Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1256) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Во всем нужна мера

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Во всем нужна мера

№23 (1256) / 10 июня ‘24

Архипастырь

Владыка, наша программа выходит накануне праздника, который в нашей стране называется «День защиты детей». Не секрет, что Господь к детям очень хорошо относился. Поэтому я предлагаю эту тему и нам не обходить стороной.

– С удовольствием.

В том числе, затронуть и какие-то ее острые углы. Какой Вам метод воспитания детей ближе? Нередко замечаешь, что родители в наше время относятся к детям, как к маленьким богам, – любой их каприз, любое желание тут же стремглав исполняется. И есть обратная сторона медали. Невольно где-то в интернете видишь ролики (и в общении ты тоже понимаешь, что это так и есть), что в мусульманских семьях наоборот держат иногда, может быть, в излишней строгости. Говорю «может быть», потому что семьи разные. Вам лично какой подход воспитания детей ближе? Как Вас воспитывали?

– Так, как воспитывали меня, не может быть идеальным форматом воспитания, потому что я воспитывался (как, к сожалению, очень многие в нашей стране) в неполной семье, – папа мой умер, когда еще я был довольно малым. Потому в семье нашей были мама да бабушка, мужчина я был один. Конечно, мужского воспитания, мужской руки не хватало. Помню, как папы моих друзей их брали с собой на рыбалку или в какой-нибудь поход за березовым соком. Благо, что мои друзья по двору меня брали с собой и как бы приобщали к таким вот мужским занятиям. Так что я буду говорить не на собственном примере, как меня воспитывали, а как должно быть.

И не потому что я – истина в последней инстанции, а потому что перед моими глазами судьбы многих и многих людей. И, обобщая этот опыт, можно сделать какой-то вывод. Но, как часто бывает, истина всегда лежит где-то посередине. Очень плохо, когда строгость переступает недопустимую черту, когда ребенок просто ломается и становится жестоким, невосприимчивым к добру. И потом эту жестокость или отсутствие теплоты по отношению к себе, начинает, став взрослым, вымещать на других, как бы ретранслируя такое же поведение к другим, какое он испытал сам по себе.

Но и вседозволенность, попустительство излишнее, или, как раньше говорили, избалованность детей, не менее погибельны, ведь в таком случае дети вырастают эгоистами. У них «я хочу» возводится в ранг абсолютного, чему должно быть подчинено все, что окружает их. Интересы других людей их, как правило, не волнуют. Они готовы переступать через чужие судьбы, идти по головам, пытаясь достигнуть каких-то вершин, которые они сами себе нарисовали в своем воображении. Конечно же, это тоже недопустимо. Ведь главная христианская заповедь по отношению ко всем людям, к детям в том числе, это заповедь о любви. И апостол Иоанн Богослов эту заповедь особенно раскрывает в отношении детей и родителей. Он обращается в одном из посланий к своим отцам, которым говорит, чтобы они не были столь уж однозначно строги и не озлобляли своих детей, чтобы не вызвать у тех чувство внутренней ершистости, чтобы они всю жизнь потом не воспринимали окружающий мир как нечто враждебное, от чего нужно защищаться, обороняться, спасаться. А для того, чтобы себя комфортно чувствовать, он сам должен на кого-то нападать, над кем-то доминировать – это один изъян. Поэтому Иоанн Богослов говорит: «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Кол. 3:21). Но и детей призывает находиться в послушании, в почтении к своим родителям, даже в том случае, когда дети достигают зрелого возраста. Дети должны возрастать и воспитываться в любви.

Как-то я встречался со студентами одного из томских университетов. И после моей лекции были вопросы. Один вопрос касался как раз детей. Студенты говорили, что они в таком возрасте, когда многие из них либо планируют в ближайшее время создать семью, либо уже создали ее. Предполагается, что скоро у них появятся дети. Как, с моей точки зрения, нужно воспитывать детей? Правда, вопрос конкретно касался религиозного воспитания: «Можно ли детей, и нужно ли детей заставлять ходить в церковь?» Меня, честно говоря, этот вопрос немножко потряс, я ответил, что это страшно, когда кого-то заставляют, кто-то не хочет, сопротивляется, а его заставляют. И следует проявить любовь.

Вот меня в детстве никто не заставлял ходить в церковь. Но моей бабушке даже на расстоянии удалось мне привить такую любовь ко всему древнерусскому и к церкви в частности, что для меня это было предметом благоговения. И даже когда меня в церковь не пускали или ругали за то, что я все-таки своевольно вдруг оказался в храме, а потом об этом становилось известно либо в школе, либо маме, я все равно старался в храм приходить. И я отпрашивался у родителей, говорил, что иду к друзьям, но по пути к друзьям всегда заходил в церковь, мне там очень нравилось.

Конечно, воспитать ребенка в любви – это куда дороже, чем воспитать его вот таким образом. Но иногда, возможно, любовь подлинная, если мы потакаем таким страстям ребенка. Ведь на самом деле, когда человек взрослый, в нем бушуют какие-то страсти, которые люди светские часто называют инстинктами (иногда низменными инстинктами), которые где-то внутри человека таятся и при определенных условиях могут прорываться в виде зависти, гнева, невоздержания, стремления к каким-то там удовольствием сиюминутным. И они, эти чувства, появляются не только у взрослого человека, поскольку человек, по учению Церкви, рождается, будучи потомком Адама, с поврежденной человеческой природой. То есть та природа, которую Адам стяжал после грехопадения (а природа его повредилась благодаря тому греху, который вторгся в эту природу), есть падшая природа. И с этой природой человек рождается, поэтому во всех нас есть некое семя тли, которое начинает проявляться даже в грудных младенцах.

Воспитание – дело трудное. Маленький ребенок плачет, капризничает, и мы не поймем, что не так. Плач ребенка – сигнал, что ему больно, он голоден. И так далее. Став чуть-чуть взрослее, ребенок понимает, что, когда он начинает плакать, все сразу к нему бегут и все делают, что он хочет. Вывод: хочешь добиться чего-то – громче плачь, тогда ты получишь калач. Ребенок еще не осознает, а уже начинает манипулировать окружающими людьми, пытаясь свой эгоизм, свое собственное «я», гордыню ставить на первое место. И, конечно же, родители не должны потакать вот таким его наклонностям. Существует много неплохих светских пособий, книг, рекомендаций по воспитанию. Всякий желающий может их прочитать.

Церковные педагоги (таковыми являются святые отцы) говорили, что залог хорошего воспитания детей, если родители стараются воспитать в детях христианский дух. Почему Церковь, например, поощряет, когда родители, будучи сами христианами, крестят детей еще в младенческом возрасте? Тогда младенец как бы сразу вливается не просто в семью и становится одной клеточкой вот этого семейного организма, но он становится членом той общины или той духоносной стихии, которая является Церковью Христовой. И буквально с младенчества он возрастает в Церкви Христовой. И если родители воспитывают его как христианина, и наряду со словами «папа», «мама», «ребенок» учат произносить слова молитвы, с благоговением произносят слово «Бог» или «Боженька», то тогда у маленького человека начинают развиваться в нужном направлении его внутренние силы.

На самом деле это очень важно, на протяжении многих столетий так и было в каждой семье. И не только у нас в России после Крещения Руси, но и в Западной Европе, в Византийской империи, когда родители старались научить своих детей прежде всего основам духовной жизни. И иногда, прежде чем дети научились читать и писать, они уже знали хотя бы основные молитвы. В частности, это молитва «Отче Наш», которую знали все дети еще с дошкольного возраста. И молитва Богородичная «Богородице Дево, радуйся». В католической традиции это «Аве Мария», ее тоже детишки все знали. Так что это некий образец для современных пап и мам, как мы должны достигать положительных целей в деле воспитания. Если у ребенка будет в жизни духовный ориентир, он никогда не позволит ему сбиться с пути.

Господь сказал: «Будьте как дети». Что это значит?

– Все мы – носители Адамовой природы, от первого праотца наследовали страсти. И детям они присущи, но в детском возрасте они не получили еще такого развития, как у взрослых. Поэтому дети более непосредственно воспринимают окружающий их мир. У них еще незамутненное и чистое сердце. А сердце, как известно, это орган не только для перекачки крови, но и орган богопознания. Дети наиболее глубоко и искренне воспринимают все, что касается Церкви, что касается духовной жизни.

Мы еще продолжаем сейчас жить в Пасхальный период. И мне помнится, как на Светлой неделе, первой Пасхальной неделе после Пасхи, я ездил по приходам, утром и вечером каждый день служил на разных приходах, и после Божественной литургии мы совершали в каждом храме крестный ход. Как правило, в этом Пасхальном крестном ходе принимали участие и дети той воскресной школы, того храма, где я совершал богослужение. И вот там, где эти дети были, я потом ставил в пример взрослым, как нужно радоваться Светлому Христову Воскресению. Потому что, когда я христосовался с людьми и говорил «Христос Воскресе», громче всех и искреннее всех отвечали дети, причем с радостными умилительными лицами. Когда я на крестном ходе окроплял всех святой водой, то громче всех просили, чтобы их еще и еще покропили святой водой, дети. И когда я им говорил: «Так вы уже все мокрые. Наверное, достаточно?» – «Нет, недостаточно, еще нас покропите». То есть открытой душой и сердцем дети способны радоваться всему светлому, доброму, как души их открыты для Бога. И поэтому Господь и сказал, что вот такими должны быть мы.

И я в проповеди в эти Пасхальные дни, как раз обращаясь к верующим, говорю: «Хотите войти в Царство Небесное? Научитесь радоваться Пасхе точно так же, как радовались ваши дети и внуки, сегодня принимавшие участие в этом крестном ходе». Поэтому Господь так и сказал. И дети действительно тянулись к Нему. Когда родители некоторые приводили детей ко Христу Спасителю, как мы читаем в Евангелии, и апостолы считали, что дети еще не все понимают. Зачем утруждать и без того загруженного до предела Господа, к Которому день и ночь шли люди и за исцелением, и за словом назидания? Дети же ничего еще не понимают, вот вырастут, тогда придут сами. Как в наше время часто взрослые говорят: «Ну что мы будем детей там воспитывать в духе религиозном? Вот вырастут сами там решат, кем им там быть, верующими, неверующими».

На самом деле это не так. Господь сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19:14). И поэтому Он обнял их и благословил их, и после этого уже отпустил детей.

Владыка, настало время перейти ко второй части нашей программы. Заранее прошу у Вас прощения, что дерзну воспользоваться служебным положением в корыстных целях. Просто мой сын тоже носит имя Димитрий, а 1 июня, как раз в День защиты детей, Русская Православная Церковь отмечает память Димитрия Донского. Если можно, расскажите, пожалуйста, именно об этом святом.

– Среди святых Русской Православной Церкви есть много священнослужителей, святителей, тех, кто благоугодил Богу, будучи епископами. Это преподобные отцы, кто в монашестве всю свою жизнь провел и Господу благоугодил. Это и мученики, пострадавшие за Христа, апостолы, проповедавшие веру Христову, пророки, предвозвещавшие пришествие Христово. Но целый сонм есть святых князей или святых воинов, которые защищали Отечество свое. Димитрий Донской – святой земли Русской, защитник нашего Отечества. Ему досталось московское княжение в достаточно непростое время – Русь еще была раздроблена на множество княжеств. По сути дела, она представляла из себя бурлящий котел, где все друг друга в чем-то подозревали, каждый хотел притянуть одеяло благополучия на самого себя. Князья, добиваясь первенства, между собой ссорились, друг с другом воевали, ведя междоусобные войны. Направляли доносы друг на друга в Золотую Орду, поскольку в то время Русь находилась под монголо-татарским игом. И, если бы все так бы и продолжалось, то Русь навряд ли бы когда-то стала тем государством, в котором мы теперь живем. Погибельность этого раздрая, распада, прежде всего, увидели люди церкви. Увидел святитель Московский Петр, его преемники Феогност, Алексий. Они начали собирать русские земли вокруг одного, тогда еще самого незначительного княжества – княжества Московского. Подключился к этому процессу и великий подвижник того времени преподобный Сергий Радонежский. Созиданием обители в честь Святой Троицы, будущей Троице-Сергиевой лавры, он бросил своего рода призыв к единству русскому народу. Любовью и единением спасемся, взирая на образ Святой Троицы. Как Бог единый, но Троичен в Лицах, так и мы, разные, должны быть едины.

Период объединения русских земель вокруг Москвы пришелся на время княжения святого князя Димитрия Донского. Но позитивные процессы всегда сталкиваются с какими-то трудностями, с испытаниями, с искушениями. Вот таким искушением, испытанием на прочность нашего государства, верности самого князя Димитрия Донского Богу и идеалам Святой Православной Церкви стало нашествие полчищ Мамая. Мамай двинул свои войска на Русь, и эти войска грозили разорением всей Русской земли, и Москве в первую очередь. Сил у Димитрия Донского было не так много, чтобы противостоять полчищам Мамая, а он осознавал всю ответственность этого противостояния. Не терпели монголо-татары никакого сопротивления на своем пути. Те, кто пытался сопротивляться Орде, очень жестоко уничтожались.

Благоверный князь Димитрий Донской понимал, что сила не в войске, не в коннице, не в оружии и даже не в мужестве дружинников, а в силе Божией. И, прежде чем идти сражаться на Куликово поле с Мамаем, он идет со своей дружиной в глухой лес, Радонежский, где под сенью вековых деревьев приютилась тогда еще малоизвестная оби- тель преподобного Сергия. Но имя Сергия, великого чудотворца, живого святого тех дней, уже гремело по Руси. К нему князь и идет. Не к мудрому полководцу за советом, не к святителю, умудренному опытом, а к преподобному Сергию, простому монаху, игумену, идет он за советом. Сергий не сразу дает ему ответ, потому что понимает всю ответственность и понимает, что тот ответ, который даст он князю, должен быть не его ответом, а ответом от Бога. И Сергий уединяется в храме, проводит время в молитве и получает от Бога откровение: Выйди к Дмитрию Донскому. Святой осеняет его крестным знаменем и говорит: иди, Господь благословляет тебя на брань с Мамаем, и ты будешь победителем. И в знак того, что благословение Божие и благословение обители Святой Троицы будет с тобою, я даю тебе двух монахов – Александра и Андрея. Это герои Куликовской битвы Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Они в молодости действительно были воинами, а потом ушли в монастырь, стали учениками преподобного Сергия. Но вот теперь, когда над Русью снова нависла угроза, преподобный Сергий их включает войско Димитрия Донского.

Один историк, по этому поводу размышлявший, пишет, что много ли сил могли прибавить войску Дмитрия Донского эти два монаха? Тем более они, в отличие от всех других воинов, не имели даже кольчуги. Они были в монашеских одеждах. На голове их был не шлем, а обычная монашеская схима, головной убор с вышитым крестом. Один из них, Александр Пересвет, как мы знаем, принял вызов одного из богатырей монголо-татарских – Челубея. И с этого поединка началось сражение на Куликовом поле.

Сражение, во время которого преподобный Сергий непрестанно молился Богу о даровании победы в Троицкой обители, несмотря на то что много пало русских воинов, окончилось победой русских. Димитрий Донской, возвращаясь с Куликова поля, прежде всего едет не в Москву, чтобы со всеми поделиться радостью победы, а едет в Троицкую обитель поблагодарить преподобного Сергия за молитвы.

Подробно говорить о княжении князя Димитрия, я думаю, в рамках нашей передачи не стоит. То, о чем я сказал, наверное, один из самых ярких эпизодов из жизни князя Димитрия Донского, хотя он и во всех других обстоятельствах, когда от него требовалось мудрость правителя, государственного человека, всегда выступал не просто как князь, но и как христианин. И вот это сочетание христианской заботы о вверенном государственном правлении, собственно говоря, было подвигом его жизни, и Господь увенчал его святостью.

Владыка, я благодарю Вас за очень интересную беседу. Христос Воскресе!

– Воистину Воскресе! Наших дорогих телезрителей также поздравляю с продолжающимися светлыми Пасхальными днями. Доброго вам здоровья и Божия благословения.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс