Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Православные верующие встречают Светлое Христово Воскресение. Праздник Пасхи любят во всем православном мире. Расскажите, пожалуйста, о его традициях, обычаях.
– Пасху, конечно же, ждут все верующие христиане, потому что это смысл христианской веры. Апостол Павел так говорит: если Христос не Воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Мы всегда говорим, что Светлое Христово Воскресение – это особый день, потому что в этот день мы вспоминаем, как Господь наш Воскрес из мертвых, победил узы смерти. Мы вспоминаем этот день как победу добра над злом, света над тьмою. Традиций встречать этот праздник очень много. Мы приходим на Пасхальное богослужение, совершаем крестные ходы, приносим на освящение наши Пасхальные приношения, которые потом уносим к себе, делимся со своими близкими.
Безусловно, традиция – это приветствовать друг друга апостольскими словами «Христос Воскресе!» И много-много чего можно рассказать об этом празднике, потому что он вобрал в себя многовековые традиции русского народа.
Мы встречаем Светлое Христово Воскресение с осознанием того, что Господь рядом с нами. И то, что когда-то произошло в далекой земле, за тысячи километров от нас, является средоточием всего того доброго, светлого, что переживает человек на протяжении всего года. Для многих 1 января – Новый год начинается, а мы, верующие, от Пасхи до Пасхи живем.
И многие в этот день радуются, друг друга поздравляют.
– Безусловно, надо поздравить своих близких, написать СМС или позвонить, и, конечно, быть сопричастным этому великому событию.
Даже незнакомые люди на улицах порой поздравляют друг друга словами «Христос Воскресе!»
От наших зрителей продолжают поступать вопросы. Давайте вначале обсудим те, что связаны со Светлым Христовым Воскресением. Я напомню, что благодаря телеканалу «Союз» нас смотрит огромная аудитория, и вопросы нам присылают со всех уголков Земли. Вопрос такой: «А не является ли событие, описанное в Священном Писании, когда Господь ослепил Савла на пути в Дамаск, свидетельством, доказывающим, что Христос Воскрес?»
– Безусловно. Доказательств Воскресения Христа из мертвых существует несколько. Если это все было подстроено учениками, как говорили евреи, то где же тело? Доказательства Воскресения Христа – это пустые пелены и пустой Гроб, в котором лежало драгоценное Тело Христа. Доказательства Его Воскресения мы читаем в Священном Писании, особенно в последних главах у всех евангелистов, когда Господь является Своим ученикам. Когда Он поддерживает, ободряет их. И явление Савлу на пути в Дамаск, а он туда направлялся для того, чтобы убивать и гнать христиан, это уже более поздняя история, можно сказать, первохристианская история апостольского времени. Безусловно, Господь пребывает, как апостол Павел говорит, в неприступном свете. Этот неприступный свет увидел и ослепил будущего апостола, будущего проповедника христианства. Да, действительно, это еще одно доказательство, что Христос Воскрес из мертвых.
Многие зрители интересуются, как же все-таки правильно красить яйца? Сейчас многие используют наклейки. Это разрешается, или обязательно именно красить?
– Традиция красить яйца уходит тоже в историю. Мы вспоминаем Марию Магдалину, которая должна была попасть к императору. К императору всегда люди приходили, принося что-то с собой в дар ему. А у нее ничего не было, кроме обычного яйца, и она, по легенде, преподнесла его императору. И Мария Магдалина рассказала ему о том, чему сама была свидетельницей: что Христос Воскрес из мертвых. Когда император усомнился и сказал: это невозможно, чтобы кто-то смертный воскрес, это так же невозможно, как если бы твое белое яйцо превратилось сейчас в красное. И тут же произошло чудо. Обычное яйцо стало красным.
Люди могут использовать различные средства, чтобы красить яйца. Вообще, нужно понимать, что во всем есть своя символика, потому что яйцо – символ новой жизни. Вот эта скорлупка, которая все окутывает собой, – это те каменные стены пещеры, где лежал Христос до того, как Воскрес.
Все в христианстве символично. А как красить – люди пусть выбирают сами.
Многие используют луковые перья.
– Это традиционно. Я тоже вспоминаю свое детство, вспоминаю своих родителей. То, что было тогда, в советское время, нам доступно – это, конечно, луковая шелуха. И такое окрашивание мне больше нравится, чем другие.
А как Вы относитесь к яйцам Фаберже?
– Это произведение искусства, конечно. Они тоже делались специально ко дню праздника Пасхи, интересная традиция – дарить такие подарки.
А традиция, когда люди на Пасху яйца разбивают?
– Это всего лишь традиция. На праздничных гуляниях было много игр, много забав. Например, катание яиц с горки. Это всего лишь традиция нашего русского народа веселиться и через это веселье прославлять Воскресшего Христа.
А еще у меня бабушка оставляла пасхальное яйцо, целый год хранила его.
– Есть и такая традиция – сохранять яйцо как знак Воскресения Христа. Оно, понятно, усыхает со временем. Но есть такая традиция. Так же, как хранить освященную вербу.
А потом их бросают в речку.
– Можно бросать в речку, можно в непопираемое место. Если у нас есть святыни, которые приходят в негодность. Например, икона теряет лик. Тогда ее или сжигают, или убирают в непопираемое место.
Не могу не спросить об одном удивительном событии. Житель Волхова буквально на днях обнаружил интересный предмет, старинный артефакт в виде православного креста, которому уже больше 500 лет. Он эту находку отнес в ваш монастырь. Расскажите, какова судьба этого креста?
– Это не первая находка. В прошлом году, в мае где-то, пришла к нам женщина, которая также, как и этот человек, вскапывала огород и на своем приусадебном участке нашла похожую вещь, – земля свое отдает. Вопрос в другом. Мы понимаем, что эти вещи очень ценные в плане дальнейших исследований. Много таких ценных вещей люди приносят в монастырь, мы не можем им запретить это делать, поэтому собираем это как коллекцию. И я думаю, что впоследствии обязательно проведем переговоры с Институтом археологии, который располагается в Санкт-Петербурге, и будем просить сделать у нас археологический отдел или археологический кабинет, куда можно было бы поместить те вещи, что люди находят, приносят. Это случайные находки – никто не использует специальные металлоискатели, это не «черные копатели», которые нарушают законодательство Российской Федерации.
Земля наша древняя, поэтому, когда наступает весна, то и мы обязательно на своей территории что-то находим. Хотим со временем оформить это в отдельный каталог. Я думаю, что институт пойдет нам навстречу. Но если нет – найдем другие способы, чтобы эти находки, эти святыни не просто лежали в музее, а еще приносили пользу, были описаны и внесены в каталог. Это важно, ведь археологические находки зачастую бесценны.
Еще один вопрос касается воспитания и воцерковления детей: как привлечь детей к Церкви, к вере?
– С чего бы я начал отвечать на этот вопрос? С Крещения детей. Часто люди, не понимающие всего происходящего, начинают осуждать, когда детей несут маленькими крестить. Они говорят: вырастет – сам поймет, надо ему это, или нет. На самом деле, мы осознанно крестим своих детей по вере родителей и восприемников. То есть родители, верующие, православные христиане, хотят ребенку передать не только материальную составляющую, не только сделать его воспитанным, научить правильно одеваться, существовать в этом обществе, а они еще передают ему духовную сторону жизни. Каким ты должен быть, как ты должен поступать, как ты должен мыслить, что ты должен отвечать, когда ты встречаешься в этой жизни или с несправедливостью, или, наоборот, с добротой.
В каждой семье есть свой секрет воцерковления. Ходят всей семьей на богослужения по субботам и воскресеньям. Дети подрастают – их отдают в воскресные детские школы, где они могут общаться со священником, или с грамотными православными педагогами, которые много рассказывают о вере, о нашей религии, о Боге, о святых.
Процесс воцерковления сложный. И всегда говоришь родителям: будьте готовы к тому, что ребенок может отойти от Церкви. Потому что бывают внутренние кризисы, заставляющие иногда самого ребенка что-то пересмотреть. Но не надо этого бояться, потому что важны семена, посеянные родителями. И еще раз хочу сказать, что от родителей ребенок научается многому. Тому, как правильно верить в Бога, как правильно поступать, как правильно мыслить.
Если будет какой-то кризис юношеского возраста, когда молодой человек отходит от Церкви, когда ему становится это скучно, не нужно и неинтересно, потому что другие интересы появляются на горизонте – вот в этот период молитва родителей должна быть усилена и ребенок должен быть всегда в поле зрения своих родителей, никогда нельзя его оставлять.
Но еще раз хочу сказать: опыт и практика показывают, что воцерковление детей не проходит бесследно. Ребенок рано или поздно все равно вспомнит веру своих родителей и вернется назад.
А священники всегда поддержат.
– А мы всегда поддерживаем, мы всегда, так сказать, на страже, чтобы помочь, поддержать, где-то какой-то совет дать, в меру наших сил и возможностей.
Вопрос от зрителя: «Хочу исповедаться в своих грехах, но стесняюсь священников, ведь они тоже люди. А наш поселок маленький, и все друг друга знают. Скажите, можно ли прийти в храм и исповедаться перед иконой, без участия священника?»
– Исповедаться, конечно, можно. У нас существует в конце вечерних молитв повседневное Исповедание грехов, где мы просим у Господа простить нам все те, можно сказать, мелкие, небольшие грехи, помышления, которые мы совершаем на протяжении всего дня.
Что касается таинства Исповеди, то это таинство не может совершаться без присутствия священника. Через апостолов священникам Бог дал власть вязать и разрешать грехи. Прощает Господь, а, так сказать, ослабляет влияние греха на душу священнослужитель. Вы можете прийти в храм, помолиться перед иконой, но это не будет таинством, это будет ваша покаянная молитва, и она Богом принимается.
Но все-таки не надо стесняться, ведь, когда вы идете к незнакомому врачу, вы же не стесняетесь сказать ему о своих телесных недугах. Мы даже если болеем какими-то болезнями, о которых не поделишься, все равно мы врачу должны рассказать все симптомы. Вот так же и здесь: о духовных болезнях не надо стесняться говорить священнослужителю, потому что он на это и поставлен. Большой город, или маленький город – я все прекрасно понимаю, но нужно преодолевать в себе этот страх.
Степан из Красноярска задает три вопроса, связанные с монашеской жизнью: «Монахи при постриге меняют имя. Отмечают ли они свой день рождения или именины?»
– Отмечают и день рождения, и именины.
Получает ли монахи пенсию?
– Так как мы граждане Российской Федерации, безусловно, мы должны соблюдать законодательство, поэтому священнослужители, как и другие работники религиозных организаций, могут быть трудоустроены и получать определенную зарплату. Вопрос в том, что Церковь живет за счет пожертвований, и мы не можем рассчитывать, сколько пожертвований принесут сегодня или завтра.
А размер налогов всегда одинаковый, их надо платить в срок и согласно минимальной заработной плате работников религиозных организаций, монастыря, приходов или храмов. В основном, конечно, люди несут послушание добровольцев и получают пожертвования.
А что касается монахов, то для того, чтобы можно было заработать стаж и со временем получать пенсию, наш монастырь, в том числе, делает все возможное по закону.
И третий вопрос: «Почему священников хоронят внутри монастыря? Откуда такая традиция?»
– Так сложилось исторически, наверное, потому что строился храм, и вокруг храма всегда возникало кладбище. Практически всегда было так. И хоронить на территории монастырей – это то же самое. Мы говорим о необходимости нашему монастырю, как и другим, наверное, обителям, иметь свои участки для братских захоронений. Сегодня, к сожалению, наш монастырь не имеет такого участка, но я думаю, что вопрос нужно будет решать, чтобы наш монастырь имел братское кладбище, куда можно было бы впоследствии хоронить монахов, потрудившихся в обители. Где это будет – на территории или за территорией, на местном погосте или в каком-то другом месте – это нужно решать дополнительно...
Анатолий из Волхова спрашивает: «Кто создал Бога?»
– Бога никто не создавал, Он всегда есть, был и будет. Бог вечен, вечен тот, кто не имеет начала и не имеет своего окончания.
Вопрос от Ивана из Москвы: «Еще недавно я думал, что жизнь бесконечная, и я буду жить всегда. Со временем понял, что когда-нибудь придется покинуть этот мир, но я этого не хочу. Я очень люблю жизнь. Скажите, почему Бог создал человека смертным?»
– Человек был создан бессмертным. Когда первые люди ослушались Бога (ослушались – значит не послушались), они впустили в этот мир грех, смерть. Грех и смерть вошли в этот мир благодаря тому деянию, которое сотворили первые люди. В чем заключалось это деяние? Не в том, что они съели какой-то плод, хотя Бог их предупреждал не делать этого, сказав, что смертию умрете, как только вкусите. Но они допустили мысль, что они тоже хотят быть богами, как дьявол их искушал. Вот это самое страшное. Когда они только сделали это, когда они отошли от Бога, человек стал смертным существом, уже тление коснулось его.
Что касается нашей жизни, мы всегда говорим, что нужно ценить свою жизнь, не проматывать ее, не бесполезно проживать свои дни, а делать так, чтобы жизнь была наполнена смыслом. Каждый день, каждую минуту, секунду, каждое дыхание надо беречь, потому что жизнь есть дар Божий. И как мы всегда говорим, второго шанса прийти в этот мир у нас никогда не будет.
А что касается смерти, перехода из этого мира в другой – это неизбежность, она никого не обойдет стороной. Рано или поздно мы все переселимся, так сказать, в Божии Обители, если будем достойны этих Обителей. Нельзя об этом забывать.
Человек писал, что он смерти как таковой не боится, но ему не хочется покидать этот мир, выключаться из этой системы.
– Еще раз хочу сказать: не надо жить тем, что будет. Живите сегодня. То, что есть сегодня, – это прекрасно, это настоящее. А то, что будет потом, посмотрим.
Расскажите, пожалуйста, как проходят богослужения на Пасху и в предпасхальные дни.
– Из года в год мы освящаем пасхальные приношения в нашем монастыре. Дежурный священник совершает освящение на территории монастыря. В субботу, по традиции, мы освящаем пасхальные приношения на Малышевой горе, в храме Рождества Иоанна Предтечи.
Ночное богослужение традиционно начинается в 12 часов ночи с субботы на воскресенье, совершается крестный ход, торжественная Божественная литургия. И где-то примерно в 2 часа совершается ночное освящение пасхальных приношений. Люди приходят на службу, а после службы уже освящают то, что они принесли, и потом уносят домой.
В самый день Пасхи у нас богослужение начинается в 10 часов, и также после этого богослужения совершается освящение пасхальных приношений. И в воскресенье в церкви Рождества Иоанна Предтечи мы совершаем освящение пасхальных приношений.
Всех приглашаем разделить радость Воскресшего Христа, и, безусловно, этой радостью поделиться с нашими близкими. И не забывайте творить добрые дела, в том числе в такой светлый день.
Я Вас прошу обратиться к нашим телезрителям в этот замечательный, светлый праздник.
– Дорогие братья и сестры! Хочу пожелать каждому из вас милости Божией, радости духовной. Хочу, чтобы Господь утешил всех тех, кому нужно это утешение сегодня, в наше непростое время. Поделитесь радостью о Воскресшем Христе с теми, кто находится рядом с вами, позвоните тем, кому давно не звонили! И самое главное, конечно же, исполняйте заповедь Божию: друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов. Это апостольская мудрость, но она актуальна и сегодня. С праздником вас, дорогие мои!
Записала:
Полина Митрофанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.