Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1254) → Архимандрит Савва (Мажуко): Славобесие

Архимандрит Савва (Мажуко): Славобесие

№21 (1254) / 1 июня ‘24

Свет невечерний

Читая жития святых, мы часто встречаем упоминания о сражениях великих подвижников с нечистой силой. Для современного читателя это звучит несколько мифично, неправдоподобно: где эта нечистая сила? что нам до нее и ей до нас? может быть, это всего лишь галлюцинации, или неотрегулированный рацион питания, или, может быть, просто нервическая обстановка тех нестабильных и очень голодных средних веков? Тем не менее в этих историях есть очень много смысла, который касается именно нашей жизни.

Любой здравомыслящий христианин, внимательно присматривающийся к себе, к тому, что происходит в мире, и к тому, как Господь ведет нас к спасению, не станет отрицать существование нечистой силы, которая относится к нам крайне враждебно. В наставлениях святых отцов ясно и четко сказано, что главное оружие против нечистой силы – Крест Христов. Нужно носить на шее крестик или же просто в руках держать крест, или сотворить крестное знамение – и тут же это видение рассеется. Но в «Великом патерике» обители Саввы Освященного есть история, в которой как будто бы ломаются шаблоны этой стратегии.

Авва Аполлос, ученик аввы Сисоя, рассказывал нам о себе следующее: «Вначале, когда я только пришел к авве Сисою, я три года был борим страстями и не открывал их старцу».

Похожая история бывает и с нашими современниками. Недавно один молодой человек, когда я его спросил, исповедовался ли он когда-нибудь, сказал: «Конечно, я бывал на Исповеди и говорил священнику то, что ему можно сказать. Я же не стану говорить ему какие-то постыдные вещи – мы же приличные люди. Что он обо мне подумает?..»

Вот и авва Аполлос три года жил рядом со старцем. И не просто жил рядом, а был его учеником. Это не положение прихожанина при церкви, а очень серьезная монастырская школа, где откровенность перед старцем – главный фундамент духовного преуспеяния. Так вот, он признается:

«Особенно же мне докучали страсти лжи, наговоров и тщеславия».

Эти три страсти не давали ему открыться старцу. Надо сказать, что эти страсти между собой теснейшим образом связаны. Наговоры, клевета, интриги, которые плел этот молодой человек среди братьев монастыря, – это производное от его славолюбия, тщеславия. На самом деле он был одержим одной страстью, которую святитель Григорий Нисский называет славобесием. У нас даже в обиходе церковных людей нет этого слова, но подумайте, насколько оно емкое. То есть человек, который ищет славы, который болезненно честолюбивый, на самом деле одержим демоном – вот что хочет сказать святитель Григорий Нисский.

Итак, авва Аполлос был одержим страстями лжи, наговоров и тщеславия. Дальше он говорит:

«У меня была сильнейшая брань о священстве, и я видел сны, будто меня рукоположили во епископа».

Апостол говорит, что тот, кто желает епископства, доброго дела желает. Но апостол имеет в виду, конечно же, служение, потому что человек, который желает епископства, понимает, что он себя прибивает ко кресту. По мысли апостола Павла, желание епископства – это желание большого, самозабвенного труда ради Церкви Христовой. А здесь человека одолевала страсть славобесия, он этого хотел ради тщеславия, хотел прославиться и видел себя епископом даже во сне.

«Авва Сисой не переставал поучать меня и делать мне выговоры, так что, наконец, не стерпев его многочисленных укоров, я убежал в Александрию к своим родственникам, чтобы там принять хиротонию и стать пресвитером в храме Пресвятой Богородицы».

Мы читаем и думаем: «Но это же очень хорошо, что молодой человек хочет стать священником. Это прекрасно, это нужно только поощрять». Но мы видим, что даже это благородное желание и благородное служение на самом деле могут быть уловкой дьявола, как это ни странно. Потому что жизнь сложнее любых схем.

«По дороге в город я встретил высокого, совершенно нагого чернокожего человека, отвратительного вида, с небольшой головой, тонкими ногами, с железными когтями, огненными глазами, толстыми губами и ослиной кожей».

Это описание демона: что-то несуразное, сюрреалистичное; какие-то сбитые пропорции. Само существование нечистых духов – это протест против живого, против бытия, поэтому такие уродливые формы принимают демоны. И он увидел именно демона.

«Увидев его, я ужаснулся и осенил себя крестным знамением».

То есть молодой монах сделал то, что нужно было делать по «инструкции» духовной жизни: если видишь такое жуткое видение, нужно осенить себя крестным знамением – и видение исчезнет. Но! Дальше мы читаем:

«Но он подошел ко мне и, обняв, стал целовать, говоря: „Что ты крестишься и зачем убегаешь от меня? Ты мой друг, ибо делаешь то, что я хочу. Потому-то я и пришел, чтобы стать твоим спутником и помочь тебе добиться того, что ты хочешь“».

Подумайте: человек осенил себя крестным знамением, он монах, ничего плохого в жизни не сделал, у него только было больное честолюбие, он был одержим славой. Но демон не исчез от крестного знамения, потому что у человека внутри – залог его дружбы. Жуткая вещь! Эта мысль должна нас на самом деле напугать, потому что, оказывается, если человек одержим внутри себя какой-то страстью, то даже крестное знамение не поможет. Это страшно.

«Не вынося больше его зловония, я поднял глаза к небу и воскликнул: „Боже! Молитв ради аввы моего Сисоя, избавь меня от этого искушения“».

Хорошо, когда за нас есть кому помолиться и можно прибегнуть к молитвенной помощи близкого человека.

«И тотчас же эфиоп принял образ прекрасной женщины, которая, обнажив себя, говорила мне: „Дай насытиться своей похоти. Ведь ты часто давал мне кров. Я плету веревки, и сколько ты доставляешь мне материала для плетения, столько и плету. Но молитвы Сисоя отгоняют меня от тебя“. Сказав это, она стала невидима».

На чем паразитируют демоны? Это не демоны нам навязывают что-то, они плетут веревки из наших больных желаний.

«Я тотчас же возвратился к старцу и, пав пред ним на колени, рассказал ему и братиям о том, что со мной произошло. Авва сотворил надо мной молитву, и я остался при нем навсегда».

Вот такая жуткая история приключилась с этим молодым монахом. У этой истории счастливый финал – монах сделал правильные выводы. Но мы живем в такое время, когда дух славобесия стал какой-то всеобщей болезнью, которая принимает эпидемический размах. Ведь те люди, которые себя всячески продвигают, добиваются успехов в медиапространстве, политике, бизнесе, многих других сферах, считают, что это нормально, когда идешь по головам, позволяешь себе разного рода интриги и предаешься духу славобесия.

Мы должны внимательным образом прислушаться к этому слову: славобесие – это одержимость духом честолюбия. Совершенно нормально для человека радоваться своему успеху, но так уж устроен человек, что даже самые благие мысли могут стать оружием, обращенным против него самого. Поэтому мы снова и снова перечитываем творения святых отцов, чтобы напомнить себе, в каком опасном мире мы живем и как важны для нас молитвы святых и верность Евангелию.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс