Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1256) → Протоиерей Георгий Пименов: Что такое «Высокая жизнь»?

Протоиерей Георгий Пименов: Что такое «Высокая жизнь»?

№23 (1256) / 10 июня ‘24

Беседы с батюшкой

Тема передачи: «Высокая жизнь». У преподобного Сергия Радонежского мы читаем: «высокое житие». Но нам больше подходит выражение «высокая жизнь». Возможна ли она в сегодняшней ситуации? Жить все-таки очень тяжело, всегда возникают какие-то проблемы. Очень много всего отвлекает нас от спасения.

– То, что подразумевал преподобный Сергий (формы этой высокой жизни), малодоступно зрителям телеканала «Союз». Но устремлять свои сердца, свои помыслы к Небу, к Богу, к святым возможно в любое время в любых обстоятельствах, иначе мы были бы зависимы от мира. А где же тогда наша привязанность к Единому и Независимому Богу? Формы высокой жизни преподобного Сергия для нас трудны и, боюсь, невозможны и в монастырском быту, а привязанность к Богу возможна.

Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Думаю, высокая жизнь – когда перестаешь быть рабом греха и живешь в благодати. Я это осознаю, но, к сожалению, не получается. Хотелось бы услышать Ваш совет».

– Главное – не отступать от пути Божия, потому что мы снова и снова готовы упасть в соблазн. Но впасть в отчаяние, уныние, в нежелание идти за Христом – значит сойти с пути Божия и отказаться от самой идеи высокой жизни по Христу. А человек, снова и снова упавший, снова и снова отдирающий себя от греховного, идущий на Исповедь или сию минуту кающийся, идет по пути высокой жизни. Батюшка Иоанн Кронштадтский каждый вечер вел свой дневник, описывал повседневные грехи. И у него было все то же самое, что у нас: прогневался, позавидовал, объелся… В этих ежедневных грехах батюшка Иоанн Кронштадтский и каялся. И каких достиг высот!

Поэтому самое главное – не думать, что завтра мы начнем ходить по водам, как Мария Египетская, а шаг за шагом идти к Богу. Не думать, что когда-то потом я буду хороший, потом избавлюсь от того-то и того-то, начну молиться, кому-то помогать, читать Евангелие... Никогда не наступит такого времени. У нас есть сегодняшние минуты, может быть, час, и этот час мы живем перед Лицом Божиим. Надо не унывать, не отчаиваться даже при падениях. Пусть они ведут нас не к отчаянию, а к смирению. Господь любит смирение и дает пространство в душе, о котором пишет Иоанн Кронштадтский.

Каждый раз, когда мы обращаемся к житиям Иоанна Кронштадтского, Игнатия (Брянчанинова), Сергия Радонежского и других, возникает ощущение, что уровень нашей жизни значительно ниже...

– Мне кажется, опять-таки не формы этой жизни важны, не уход куда-нибудь в пустыню или длительные молитвы по нескольку часов, а устремленность сердца к Богу. Бывает, я нахожу в своем сердце устремленность к материальным благам, даже привязанность к людям, что превышает мою привязанность к Богу. И тогда я распластываюсь по земле в горизонтальном движении. Хорошо еще если в движении, а не в лежании.

А когда я стараюсь хотя бы вспоминать о Боге, обращать к Нему из сердца хоть какую-то молитву (может быть, своими словами или какие-то тропари на память), это и есть элемент высокой жизни. А не так, что думаю только о качестве сыра, о том, где бы мне получить скидку, без тропарей, без Иисусовой молитвы, не уступаю очередь кому-то, кто хочет меня обогнать.

В храме Воскресения Христова, где Вы служите, есть икона «Неупиваемая Чаша». Храм и строился как трезвеннический. Каждый раз, когда прихожу туда, замечаю, что на этой иконе прибавляется какой-нибудь крестик. То есть происходят чудеса по молитве перед этой иконой. В вашем храме я общался с людьми, которые так или иначе преодолели свои зависимости. Причем их путь не в один год, это десятилетия. Есть люди, которые сейчас находятся в такой ситуации. Как надо рассказать этим людям о высокой жизни, чтобы они сказали себе, что надо бросить пить (или колоться) и обратиться ко Господу?

– В молитве Иоанна Кронштадтского об избавлении от алкозависимости есть такие слова: «Даруй… познать сладость воздержания». Когда человек вообще не имеет опыта «сладости воздержания», а знает лишь многолетнее употребление и муку от него, то это очень сложно. Переломный момент бывает не от внешнего воздействия, когда на человека давит семья, начальник или духовник, а когда он сам понимает, что дальше бездна, смерть и полная бесперспективность жизни.

То есть можно из бездны взойти к высокой жизни?

– Есть такое выражение, что надо опуститься на самое дно и от него оттолкнуться. Но дно может быть илистое. И туда необязательно падать. В момент падения, когда ты понял, что дальше уже нельзя, нужно взывать к Богу и что-то делать для своей трезвости. Это и есть элемент высокой жизни.

Мы еще говорили о том, когда в семье много детей. Например, пятеро, и двое из них с каким-нибудь синдромом или тяжелой болезнью. Мама, конечно, ко всем относится с одинаковой любовью, но больше внимания все-таки уходит на больных детей. Наверное, она все время думает о боли, о том, как по скидке купить сыр, как накормить детей. Как быть, когда бытовые вещи могут не дать родителям задуматься над тем, живут ли они высокой жизнью?

– Очень важно не впасть в самолюбование, гордясь так называемой высокой жизнью и своей богоустремленностью. Святитель Игнатий остерегает людей от любого вида прелести, от самомнения. Мы знаем, что есть богоустремленность, служение ближнему, материнская, отцовская самоотверженность. Когда мама бросается к своему ребенку, чтобы уберечь его от плиты, от острого угла, чтобы с ним ничего не случилось, это образ Божественного попечения о больных и слабых. И тогда Господь оставляет 99 овец в горах и идет за одной овцой. А мечтать о себе, что ты великий подвижник, – это засада, от которой надо беречься. Надо понимать, что в духовной жизни засады есть и справа, и слева, это самомнение и впадение в те или иные прегрешения. И христианин идет по средней, царской, тропочке. И дай Боже, чтобы мы шли по ней, несмотря на разные соблазны.

Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Есть заповедь: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Кто эти чистые сердцем?»

– В простом понимании это те, кто не имеет нечистоты в своем сердце. Самая элементарная нечистота – это, например, плотская похоть. Если я мечтаю об увеселениях плотского характера, то как могу увидеть Бога? Мое сердце уже наполнено другими образами. Это и о зависти, и о злобе, и о желании мщения, и о каком-нибудь еще пристрастном помысле, который заменяет Бога в сердце, заменяет присутствие Святого Духа. Как пишут святые отцы, престол Святого Духа – это смирение, терпение и любовь. Если мы храним это внутри себя и изгоняем всякие плотские пожелания, злобные помышления, мстительные помыслы, то увидим Бога, но в ту меру, в какую нам это доступно. Явится ли нам Фаворский свет и в нем Христос – это под вопросом. И надо ли за этим гоняться? Но можно увидеть пространство сердца, пространство надежды на Бога, оно появляется в нас от борьбы с нечистыми пожеланиями.

Как человек может научиться видеть высокую жизнь в другом? Это видение способно помочь ему самому в приобретении начатков высокой жизни?

– Есть выражение, что молитва – царица добродетелей, а чтение Священного Писания и святых отцов – это царь добродетелей. Мы меняемся, когда впитываем в себя образы Слова Божия и Его повелений. Это не реклама в метро, не то, что нам бесплатно приходит на телефон. Это Господь Бог открывает нам информацию о Себе и о том, как нужно жить. Когда мы наполняем внутреннее место своей души, своего сердца и своей головы писаниями святых и Евангелием – это нас греет.

Было время, когда я каждый год читал большое житие преподобного Сергия Радонежского. Меня это грело. Какой он был подвижник, какой любвеобильный, сколько сделал для нашей страны! Хотелось быть, как он. Сейчас пришли другие святые: Иоанн Кронштадтский, Игнатий (Брянчанинов), такие подвижники, как отец Александр Рождественский из нашего храма. Почему читать святых и сладко, и трудно? Они не дают тебе духовно уснуть. Они зовут тебя своей жизнью. Они сами исполнили то высокое житие, о котором мы сегодня говорим, и не вошли при этом в прелесть, превозношение. А еще и учеников своих научали, и нас научают.

Вопрос от телезрительницы Марины из Таганрога: «Чем отличается просто христианская жизнь от жизни высокой? И второй: высокая жизнь – это обязательно скорби и страдания? Ее нельзя добиться без страданий и всяких плохих вещей, которые бывают в жизни?»

– Почему невозможны достижения на пути к высокой христианской жизни без скорби и страданий? Наверное, потому, что в нас сидят разные грехи. Недавно был День космонавтики, и я читал, как космонавты готовились к полетам. Казалось бы, всего-то околоземная орбита, но они готовились годами, чтобы слетать туда один раз в жизни, сделать какие-то научные исследования и вернуться. И все – уже Герои Советского Союза, уже величина. Они положили всю свою жизнь на то, чтобы слетать в космос.

Мне кажется, в устремленности к небу космонавты и христиане схожи. Я хочу попасть в Божественный космос, быть поближе ко Христу и святым. Святитель Игнатий говорил, что Христос подобен Солнцу, Матерь Божия подобна Луне, а святые подобны звездам. Если я хочу побыть рядом с ними, приблизиться к ним, тогда очищаю себя. Но мне мешает лень и злые привычки. И отсюда страдания.

Одна замечательная прихожанка в Пасхальной проповеди услышала о страданиях, о необходимости аскетической борьбы и говорит: «Что ж такое-то? И на Пасху говорят о страданиях». Человек, конечно, в своей чистоте, невинности не знает еще каких-то тяжких вещей, смотрит на все по-доброму, ласково. Ей даже неприятно это слышать. А батюшка с амвона отвечает, что и после Пасхи, и после Воскресения Христова у нас идет борьба за чистоту, за выход в христианский космос.

Высокая жизнь сопряжена с трудностями, борьбой, со страданиями, потому что причины страданий лежат прежде всего в нас самих, а не вокруг. Мы не можем терпеть других, не любим их. Как тогда нам прийти к любящему всех Христу? Страдания от нашего несовершенства, от зла этого мира. Разве христианин может сказать: «Я пошел в рай, а вы тут делайте что хотите, хоть убивайте друг друга?» Нет, он сострадает другим, молится, болеет. Поэтому страдания неизбежны. Но Господь знает меру этих страданий, знает меру каждого из нас. Она разная у всех. И когда нужно, Господь уменьшит страдания, а когда-то, может быть, совсем избавит нас от них.

Христианская жизнь бывает понята весьма поверхностно: крестик надел, свечку поставил, куличик купил... А как раз аскетическая борьба со своими страстями, исполнение непростых, но сладостных в исполнении Божиих заповедей и есть высокая жизнь. По крайней мере, устремленность к ней. Монахиня Мария (Скопцова) говорила: «Или христианство – огонь, или его нет». Мне кажется, так и здесь. Софроний (Сахаров) говорил, что каждый христианин – это подвижник. Каждый.

Вопрос от телезрительницы Татьяны из Москвы: «Без Меня не можете делать ничего, – говорит Господь. – Просите, и дано будет вам. Но мы не умеем просить. Просим и довольствуемся тем, что есть. А ведь две тысячи лет назад Он никому не отказывал ни в чем. Я не упрекаю. Но куда уж нам до Серафима и Игнатия (Брянчанинова)? Ничего не получается, только остановиться и успокоиться: как есть, так и есть».

– Есть такое выражение: «Хоть сзади, но в Божием стаде». Пускай Серафим и Игнатий (Брянчанинов) идут далеко впереди нас, в передовом отряде к Богу. А мы пускай сзади, в обозе, нас везут какие-то клячи, но мы все-таки в этом стаде. Мы идем, или тащимся, или даже нас несут в Царствие Божие. Тут, мне кажется, не надо никогда унывать.

Иисус Христос не может быть слабее ныне, чем две тысячи лет назад. Не может такого быть. Значит, мы что-то не то просим или не так. Может, мы не говорим: «Да будет воля Твоя»? Главное вот это прошение: «Отче наш, да будет воля Твоя». Но, может, я не так искренне это говорю? А может, прошу чего-то необычного, хочу лично поднять «Титаник» со дна Атлантического океана? Тогда это прошение не будет исполнено. Бог и это может, но зачем?

Конечно, мы можем излагать Богу любое прошение, даже самое невероятное. Можем об этом плакать и просить. Но все-таки нужно ввергать свою волю к стопам Христовым: «Да будет воля Твоя». Может быть, не надо все-таки поднимать «Титаник». Может, не надо, чтобы дочь слушалась во всем. Может, лучше, чтобы она стала самостоятельной женщиной, вышла замуж, родила детей, а вы бы уже по-другому с ней общались. Дай Господь, чтобы мы свои прошения завершали даже не то что земным поклоном, а сердечным смирением перед волей Божией. Пусть мы не до конца ее понимаем, не можем принять и познать, но перед этой неведомой волей нужно смирить свою гордыню. Такой будет верный путь. А излагать Ему можете все что хотите.

Вокруг нас очень много людей, живущих той жизнью, которой хотелось бы и нам. Есть такие примеры и отцов, и мирян – смотришь на них и думаешь: «Вот бы и мне так». Но я должен понимать, что у меня свои отношения с Богом, собственный путь, Он определил так для меня. И тут можно просто поднять лапки кверху, раз Господь определил мне быть таким. Или все-таки нужно что-то делать самому, а не говорить, что на все воля Божия?

– Мне кажется, если мы читаем Евангелие, то видим, что Господь каждому дал разное число талантов. Возможности у каждого свои. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя бы на один локоть? Этого мы не можем. Но другое дело –развивать свои таланты.

Есть заповедь: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Все люди разные. Праведный Алексий Мечёв говорил, что каждый познает Бога в свою меру. Помню, когда впервые встретил эту фразу, она меня очень успокоила, потому что мне хотелось, чтобы, во-первых, вообще все познали Бога, а во-вторых, все одинаково. Я тогда учился в духовном училище, и мне такая горячность мешала. А эта фраза меня успокоила, поставила на место… И в лесу все деревья разные. Вот бы и мы относились друг к другу, как к разным деревцам. И не гонялись за тем, что нам не под силу, но всячески старались сделать максимум. Потому что рост дает радость. А застой дает уныние и печаль.

Вопрос от телезрительницы Галины из Петербурга: «Сегодня мы говорим о высокой жизни. Наверное, ее нам может послать только Господь. А как нам, мирянам, сделать ее высокой? Только благодарить Бога за все. Мне кажется, мы не должны ничего просить у Бога, а только сказать Ему: «„Господи, Ты знаешь, чего мне надо больше всего. Помоги мне в этом. Если я этого заслуживаю и это по Твоей воле, подай мне это”. Надо благодарить Господа, а не просить. И тогда нам воздастся за все».

– Да, Галина, но это все-таки уже высота – так говорить и благодарить. Но я особо не видел людей, призывающих за все благодарить. Человек болеет, у него раковая опухоль, а вы ему: «За все благодарите, все у вас пройдет». Это несколько поверхностный подход. Если вы от чистого сердца благодарите Бога и принимаете от Него все, что с вами случается, то это и есть элемент чистой и высокой жизни. Но кто-то до этого не дошел. Михаил Юрьевич Лермонтов в своей юнкерской молитве просил о том, чтобы его поменьше ставили в наряды и побольше отпускали на выходные. Все мы разные. Не все еще духовно выросли.

Недавно наши прихожане молились Ксении Блаженной, пока стояли в очереди на оформление квартиры. Могли попасть или не попасть. И они ее получили. И вот тут уже и благодарение, и слезы. Сейчас они живут в этой квартире. Они знали, чего просить. Поэтому если кто не дошел до той степени благодарности и принятия всего, что есть от Бога, то не так грешно просить чего угодно, но только все-таки повергая себя: «Да будет воля Твоя. Если это для меня полезно, если это своевременно». Ведь может быть неполезно и не очень своевременно. И тут не впасть бы в обиду на Бога.

Какую литературу Вы рекомендуете читать постоянно?

– Кто вмещает Евангелие, хорошо бы его. Это наша и азбука, и Божественная диссертация. Если бы мы могли это в себя вместить, было бы прекрасно, даже если нет возможности прочитать множество толкований. Также есть апостольские Деяния и Послания. Кто может их воспринимать как личное письмо самому себе – прекрасно. А кто пока не пришел к этому, то хотя бы просто раз в жизни можно прочесть до конца Новый Завет. Также у каждого есть святые, которые близки. Вы можете открыть их труд на любой странице и говорить с ними как со своими родными. Тогда эта духовная пища будет усваиваться не только ушами и глазами, но и сердцем. Когда мы любим святых, обращаемся к ним, молимся, читаем их творения, посещаем места, связанные с ними, между нами устанавливается определенная связь.

Записала:
Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс