Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1254) → Матушка Анна Набокова: Радость христианина ощущается только в Боге

Матушка Анна Набокова: Радость христианина ощущается только в Боге

№21 (1254) / 1 июня ‘24

Вторая половина

В Евангелии есть притча, как некий человек посеял на своем поле хорошие семена пшеницы, а его враг тут же украдкой разбросал семена сорняков, плевелов. Когда они взошли рядом, хозяин сказал работникам: «Оставьте их вместе расти до жатвы. Во время жатвы соберите прежде плевелы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».

Отсюда известное выражение «надо уметь отделять зерна от плевел», истину от лукавства, любовь от нелюбви, смирение от гордыни, то есть обрести главный смысл, ради чего и ради кого стоит жить.

Ханты-Мансийск, храмовый комплекс кафедрального собора в честь Воскресения Христова. В его составе православная гимназия с однокупольным крестильным храмом, освященным в честь Святого Равноапостольного Князя Владимира.

Иерей Евгений Набоков: – Здесь совершаются богослужения, в которых принимают участие учащиеся православной гимназии. Сами ребята поют на богослужениях, Божественной литургии. Каждую неделю мы совершаем это богослужение, причащаемся Святых Христовых Таин.

Отец Евгений третий год духовник православной гимназии и преподаватель истории и обществознания. Его жена, матушка Анна, тоже педагог этой гимназии, сейчас в отпуске по уходу за ребенком. В их уютном доме есть одна картина, которая очень дорога обоим.

Матушка Анна Набокова: – Недалеко от города Ханты-Мансийска, в деревне Шапша, есть храм Евфимия Великого – тот самый храм, откуда начинал мой батюшка. Он приходит и говорит: «Мы едем, это очень близко, 30 километров, мы домчимся за 10 минут». И первые ощущения, когда мы поехали в Шапшу: я понимаю, что он нажимает на педаль газа с такой силой, чтобы мы как на ракете долетели, а деревья все мелькают и мелькают... Мне очень нравится фраза: «Ты видишь мир таким, какой ты сам».

Она увидела мир здесь, на Севере. Ханты-Мансийск – ее родной город, и первое знакомство с этим миром греет всю жизнь.

м. Анна: – Мне было восемь лет, мы возвращались с мамой из школы, она была у меня классным руководителем с 1-го по 11-й класс. Мы зашли в храм. Я сейчас понимаю, что заканчивалась Литургия и все подходили ко кресту. Протоиерей Сергий Кравцов тогда был иереем, настоятелем Знаменского храма. Он говорит: «Девочка, ты ходишь в воскресную школу?» Я говорю: «Нет». – «Надо ходить».

Этими словами священника словно Господь постучался в сердца мамы и дочери. Мама преподавала в школе, где училась маленькая Аня, и скоро привела в храм весь свой класс.

м. Анна: – У нас была такая традиция: почти у всех детей на парте лежали иконы. Конечно, это сыграло огромную роль, и атмосфера в классе была другая.

По воскресеньям Анна ставила будильник, чтобы не проспать Литургию и занятия в воскресной школе. Не шла туда – летела. Там было тепло, душевно, интересно. Всю юность она пропела в ансамбле, которым руководила жена настоятеля. Исполняли знаменные распевы не по нотам, а по крюкам.

м. Анна: – Это целая система, есть отдельный факультет, где девушки учатся. Мы учились в 11 классе и трудами отца Сергия, матушки записали и выпустили диск, побывали в Финляндии, Швеции, в Санкт-Петербурге выступали на 300-летие.

В Ханты-Мансийске в те годы большую популярность обретало движение «Сибирь молодая православная». Находиться в кругу друзей по духу, творческих единомышленников было здорово.

м. Анна: – Помню, было чаепитие, появился какой-то новый молодой человек, был с девушкой… Потом нам сказали, что это его сестра.

иер. Евгений Набоков: – Душа в поисках правды, истины, особенно это касается молодых людей. Я тоже искал. Когда я начал самостоятельно ходить в храм, увидел, что в храме не только бабушки, дедушки, а много здоровых, красивых, молодых людей.

м. Анна: – Был смешной случай. Я подружке говорю: «Представляешь, мне Женя пишет стихи. Я же филолог. Он мне написал, наверно, чтобы я посмотрела, как это все выглядит». Она говорит: «Ты глупая, что ли? Он тебе их пишет». После этого у нас завязалось общение.

иер. Евгений Набоков: – Мы не просто общались, обсуждали что-то, а выезжали на съезды. Матушка моя, ребята, которые приходили в молодежное движение, занимались хореографией, ставили своими силами концерты пасхальные, рождественские.

м. Анна: – На одном из молодежных собраний отец Виктор говорит: «Ребята поедут на день абитуриента, день открытых дверей в Тобольскую семинарию. Поедет Евгений, еще кто-то».

иер. Евгений Набоков: – Батюшка ко мне подходит и говорит: «Не хочешь съездить в Тобольск?» Я даже представления не имел, что такое семинария, и согласился поехать. Мы жили в Тобольском кремле, в семинарии под духовным покровительством Божией Матери и святых угодников Божиих. Выходили за пределы Кремля – уже совсем другие ощущения, а возвращаешься и чувствуешь себя защищенным.

Пока Евгений учился в Тобольской духовной семинарии, а Анна в Югорском университете на филологическом факультете, они общались дистанционно, виделись редко, только на каникулах, но уже знали, что станут семьей.

м. Анна: – Я понимаю, что он тот человек, с кем я спокойна. И, безусловно, он с неординарным умом.

иер. Евгений Набоков: – Когда был произнесен отпуст Венчания, то все напряжение и духовное, и телесное как рукой сняло – мы из храма вышли уже совсем другие.

м. Анна: – У меня на Венчании были такие мысли: «Господи, благослови нас, пусть этот человек, который рядом со мной, будет служить Тебе именно там, где мы должны быть».

В диаконы отец Евгений был рукоположен в Тобольске, незадолго до окончания семинарии. Потом семья вернулась в Ханты-Мансийск, отец Евгений служил в Покровском соборе, матушка Анна вышла на работу в православную гимназию. Через 10 месяцев Владыка Павел, глава Ханты-Мансийской и Сургутской епархии, рукоположил отца Евгения в иереи и практически сразу дал указ о назначении его настоятелем храма в Шапше. Впрочем, храма в селе как такового не было, его предстояло построить. Отец Евгений продолжал служить в Покровском соборе Ханты-Мансийска и ездить в Шапшу вести строительство. Когда храм построили, семья с полуторагодовалым сыном Сашей переехала туда.

м. Анна: – Если ты священник и у тебя приход, ты должен быть на месте. Мы жили на третьем этаже, а женщина с первого этажа со временем стала бухгалтером нашего храма. Рядом мальчик жил – он покрестился, люди стали приходить на Исповедь и Причастие, за стенкой женщина покрестилась (она татарка, по-моему) и стала ходить в храм. Буквально две-три квартиры – и все стали верующими. Что мы делали? Наверное, просто искренне, от сердца служили Богу.

иер. Евгений Набоков: – Я в храм – она в храм, я из храма – она из храма, я поехал в деревню по речке, в которую не добраться на машине, она со мной, ребенок с нами; и вот так, бок о бок… Это дорогого стоит.

Эти восемь лет служения в Шапше, говорит матушка Анна, стали очень важными и для становления мужа как священника, и для выстраивания их семейных взаимоотношений, и для проверки доверия Господу. К примеру, у прихода сложился долг за электричество в 100 000 рублей.

м. Анна: – Говорю: «Давайте будем молиться». Проходит неделя, заходит прихожанка и говорит: «Батюшка, у меня родители в Москве, они узнали, что у нас храм построен, и конверт вам передают». Там ровно 100 000. Как же не сказать, что это рука Божия!

Поначалу прихожане наблюдали за батюшкой и матушкой со стороны, чему-то удивлялись, с чем-то не соглашались, но любовь и добрый посыл отца Евгения и матушки Анны незаметно растапливали сердца.

м. Анна: – Они отпускали нас очень тяжело, со слезами. На один из юбилеев подарили нам картину. У нас в семье четверо детей, и во второй раз нас Господь осчастливил, одарил тем, что у нас родились двойняшки.

Матушка Анна и делом занимается любимым, хотя, вспоминая свое детство рядом с мамой-учителем, была уверена, что никогда не будет работать учителем в школе. Однако после окончания филфака встал выбор: журналистика или педагогика. И она поняла, где ее место.

м. Анна: – В 2016 году я заняла 1-е место в конкурсе «Молодой педагог года».

Как учитель она уверена: каждый ребенок в чем-то талантлив. Задача педагога – увидеть этот талант и помочь его раскрыть, направить в нужное русло любовью и строгостью.

иер. Евгений Набоков: – Она строгая матушка, но всегда поддержит и скажет то, что нужно в тот самый момент...

Трудности бывают в каждой семье, это очевидно, однако все они преодолимы, если муж и жена рядом, смотрят в одну сторону и служат Богу.

иер. Евгений Набоков: – Радость христианина ощущается только в Боге, если благодать Божия к человеку приходит. Я думаю, каждый человек момент прикосновения Божия никогда не забудет.

м. Анна: – Это очень ценно. Ты радуешься тому, что люди встречают Христа. Потому что это полнота жизни. Христос – это полнота жизни, по-другому нельзя жить. Не когда «дай», а когда «Господи, ради Тебя».

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс