Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Батюшка, недавно мы слышали сюжет о Страшном Суде в Евангелии. Давайте поговорим о том, почему Страшный Суд именно так называется.
– Это последний суд. По-гречески слово «суд» – это «кризис». Много кризисов происходит в жизни и у каждого человека, и у человечества в целом. Это будет последний, определяющий, кризис для человечества в целом и для каждого из нас. Он страшен своей правдой, потому что человеческая жизнь будет определяться именно этим судом от начала и до последних дней, которых мы не знаем. Мы не знаем, когда он будет совершен, мы не знаем ничего и о своем частном суде, на котором можем предстать пред Господом и дать Ему отчет о своих делах.
Он страшен еще и тем, что определяет правду. Добро и зло находятся на разных полюсах. Человек, проживающий эту жизнь на земле, находится между этими полюсами и склоняется в своих действиях то к одному, то к другому. Страшный Суд – это точка определения, на каком полюсе, добра или зла, он окажется. Святая Церковь нам напоминает об этом событии, которое однажды обязательно свершится.
Мы не знаем, сколько миллиардов людей жило за все время существования Земли, но каждый человек, когда бы он ни жил в этом мире, предстанет пред Богом, и вся его жизнь как бы развернется перед Ним, все его дела станут явными, прежде всего для него самого. Ведь часто он обманывает себя – живет в этом мире и прячет свои грехи, неверие, неразумие, надевает на себя некую маску. Все маски будут сброшены на Страшном Суде, и голая правда будет страшна для всех.
Для всех ли страшен Страшный Суд?
– Святые отцы говорят, что для людей, живущих с Богом, Второе Пришествие Христа не наступит, потому что они уже с Богом, они соединились с Ним всей своей жизнью, своими мыслями, чувствами, желаниями. Поэтому этот суд будет прежде всего для мира, который под личиной добра скрывал грехи, что накапливались в течение всей истории человечества. Мы знаем, что грех имеет свойство накапливаться как в роду, так и во всей жизни человечества. В конце концов люди, жившие без Бога, без внутреннего суда, будут в состоянии страха, потому что они не имели страха Божия в своей душе. Страх возникнет у них перед Творцом, Судьей. Христос будет судить нас. Бог Отец дал власть Сыну судить этот мир, потому что Он Сын Человеческий. Этот суд будет для многих нелицеприятен.
За что всех нас будут судить?
– Прежде всего за то, как мы отнеслись к тому благовестию, которое слышали в той или иной степени в этом мире. Именно перед Вторым Пришествием Христа будет всеобщая проповедь слова Божия по всей земле. Не будет человека, который не услышал бы о Христе, не проявил бы своего отношения ко Господу, Его любви, не откликнулся бы на Его зов.
Даже сошедшие в ад (шеол) были оповещены Богом, потому что Иисус Христос сошел во ад. Когда люди жили в этом мире, может быть, они и не слышали о Нем, но те, кто, прожив жизнь, оказались в ином, духовном, мире, увидели Христа. Души этих людей (может быть, не всех) откликнулись на Божий призыв. Эти люди были выведены из ада и спасены.
Зачем нужен Страшный Суд, если после смерти каждого человека будет частный Божий суд?
– Частный Божий суд обязательно будет. Каждый переступит когда-то границу между земной и Небесной жизнью. Когда душа отделится от тела, тело будет находиться в земле до Страшного Суда. Человек будет судим так, как он был сотворен Богом. Дух, душа и тело будут присутствовать в одном человеке так, как мы это видим здесь, в этой земной жизни. Это суд души, потому что душа идет к Богу, а тело возвращается в землю. Вот этот временный разрыв дает возможность судить о том, как душа, находясь в теле, себя вела, насколько она была близка к Богу, исполняла волю Божию, совершенствовалась в этом мире.
Страшный Суд, о котором нам говорит Священное Писание, это суд перед тем, когда будут созданы новое Небо и новая земля, когда все человечество будет жить в ином мире, в особом общении с Богом, когда дух, душа и тело восстановятся в человеке, будут едины.
Часто мы слышим, что после смерти праведники попадают в рай, а грешники – в ад. Так ли это? И как нужно относиться к данным словам?
– Когда мы говорим о таких полярных состояниях, райском и адском, часто представляем себе определенные места. Но, если проанализировать Священное Писание, там сказано, что эти состояния динамичные, то есть это либо состояние длящегося падения, как написано об этом в Книге Иова, либо вечно длящегося восхождения к Богу. То есть это состояния движения в определенном направлении, и рай – это движение человека к Богу, а ад – движение от Бога, это потеря, оскудение, исчерпание личности.
Поскольку в человеке есть образ Божий, этот процесс будет вечным. В состоянии движения от Бога он будет вечно испытывать исчерпаемость, определенного рода страдания, потому что вектор этого движения создается на земле. И поэтому люди, которые здесь выбрали направление движения от Бога или к Богу, в вечности будут испытывать то состояние, которое они себе выбрали, и наказывать их будет не Бог, а их личный выбор.
Страшный Суд – это событие, которое произойдет в будущем. Но ведь люди умирали раньше, умирают сейчас и будут умирать в дальнейшем, пока существует наш мир. А что будет происходить с нами до Страшного Суда?
– Мы проживаем жизнь, данную нам Богом, совершаем в своей жизни свободный выбор и реализуем его. То есть реализация нашего выбора и есть наша жизнь. Господь даровал каждому свободу. Но почему именно свобода – одна из главных характеристик человека? Потому что в свободе он может любить.
Несвободный любить не может. Он может уважать, может бояться, но любить можно только в свободе. Именно поэтому Господь не отнимает у человека свободу. Наоборот, Он дает ему полную свободу, которой тот даже может злоупотреблять, и эта свобода может приносить ему вечные муки.
Живущий на земле сам делает свой выбор и живет этим выбором, идет по пути, который выбрал в своей жизни. Естественно, любой путь чем-то заканчивается, поэтому мы и говорим о рае и аде.
Почему не все души попадают в рай, если Бог любит нас одинаково?
– Любовь – это не какое-то механическое состояние, и понятно, что мы проживаем это на собственном опыте. Каждый человек имеет опыт обычной человеческой любви, привязанности к кому-то и даже к чему-то, например, к какому-то месту, к какому-то состоянию. Но есть еще и другое состояние – любовь Божия. Это та любовь, которой любит нас Бог, ради которой Он и предал Себя на Распятие.
Великий пост условно делится как бы на две основные части. Одна часть – когда мы вплоть до начала Страстной седмицы погружаемся в себя, исследуем самих себя. Нам предлагаются в пример жития святых людей – Марии Египетской, святителя Григория Паламы, преподобного Иоанна Лествичника, и это примеры того, как может выстраиваться духовная жизнь.
Духовная жизнь – это не абстракция. Духовная жизнь основана на конкретных законах. Например, когда мы вспоминаем о преподобном Иоанне Лествичнике, мы говорим, что есть определенная лествица, то есть лестница добродетелей, по которой человек восходит к любви, а на вершине этой лестницы – Бог, Который есть Любовь. И он с помощью аскезы, определенных духовных упражнений восходит на вершину этой любви.
Когда мы говорим о том, что пост и молитва не могут быть внешними проявлениями внутреннего нашего состояния, мы понимаем, что именно внутреннее состояние, ради которого нам дано постное воздержание, и приводит нас к тому, что мы начинаем видеть Фаворский свет, как, например, видел его Григорий Палама. Мы знаем, что исихасты во главе со святителем Григорием говорили, что Бог познаваем, и познаваем Он не в Своей сущности, а в Своих Божественных энергиях.
Именно это аскетическое действие человека, которое осуществляется постом, и приводит его к духовным озарениям, к богопознанию, то есть к вполне конкретным вещам, которые приближают его к райской жизни, и эта часть поста и дана для самопознания.
Последняя же неделя поста – Страстная седмица, это неделя, когда, как бы идя по стопам Христа, мы начинаем переживать Его путь вместе с Ним настолько, насколько нам позволяет наше духовное состояние, в которое мы пришли за первую часть пути, насколько мы очистились от грехов и освятились Божественным присутствием через Тело и Кровь Господа нашего.
Каждый день Страстной седмицы великий, потому что эти дни приближают все человечество и каждого из нас к тем событиям, которые называются Страстями Христа и Его Воскресением. Мы знаем, что христианство содержит в себе не морализаторские истины, как думают некоторые, а великие тайны. Это тайна воплощения, тайна страдания Христа и тайна Его Воскресения. С помощью Великого поста мы приближаемся к тайне Страстей Христовых. И последняя неделя поста – Страстная седмица, особенно четверг и пятница, это дни Страстей Христовых. Церковь дает нам возможность через богослужения как бы окунуться в страдания Христовы настолько, насколько мы сможем, насколько наша душа будет способна это вместить.
Потом, будучи уже очищенными, как бы пройдя вместе со Христом этот таинственный путь страданий, мы уже сможем в каком-то смысле ощутить в себе и Воскресение Христово, и то, что воскресло в нас в течение пройденного пути Великого поста. Святая Церковь призывает нас к этому великому шествию по духовному пути уже здесь, в этом мире.
А может ли душа не хотеть попасть в рай?
– Да, может. Такое состояние бывает, и из Священного Писания мы знаем, что не все люди окажутся в раю. Человек имеет свободный выбор, и если он не идет к Богу, то идет от Бога, третьего не дано, и человеческая душа становится приблизительно тем же, чем стало дьявольское существо, закрывшее свое сердце. И Бог не хочет, чтобы это сердце было раскрыто силой.
Мы знаем, что Господь совершал спасение человечества и во времена Ветхого Завета, и во времена Нового Завета, когда путь к спасению был закрыт. То есть херувим, охранявший этот путь к спасению, прикрывал его, чтобы дьявол не смог догадаться и раскрыть тайное домостроительство спасения рода человеческого.
Дьявол не знал, что Христос – это Бог. Он узнал, что Он Бог, только тогда, когда Господь сошел во ад и возвратил в рай тех людей, которые смогли Его принять, откликнулись на Его появление там. Но многие не откликнулись, скорее всего, были и такие, кому Бог не был нужен, как Он не нужен дьяволу.
И вполне возможно, что как может душа человеческая совершенствоваться в добродетели, в богопознании, в стяжании благодати Духа Святого, так может она совершенствоваться и в обратном направлении.
Вопрос от Татьяны: «Как пережить Великий пост, если совсем нет сил поститься?»
– Понимаете, пост, как мы уже неоднократно говорили, заключается не в том, чтобы чего-то не есть, отказаться от какой-то пищи. Но у многих людей складывается впечатление, что пост заключается именно в этом, что нужно, отказавшись от пищи, ходить полуголодным. Конечно, это не так.
Пост – совсем другое состояние. Это состояние сосредоточенности на Боге. Я думаю, что эта сосредоточенность, желание богопознания, самопознания, то есть познания своих грехов, немощей, ошибок, возможны для всех людей.
Конечно, это невозможно для тех, кто пребывает в совсем уж бессознательном состоянии или в коме, но люди, способные мыслить, двигаться и размышлять, могут реализовать Великий пост именно таким образом – призвав священника, исповедуя свои грехи, принимая благодать Божию с помощью церковных таинств, читая Священное Писание.
Сейчас доступность Священного Писания, житий святых через сеть интернет просто колоссальная. В истории человечества никогда такого не было, чтобы можно было даже не читать, а слушать что угодно и тем самым насыщать свое тело, дух и душу духовной пищей, заменив ею телесную пищу, от которой мы должны на время отказаться или сократить ее. Я думаю, что это возможно для всех.
«Батюшка, велик ли риск рождения больного ребенка, зачатого Великим постом?»
– Очень сложный вопрос. Конечно, такое может происходить, но все это находится в Промысле Божием. Сказать, что это обязательно произойдет со всеми людьми, нельзя. Думаю, были случаи, когда это действительно происходило и рождались больные дети, но есть и случаи, когда рождались совершенно нормальные дети. Все здесь индивидуально.
И, может быть, больные дети рождались не потому, что люди не соблюдали пост, а потому, что это было промыслительно для их обращения к Богу, независимо от того, в какое время это происходило.
Главное – не упустить то время, которое дается нам Церковью в Великий пост. Это как бы великопостное шествие совершается один раз в году, но никто не знает, будем ли мы живы в следующем году, как будем себя чувствовать и так далее. Поэтому нам обязательно нужно использовать это время, когда мы можем стать лучше, ближе к Богу и Бог может стать ближе к нам.
И не нужно размышлять о том, что Бог обязательно накажет нас за то, что мы упустили это время, потому что Бог никого не наказывает в прямом смысле этого слова, как это делает человек по отношению к другому человеку. Человек наказывается всем ходом своей жизни. Так было с первыми людьми, когда Господь сказал ему: смертью умрешь, – то есть смерть станет внутренним достоянием человека после того, как он вкусит от этого лукавого древа. Так это и произошло, и так это происходит со всеми.
«Можно ли во время поста устраивать бракосочетание?»
– Это нежелательно. Для верующих пост не время для такого торжества. Сама Церковь говорит нам, что не происходит Венчание во время поста, что для этого есть определенное время. Екклесиаст говорил: всему свое время, и время всякой вещи под Небом… время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий.
В этом смысле мы должны четко понимать, что наша жизнь, как и жизнь каждого человека, имеет определенные периоды, что она соткана из будней и праздников. И мы знаем, когда мы будем отдыхать, а когда работать, когда будем делать одно, а когда другое. Нужна духовная разборчивость.
«Что делать, если у меня день рождения всегда выпадает на Великий пост? Можно ли его праздновать?»
– Поздравлять человека можно, в этом нет никакого греха. Но устраивать застолья?..
А в семейном кругу?
– В семейном кругу отметить день рождения можно, но если люди верующие, то с постным столом и сдерживая себя во всяких эмоциональных состояниях. Прежде всего нужно поблагодарить Бога, потому что наше рождение не зависит от нас. Мы рождаемся в то или иное историческое время, и нас никто не спрашивает, где и когда нам родиться. Господь дает нам эту возможность. А где благодарение Бога, там и исполнение воли Его; и где исполнение воли Господа, там и понимание того, когда и как это нужно делать.
Батюшка, остаются последние дни перед началом Великого поста. Дайте наставление нашим дорогим телезрителям, как провести эти последние дни и как войти в духовное возрождение, в духовную весну души и правильно начать Великий пост.
– Прежде всего я хочу пожелать всем нам разумности, правильного настроя, которые дает нам Церковь, чтобы мы сохранили этот настрой в течение всего Великого поста и принесли духовный плод, не уподобляясь смоковнице, которая не принесла плода и засохла.
Я желаю всем нам, насколько это возможно, проникнуть в великие тайны страдания Христа и Его Воскресения и приобщиться к Богу. И тогда мы почувствуем, что жизнь наша будет меняться, что она станет более радостной и глубокой, мы действительно почувствуем в себе полноту бытия, к чему и призван человек. Мне хочется пожелать всем нам, чтобы пост действительно стал для нас весной души.
Записали:
Ирина Овчинникова
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.