Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Насколько я знаю, у Вас именно развивающие сказки. Давайте поговорим о них. У Вас подкаст, я правильно понимаю?
– Да, все верно. Мне кажется, это универсальная, современная форма работы, где я записываю аудиофайлы и рассказываю какую-то историю. Например, я говорю: «Здравствуйте, дорогие слушатели! Мы с вами отправляемся в кругосветное путешествие. Мы будем лететь на самолете (гудит самолет на заднем плане), помчимся на поезде (слышен звук поезда), поедем на машине (звучит гудок автомобиля) и даже на велосипеде (раздается звоночек на заднем плане)». Дальше я говорю: «Давайте сначала подумаем, что же мы знаем про этот транспорт. Как вы думаете, топливо машины сделано из бананов?» И жду ответа телезрителей. Так и строятся мои развивающие сказки: есть какой-то сюжет в нашем путешествии и множество разговорных заданий к нему – загадок, песенок, каких-то музыкальных вставок, которые позволяют развить детям фонематический слух, слуховое внимание и множество других аспектов, которые нужны в повседневной и обучающей жизни.
То есть можно сказать, что это часть Вашей основной работы как нейропсихолога?
– Наверное, это большая часть моей дефектологической работы. Помимо того, что я нейропсихолог, я еще дефектолог в Центре сопровождения ребенка. Это место, куда приходят дети от 3 до 7 лет, которые по разным причинам не могут посещать детский сад. Это дети с тяжелыми нарушениями развития, либо синдромальные дети, либо дети, которые не прижились в детском саду из-за каких-то особенностей поведения. Например, дети с ослабленным здоровьем, которые не могут прийти в детский коллектив.
Как пришла идея создать такие сказки, которые можно слушать? Моим детям шесть лет, двойняшки: мальчик и девочка. Они очень любят детские подкасты, какие-то научно-развивающие передачи, которые слушают перед сном. И я подумала, что это классный инструмент: дети узнают что-то новое, успокаиваются перед сном, сенсорно не перегружаются (это не телевизор), не страдает нервная система. То есть сплошные плюсы. И я подумала, что мне для моих учеников тоже такое обязательно надо, причем срочно.
Одному моему ученику как раз нужно было уезжать на реабилитацию (у него ДЦП), а у нас только-только пошел прогресс, появились первые звуки: он научился шипеть, изображать дождик. Я подумала, что нужно сделать что-то такое, чтобы он не забыл все это, и записала для его мамы в WhatsApp аудиосказку, как мы с ним идем гулять в осенний лес: мы идем по осенним дорожкам, там шелестят листья (ш-ш-ш), капает дождик (кап-кап-кап), листья красные, зеленые, желтые. И получилось что-то уникальное на 10 минут, сделанное конкретно под этого человека. Это привело его в такой восторг, что он слушал это все три месяца своей реабилитации без остановки. Он все запомнил: все эти шипения, капельки. Ведь это не просто ролик из интернета, а его родная тетя ему что-то говорила, называла его по имени. Это был удивительный для меня опыт.
Тогда я решила, что всем моим ученикам нужна такая вот палочка-выручалочка и записала сказки по лексическим темам, которые в основном встречаются в детском саду: овощи, фрукты, транспорт, дикие животные, домашние животные. На каждую из этих тем я записала небольшую дидактическую сказку-путешествие.
Признаюсь, я сама с большим удовольствием послушала эти сказки. Я хотела просто познакомиться с ними. У Вас успокаивающая, приятная манера говорить, звукоподражание интересное, сюжетность есть, но при этом она не такая перегруженная и сложная, чтобы человек нырял в сюжет, забывая обо всем остальном. Мне кажется, Ваши сказки идеальны для ребенка дошкольного возраста, их можно ставить, например, в машине, когда едешь куда-то вместе с ребенком, или дома, чтобы отвлечь его от телевизора, гаджета и дать отдохнуть. Потому что они действительно как отдых, а не как серьезное занятие. С другой стороны, это увлечение чем-то полезным. То есть мне сама идея очень понравилась, и то, как Вы ее воплощаете, тоже очень понравилось. Давайте поговорим о том, какие задачи решают развивающие сказки, и о том потенциале, который скрыт для родителей в этой затее.
– Мне кажется, любую дидактическую задачу можно решить с помощью развивающей сказки. Вы замечательно подметили, что это не какое-то занятие, это путешествие, которое увлекает за собой: ты играешь, не принужден, никто не заставляет тебя сказать ответ. Ты слушаешь, и, если готов и хочешь поиграть, то отвечаешь. Мне кажется, в этом и состоит уникальность.
В мире столько звуков! И дети на самом деле намного больше акцентируют внимание на этом. Когда они начинают говорить, они сначала вычленяют из нашей речи маленькие звуки: голоса животных, звукоподражание, как едет машина. Для них все, что мы говорим, чрезмерно перегружено. И когда мы начинаем говорить на языке детей, дети, конечно, это подхватывают, особенно дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и особыми потребностями.
Когда я пыталась что-то найти в интернете для детей с ОВЗ, я ничего не нашла. Были очень длинные сюжеты, все очень перегружено. Мои ученики не справятся с таким потоком информации. Поэтому я и пыталась создать что-то короткое, нежное, где не нужно долго следить за сюжетом, не нужно разбираться в каких-то абстрактных вещах. Мы говорим о простом, немножечко шутим, отвечаем «да» или «нет» или решаем какие-то веселые загадки.
Можно ли родителям самим сделать нечто подобное для своих детей? Например, когда есть какая-то определенная проблема и ребенок с чем-то не справляется. И можно ли проблему решить через развивающую сказку? Если можно, то от Вас необходимы какие-то рекомендации, как это сделать, с чего начать. И какую проблему можно решить с помощью такого способа? Посоветуйте, пожалуйста, нашим телезрителям. Я, конечно, рекомендую им обратиться к первоисточнику, то есть к Вашим сказкам. Но можно ли этот материал использовать для того, чтобы самим что-то подобное сделать для своего ребенка?
– Мне кажется, это будет универсальным инструментом. Очень часто ребенок заинтересован в какой-то определенной теме, а в другой плавает. Например, ребенку очень нравятся динозавры, а мир растений для него абсолютно неинтересен, хотя в его возрасте было бы хорошо разбираться, где какой цветочек растет. И, зная особенности своего ребенка, можно записать короткий сюжет. Например, динозаврик Дино пошел гулять и встретил такой-то цветочек и другой цветочек, собрал такие ягоды и такие. Потом пришел к своему другу динозавру и испек пирог. Сюжет можно нанизывать на все что угодно. Кажется, что подобного контента очень много, но очень тяжело найти то, что подходит конкретно вашему ребенку, что именно его зацепит и заинтересует. Зачем же ребенка заставлять что-то делать, если можно выехать на детском интересе и превратить все в веселую, классную игру.
Какие правила действуют в таких развивающих сказках? Вы для себя, наверное, их выработали. Например, какова длительность сказки, нагруженность, насколько быстро нужно ее озвучивать? Или, наоборот, надо говорить медленно и внятно? Как много звуков должно быть в этой сказке? Наверняка есть какие-то правила. Поделитесь, пожалуйста.
– Для себя я выработала несколько принципов, которых и придерживаюсь. Во-первых, длительность сказки не более 5 минут. Если вы готовы много слушать, послушайте все сказки. Но длина сказки – это важно, потому что ребенку важно быть успешным. Когда он прослушает сказку полностью сконцентрированным от начала и до конца, это здорово.
Еще я всегда хотела, чтобы у этих путешествий было начало, вход. То есть мы куда-то отправляемся: в огород, сад, на ферму, в лес. И обязательно должен быть выход, то есть мы должны вернуться снова домой.
Плюс я делаю 4–5 небольших станций. Это какие-то небольшие задания, которые плавно переходят друг в друга, чтобы не перегружать. Еще был большой соблазн играть голосом, потому что я могу говорить как большой медведь или как маленькие птички. Но дети, у которых аутизм или какие-то ментальные нарушения, тяжело реагируют на смену обстановки, поэтому я выбрала успокаивающий тон. Может быть, он и уносит от повествования, но лучше сделать так, чем это будет вызывать дискомфорт у кого-то из детей.
Можно ли, например, говорить о каких-то абстракциях через развивающие сказки? Поясню, что я имею в виду. Например, говорить о таких понятиях, как доброта, жадность, бескорыстие, любовь, дружба. Это такие понятия, которые сложно объяснить ребенку простым языком. Может быть, это можно подать через сказку? Или Вы придерживаетесь мнения, что стоит говорить только о предметах, фруктах, овощах, растениях, а остальное подавать каким-то другим способом? Не думали ли Вы о том, что можно и такие понятия подтянуть в свою идею?
– Мне кажется, это очень здорово, потому что все эти понятия мы всегда детям объясняем через сказки. Никто не будет объяснять детям, что такое добро и зло, это всегда расскажет какая-то история, и мы потом вместе разберем, отрефлексируем, кто же все-таки был злодей. Но для детей с особенностями здоровья я выбираю все-таки более предметный путь, то есть из того, что мы видим в жизни. Сначала нужно разобраться с этим, а потом уже разберемся с чем-то более тяжелым. Поэтому для своих сказок я выбрала дидактическую основу.
Сколько всего у Вас сказок?
– Сейчас опубликованных только пять. Но я сделала очень много маленьких точечных записей для своих персональных учеников и хотела бы их скомпоновать и, с разрешения, опубликовать. Потому что получилось действительно здорово. Мне кажется, если продукт получился хорошим, нужно обязательно им поделиться.
Каким образом ребенка подготовить к тому, чтобы он слушал развивающую сказку? Вы сказали, что Ваши дети и Ваши подопечные готовы к этому, потому что любят слушать подкасты. Но многие дети настолько привыкли к мельканию картинок, что уже не понимают, как это – просто слушать, но не смотреть. Каким образом подвести к этому? И вообще, почему важно разделить картинку и аудио? Почему полезно обучить ребенка просто слушать? Важный ли это навык? Нужен ли он?
– Мне кажется, это основной навык – слушать и слышать друг друга. Информации сейчас очень много, мы все сталкиваемся с этим, и дети в том числе. У детей много персонажей вокруг, не как в нашем детстве – Винни-Пух и кто-нибудь еще. Сейчас миллион мультиков, миллион героев, они изображаются на блокнотах, тетрадях, и дети постепенно рассеивают внимание, они привыкают к тому, что есть быстрая информация, быстрая картинка. Тогда, конечно, тяжело воспринимать слуховой сигнал. Поэтому, может быть, и стоит начать с чего-то простого и короткого, чтобы немножечко научиться слушать. Сказать: «Сейчас мы будем слушать сказку и выполнять задание». В конце, мне кажется, важно обязательно отрефлексировать, то есть поговорить о том, как в сказке вы отправлялись в лес, хлопали, топали, было вот так и вот так, и это было здорово. Мне кажется, повторить – тоже очень большая часть прослушивания.
Можно ли сказать, что развивающие сказки и вообще аудиоформат каким-то образом влияют на воображение ребенка? Ведь когда у нас нет картинки и мы слышим звук машины, мы представляем какую угодно машину. Значит, в этот момент наш мозг производит какие-то операции, которые он не производил бы, если бы предложили готовое изображение. Может быть, есть еще какие-то неочевидные плюсы аудиоформата?
– Конечно. Основной плюс – это отсутствие сенсорного перегруза. Все, что нам не вредит, нам помогает и идет на пользу. Сейчас столько всего, столько сигналов! Родители очень устают под вечер. И включить мультик – это такой универсальный выход, чтобы все отдохнули. Но родители, у которых есть дети, которым тяжело, которые быстро возбуждаются, знают, что полчаса, проведенные за просмотром мультфильма, наоборот, не успокоят ребенка. Он физически, может, и полежал, но в его голове в это время взрывается цепная реакция. И аудиоформат будет замечательной альтернативой, где вы не полностью все убираете, дескать, никаких телефонов, игр, мультиков, но остается что-то интересное, завлекающее. Мне кажется, эта альтернатива прекрасна.
Хочется подвести итоги нашей беседы, но так, чтобы была практическая польза для родителей. Кроме того, что они могут послушать сказки, которые Вы предложили, может быть, посоветуете еще другие подкасты, другие аудиоформаты? На что обратить внимание современным родителям, если они хотят найти альтернативу тому самому сенсорному перегрузу? В моем детстве были виниловые пластинки, на которых мы слушали сказки. Это было прекрасно, я до сих пор это помню. Что Вы посоветуете для современных родителей и современных детей?
– Сейчас существует Яндекс Музыка, социальная сеть «ВКонтакте». Можно набрать в интернете «детские подкасты», если интересует что-то развивающее. У нас были только сказки: «Репка», «Колобок» и так далее; их перезаписывали в студии всевозможное количество раз. Но ничего нового не появлялось. Потом на «Детском радио» записали огромное количество всевозможных подкастов. Например, «Хрум или Сказочный детектив». Мои дети – фанаты Сказочного детектива. Там какая-то сказка, и в ней детективы ведут расследование. Или Чевостик: научно-популярный сайт для детей. Мои дети слушают, потом мне рассказывают про каких-то рыб или динозавров. Я их слушаю и тихонечко гуглю, чтобы тоже быть в курсе.
Мне кажется, это классная возможность. Когда вы ищете что-то новое для своих детей, можно поискать в интернете детские радиопередачи, или детские театральные постановки, или детские подкасты. Огромное количество всего интересного! Стоит только поискать и знать, что это существует и ждет своего слушателя.
Спасибо большое. Я не знала, что это существует, думала, что можно слушать только аудиосказки. Вы мне открыли мир. Надеюсь, нашим телезрителям будет интересно, и озвученные Вами названия подкастов кого-то привлекут, кто-то своих детей заинтересует таким интересным занятием, как прослушивание чего-то полезного и интересного.
Когда я воспитывала своих детей, говорили, что очень полезно детям слушать классическую музыку. Мне кажется, у современных родителей уже есть представление о том, что действительно ее можно слушать и пока ребенок находится еще в утробе, и потом, когда он родится. О подкастах, развивающих сказках, аудиоконтенте я ничего не знаю. С какого возраста это можно применять? Каковы Ваши рекомендации?
– Если мы говорим о познавательном контенте, в котором много слов и какой-то информации, то, наверное, это возраст от двух с половиной лет, когда ребенок уже сам овладел речью. То есть мы исходим из дефектологического правила развития: если у ребенка есть словосочетания, значит, он уже понимает предложения. Если предложения из 5–6 слов он отлично может понять, тогда это будет иметь смысл и какую-то развивающую ценность.
Если мы включим какой-то тяжелый подкаст, например, про динозавров, для пятимесячного ребенка, то для него это будет лишь визуальный шум, который отвлечет его от действительно важных вещей, от того, что его окружает. Ребенку до года нужно решить столько задач! Там нет времени слушать.
Современные нейропсихологи еще верят в то, что классическая музыка для маленького ребенка имеет какое-то важное значение?
– Я думаю, верят. И я верю. Потому что классическая музыка имеет свой уникальный такт, она подбивается под ритм сердца, под наши биологические внутренние процессы. И мы успокаиваемся или, наоборот, приходим в какое-то возбуждение, эйфорию. То есть она действует на парасимпатическую систему. Поэтому она всем рекомендуется. Казалось бы, музыка, но она может колоссально изменить ваше настроение, и неважно, сколько вам: два месяца или сто лет.
Недавно мы делали передачу про бэби-театр и говорили о том, как выбрать первый спектакль для маленького ребенка, начиная с годовалого возраста. И прозвучала фраза, что непременно нужно обращать внимание на то, чтобы сюжет не был сложным, а добро и зло должны быть однозначными. Для совсем маленьких детей даже сюжет не обязателен, важно какое-то узнавание форм, предметов и так далее. Для развивающих сказок есть ли такие же простые правила? Например, не больше четырех слов в предложении, никаких сложноподчиненных предложений, деепричастных оборотов и так далее. На что родители должны обращать внимание, когда выбирают для своего ребенка первые аудиоподкасты?
– Я бы рекомендовала только те, где простая инструкция, максимум двухступенчатая. Двухступенчатая состоит из двух заданий. Например: «возьми на кухне яблоко и принеси мне». Этого будет достаточно. Когда мы перегружаем свою речь, говорим: «Смотри, какое дерево: оно прекрасное, зеленое, цветущее» – ребенку уже на втором слове неважно, какое это дерево. Если мы действительно хотим передать какую-то суть, перегружать не стоит, это будет лишним.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.