нет Бога, получается, что даже если человек уверен в том, что Бога нет, это лишь его собственное помышление.

– Это пока его выбор. Но наш выбор меняется очень быстро. На базаре мы можем быстро поменять товар, увидев что-то лучше.

Вы говорили о смерти. Когда мы смотрим на усопшего, мы его не узнаем, – вроде бы черты знакомые, но будто другой человек. Сегодня вспоминали бедного Лазаря, и я вспомнил того богача, который после смерти, находясь в аду, просил омочить персты и прикоснуться к его губам. На что Авраам сказал ему, что пропасть настолько велика, что ее невозможно преодолеть. Но это Ветхий Завет. Получается, сейчас этой пропасти уже и нет?

– Есть. Ад существует, его невозможно убрать из Библии и сказать, что ада нет, и теперь можно делать, что хочешь. Ад – это нравоучительный процесс для всего человечества. Ад – не страшилка. Ад – то место, где любовь Бога будет обжигать тех, кто не поверил в Него. Для них будет ад, когда они будут видеть радость верующих. Но это будет уже при Втором Пришествии Христовом.

Сейчас нам нужно молиться за усопших, чтобы через милосердие наше, которое мы еще можем принести здесь, на земле, Бог на Страшном Суде помиловал их. Это будет взаимовыручка...

То есть жизнь здесь не заканчивается, после смерти наша жизнь продолжается настолько высоко, что мы даже не представляем, какое там у нас произойдет видоизменение. А что будет после нашего воскрешения? Это вообще красота! Я не вижу ни одной картины, ни одной иконы о воскрешении мертвых, которые будут вставать из могил, светящиеся в своих добрых делах, и тех, кто будет вставать из могил в своих смрадных делах. Вот это будет и ужас, и страх, и суд. И произойдет разделение. Христос отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов (Мф. 25:32).

Пока этого еще не произошло, у нас есть возможность встать в команду Христа. Христос Воскрес и победил смерть. Мы еще не прошли этот опыт… Мы должны заглядывать почаще в Откровение Иоанна Богослова, задаваясь вопросом: «Чем моя жизнь закончится? Как она закончится? Куда я пойду? И пойду ли я вообще?..».

Размышление о смерти (memento mori в переводе с латинского – «помни о смерти») дает хорошее начальное духовное образование. С этого надо начинать. С этого начинается страх Божий, это и есть начало духовной жизни человека.

Записали:
Нина Кирсанова
и Таисия Зыкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс