Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1246) → Священник Михаил Прохолцев: Свобода воли

Священник Михаил Прохолцев: Свобода воли

№13 (1246) / 1 апреля ‘24

Беседы с батюшкой

Говорить о свободе воли сегодня – дело особой важности. Мы в свободе воли способны совершать разные поступки. Если в этих поступках мы не будем соотноситься с волей Божией, понятно, что будет. А если бы мы как православные христиане поступали именно по воле Божией, то, наверное, не было бы никаких проблем, – ни войн, ни испытаний, ни лжи. Была бы одна только правда, одна только любовь. Но в нашей воле поступать по-разному. А, может, мы способны поступать и так, чтобы просто изгонять Господа из нашей жизни. Насколько я прав?

– Свобода – величайший дар, самый большой из тех, что даны Богом человеку. Это больше дара любви. И если у человека не будет свободной воли к любви, к росту в любви, то не будет и любви. А воля – это тоже Богом данный инструмент для достижения свободы.

У нас в академии был замечательный батюшка, который нам, студентам, на Исповеди всегда говорил: «Чтобы что-то предпринять, совершить какой-то рывок, прыжок веры, нужно совершить волевое усилие». Получается, чтобы не грешить каким-то грехом, нужно совершить волевое усилие. Чтобы совершить это волевое усилие и утвердиться в свободе, которую предлагает Господь, нужно очень трезвиться, духовно мобилизоваться и, собрав всего себя в кулак, совершить этот самый рывок.

А чтобы не надорваться, совершая рывок, нужно рассчитать силы, чтобы он был постепенным, и в этом постоянстве двигаться к утверждению в свободе, которую предложил Господь. Господь говорит: позна́ете истину, и истина сделает вас свободными. Мы знаем, что настоящая свобода – во Христе. А достигается она усилием воли, силой воли и свободным движением этой воли навстречу свободе, которую предлагает нам Господь.

Такое желание у нас может возникнуть в момент какого-нибудь великого в нашем понимании падения: человек что-то сделал, просто так сложилось, что он чувствует себя плохо; или что-то привело к тому, что ему очень плохо. Вот с этого дна он может понять, что сейчас нужно оттолкнуться по направлению к Богу, от Которого он так долго убегал.

Этот путь так или иначе проходил каждый из нас в своей жизни. В жизни каждого из нас возникали поводы понять, что мы в этой ситуации достигли дна. Но как радостно и как хорошо, когда Господь бросал нам спасательный круг! И вновь и вновь звучали слова со страниц Евангелия в нашей жизни: Я есмь путь и истина и жизнь; и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными. Вновь и вновь мы можем понять (а в нашей жизни это происходит постоянно), что подлинная свобода – в Господе, но для достижения этой свободы необходимо мощнейшее волевое усилие, которое тем не менее должно быть постоянным. Вот такой парадокс!

Говоря о воле, мы часто ее воспринимаем как самоопределение, самопонимание, веру в свои силы, веру в свои собственные победы, в свою волю. В этом и кроется очень интересный аспект. У нас есть улицы, имеющие разные названия. Например, у нас была Знаменская площадь, которая стала площадью Восстания. У нас есть улица Белы Куна, названная в честь человека, убивавшего священников. Я хочу сказать, что человеческая воля бывает очень разной, в том числе и волей, которая воспитывается как воля человечества, некоего общества. В этом случае кто заставил человечество быть участником того или иного страшного деяния? Это воля Бога, воля человека или его безволие?

– Это очень сложный вопрос, над ним, я уверен, ломают голову лучшие богословские умы. Ситуация многогранная. В Псалтири святой псалмопевец сказал: всяк человек ложь. Мы также понимаем, что во всем постоянен только Бог. Он постоянен в любви, в созидании, в желании нас спасти и во всех словах, которые Он сказал для нашего спасения. Человек же всякий есть ложь.

Многогранные проявления человеческой свободы и такие удивительные усилия воли, как, например, сжечь город, уничтожить целую страну, убить как можно больше людей, уничтожить весь мир, мы видим и из истории. И в сегодняшней истории подобные события тоже происходят. Но воля Божия о нас, людях, одна: позна́ете истину, и истина сделает вас свободными. И мы говорим: «Да будет воля Твоя!» Если мы читаем Священное Писание, то прекрасно понимаем: если мы будем нашу жизнь сверять с тем, что сказано там, не будет ни войн, ни революций, ни конфликтов. Все мы могли бы друг друга по-настоящему и искренне любить, в том числе и тех, кого считаем врагами.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Так как я инвалид-колясочник, мне очень редко удается добраться до храма. Я постоянно по телевизору смотрю телеканал „Союз”, читаю утренние и вечерние правила. Молитвы нужно читать так, как написано в молитвослове, или есть упрощенный вариант?»

– Детьми мы сначала изучаем «Азбуку», «Букварь», потом самые простые учебники. Потом учебники становятся все сложнее и сложнее. Вспомним учебники за 11-й класс школьной программы. Если не был пройден курс ранее, то вообще ничего не поймешь. А если взять вузовскую программу по математике, по физике, то там совсем все сложно. Молитвослов – это школа молитвы. Это наша «Азбука».

Казалось бы, мы читаем одни и те же слова святых. Но они же не писали это все, чтобы мы потом это все читали из молитвослова. Нет! Эти слова были сказаны от всего сердца и обращены к Богу. Но эти слова были кем-то записаны и легли в основу молитвенного опыта Церкви. Когда мы молимся по молитвослову, мы учимся молиться сами. Это школа молитвы. А когда у нас есть возможность помолиться своими словами сверх того, что мы прочли, сверх того, чему мы научились, это уже наш собственный уникальный молитвенный опыт, который мы можем стяжать благодаря тому, что учимся молитве у святых.

Никогда не будем ударяться в крайности. Например, молиться только своими словами. Так делают протестанты. У них нет такого понятия, как Предание. У нас же такое понятие есть. И есть замечательная книга «Молитвослов», в ней запечатлен молитвенный опыт Церкви и святых. Когда мы с ним знакомимся, для нас это великое благо! И когда мы возносим свою молитву к Богу уже сверх этого, мы уже понимаем, о чем и как нам говорить с Господом.

Правило Серафима Саровского.

– Да, очень простое, очень понятное и глубокое.

И если ты даже не понимаешь, например, молитву Василия Великого или другие, в произнесении этих молитв должна быть искренность...

– Безусловно!

В этом тоже есть свобода воли. Например, у меня часто так происходит, что прихожу домой – и сил нет вообще ни на что. Мое молитвенное правило в этом случае очень короткое. Я в этом каюсь, а потом пытаюсь, что называется, компенсировать это особой молитвой. Если такое происходит, то это что – нарушение воли Божией или послабление моей собственной человеческой воли?

– Есть в Евангелии такое понятие, как лепта вдовицы. Человек сказал от сердца: «Господи, помилуй!» – и уснул. Но это может быть больше, чем без внимания прочитанное вечернее правило, когда слова прошли совершенно мимо сердца.

Слышит ли Господь нашу молитву, когда мы читаем ее невнимательно? Слышит. Воспринимает ли Господь нашу молитву, когда мы читаем ее невнимательно? Воспринимает. Но каждый раз, когда мы ловим себя на том, что наша молитва была совершенно невнимательной, надо вспомнить очень неприятный момент, когда нас не слушали. Например, мы говорим что-то важное человеку, а он нас не слушает.

Господь всегда слушает, даже если мы говорим совершенно невнимательно и не готовы воспринять обратную связь, когда Он хочет нам что-то сказать, а мы даже не из-за усталости, а просто из-за невнимательности и духовной расхлябанности не готовы это воспринимать. Тем не менее важно помнить, что искренняя молитва от сердца и память о Боге в течение дня – это очень важно для христианина. И размер нашего молитвенного правила не определяет наши отношения с Богом. В полной мере наши отношения с Богом определяются нашим желанием быть с Ним, нашим воспоминанием о Нем и памятью о том, что мы можем обратиться к Нему в любое время и из любого места. Идем по улице – помолились; вышли из дома – помолились, вошли в транспорт – помолились.

Есть самая главная и самая простая молитва – Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Ничего проще не существует. Но, простите, скажу такую крамольную вещь, что и молитва может стать кощунственной.

– Иногда бывают такие случаи, когда молитва может стать кощунственной и не быть молитвой. Бывает, что человек на автомате (церковные люди этим грешат, например, кто в хоре поет) напевает тропарь, кондак или величание совершенно в неуместное для этого время. То есть происходит некое привыкание к словам молитвы, к церковным песнопениям. И здесь надо быть очень внимательным.

Добродетель трезвения дает нам возможность постоянно находиться на пике усилия воли. Трезвение – это состояние, когда мы присутствуем здесь и сейчас. Когда мы молимся, мы должны быть здесь и сейчас. Философски выражаясь, присутствуя присутствовать. Когда мы слушаем Священное Писание или читаем его, мы должны в этом присутствовать. Когда мы находимся на Божественной литургии, на богослужении, причащаемся Святых Христовых Таин, мы тоже должны здесь присутствовать. Если мы присутствуя отсутствуем, то мы не трезвимся. А если не трезвимся, значит, не прилагаем усилий воли, что так необходимо для нашего спасения.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Действительно ли существует свобода воли?»

– Существует дар Божий – свобода; и это то, чего нам надо достигнуть. Чтобы достигнуть обожения, чтобы мы, созданные по образу Божию, достигли Его подобия, нам необходимо обрести настоящую свободу. А для этого нам нужно постоянно предпринимать волевое усилие.

Если бы свободы воли не было, от нас бы ничего не зависело, наше волевое усилие было бы тщетно или его совершенно бессмысленно было бы предпринимать. Фактически воля и свобода не могут существовать одна без другой. Свобода воли – это тоже дар Божий, поскольку свобода – дар Божий. Хочешь – проявляй свою волю так, хочешь – проявляй свою волю иначе. У нас есть возможность проявлять волю так, чтобы постоянно быть созвучными с волей Божией; это называется синергией. Воля Божия есть о каждом человеке и обо всем человечестве в целом, обо всей Земле и всей жизни.

В Книге Бытия написано, что Господь свободным Своим желанием, произнося лишь слово (например: и сказал Бог: да будет свет. И стал свет; Быт. 1:3), создал свет, Небо, землю и в конце концов человека. Но мы также знаем, что в Книге Откровения Иоанна Богослова написано о грядущем конце мира, о котором говорил и Господь наш Иисус Христос. В Священном Писании, в Святом Евангелии об этом очень много сказано. Из Книги Откровения мы узнаем о том, как завершится наш мир, что Господь вновь придет, и будет суд.

Так вот, страшный дар свободы и возможность с помощью свободной воли выбирать пути, несомненно, есть. Но что мы выберем: быть или казаться? быть или не быть? Однозначно быть придется всегда, потому что Господь нас создал бессмертными. От греха, проклятия и смерти избавил нас Господь Иисус Христос. Смерть для человека означает, что он будет пребывать без Бога, вдали от Бога. Это и есть ад.

Царство Небесное – это возможность вечно пребывать с Богом. Прилагать усилия воли для того, чтобы вечно быть с Богом, – наша задача как христиан. Усилия воли, чтобы быть без Бога, предпринимают сатанисты, вероотступники, богоненавистники. По словам Господа нашего Иисуса Христа, они не ведают, что творят, потому что готовят себе ров адский, куда есть возможность упасть, оказаться в геенне огненной и гореть в ней... Никому этого не желаю.

Мне с детства говорили, что нужно иметь силу воли для того, чтобы встать утром, сделать зарядку, пойти в школу, учить уроки. И прочее. Тогда я никак не мог понять, в чем же смысл этого понятия «сила воли». Но потом мне мама объяснила, что все очень просто: сила воли вырабатывается дисциплиной и трудом. Сейчас этот вопрос я задаю Вам: могут ли дисциплина и труд воспитать в нас силу воли?

– Безусловно. Духовная дисциплина и духовный труд. Очень часто и правильно, на мой взгляд, сравнивают духовную жизнь и спорт. Спорт как таковой может быть совершенно лишен духовной составляющей. Например, нужно нарастить мышцу – и человек ее наращивает. Но он наращивает ее зачастую через не хочу и не могу, чтобы достигнуть результата.

Мы имеем цель достигнуть Царства Небесного, которое нам обещал Господь, чтобы Господь нас спас. Но если мы не прикладываем усилий, не берем пример со спортсмена, который достигает, казалось бы, невозможного (прыгает в три раза дальше, поднимает невероятный вес, с совершенно невероятной скоростью пробегает дистанцию), то не достигнем цели. Чтобы достигнуть цели, нужно постоянно совершать над собой волевое усилие, нужны дисциплина и труд. На одном вдохновении ничего не получится, потому что сегодня вдохновение есть, а завтра его нет. Нужно постоянство.

Мы читаем труды святых подвижников и видим, сколько они претерпели мучений из-за необходимости постоянства. Например, нужно плести корзину и сидеть на одном месте, а хочется пойти в келью или вообще в другой монастырь или сменить послушание. Но игумен поставил на это место – плести корзину. И через это как раз достигается спасение.

Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Может ли воля зависеть от воспитания? Вот я, например, в молодости принимала решения, ориентируясь на то, что все так делали, и я думала, что это правильно. Это, конечно, не навязанная воля, но она как-то со стороны воспитанная».

– Воля, если рассматривать ее как инструмент для достижения цели, естественно, зависит от воспитания, от того, что в нас вложили. Например, родители не заставляли ребенка убирать за собой разбросанные вещи; соответственно, такого навыка у него не сформировалось. И потом, когда в жизни появилась необходимость наводить порядок, оказалось, что такого навыка нет, а воли не хватает. Если воли не хватает, чтобы начать наводить порядок у себя дома, то что же говорить о душе? Сначала – порядок дома, потом – порядок в душе. Как говорил один иподиакон Владыки Симона, если в архиерейском чемодане у вас все сложено тяп-ляп, значит, и в душе такой же бардак. Вот так он говорил нерадивым иподиаконам.

Впереди Великий пост. Для нас, ленивых, безвольных, усталых людей, пост может превратиться в очередной кошмар: «Ой, я не смогу поесть мяса, выпить молока». Либо это будет весна духовная, и мы сможем усилить свою молитву. Если мы сегодня говорили об усилии, о воле, об усилении воли, дисциплине и труде, то, наверное, в пост все складывается удобно...

– Пост – это пост, на нем нужно стоять вооруженным. Есть у апостола Павла замечательные слова, когда он нас облачает: дает нам и щит, и шлем, и доспехи, чтобы противостоять злу, быть бодрым, стоя на посту. Ведь враг со всех сторон. Бесы, дьявол никакой силы не имеют, но искреннее желание погубить человека – это то, от чего они мучаются и чем никогда не смогут насытиться, потому что совершенно не могут удовлетворить эту потребность.

Так вот, пост – это время, когда у нас есть возможность вооружиться и стать сильнее, укрепить свою волю, обратиться ко Господу взором и утвердиться в свободе, которую Он нам предлагает. Кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2:19) – мы помним эти слова апостола. Если нас в повседневности побеждают наши вредные привычки, грехи и страсти (страсть – это грех, что очень глубоко укоренился, пустил корень, который очень непросто выкорчевать), то нам нужно укрепить нашу волю и заниматься упражнениями. То есть молитвой, чтением Священного Писания, трезвением и постоянством побеждать те самые явления, которые борют нас и не дают стать по-настоящему свободными.

Естественно, необходимо быть воспитанным на Священном Писании, на Теле и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Господь ведь воспитывает, питает нас, когда мы причащаемся или когда слышим в Священном Писании, Евангелии Его живое слово. Господь воспитывает нас, когда мы, взаимодействуя со своими ближними, не отдаляемся от них, а, наоборот, стараемся стать ближе и таким образом возрастаем в любви. Но для этого необходимо и трудиться, и быть дисциплинированным. Воспитание, сила воли в стремлении к свободе, дисциплина, постоянство и труд.

Знаю, что раньше была очень благочестивая традиция семейного чтения Священного Писания каждый день Великим постом. К сожалению, я уже три года не практикую это в своей семье, но помню о том, насколько это удивительный опыт. Причем у меня был такой опыт, когда я прочитывал все Священное Писание – и Ветхий Завет, и Новый Завет. Это было очень сложно, потому что, к сожалению, это занимает очень много времени. Это хорошо делать в монастыре. Что бы Вы посоветовали читать в семейном быту?

– Конечно, читать Священное Писание, настолько часто, насколько есть возможность. «Лествицу» в пост обязательно прочесть или хотя бы прослушать. Читать притчи. Ну и то, что душа изволит, потому что очень много замечательной литературы. Хорошо бы прочитать в пост хотя бы одно Евангелие, а лучше все четыре. Замечательная практика – читать в пост Псалтирь.

Господи, благослови нас на доброе христианское житие и на грядущий Великий пост.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс