Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1253) → Протоиерей Александр Рябков: О любви к себе

Протоиерей Александр Рябков: О любви к себе

№20 (1253) / 20 мая ‘24

Беседы с батюшкой

Христос Воскресе! Прежде я хотел бы поговорить о Пасхальной радости. Митрополит Варсонофий говорил, что главное в Пасхальной радости – не только радоваться Христову Воскресению, но и совершать дела милосердия, ведь именно это и составляет нашу самую большую радость. Я очень благодарен нашим телезрителям за то, что они никогда не оставляют наш телеканал без поддержки. Скажите, если человек пожертвует, скажем, 100 рублей, – это тоже милосердие и тоже подвиг?

– Это не только милосердие по отношению к ближнему, не только подвиг, но это и проявление любви к самому себе. Владыка верно сказал, что подлинная радость достигается именно жертвенностью и бескорыстной жертвой. Я думаю, что каждому из нас приходится преодолевать свою косность, лень и, может, даже жадность. При этом жадность не только к материальному, но и к своему времени, своим силам. Когда мы это сумели преодолеть и когда сумели послужить ближнему или общему благому делу, то каждый получает опыт радости приобщенности к высочайшему смыслу.

Да, для этого надо потрудиться. Но разве даже тот, кто охвачен страстью телесных удовольствий, не готов на все ради того, чтобы получить эти мимолетные, с горькой оскоминой удовольствия? А православный христианин понимает, что радость от служения, от благого дела, от участия в деле Церкви, очень долго поддерживает человека, и ему хочется все больше и больше повторять и укореняться в доброделании.

Мы любим смотреть наш первый православный канал «Союз». Если по каким-то причинам или по недосмотру, по нашей лености мы вдруг включим кнопку телевизора, а на месте нашего любимого канала будет телевизионная сетка, то, наверное, мы расстроимся, и нам будет очень тяжело. Очень многим людям будет трудно с этим смириться. Если это произойдет по нашей вине, то мы потеряем радость и духовное удовольствие, нанесем ущерб сами себе.

Здесь впору задуматься о любви к своей душе. Если наша душа, наша богоподобная личность получает радость богообщения не только в храме, но и видя духовенство, проповеди наших архипастырей на телеэкране, в самых далеких уголках нашей Родины, наш долг – помочь любимому телеканалу. Тем, кто может помочь многим и многим людям приобщиться к жизни Церкви, к церковной полноте, надо постараться не забывать это делать. Как мы не забываем вечером после работы зайти в магазин и купить себе бутылку кефира, хлеба или упаковку яиц, так стоит всегда помнить о том, чтобы, оплачивая счета за коммунальные услуги, не забыть перевести хоть маленькую лепту на миссионерское делание нашего канала.

Я знаю работу православных СМИ изнутри благодаря участию в эфирах на православном радио и телевидении и хочу отметить, что в этих студиях работают энтузиасты с большой буквы, люди, вдохновленные идеей служения, миссионерства и подвига несения света христианской истины в самые далекие уголки нашей страны и даже мира, учитывая, что благодаря интернету сегодня наш канал можно смотреть по всему миру.

Поэтому, если мы вносим лепту в то, чтобы, нажимая кнопку телевизора, мы видели любимые лица и священников, и архипастырей, и ведущих, то мы, конечно, делаем очень благое дело – дело миссионерства, дело утешения тем, кто не может дойти до храма в том числе, чтобы прикоснуться к богослужению. Да, батюшка приходит к ним домой и причащает их Святых Христовых Таин, но такой человек не может в полной мере ощутить красоту богослужения, тем более московских или петербургских храмов. А через наш канал это возможно.

Еще раз подчеркиваю, что величайшее удовольствие или даже радость испытывает тот, кто делает бескорыстное доброе дело. Любите себя – доставляйте себе такие благие духовные удовольствия как участие в миссии, участие в служении Церкви, участие в общем деле распространения христианских знаний.

Я у святых отцов прочел, что существует даже такая вещь как милосердие к самому себе. Себялюбие и любовь к себе, насколько я понимаю, принципиально разные вещи?

– Конечно, это разные вещи. При себялюбии на первый план выходит наше эго, или даже любовь к нашим страстям. А они очень разнообразны. Например, гордыня. Это самое сложное. Потому что понять, что некто любит не себя, а блуд в себе, пьянство или чревоугодие, как-то еще можно. А вот когда речь идет о гордыне, тут человек все-таки теряется, запутывается и считает, что он именно по-настоящему любит себя. Хотя, конечно же, здесь на первый план выходят гордыня, тщеславие, самомнение, которые как раз и разрушают его жизнь. Ведь такие качества, как гордость, славолюбие, честолюбие, приводят к конфликту с ближним, и жизнь омрачается.

Необходимо понять, на чем зиждется любовь к самому себе. Может показаться, что в Священном Писании нет прямого указания любить себя. Это не совсем верно. Господь говорит: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Поэтому мы сразу можем задуматься и понять, что, чтобы хорошо и в полной мере любить своего ближнего, надо еще любить и самого себя.

А вот здесь, если мы опять же внимательно всмотримся в свою жизнь, мы поймем, что очень часто себя не любим и даже ненавидим. Приведем самый простой пример.

Когда человек одержим разными страстями, разрушающими его духовное и телесное здоровье, его семейную жизнь, таланты, данные ему от Бога, то здесь мы видим прямое указание на то, что этот человек живет ненавистью к самому себе. Более того, иногда он настолько порабощается грехом, что с помощью этой страсти или греха пытается себя именно убить. Он даже внутри себя понимает, что, употребляя те или иные вещества, просто пытается приблизить тот час, когда наконец-то его бессмысленная (как ему уже кажется) жизнь прекратится.

А начиналось все, как он считал, с любви к себе, к свободе. Мол, он как личность имеет право на свободное самоопределение, что никто не вправе ограничивать его потребности, желания, возможность ко всему прикоснуться, все попробовать и получить удовольствие. То есть все начиналось с такой извращенной любви к себе, а обернулось прямой ненавистью.

Мы знаем, что люди, одержимые страстями, зависимостями, переживают острую ненависть к себе, острое непринятие себя. Более того, очень часто зависимости развиваются и зарождаются именно на непринятии себя, нелюбви к себе. У человека совершенно необдуманное, искусственное, даже, может быть, навязанное непринятие своей внешности, своих способностей, места, где он живет, каких-то обстоятельств. Здесь играет роль и воспитание, когда ему вкладывают в голову, что он никудышный, никому не нужный, некрасивый, нелюбимый. К сожалению, в нелюбви к себе виноват не только сам человек. И иногда он становится жертвой окружающих его людей, которые не сумели подарить ему любовь, не научили его любить себя.

Говоря о самоуважении к себе, мы говорим о вещах естественных. Мы все – носители образа и подобия Божия, значит, должны и обязаны себя уважать. И именно из этого уважения к себе, к иконе Бога в самом себе, мы понимаем слова апостола Павла: тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа (1 Кор. 6:19). Конечно же, здесь речь идет не только об уважении к своей душе, носителю образа и подобия Творца, но и к телу.

Иногда мы неправильно понимаем святых отцов, которые говорят нам о том, что не надо любить свое тело. Здесь надо сделать очень важное пояснение. У апостола Павла очень четко разграничиваются понятия «тело» и «плоть». Нам кажется, что они взаимозаменяемые, но это не так. Когда апостол говорит о том, что тело – храм, мы понимаем, что здесь коннотация положительная, тело возводится на очень высокий пьедестал. И он говорит, что источник греха – плоть, плотские страсти. И мы понимаем, что есть тело (как высокое понятие), данное нам Творцом, и есть плоть – то, что поселяется в теле вместо Святого Духа.

Наши плотские греховные проявления связаны не с телом, не тело в этом виновато, тело создано Господом послушным орудием души. Понятие плоти, плотского греха подводит нас к тому, что в нашей душе зародилось неправильное понимание, своеволие, самомнение, мнение о себе: мол, я законодатель для себя и для остальных.

И здесь начинается неправильная перестройка, когда дух и душа порабощаются телу, а тело из храма становится тяжелой плотью. Мы знаем из Ветхого Завета понятие «кожаные ризы». Эти отяжелевшие кожаные ризы, намокшие от наших греховных страстей, все больше и больше тянут нас к земле, чтобы раствориться в почве. Говоря о почве, мы говорим не о гумусе, а больше о грязи. Понятие почвы надо отграничивать. Владыка Антоний Сурожский слово «гуманный» выводил от слова «гумус». Плодородная земля, смирение плодородной земли порождает прекрасные цветы, а грязь греховная ничего не порождает, кроме сорняков.

Если мы будем помнить, что тело – храм Святого Духа, то оно никогда не превратится в тяжелую плоть, никогда не будет грязью, но всегда будет плодородной землей для произрастания красивых духовных цветов.

Можно сказать, что мы должны любить свое тело как храм Святого Духа, оно дано нам для того, чтобы Дух Святой в нас поселился. Мы должны заботиться о своем теле. Кто-то это превратно понимает, считая, что заботиться о своем теле – значит, украшать его, красиво одеваться, носить украшения золотые или серебряные. Кто-то на этом не останавливается и пытается украшать себя татуировками, что говорит уже о духовных изъянах, о недовольстве собой. То есть кое-кто считает, что Господь что-то недоработал, не добавил декора в его внешний облик. Для человека, пребывающего в нормальном состоянии, понятно, насколько смешна попытка доделать или усовершенствовать то, что сделал Творец. Это порой смешно даже до противности.

Говоря о любви к телу, мы говорим не о любви к страстям, чтобы давать телу сколько угодно вина, мяса, табака или чего-то еще. Нет, наоборот: если мы любим свое тело, то понимаем, что от алкоголя, вина, тем более от наркотических средств оно будет болеть и страдать. Поэтому мы будем давать ему необходимые витамины, необходимое здоровое питание, которое не отяжеляет душу, в том числе не мешает молиться.

Как мы знаем, церковный устав даже допускает небольшое вкушение вина. Но если мы считаем, что потребление огромного количества вина, особенно в церковные праздники, – неотъемлемый атрибут, то это большая ошибка. Если мы обратимся к церковному уставу, там прописаны минимальные дозы сухого виноградного вина в день праздника. К этому надо серьезно относиться. Церковный устав очень серьезно относится к вопросам заботы о теле и не позволяет его разрушать грехами, а также неразумной, без благословения взятой на себя аскезой.

Любовь к своему телу не предполагает безрассудной самовольной аскезы, тем более самовольного разгула страстей. Любовь к телу как к творению Божию требует от нас очень серьезного, взвешенного подхода. Возвращаемся к словам апостола Павла: тело – это храм Святого Духа. И в этом храме должна постоянно звучать молитва, мы должны всегда быть готовы встать на молитву. А если тело опьянено или обессилено своевольностями, в том числе в упражнениях аскетических, то мы не сможем молиться, даже можем довести себя до того, что в храм не сможем прийти. Тем более не сможем никому быть полезными. Потому что, кроме молитвы, участия в таинствах, Церковь и в первую очередь Господь ждет от нас дел милосердия.

Вопрос телезрителя из Гатчины: «Как почувствовать и ощутить ту тонкую грань, когда любовь к себе перерастает в самолюбие, эгоизм и становится греховной?»

– Повторю: любовь к себе должна быть правильно направлена. То есть это любовь к образу и подобию Божию, любовь ко всему тому, что раскрывает в нас образ и подобие Божие.

Мы начали говорить о любви к телу. Апостол Павел, например, даже дает такое сравнение (в таинстве брака читается этот отрывок из послания апостола Павла): так должны мужья любить своих жен, как свои тела (Еф. 5:28). То есть у апостола Павла нет слов о пренебрежении к телу.

Если мы любим свое тело, то заботимся о нем: соблюдаем необходимую гигиену, получаем необходимое питание. Любовь к чрезмерному сну или лежанию на диване, просмотру контента в интернете или разнообразных светских телепередач не является любовью к себе, это даже не отдых. Любому человеку необходим отдых, но у нас так все искажено, что мы идем по самому простому пути. Нам кажется, что отдых – это когда не надо никуда идти, а можно накрыть себе стол с жирными закусками и не совсем полезными напитками и сидеть, уткнувшись в монитор ноутбука или экран телевизора, и нон-стоп 24 часа смотреть сериалы.

Любой врач и психолог скажет, что душа так не отдохнет... А человек думает, что он любит себя, отдыхает и развлекается. Слово «развлечение» – очень нехорошее. Потому что, если мы развлекаемся и рассеиваемся, то себя потом очень сложно собрать...

Наоборот, если я люблю себя, ценю себя, значит, постараюсь провести выходной день по-другому: выехать на природу, подышать свежим воздухом, почитать хорошую книгу, поиграть с ребенком, поговорить с сыном-подростком, пообщаться с супругой, сходить, может быть, на хорошее представление в оперу всей семьей, чтобы этот день запомнился.

Телу необходима гигиена и тренировка. Любить свое тело – это не значит перекармливать его и бежать, как от огня, от физических нагрузок: дескать, я люблю свое тело, поэтому не буду его перетруждать. И не буду бриться, стричься – это больно, вдруг порежут, поцарапают. Нет. Если человек любит свое тело, он и стрижется, и бреется, и моется, и гантели в руки берет.

Что означает любовь к своей душе? Самая лучшая гигиена и тренировка своей души – служение своему ближнему, желание быть полезным и реализация этого желания. Самая лучшая проверка: если у меня полностью атрофировалось желание быть полезным, значит, душа моя очень серьезно заболела себялюбием, самолюбием, самомнением и ленью.

Необходима тренировка души, и нужно любить эту тренировку, как мы любим тренировку в спортзале. Конечно, бывают иногда сбои: мы забываем о прогулке утром или вечером, не говоря уже о пробежке. Бывает, купил человек абонемент в спортзал – и не ходит. Так же и с душой: если душа наша отказывается помогать, служить, чтобы быть полезной ближнему – она заболела, то есть мы далеко отстоим от любви к своей душе.

И здесь можно вспомнить не только апостола Павла, Евангелие, но и классиков русской литературы. Например, Николай Заболоцкий писал: «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь». И тело обязано трудиться. Физические упражнения, обливания, которые прописывают иногда врачи лечебной физкультуры, – это забота о своем теле. И тогда ты ощущаешь себя бодрым, свежим, сильным, крепким. Так же и душа, когда она служит, трудится, в том числе в своей семье.

Бывает, человеку проще прийти домой, снять пальто, ботинки, надеть тапки, сесть у телевизора и совсем не участвовать в жизни семьи, своих детей, забыв о пожилых родителях, дедушке и бабушке. Да, ты устал и наобщался, как говорится, выше крыши сегодня на работе. Но нельзя забывать, что эти люди тоже нуждаются в общении с тобой. И это тоже любовь к своей душе.

Наша душа приобретает некое стояние, я бы сказал, когда она трудится, служит. Когда мы общаемся с ближним и готовы пожертвовать пятью минутами, чтобы спросить ребенка, как у него дела в школе, престарелых родителей – как они сегодня провели вечер, как давление. Вроде бы простые слова, но, во-первых, мы делаем приятное нашим близким; во-вторых, делаем приятное себе. И во всем этом глубочайший смысл.

Тоска, уныние, печаль, богооставленность приходят не только от плотских грехов, но от того, что нет смысла в жизни. Часто приходится с людьми разговаривать об этом. Особенно страдают люди одинокие, которым не просто не с кем поговорить, а которые не ощущают, что могут быть полезными.

Вслушайтесь в эти слова: величайшее страдание для нашей души от того, что у нас нет человека, которому мы могли бы быть полезны. И наоборот: величайшую радость, величайшее раскрытие всех сил души и удовольствие мы испытываем, когда ощущаем, что мы нужны, что занимаем какое-то серьезное место в жизни своих близких, полезны им и они рады нашему участию в их жизни.

Доставляйте себе настоящую радость не от лености, не от пустого разговора, не от праздного и бесцельного времяпрепровождения, а тем, что идете туда, где нужно ваше участие, ваше служение, ваша забота. Не обязательно это физическая помощь. Многим, в том числе нашим близким, нужны не только материальные вещи, которые мы им принесли, купили, а наши объятия, прикосновения, наше братское лобзание, наша неподдельная забота и искреннее сопереживание к их жизни.

Я глубоко убежден, что человек получает огромную радость от того, что его участие, его доброе слово, его подарок или принесенное лекарство вызвали искреннюю радость и свет в глазах другого человека. Он чувствует, что он нужен, любим, его помнят. Эти радость и свет отразятся и в нас, и мы загоримся еще большим светом, еще большей радостью.

Прекрасно! Теперь я понимаю, чем отличаются себялюбие и любовь к себе. Я очень надеюсь на то, что все вопросы будут решаться именно с помощью такого взгляда на жизнь, когда любовь к себе – это когда ты любишь прежде всего ближнего своего...

– ...как самого себя. Главное – честность. Потому что мы всегда склонны себя обманывать в вопросах подлинной любви к себе и в вопросах себялюбия. Надо быть честными. Честность и молитва подскажут нам, что мы немножко уклоняемся от духовного компаса.

Благословите наших телезрителей.

– С Богом! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Всех благ, дорогие братья и сестры! С праздником!

Записали:
Таисия Зыковам
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс