Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1256) → Cвященник Вадим Смоляков: О почитании святынь

Cвященник Вадим Смоляков: О почитании святынь

№23 (1256) / 10 июня ‘24

Беседы с батюшкой

В нашу епархию прибыли великие святыни – частица Пояса Пресвятой Богородицы и Казанская чудотворная икона Божией Матери. Предлагаю поговорить о почитании святынь, почему это важно в нашей жизни. Как проявляется действие Божие через святыни?

– В Великом Покаянном каноне святителя Андрея Критского в одном из ирмосов есть замечательные слова. Переведу их сразу на русский язык: там, где Бог хочет, Он видоизменяет естества; преображается то, что для всех других людей кажется обычным, поскольку Он творит только то, что хочет.

Соприкосновение со святыней – отнюдь не единственное и не главное в соприкосновении человека с жизнью Божией, с Самим Христом. Святыни, безусловно, важны, и действие Божие через них проявляется, но в нашей церковной среде, к сожалению, порой можно встретить не очень православное, не очень церковное, не очень христианское почитание святынь. Или, наоборот, можно столкнуться с другой крайностью, когда люди говорят, что святыни им не нужны, только Библия – и будет все хорошо.

Как действие Божие проявляется через святыни, сформулировал лучше всех, наверное, святитель Феофан Затворник. Он пишет: через какие святыни Господь хочет проявить Себя для конкретного человека, так это и произойдет. То есть невозможно составить план или алгоритм: мол, сегодня я пойду в это святое место, дальше к такой-то чудотворной иконе, потом съем все просфоры Москвы, как говорил отец Димитрий Смирнов, выпью всю крещенскую воду – и это точно сработает. Такого алгоритма нет и быть не может.

Более того, подчас мы являемся свидетелями того, как пятеро приходят к святыне, четверо получают что-то от Бога, от соприкосновения со святыней, а пятый нет. Всегда у человека есть надежда, упование, почти уверенность, что он подойдет к святыне, помолится – и Господь его посетит. Прийти и помолиться надо, с этим никто не спорит, но быть абсолютно уверенным в том, что посещение Божие произойдет именно здесь, означает, что мы Богу в этот момент ставим определенные условия: дескать, я пришел, я сделал, теперь Твоя очередь. То есть мы пытаемся волю Божию, Промысл Божий под себя подстроить. Это чрезвычайно опасно.

Напомню два хорошо известных примера. Первый пример – от отца Димитрия Смирнова (Царствие ему Небесное). Он говорил, что можно дома вечером, когда уже все спят, сесть на кухне, выключить свет, оставив ночник, и начать разговаривать с Богом. Он этот совет давал людям неверующим. То есть если ты Бога не знаешь, вот это исполни: войди в клеть своего сердца и там обратись к Богу – и почувствуешь, что Он тебя слышит.

Второй пример тоже хорошо известен. К Владыке Антонию Сурожскому приходила на Исповедь одна старушка и говорила: «Батюшка, мне чего-то не хватает». И этой церковной, очень грамотной, постоянно причащающейся замечательной старушке он дал следующий совет: «Когда находишься дома, сядь на 15 минут перед Богом и скажи: „Господи, вот Ты, вот я“. И просто 15 минут будь перед Богом, ни о чем не думай, только о том, что ты сейчас перед Богом, рядом с Ним, в Нем и Им движешься». Правда, он ей потом сказал, что можно в этот момент носки вязать, что она очень любила делать. Когда Владыка Антоний вспоминал этот случай, беседуя с семинаристами, он говорил: «Это только старушке я дал пятнадцать минут, а вам и пяти минут достаточно, больше не пытайтесь». Этим он показывал духовный уровень сей великой молитвенницы.

Бог может прикоснуться к нам в любом месте, в любое время, но так или иначе со святынями связана определенная частота посещений Божиих. Почему? Вопрос достаточно интересный, и ответ на него нам нужно сложить в глубине своего сердца. Благодатное посещение Божие произойдет только тогда, когда Бог этого захочет. Если мы об этом забудем и станем Богу выставлять условие, Господь нас очень быстро смирит. И в нашем чувстве ничего доброго не останется, но может появиться опыт: мол, как же так, Господи? Я ведь все сделал, а Ты молчишь.

Может ли произойти откровение Божие в месте, где нет святыни?

– Что мы называем святыней? Как правило, тот или иной предмет, что-то материальное, через что проявляется действие Божие. Как говорил святитель Феофан, от одной иконы может что-то происходить, от другой может не происходить; для одного человека откровение может произойти у одной иконы, для другого – у другой иконы.

Вот сейчас идет попразднство Пасхи. В Пасхальном каноне поется: «Сей нареченный и святый день». На протяжении всего Пасхального попразднства со многими людьми происходят чудеса не в храме и не во время молитвы. Многие, наблюдая за собой, вспоминая, когда же они впервые почувствовали призыв Божий, скажут, что это было на Пасху.

Мне одна раба Божия рассказывала, что, когда она была еще совсем маленькой (сейчас она уже почтенная старица, ей больше 90 лет), она в Пасху, еще не зная, что была Пасха, совершенно по-другому увидела сияющее небо. Господь ее посетил вот так. Обычное небо, но необычно ей показанное Богом. Для маленького ребенка это была необычность. А ведь святость и есть необычность. Для нее это небо осталось событием на всю жизнь.

Вспомним, как Господь призывает Нафанаила. Он призывает его из-под смоковницы. Что такое смоковница? Разве смоковница – святыня в Израиле? Нет. Дерево и дерево. Одну смоковницу Господь даже проклял, когда вошел в Иерусалим, в назидание нам всем.

Господь может посетить нас не в связи с тем, что мы находимся где-то, а просто потому, что Ему так захотелось, без взаимосвязи с тем, что мы приложились к той или иной иконе, подошли к тем или иным мощам. Но может посетить и во время этого действия. Для Бога весь мир – святыня. Не случайно святые отцы воздавали почтение каждому человеку. В Книге Премудрости Соломона сказано, что у праведника даже животные счастливы и деревья множатся, как мы помним из Евангелия. В притче о смоковнице господин пришел искать плода на смоковнице и не нашел. И сказал садовнику, чтобы тот ее срубил. На что садовник сказал, что он ее окопает, обложит навозом – вдруг она принесет плод. Если не принесет плода, тогда в следующий год срубит.

Бог создает этот мир, наполняя его Своей любовью, Своей святостью. Строго говоря, любой человек – святыня, ведь в нем образ Божий, он – икона. Заметьте, когда служба заканчивается, священник разворачивается лицом к молящимся, крестится и кланяется... Значит, он в них видит образ Божий. Священник не может поклониться просто так, абы куда. Мы ведь всегда совершаем поклонение именно перед святыней. Святыней является совершенно все, что Господь дает человеку. Надо только это правильно понять, не разделять на чистое и нечистое.

Совсем недавно мы читали на Литургии отрывок из Деяний святых апостолов, в котором Господь дает апостолу Петру огромную корзину с нечистыми животными. Петр хотел есть. Господь говорит: «Петр, заколи и ешь». А Петр как бы противится Богу и говорит: «Господи, я не ел никогда нечистого». Господь ему говорит: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян. 10:15).

Ведь для многих людей храм – обычная постройка, возведенная по тем или иным архитектурным канонам. Для многих людей икона – совершенно обычный материальный предмет. Храм или икона – это, конечно, что-то очень возвышенное. Например, частица просфоры или антидора, которую дают после Причастия мирянам, – это ведь совсем маленький кусочек хлеба. Казалось бы, что в нем такого необычного? Но его соделал чистым Бог. Бог освятил этот предмет, давая его нам. В этом проявляется посещение Божие каждый день. И вовсе не обязательно обставить весь свой дом иконами (бывает у нас такой соблазн), в том числе и свое рабочее место.

Я видел рабочее место в светском учреждении, когда под оргстеклом на столе были иконочки. На них лежали клавиатура, мышка, ежедневник, ручки. Но человеку так нравится, ему так комфортнее. Он сказал, что на стене негде разместить, поэтому он так разместил. Мы, конечно, с ним поговорили, он сделал выводы и навел порядок. Тем не менее такое очень часто присутствует: я что-то сделаю для Бога – поставлю икону, зажгу лампаду, принесу из храма просфору, схожу на службу, съезжу в паломничество, чтобы Бог сделал что-то мне. Но Богу вовсе не обязательно отправлять нас куда-то далеко, Он может посетить нас и так. Но мы об этом забываем.

Я вовсе не хочу сейчас сказать, что святыни не нужны. Просто хочу напомнить о том, в чем, к сожалению, многие люди не отдают себе отчета. Пасха: весь мир освящается. Христос есть Свет. Благодатный огонь, который нисходит, и прочие чудеса Божии – это Его посещение нас. И в этом посещении мы живем каждый день – в святыне Божией, в мире Божием.

Когда Вы рассказали историю про иконочки под оргстеклом, мне тоже вспомнились истории, когда человек четко заявляет, что в Бога не верит, но заходишь к нему в дом, а на стене висят иконы. И чаще всего не одна, а несколько. Как Вы думаете, это что-то глубокое такой человек ищет или, наоборот, это что-то поверхностное, показное?

– Часто приходится задавать вопрос: для чего тебе вот эта святыня? Когда видишь иконы у людей неверующих, мне это как-то чуть более понятно, чем, когда я вижу баночки со святой водой (например, крещенской), где написан год выдержки. И все баночки одинаково полные. Вопрос к верующему: если ты это взял, почему не пользуешься?

Когда неверующему задаешь вопрос, он очень легко отвечает: «Мне захотелось, я повесил иконы. Ведь ничего плохого в этом нет? Ведь можно мне это сделать?» И что ему скажешь? Нельзя, что ли? Можно. Но если спросить, почему он так захотел, тот, кто не верит в Бога, едва ли ответит на этот вопрос.

А у верующего бывает дома огромнейшее количество святых икон, а он даже не знает, что это за иконы. Спрашиваешь такого: «Сколько у тебя икон дома?» Отвечает: «Ой, батюшка, больше ста». – «Хорошо. Великий почитатель святых угодников Божиих, Пресвятой Богородицы и ангелов, скажи мне, какие иконы у тебя есть?» И человек называет не больше семи или десяти и говорит, что остальные не помнит.

Перед мощами святых очень часто мы что-то обещаем: Господи, если сейчас я получу от Тебя то-то, я сделаю и то, и другое, и третье. Даем невозможные к исполнению обещания. Точно так же иной человек, не имея возможности сохранения святыни, не имея возможности оказать почтение ей, тем не менее обставляет себя святынями. В этом есть определенный перекос...

Бывают ли соблазны во время соприкосновения со святынями?

– Мне кажется, самый главный соблазн не в соприкосновении с ними, а в том, с каким настроением к этому подходишь. Первым соблазном я бы назвал то, что человек считает святыню выше Евхаристии, Причащения Святых Христовых Таин. Такие люди в Екатеринбурге не редкость, как ни странно. Кто-то причащается каждый день, для него Причастие стало чем-то достаточно обыденным, а тут единственный раз в году привозят великую святыню!

Этот перекос бывает и в отношении других таинств. Например, таинство Соборования... Многие люди таинство Елеосвящения видят выше таинства Причащения. Но ведь главнейшая святыня для нас – Сам Господь, Его Пречистое Тело и Кровь.

Это первый соблазн, который я частенько замечаю. К святыням приходит огромное количество людей, из них постоянно причащающихся примерно один-два, максимум десять процентов, а все остальные приходят как бы вместо Причащения. Кто-то даже говорит: «Вот я причастился – и ничего не произошло, а тут, говорят, святость». Будто в Причастии святости нет. Другие, наоборот, утверждают, что они причащаются часто и приходят как будто что-то дополнительное получить от Бога через святыню. На самом деле это ведь страшное представление.

Другим соблазном для человека может быть то, что после соприкосновения со святыней ему что-то дадут. Ведь мы, священники, дежурим перед теми или иными святынями и раздаем иконочки. Приведу в пример одну замечательную старушку, у которой дома я обнаружил особенный фотоальбом, стоящий в красном уголочке под главными образами. Я спросил, что у нее там такое. Оказалось, у нее там заламинированные иконочки, каждая подписана, когда день памяти. Есть даже отдельная табличка. И она мне говорила: «Вот завтра я буду вспоминать, как почитали вот эту святыню, прибывшую к нам тогда-то, в такой-то храм. Я там была. Вот, батюшка, у меня все записано».

В алтаре почти каждого храма есть такая папочка с иконами, но не в каждом доме. И соблазн связан с тем, что потом делает человек с этими розданными святынями. Я бы очень сильно предостерег дорогих слушателей телеканала «Союз» от того, чтобы носить эти святыни в кошельках, карманах, использовать как закладки. И прочее. Ведь маленькая напечатанная иконочка – такая же икона, как любая другая, а мы можем ее потерять. Или она может подвергнуться какому-то внешнему воздействию агрессивного характера (вода, яркое солнце). Маленькие иконочки можно ламинировать. Скотчем обклеить, конечно, тоже можно, но это не так эстетично выглядит и не так надежно сохраняет святыню.

Когда мы соприкасаемся со святыней, Господь научает нас бережному отношению не только к самой святыне, но и к тому воспоминанию, которое мы имеем. А мы очень часто эти воспоминания не храним. Ведь не так давно на обороте распечатанных иконочек стало писаться: благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в честь такого-то события, такого-то года. То есть Святейший Патриарх, по сути, вместо нас делает нашу работу.

Поэтому дома можно перебрать свой архив святынь, возблагодарить Бога и постараться держать святыни в благоговейном почитании. Предположим, у нас накопилось маленьких иконочек около ста штук (это не так много). В день памяти конкретного святого можно аккуратненько достать иконочку с его изображением и после утреннего или вечернего правила прочитать молитву этому святому или акафист (можно найти в интернете). И вспомнить, что вот тогда-то, 25 лет назад, когда подходили в храме к этому образу, слышали тот же самый акафист, его служил священник, с которым были очень теплые взаимоотношения. Это ведь так радостно – вспомнить перед Богом то хорошее, что давно забыто. Вспомнить и возблагодарить Бога.

Исходя из всего того, что мы сказали, как Вы считаете, что лучше: стремиться через все преграды к святыне, которую привезли издалека и ненадолго, или каждый день подходить к святыне, которая есть в ближайшем храме?

– Мне кажется, что христианину нужно и то, и другое. Если ты приходишь только по особо торжественным праздникам к особо почитаемым святыням, что привезли на несколько дней, – этого недостаточно. Если приходишь каждый день в храм к любимому почитаемому образу Божией Матери или к мощам своего святого Небесного покровителя, но при этом не придешь к привезенной святыне, – это тоже будет достаточно странно. Здесь не может быть «или – или», должно быть и то, и другое.

Если человек ежедневно приобщается той или иной святыне, для него становится чрезвычайной радостью, когда Господь приходит к нему и дает другую святыню: помолись еще и здесь. И дело ведь не просто в том, что мы приходим туда.

Как это обычно у нас выглядит? Пустой храм. Человек перед работой зашел поклониться тому или иному образу святого, приложиться к его мощам. Если он приходит в половине восьмого утра, в храме, как правило, еще никого нет. Он может не знать, как молиться, как читать акафисты, у него может не быть на это времени, и его ежедневное посещение святыни может сводиться чуть ли не к бездумному ритуальному действию. Как двадцать лет назад он приходил, неправильно крестился, целовал образ и неправильно отходил, так все то же самое и остается. «Вот, батюшка, засвидетельствуй перед Богом, какой же я стабильный богомолец».

К сожалению, люди с таким отношением очень часто подходят к святыне просто по привычке. В этом плане святыня, привозимая издалека и ненадолго, такую привычку создать просто не может. Но когда Господь дает нам что-то другое, Он делает это в том числе и для того, чтобы мы взглянули по-другому на то, что имеем от Него постоянно.

Для чего нам другая благодать Божия, другая сила, которая, как нам кажется, лучше и больше? Для чего нам святыни, через которые благодать действует только по воле Божией, когда Господь захочет? Чтобы мы в святом Божием мире наконец-то перестали делить святыни на второстепенные и значимые, которые к нам привезли ненадолго. Это большой соблазн для человека.

Поэтому нужно и о тех святынях, которые есть дома, не забывать: хранить их в чистоте, в благоговейном почитании, знать день памяти, в который Церковь почитает эту икону или этого святого. И к святыням, что привозят нам издалека на небольшое количество дней, надо тоже относиться благоговейно.

Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс